Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:14, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.
Предмет исследования - агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Выявить закономерности агрессии как черты характера, как агрессивного поведения.
3.Эксперементальное изучение агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.
Введение ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Теоретическое изучение агрессивного поведения умственно отсталых подростков
1.1 Проблема изучения агрессии в отечественной и зарубежной психологии…………...…………………………………………………………...4
1.2 Формирование агрессивного поведения у подростков в норме и при умственной отсталости ………………………………………………..………..8
ГЛАВА 2 Экспериментальное изучение агрессивного поведения у умственно отсталых подростков
2.1. Организация и методы исследования…………………………..…...……21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов ……………..………23
Заключение…………………………………………………..………….….....35
Библиографический список ………………………………..…………..…..37
гистограмма 2
Выводы по методике определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко):
Анализируя полученные данные, мы можем сказать, что у Б.В. и М.С. выше среднего показатели по шкале неспособность тормозить агрессию. Высокие показатели по шкале неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты выявлены у всех испытуемых. Это может являться следствием незрелости волевых актов - борьба мотивов отсутствует или слабо выражены.
Так же высокие показатели по школе склонность заражаться агрессией толпы у Д.Т., М.С., Р.И., Х.Ф.. Заражение агрессией - распространение агрессивных установок, эмоций, убеждений и поведенческих стереотипов на значительную массу индивидов. Процесс заражения агрессией может быть как ситуативным, так и перманентным. Ситуативное заражение агрессией характерно для случайного стечения обстоятельств, связанных с проявлениями насилия и передачей негативного эмоционального состояния от одного индивида к другому. Перманентное заражение агрессией отличается от ситуативного тем, что представляет собой форму массового поведения без любой очевидной прямой и межличностной коммуникации или взаимного влияния индивидов.
У Д.Т. выше среднего показатели по шкалам провокация агрессии у окружающих, склонность к отраженной агрессии, ритуализация агрессии, удовольствие от агрессии.
У Х.Ф. высокие показатели по шкалам неумение переключать агрессии на деятельность или неодушевленные объекты, провокация агрессии у окружающих, склонность к отраженной агрессии, ритуализация агрессии, склонность заражаться агрессией толпы.
У Б.В., М.С., и Р.И. невысокий уровень агрессии (9 - 20 баллов). Он обычно обусловлен спонтанной агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность и неодушевленные объекты.
Средний уровень агрессии (21 - 30 баллов) у Х.Ф. Средний уровень агрессии обычно выражается в спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению.
Повышенный уровень агрессии (31 – 40 баллов). К спонтанности, некоторой анонимности и слабой способности к торможению, обычно добавляются показатели расплаты, провокации. Повышенный уровень агрессии выявлен у Д.Т.
Методика №3 – тест руки Вагнера (Hand Test)
На заключительном этапе нашего исследования, в ходе построения исследования нами было проведен тест руки Вагнера среди учащихся, были получены следующие данные (Таблица 3, гистограмма 3):
Таблица 3
Тест руки Вагнера (Hand Test)
Б.В. |
Д.Т. |
М.С. |
Р.И. |
Х.Ф. | ||
№1 |
Агрессия |
4 |
4 |
8 |
4 |
4 |
№2 |
Указание |
5 |
16 |
6 |
4 |
6 |
№3 |
Страх |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
№4 |
Эмоциональность |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
№5 |
Коммуникация |
7 |
4 |
4 |
17 |
2 |
№6 |
Зависимость |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
№7 |
Демонстративность |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
№8 |
Увечность |
4 |
4 |
0 |
8 |
0 |
№9 |
Активная безличность |
10 |
8 |
6 |
5 |
19 |
№10 |
Пассивная безличность |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
№11 |
Описание |
0 |
0 |
9 |
0 |
0 |
№12 |
Показатель открытого агрессивного поведения |
2 |
8 |
10 |
-9 |
8 |
гистограмма 3
Выводы по тесту руки Вагнера (Hand Test):
У Б.В., Д.Т., М.С., Х.Ф. агрессивные тенденции (Агрессия + Указание) преобладают над тенденциями, сдерживающие агрессивное поведение (Страх + Эмоциональность + Коммуникация + Зависимость). Агрессивные тенденции, ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Указание», рассматриваются: как связанные с готовностью обследуемого к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению. Тенденциями, сдерживающие агрессивное поведение, категории ответов: «Страх», «Эмоциональность», «Коммуникация» и «Зависимость» отражают тенденцию к действию, направленную на приспособление к социальной среде; при этом вероятность агрессивного поведения незначительна. В данном случи, можно говорить о проявлении агрессии в виду внутренних особенностей, то есть особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость, аффекты, влечения, инстинкты и другие).
У Р.И. тенденциями, сдерживающие агрессивное поведение преобладают над агрессивными тенденциями. Что может указывать на хорошую социальную адаптацию.
Таким образом, предметом нашего исследования является агрессивное поведение подростков с умственной отсталость. По результатам проведенных методик выявлены следующие особенности агрессивного поведения: склонность заражаться агрессией толпы, неумением переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты, косвенная агрессия.
Причинами данного поведения являются неприспособленности ребенка к социальной среде и особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость, аффекты, влечения, инстинкты и другие), характером поражения коры головного мозга и его нейродинамики.
Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков.
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. В этой связи следует повторить, что важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.
Игнорирование
актов агрессивного поведения как
способ предупреждения и "снятия"
агрессии вызывает сомнение и даже
настораживает. Обыденный психолого-
Активное
наказание также
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.
Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов. Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание, в частности в рамках школы.
Заключение.
Таким образом, наиболее общим определением агрессии и агрессивного поведения является поведение, причиняющее ущерб. Причем, ущерб может быть как прямым, так и косвенным.
Проявление агрессивного поведения у подростков с нормальным интеллектом и у подростков с умственной отсталостью внешне сходны и однообразны. Причинами агрессивного поведения у умственно отсталых подростков могут являются особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость, аффекты, влечения, инстинкты и другие), характером поражения коры головного мозга и его нейродинамики. Большое значение в проявлении агрессивного поведения имеют и такие факторы, как степень интеллектуальной недостаточности, психастенический синдром, уровень критичности, воспитанность подростка, темперамент, форма олигофрении. Умственно отсталый ребенок, в силу его эмоциональной незрелости, меньшей организованности, несдержанности своих эмоций не получает средств, способов приспособления, как нормально развивающиеся дети. Ребенок испытывает дефицит эмоциональных контактов, эмоционально положительных отношений, и это приводит, в некоторых случаях, к чувству неполноценности, а оно, в свою очередь, к обидам, злобности, агрессивности. Ещё одной причиной является влияния внешних факторов (отношения в семье, школа, отношения со сверстниками, воспитание).
При анализе данных, полученных после проведения диагностической работы, отметилась средняя степень проявления агрессии.
Так же выявлены такие особенности агрессивного поведения, как склонность заражаться агрессией толпы, неумением переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты, косвенная агрессия.
На основании полученных данных была разработана и внедрена программа и рекомендации по коррекционному воздействию на агрессивное поведение умственно отсталых детей подросткового возраста.
Для эффективности коррекционной работы по снижению агрессивного поведения рекомендуется работа на протяжении всего учебного года, также желательно проводить занятия с родителями детей, как индивидуально, так и совместно с детьми. Важно, чтобы занятия носили длительный, целенаправленный и комплексный подход.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования, цель исследования достигнута, задачи решены.
Библиографический список
5. Горшкова Е.А. Педагогическая диагностика учащихся старших классов при организации реабилитационной работы [Текст]/ Е.А. Горшкова // Проблемы личности, профилактика отклонений в её развитии. - М., Архангельск, 2003. – 56-57 с.
6. Гурко, Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей [Текст]/ Т.А. Гурько. - М. : Социс, 1996. - №3. – С. 6- 8.
7. Дронов, И. Групповая работа со старшеклассниками, направленная на их адаптацию [Текст]/ И. Дронов. - М. : Семья, 2003. - № 7 - 787с.
8. Зайка, Е.В. Психология школьников [Текст]/ Е.В. Зайка, А.С. Ячина // Вопросы психологии. - М., 1990. - №4. – С. 87 – 95.
9. Закатова, И.Н. Социальная педагогика в школе [Текст]/ И.Н. Закатова. - М., 1996. – 563 с.
10. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы [Текст]/ В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. — 1995. - №2. – 18-19 с.