Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить особенности проявления одиночества в подростковом возрасте.

Файлы: 1 файл

курсовик номер 2.docx

— 107.60 Кб (Скачать)

      Поэтому мы сочли необходимым разобраться  в тех особенностях психической  жизни человека, которые приводят к состоянию одиночества, рассмотреть  проблемы, возникающие перед подростками, переживающими состояние одиночества. При этом необходимо остановиться на тех серьёзных изменениях, которые  происходят в подростковом возрасте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Проблема  одиночества в подростковом возрасте  

      В психологии хорошо известно, что в  древности человек не осознавал  себя как отдельную личность.

      «Сознание отдельного человека по своему существу было коллективным и определялось принадлежностью  индивида к его социальной группе: роду, племени и т.д. Такая форма  сознания получила название «мы  - сознание» .

        В рамках этого сознания конкретный  человек, индивид, выступает только  как носитель и представитель  коллективных родоплеменных представлений,  норм и ценностей. Один индивид  никогда не противостоял другому.  Противостоять могло только наше  «мы» чужому «они».

      При таких условиях одиночество не существовало ни как социальное, ни как психологическое  явление.

      В античный период истории начинается «постепенное изменение в структуре  сознания и возникает его особая форма «я - сознание» . Но это ещё не есть самосознание личности. Индивидуальность, «я» личности заключалась лишь в оценке степени развитости того или иного качества человека. Античный герой – это один из ряда, но лучший в ряду.

      И только в Возрождение начинает выделяться индивидуальность как психологическая  характеристика человека и его самосознание, поскольку генеральным воззрением на окружающий мир и всю действительность становится антропоцентризм, утверждающий, что именно человек есть центр  и высшая цель мироздания. «Наличие уникальных, неповторимых качеств и  свойств становится самоценным и  определяющим «я - сознание»» .

      Именно  в это время, как мы уже упоминали, возникает проблема одиночества, однако трактуемая как благо и необходимое  условие становления индивидуальности.

      В последующие эпохи происходит обособление  личности и «я - сознание» стало  доминирующим.

      Однако  в России в советскую эпоху  «мы - сознание» становиться «ведущим, сверхценным, сплачивающим людей в  единое целое «мы» и противостоящим такому же целостному и определённому  «они». Сверхценность идеи классовой  принадлежности относиться не только к государству, но становиться существенной характеристикой индивидуального сознания» .

      В такой социальной ситуации проблема одиночества как массовое явление  не возникает, поскольку человеку не дают быть одному, контролируя любые  проявления обособленности. Одиночество  становится уделом отдельных личностей, «выпадающих» из «системы», которые  в свою очередь неизменно преследуются государством.

      «Оттепель»  положила начало распаду компонента «мы» в сознании людей и постепенно советские, а затем уже русские  люди узнали массовое чувство отчуждённости, оторванности от мира людей, чувство, которое  стало знакомо зарубежному человеку уже в начале XX века.

      Можно даже говорить о культурных традициях  и способах отношения к одиночеству  и его переживанию в западной и восточной культуре.

      Для Запада одиночество есть обязательное условие становления личности. Это  психологический механизм его обособления. Для Востока одиночество –  состояние  уединённого, углублённого в самопознании духа. России ближе  западное восприятие феномена одиночества, в первую очередь такое отношение  закреплено в семейных традициях  и воспитании детей.

      Таким образом, «уединение, одиночество стало  реально необходимым условием полноценного обособления, развития личности».

      Подростковый  возраст, признанный всеми исследователями  периодом становления самосознания непременно сталкивается и с феноменом  одиночества.

      Возникновение самосознания – результат осознания  подростком заметных изменений в  своём внешнем облике и как  следствие возникновение острого  интереса к самому себе. Резкая дисгармония  физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания.

      «Романтичность  подростка, то есть стремление непосредственно  воспроизвести, внести в реальную жизнь  некоторый идеал, есть ключ к пониманию  «переходного» поведения.

      Возвышенный идеал становится мерилом  отношения  подростка к действительности. Поведенческий  текст подростка обращён (адресован) и к другим людям, но скорее смысл  этого обращения состоит в  противопоставлении своей  особенности.

      Продолжая мысль, можно заметить, что романтический  герой неизбежно противопоставляет  себя обстоятельствам, существующему  порядку, людям, ему противоречащим. Это влечёт за собой неизбежное столкновение с этими противостоящими ему  силами.

      Подросток также в силу своей романтичности  постоянно готовиться к такому столкновению, замысливает его и осуществляет. Результатом таких столкновений, помимо негативных последствий, является обнаружение «пространства собственных  возможностей, пространства собственных  значений и смыслов» .

      Итак, подросток, стремясь доказать себе и  окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и  неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором  с собой», которое в свою очередь  помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.

      Уединение помогает проигрывать различные  роли, которые недоступны подросткам в реальной жизни, моделирование  различных ситуаций, в том числе  трудных и критических. «Чувство одиночества… - нормальное явление, следствие  рождения внутренней жизни» - пишет  И.С. Кон .[3]

      Но  индивидуализация, как и все процессы подросткового возраста, имеет и  обратную сторону. «Человек, однажды  достигнув уровня индивидуального  самосознания и установив своё уникальное личностное тождество, неожиданно сталкивается со своим абсолютным одиночеством…. В этом заключается человеческая дилемма: человек должен стремиться к отделению своего «я»… но, однажды  достигнув такого отделения, он затем  сталкивается с мыслью, что больше не «сопричастен» целому. И человек  пускается в самоотверженный  и безнадёжный путь назад к  «абсолютному бытию» и единству, или, по крайней мере, время от времени  пытается это сделать»

      Так и подросток, стремясь к обособлению  своей личности, защищая границы  своего «я»,  стремится к уединению, а, добившись своего, узнав себя, он осознаёт, и своё одиночество  и стремится уже избавиться, освободиться от него.

      Единственный  путь для достижения уже этой новой  цели – путь к другому человеку, к пониманию и поддержке. В  этом смысле верно следующее утверждение: «Личность – это одиночество, которому круг людей, её окружающих, придаёт  определённые формы бытия» .

      Поэтому вполне логично будет остановиться на социально-психологических проблемах  подростков, чувствующих себя одинокими, рассмотреть особенности их поведения  и взаимоотношения с окружающими.  
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Одиночество подростков и социально-психологические проблемы 

      Живя  в обществе, люди принимают на себя различные социальные роли. Так, девочка-подросток  в группе мальчиков-подростков будет  ощущать и вести себя соответственно своей половой принадлежности, однако в группе людей, старших по возрасту, она будет ощущать себя, прежде всего, подростком.

      Адекватное  принятие на себя той или иной роли – показатель адаптированности личности. Но есть и отрицательная сторона  явления. Организуя своё поведения  постоянно с точки зрения его  социальной желательности, в меньшей  мере сообразуясь со своими личными  потребностями и чувствами, личность попадает в ловушку своих социальных ролей. «У закрытого, замаскированного человека нарастает уверенность, что  не только близкие, но и вообще никто  никогда не сможет его по-настоящему понять, принять участие в его  внутренней жизни. И он прячет её ещё глубже. Закрытость человека, наряду с зацикленностью на себе, неуверенность в своих силах, своей привлекательности, робостью, Г.В. Старшенбаум[8] назвал частой причиной одиночества.

      Школа также способствует структуризации деятельности подростка, поддерживая  проявления социально желательного поведения. Подросток, привыкший с  детства жить по извне установленным  правилам и нормам, просто не умеет  самостоятельно и творчески подойти  к решению своих жизненных  проблем. И хотя «… школа перестаёт  быть той средой, где подросток  смог бы научиться решать свои личные проблемы и далее эффективно взаимодействовать с социумом» , всё же она оказывает заметное влияние на формирование личности и поведения человека.

      Говоря  о социальных ролях, следует заметить, что существуют собственно три уровня значимых ролей для человека:

уровень межличностного взаимодействия, где  необходимо понимание и признание  от близкого человека. Выражается в  поиске друга;

уровень группового взаимодействия. Наличие  положительной групповой оценки оправдывает даже неудачи в межличностном  общении;

уровень культурно-исторической значимости –  только общество в целом, во всех своих  социальных проявлениях может дать человеку эту значимость.

      Для подростка актуальными можно  признать только первый и второй уровни. Причём значимость первого уровня с  возрастом увеличивается. Это связано  с тем, что «подростковый возраст, по сравнению с младшим школьным, характеризуется несомненным развитием  эмоциональной сферы. Переживания  становятся глубже, появляются более  стойкие чувства, эмоциональное  отношение к ряду явлений жизни  делается значительнее и устойчивее». В то же время потребность в межличностном общении для подростка уже не может найти своё удовлетворение в семье, как для младшего школьника. «Современный подросток имеет, в целом, эмоционально-позитивное отношение к своей семье. Тем не менее, наблюдается тенденция к некоторой отгороженности подростка от семьи и его нежелание пытаться решать свои проблемы, используя советы и опыт родителей»[3].

      Таким образом, референтной группой для  подростков по большей мере становится компания сверстников. Более того, подросток  стремится к установлению доверительных  отношений с одним из своих  сверстников. Главная причина стремления к поиску – желание найти того, кто тебя понимает. Многие исследователи отмечают, что именно отсутствие понимания, понимающего человека субъекта, как причину возникновения чувства одиночества. «Любые описания переживания одиночества как психологического феномена обязательно содержат в себе указания на сочетание субъективной потребности и объективной невозможности понимания человека человеком. Мы говорим «меня понимают» только в том случае, если другой человек не только знает мотивы моих переживаний, но и принимает их как некоторую, причём безусловную, ценность»[6] .

      Это верно и в отношении подростков, однако и здесь не обошлось без  противоречий. Подросток и стремится  к установлению близких дружеских  отношений, и, одновременно, боится потерять себя в другом человеке, поскольку  его собственное «я» ещё неопределённо, полностью им не осознанно и имеет  размытые границы. «Придумать» другого  легче, чем понять его», - справедливо заметил И.С. Кон[3]. Эта боязнь, вкупе с «обученной непонимаемостью»– когда подросток после нескольких неудач в общении убеждает себя, что все попытки найти понимание, бесполезны, собственно и ведут к тому, что подросток выбирает одиночество (или одиночество выбирает его).

      Возможен  и другой путь: «понимание другим человеком  – это как подтверждение моего  собственного существования». Найдя друга, подростки реализуют не только потребность в понимании, но и потребность в собеседнике, самораскрытии. Само становление подростка становится, таким образом, продуктивным.

Информация о работе Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте