Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 14:15, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности проявления одиночества в подростковом возрасте.
Введение
Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящается все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Что
же такое одиночество: беда или счастье,
норма или патология. Различные
философские течения и
Для
одних одиночество – результат
осознания человеком
На
разных ступенях своего развития человеку
приходится постигать действительность,
которую он осваивает снова и
снова (иногда с учетом ранее освоенного,
а иногда и заново). Важную роль при
этом играет становление человека как
субъекта своей активности. Обнаруживая
и проявляя субъектность (этот процесс
начинает формироваться в подростковом
возрасте), человек научается
Становление субъектность, т.е. обретение опыта осознанного саморегулирования своих действий и поведения, подключение к привычной активизации инструментария, позволяющего заново осваивать жизненные ситуации, развитие самостоятельности занимает в подростковом возрасте ведущее место. По нашему мнению, именно возрастающие возможности осознания регуляторного опыта обеспечивают развитие субъектного отношения к разным сферам личностного самоопределения подростка.
Цель исследования: выявить особенности проявления одиночества в подростковом возрасте.
Объект исследования: эмоциональная сфера учащихся в возрасте 14-16лет.
Предмет исследования: причины возникновения чувства одиночества у подростков.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования:
Чем сложнее отношения подростка со сверстниками, тем выше у него уровень одиночества.
Методы исследования: тестирование, опрос.
Для выявления основных причин возникновения чувства одиночества у подростков нами использовались следующие методики:
1.Методика Д.Рассела и М. Фергюсона диагностики уровня субъективного ощущения одиночества;
2. Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной;
3.Методика ОСГУД.
Выборка. В исследовании приняли участие 20 подростков в возрасте 14-16лет.
Экспериментальная
база исследования: МОУСОШ
№18 г. Тулы.
1.1. Психолого-теоретические подходы к проблеме одиночества
Именно XX век породил проблему одиночества. «Дополнительно ко всем физическим характеристикам, а зачастую и в противовес им, одиночество приобретает сугубо психологическую окраску. Оно становится, прежде всего, личностным». В XX веке иначе осмысляется влияние общества на индивида, и большое значение придаётся тому, как сам человек определяет своё положение в обществе в зависимости от своего внутреннего мира.
«Смешение акцентов, усиливающих психологическую окрашенность феномена одиночества, по мнению ряда авторов, связано, с одной стороны, с развитием самосознания человека, а с другой – с социальными изменениями».
Несомненно,
что феномен одиночества больше
изучен зарубежными исследователями.
Все эти работы сходятся в том,
что одиночество связано, прежде
всего, с «переживанием человека
его оторванности от сообщества людей,
семьи, исторической реальности, гармоничного
природного мироздания». В то же время
многие исследователи признают, что
физическая изолированность не всегда
соседствует с одиночеством. «Одиночество
не может быть приравнено к физическому
состоянию изолированности
Как отмечает Ю.П. Кошелева,[8] зарубежные исследования одиночества сводятся к изучению черт характера и личных качеств одиноких людей, возрастных особенностей и атрибутивных моделей одиночества; к выделению составляющих одиночества, сопутствующих состоянию одиночества переменных, к определению степени его тяжести, а также к составлению различных типологий и шкал одиночества.
В
зарубежной психологии разработан ряд
теоретических моделей
Ю.П. Кошелева считает, что модель одиночества У. Садлера[5] стоит особняком по отношению к вышеперечисленным теориям. Садлер [5]определяет одиночество как «переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определённую форму самосознания и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности». Садлер[5] рассматривает одиночество через внутренний мир личности как динамический процесс. Он считает, что этот процесс обусловлен переживаниями человека в различных жизненных ситуациях, социальных связях. Утрата этих связей, значимых для индивида, ведёт к переживанию чувства одиночества.
Садлер вводит понятие «жизненного мира личности» – он ориентирован на реализацию четырёх возможностей:
уникальность судьбы индивида, актуализация врождённого «я» и его предельной многозначности;
традиция и культура личности, т.е. ценности, с помощью которых личность оценивает своё внешнее и внутреннее поведение;
социальное окружение индивида, способствующее отношениям с другими людьми и реализации ролевой функции личности;
восприятие других людей, с которыми человек может установить отношения «я – ты», которые могут перерасти в двойную реальность человеческого «мы».
В
случае, если, одна или несколько
из этих возможностей не реализуются,
жизненный мир личности теряет свою
целостность и человек узнаёт
страдания и одиночества. «Часто
одиночество – это ощущение, которое
проявляется в форме
Данная
концепция близка отечественному отношению
к одиночеству в
Проблема
одиночества рассматривалась
Можно
выделить две точки зрения на проблему
одиночества в современной
Первая из них восходит к «советскому» пониманию одиночества как состоянию, «противоречащему самой сути человека как существа общественного». Эта точка зрения определяет одиночество следующим образом. «Одиночество, в отличие от объективной изолированности, отражает внутренний разлад человека с самим собой, воспринимаемый им как неполноценность своих отношений с миром, как «кризис ожидания», потерю всякой надежды и разочарование в любой возможной перспективе. В одиночестве высвечивается опустошенность внутреннего мира человека» . Однако уже здесь говорится о необходимости различения одиночества и уединения. «Уединение в отличие от одиночества не пресекает общение, а лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающих его духовных формах общения. Между уединением и одиночеством больше различия, чем сходства. Если первое есть необходимое условие очищения и углубления общения, то второе – антагонист этому общению, его враг номер один» .
Вторая точка зрения провозглашает амбивалентное отношение к одиночеству. С одной стороны признаётся трагичность одиночества, с другой подчёркиваются возможности, которые открывает для становления человека уединение, разговор с собой. «Только в тишине собственной души человек осознаёт глубокий смысл своего личного бытия. Однако кроме спокойного умиротворённого уединения существует мучительное и напряжённое одиночество – тоска, субъективное состояние духовной и душевной изоляции, непонятности, чувства неудовлетворённой потребности в общении, человеческой близости». Но главное, в этих работах нет интонации тотального трагизма, присущего западным работам по этой теме. Они имеют общий позитивный настрой на решение проблемы, либо изменения отношения к ней. Один из путей преодоления трагизма одиночества – наличие богатого внутреннего мира, возможности для развития которого, кстати, в свою очередь открывает одиночество. Обладая богатым внутренним миром, человек не чувствует себя одиноким, «он не страшиться часов одиночества, а порой даже ищет их – чтобы разобраться в себе, в своих мыслях и переживаниях, чтобы растить свою душу» .
Информация о работе Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте