Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 14:15, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности проявления одиночества в подростковом возрасте.
Поэтому
мы сочли необходимым разобраться
в тех особенностях психической
жизни человека, которые приводят
к состоянию одиночества, рассмотреть
проблемы, возникающие перед подростками,
переживающими состояние
1.2.
Проблема одиночества
в подростковом возрасте
В психологии хорошо известно, что в древности человек не осознавал себя как отдельную личность.
«Сознание отдельного человека по своему существу было коллективным и определялось принадлежностью индивида к его социальной группе: роду, племени и т.д. Такая форма сознания получила название «мы - сознание» .
В рамках этого сознания
При таких условиях одиночество не существовало ни как социальное, ни как психологическое явление.
В античный период истории начинается «постепенное изменение в структуре сознания и возникает его особая форма «я - сознание» . Но это ещё не есть самосознание личности. Индивидуальность, «я» личности заключалась лишь в оценке степени развитости того или иного качества человека. Античный герой – это один из ряда, но лучший в ряду.
И
только в Возрождение начинает выделяться
индивидуальность как психологическая
характеристика человека и его самосознание,
поскольку генеральным
Именно
в это время, как мы уже упоминали,
возникает проблема одиночества, однако
трактуемая как благо и необходимое
условие становления
В последующие эпохи происходит обособление личности и «я - сознание» стало доминирующим.
Однако
в России в советскую эпоху
«мы - сознание» становиться «
В такой социальной ситуации проблема одиночества как массовое явление не возникает, поскольку человеку не дают быть одному, контролируя любые проявления обособленности. Одиночество становится уделом отдельных личностей, «выпадающих» из «системы», которые в свою очередь неизменно преследуются государством.
«Оттепель»
положила начало распаду компонента
«мы» в сознании людей и постепенно
советские, а затем уже русские
люди узнали массовое чувство отчуждённости,
оторванности от мира людей, чувство, которое
стало знакомо зарубежному
Можно даже говорить о культурных традициях и способах отношения к одиночеству и его переживанию в западной и восточной культуре.
Для Запада одиночество есть обязательное условие становления личности. Это психологический механизм его обособления. Для Востока одиночество – состояние уединённого, углублённого в самопознании духа. России ближе западное восприятие феномена одиночества, в первую очередь такое отношение закреплено в семейных традициях и воспитании детей.
Таким образом, «уединение, одиночество стало реально необходимым условием полноценного обособления, развития личности».
Подростковый возраст, признанный всеми исследователями периодом становления самосознания непременно сталкивается и с феноменом одиночества.
Возникновение
самосознания – результат осознания
подростком заметных изменений в
своём внешнем облике и как
следствие возникновение
«Романтичность подростка, то есть стремление непосредственно воспроизвести, внести в реальную жизнь некоторый идеал, есть ключ к пониманию «переходного» поведения.
Возвышенный идеал становится мерилом отношения подростка к действительности. Поведенческий текст подростка обращён (адресован) и к другим людям, но скорее смысл этого обращения состоит в противопоставлении своей особенности.
Продолжая
мысль, можно заметить, что романтический
герой неизбежно
Подросток
также в силу своей романтичности
постоянно готовиться к такому столкновению,
замысливает его и
Итак, подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.
Уединение помогает проигрывать различные роли, которые недоступны подросткам в реальной жизни, моделирование различных ситуаций, в том числе трудных и критических. «Чувство одиночества… - нормальное явление, следствие рождения внутренней жизни» - пишет И.С. Кон .[3]
Но индивидуализация, как и все процессы подросткового возраста, имеет и обратную сторону. «Человек, однажды достигнув уровня индивидуального самосознания и установив своё уникальное личностное тождество, неожиданно сталкивается со своим абсолютным одиночеством…. В этом заключается человеческая дилемма: человек должен стремиться к отделению своего «я»… но, однажды достигнув такого отделения, он затем сталкивается с мыслью, что больше не «сопричастен» целому. И человек пускается в самоотверженный и безнадёжный путь назад к «абсолютному бытию» и единству, или, по крайней мере, время от времени пытается это сделать»
Так и подросток, стремясь к обособлению своей личности, защищая границы своего «я», стремится к уединению, а, добившись своего, узнав себя, он осознаёт, и своё одиночество и стремится уже избавиться, освободиться от него.
Единственный путь для достижения уже этой новой цели – путь к другому человеку, к пониманию и поддержке. В этом смысле верно следующее утверждение: «Личность – это одиночество, которому круг людей, её окружающих, придаёт определённые формы бытия» .
Поэтому
вполне логично будет остановиться
на социально-психологических
1.3.
Одиночество подростков
и социально-психологические
проблемы
Живя в обществе, люди принимают на себя различные социальные роли. Так, девочка-подросток в группе мальчиков-подростков будет ощущать и вести себя соответственно своей половой принадлежности, однако в группе людей, старших по возрасту, она будет ощущать себя, прежде всего, подростком.
Адекватное принятие на себя той или иной роли – показатель адаптированности личности. Но есть и отрицательная сторона явления. Организуя своё поведения постоянно с точки зрения его социальной желательности, в меньшей мере сообразуясь со своими личными потребностями и чувствами, личность попадает в ловушку своих социальных ролей. «У закрытого, замаскированного человека нарастает уверенность, что не только близкие, но и вообще никто никогда не сможет его по-настоящему понять, принять участие в его внутренней жизни. И он прячет её ещё глубже. Закрытость человека, наряду с зацикленностью на себе, неуверенность в своих силах, своей привлекательности, робостью, Г.В. Старшенбаум[8] назвал частой причиной одиночества.
Школа также способствует структуризации деятельности подростка, поддерживая проявления социально желательного поведения. Подросток, привыкший с детства жить по извне установленным правилам и нормам, просто не умеет самостоятельно и творчески подойти к решению своих жизненных проблем. И хотя «… школа перестаёт быть той средой, где подросток смог бы научиться решать свои личные проблемы и далее эффективно взаимодействовать с социумом» , всё же она оказывает заметное влияние на формирование личности и поведения человека.
Говоря о социальных ролях, следует заметить, что существуют собственно три уровня значимых ролей для человека:
уровень межличностного взаимодействия, где необходимо понимание и признание от близкого человека. Выражается в поиске друга;
уровень группового взаимодействия. Наличие положительной групповой оценки оправдывает даже неудачи в межличностном общении;
уровень культурно-исторической значимости – только общество в целом, во всех своих социальных проявлениях может дать человеку эту значимость.
Для
подростка актуальными можно
признать только первый и второй уровни.
Причём значимость первого уровня с
возрастом увеличивается. Это связано
с тем, что «подростковый возраст,
по сравнению с младшим школьным,
характеризуется несомненным
Таким образом, референтной группой для подростков по большей мере становится компания сверстников. Более того, подросток стремится к установлению доверительных отношений с одним из своих сверстников. Главная причина стремления к поиску – желание найти того, кто тебя понимает. Многие исследователи отмечают, что именно отсутствие понимания, понимающего человека субъекта, как причину возникновения чувства одиночества. «Любые описания переживания одиночества как психологического феномена обязательно содержат в себе указания на сочетание субъективной потребности и объективной невозможности понимания человека человеком. Мы говорим «меня понимают» только в том случае, если другой человек не только знает мотивы моих переживаний, но и принимает их как некоторую, причём безусловную, ценность»[6] .
Это
верно и в отношении
Возможен и другой путь: «понимание другим человеком – это как подтверждение моего собственного существования». Найдя друга, подростки реализуют не только потребность в понимании, но и потребность в собеседнике, самораскрытии. Само становление подростка становится, таким образом, продуктивным.
Информация о работе Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте