Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:14, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.
Предмет исследования - агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Выявить закономерности агрессии как черты характера, как агрессивного поведения.
3.Эксперементальное изучение агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.
Введение ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Теоретическое изучение агрессивного поведения умственно отсталых подростков
1.1 Проблема изучения агрессии в отечественной и зарубежной психологии…………...…………………………………………………………...4
1.2 Формирование агрессивного поведения у подростков в норме и при умственной отсталости ………………………………………………..………..8
ГЛАВА 2 Экспериментальное изучение агрессивного поведения у умственно отсталых подростков
2.1. Организация и методы исследования…………………………..…...……21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов ……………..………23
Заключение…………………………………………………..………….….....35
Библиографический список ………………………………..…………..…..37
Содержание
Введение ………………………………………………………
ГЛАВА 1 Теоретическое изучение агрессивного поведения умственно отсталых подростков
1.1 Проблема изучения агрессии
в отечественной и зарубежной психологии…………...…………………………………
1.2 Формирование агрессивного поведения у подростков в норме и при умственной отсталости ………………………………………………..………..8
ГЛАВА 2 Экспериментальное изучение агрессивного поведения у умственно отсталых подростков
2.1. Организация и методы исследования…………………………..…...……
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов ……………..………23
Заключение…………………………………………………
Библиографический список ………………………………..…………..…..37
Приложение………………………………………………….
Введение
Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии.
Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко увеличилась преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране (Воронов Ю., Маринина Е., Можгинский Ю.Б., Реан А.А., Савина О.О., Семенюк Л.М., Фурманов И.А.) и за рубежом (Бандура А., Уолтерс Р.) занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.
Цель работы – изучить особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.
Объект исследования – эмоциональная сфера подростков.
Предмет исследования - агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Выявить закономерности агрессии как черты характера, как агрессивного поведения.
3.Эксперементальное изучение агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.
Базой экспериментального исследования - В исследовании принимали участие 5 учеников из 7-го класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 20 г. Оренбурга.
Методы исследования:
Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.
Эмпирические:
ГЛАВА 1 Теоретическое изучение агрессивного поведения умственно отсталых подростков
1.1 Проблема изучения агрессии в отечественной и зарубежной психологии
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба [4].
2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон [20;29] дают такое определение: агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
По мнению этих авторов:
Из отечественных психологов
эту точку зрения разделяют Т.Г.
Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают
агрессию как форму социального
поведения, которое реализуется
в контексте социального
В психологии существует множество объяснений агрессивного поведения. Так, психоанализ, в лице 3. Фрейда видит в нем проявление Эдипова комплекса, результат подавления инстинктивных либидозных стремлений в раннем детстве; необихевиоризм считает агрессивное поведение следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе «социального научения», интеракционизм — следствием объективного «конфликта интересов», «несовместимости целей» отдельных личностей и социальных групп; когнитивизм — результатом «диссонансов» и «несоответствий» в познавательной сфере субъекта. Существуют и откровенно биологизаторские попытки объяснить агрессивное поведение как чисто инстинктивное.
Более логичную картину агрессивного поведения, чем многие другие авторы, предлагает Э. Фромм [10]. Агрессивное поведение, как эволюционно закрепленное, не может быть адаптивным, поэтому, по его мнению, стоит бороться только с социально опасными, мешающими приспособлению формами агрессивного поведения. Недостаток приемлемой агрессивности приводит к блокированию самоутверждения и самореализации, к слепому подчинению и ненужной жертвенности. Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Так, в состоянии физиологического аффекта сознание сужается, резко снижается самоконтроль, и ребенок или подросток может совершить опасные агрессивные действия, не отдавая себе полного отчета в происходящем.
А. Басс и А. Дарки выделяют пять видов агрессии (физическая; раздражение; вербальная; косвенная направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.); негативизм) [25].
Для понимания происхождения конкретных проявлений агрессивного поведения необходимо установить его место в общей структуре индивидуальной и коллективной деятельности, например, показать, является ли агрессивный акт неадекватной защитной реакцией субъекта, следствием «аффекта», или же агрессивное поведение приобретает самостоятельную цель и смысл, превращаясь в особую индивидуальную или коллективную деятельность (в случаях так называемого девиантного, отклоняющегося поведения) [13].
Агрессивное поведение
может варьироваться по степени
интенсивности и форме
- негативизм - оппозиционная
манера поведения, обычно
Из форм враждебных реакций отмечаются:
И так, проанализировав основные понятия, входящие в данную тему, можно сказать, что наиболее общим определением агрессии и агрессивного поведения является поведение, причиняющее ущерб. Причем, ущерб может быть как прямым, так и косвенным. В качестве синонимов к понятию агрессивного поведения используются понятия «деструктивность», «напористось», «нападение», «насилие», «разрушительность», «жестокость».
1.2 Агрессивное поведение детей подросткового возраста: нормально развивающихся и умственно отсталых
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 12 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма - делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опеки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов [15]. Агрессивное поведение несовершеннолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается, как результат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных, организованных и стихийных, неорганизованных воздействий на личность ребёнка, подростка, юноши. При этом большую роль среди причин, обусловливающих различные отклонения, играют социально-психологические, психолого-педагогические и психобиологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних особое значение приобретает психологическое знание, на основе которого исследуется природа агрессивного поведения подростков, а также разрабатываются практические меры по предупреждению агрессивных проявлений [17].
В числе разнообразных взаимосвязанных факторов, обусловливающих проявление агрессивного поведения, можно выделить такие, как:
-индивидуальный
фактор, действующий на уровне
психобиологических
-психолого-педагогический
фактор, проявляющийся в дефектах
школьного и семейного