Особенности проявления агрессивного поведения детей с умственной отсталостью подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.
Предмет исследования - агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Выявить закономерности агрессии как черты характера, как агрессивного поведения.
3.Эксперементальное изучение агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Теоретическое изучение агрессивного поведения умственно отсталых подростков
1.1 Проблема изучения агрессии в отечественной и зарубежной психологии…………...…………………………………………………………...4
1.2 Формирование агрессивного поведения у подростков в норме и при умственной отсталости ………………………………………………..………..8
ГЛАВА 2 Экспериментальное изучение агрессивного поведения у умственно отсталых подростков
2.1. Организация и методы исследования…………………………..…...……21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов ……………..………23
Заключение…………………………………………………..………….….....35
Библиографический список ………………………………..…………..…..37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 454.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………….2

ГЛАВА 1 Теоретическое изучение агрессивного поведения умственно отсталых подростков

1.1 Проблема изучения агрессии в отечественной и зарубежной психологии…………...…………………………………………………………...4

1.2 Формирование агрессивного поведения у подростков в норме и при умственной отсталости ………………………………………………..………..8

ГЛАВА 2 Экспериментальное изучение агрессивного поведения у умственно отсталых подростков

2.1. Организация и методы исследования…………………………..…...……21

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов ……………..………23

 Заключение…………………………………………………..………….….....35

 Библиографический список ………………………………..…………..…..37

Приложение…………………………………………………..……………......40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема  агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.

Тревожным симптомом  является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся  в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного  порядка, хулиганство, вандализм и  др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась  преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.

Эта проблема имеет давнюю историю.   Многие исследователи в нашей стране (Воронов Ю., Маринина Е., Можгинский Ю.Б., Реан А.А., Савина О.О., Семенюк Л.М., Фурманов И.А.) и за рубежом (Бандура А., Уолтерс Р.) занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.

Вопросы, связанные  с человеческой агрессивностью, затрагиваются  во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой  концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.

Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.

Цель работы – изучить особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.

Объект исследования – эмоциональная сфера подростков.

Предмет исследования - агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью.

Задачи:

1.Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.

2. Выявить закономерности агрессии как черты характера, как агрессивного поведения.

3.Эксперементальное изучение агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.

Базой экспериментального исследования - В исследовании принимали участие 5 учеников из 7-го класса специальной  (коррекционной) общеобразовательной  школы VIII вида № 20 г. Оренбурга.

Методы  исследования:

Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.

Эмпирические:

  • определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко);
  • тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной);
  • тест руки Вагнера (Hand Test).

ГЛАВА 1 Теоретическое изучение агрессивного поведения умственно отсталых подростков

 

 

1.1 Проблема изучения агрессии в отечественной и зарубежной психологии

 

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности  предпочитают ей давать негативную оценку.  Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

  • Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L.)
  • Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)
  • Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A.)
  • Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson) [24]
  • Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. [22]

Имеющиеся определения  можно условно разделить на 2 большие  группы:

1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия.  Инструментальная агрессия -  та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба [4].

2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).  Р. Бэрон и Д. Ричардсон [20;29] дают такое определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

По мнению этих авторов:

  • агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное  причинение вреда жертве;
  • в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
  • жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают  агрессию как форму социального  поведения, которое реализуется  в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [20].

В психологии существует множество объяснений агрессивного поведения. Так, психоанализ, в лице 3. Фрейда видит в нем проявление Эдипова комплекса, результат подавления инстинктивных либидозных стремлений в раннем детстве; необихевиоризм считает агрессивное поведение следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе «социального научения», интеракционизм — следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп; когнитивизм — результатом «диссонансов» и «несоответствий» в познавательной сфере субъекта. Существуют и откровенно биологизаторские попытки объяснить агрессивное поведение как чисто инстинктивное.

Более логичную картину агрессивного поведения, чем  многие другие авторы, предлагает Э. Фромм [10]. Агрессивное поведение, как эволюционно закрепленное, не может быть адаптивным, поэтому, по его мнению, стоит бороться только с социально опасными, мешающими приспособлению формами агрессивного поведения. Недостаток приемлемой агрессивности приводит к блокированию самоутверждения и самореализации, к слепому подчинению и ненужной жертвенности. Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Так, в состоянии физиологического аффекта сознание сужается, резко снижается самоконтроль, и ребенок или подросток может совершить опасные агрессивные действия, не отдавая себе полного отчета в происходящем.

А. Басс и А. Дарки  выделяют пять видов агрессии (физическая; раздражение; вербальная; косвенная  направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.); негативизм) [25].

Для понимания  происхождения конкретных проявлений агрессивного поведения необходимо установить его место в общей  структуре индивидуальной и коллективной деятельности, например, показать, является ли агрессивный акт неадекватной защитной реакцией субъекта, следствием «аффекта», или же агрессивное поведение приобретает самостоятельную цель и смысл, превращаясь в особую индивидуальную или коллективную деятельность (в случаях так называемого девиантного, отклоняющегося поведения) [13].

Агрессивное поведение  может варьироваться по степени  интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства  до словесных оскорблений («вербальная  агрессия») и применения грубой физической силы («физическая агрессия»). Среди форм агрессивного поведения, встречающихся в различных источниках, выделяются следующие:

    • физическая агрессия (нападение) — использование физической силы 
      против другого лица;
    • косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные 
      на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные 
      взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье 
      дверьми и др.);
    • вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму 
      (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, 
      проклятия, ругань);
    • склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем 
      возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;

- негативизм - оппозиционная  манера поведения, обычно направленная  против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций  отмечаются:

  • обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные 
    чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые 
    страдания;
  • подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к 
    людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить 
    вред [18].

И так, проанализировав основные понятия, входящие в данную тему, можно сказать, что наиболее общим определением агрессии и агрессивного поведения является поведение, причиняющее ущерб. Причем, ущерб может быть как прямым, так и косвенным. В качестве синонимов к понятию агрессивного поведения используются понятия «деструктивность», «напористось», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жестокость».

 

 

1.2 Агрессивное  поведение детей подросткового  возраста: нормально развивающихся  и умственно отсталых

 

Подростковый  возраст - один из наиболее сложных  периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 12 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов [15]. Агрессивное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка, подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обусловливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа агрессивного поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению агрессивных проявлений [17].

В числе разнообразных  взаимосвязанных факторов, обусловливающих  проявление агрессивного поведения, можно  выделить такие, как:

-индивидуальный  фактор, действующий на уровне  психобиологических предпосылок  асоциального поведения, которые  затрудняют социальную адаптацию индивида;

-психолого-педагогический  фактор, проявляющийся в дефектах  школьного и семейного воспитания;

    • социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе;
    • личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно - избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;

Информация о работе Особенности проявления агрессивного поведения детей с умственной отсталостью подросткового возраста