Особенности проявления агрессивного поведения детей с умственной отсталостью подросткового возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.
Предмет исследования - агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Выявить закономерности агрессии как черты характера, как агрессивного поведения.
3.Эксперементальное изучение агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Теоретическое изучение агрессивного поведения умственно отсталых подростков
1.1 Проблема изучения агрессии в отечественной и зарубежной психологии…………...…………………………………………………………...4
1.2 Формирование агрессивного поведения у подростков в норме и при умственной отсталости ………………………………………………..………..8
ГЛАВА 2 Экспериментальное изучение агрессивного поведения у умственно отсталых подростков
2.1. Организация и методы исследования…………………………..…...……21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов ……………..………23
Заключение…………………………………………………..………….….....35
Библиографический список ………………………………..…………..…..37

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 454.50 Кб (Скачать)

Возможна агрессивность  при регулировании отношений  в группе. Она связана с установлением  или сохранением определенного порядка в конкретном молодежном объединении и направлена против «предателей», в назидании колеблющимся и неуверенным. Обычно это бывает при возникновении или распаде неформальной группы [25].

Жестокость  и сопутствующее агрессивное  поведение всегда, к сожалению, остаются характерными чертами группового поведения подростков. Такие фильмы, как «Чучело» и «Игры для детей школьного возраста», в свое время только привлекли внимание взрослых к фактам, которые они все прекрасно знали, но пытались забыть. Это и жесткое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков и так называемая "немотивированная агрессия", направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.

Подростковая агрессивность - чаще следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей. Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные дети, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: «меня все считают слабым, а я вот что могу!». Особенно ярко проявляется это сегодня, когда мы переживаем острую социальную дифференциацию в нашем обществе, когда увеличивается разрыв между представителями различных слоев населения. Это по праву можно отнести к социальным факторам макроуровня [1].

Не мало важное значение при этом приобретает также  положительный или отрицательный микросоциальный фактор. Большое количество умственно отсталых подростков находится в проблемных семьях с отрицательным средовым фактором. В учреждениях для детей с врожденной формой умственной отсталости (специальные детские сады, вспомогательные школы, школы-интернаты) пока еще не всегда имеется тот благоприятный климат, посредством которого можно было бы возместить ущербность в развитии и воспитании ребенка, полученную им в семье проблемного типа. Формы проявления агрессивности у умственно отсталых подростков, как правило, бывают следующие:

1. Компенсаторно-защитная  реакция и реакция протеста  на трудности, связанные с учебной  деятельностью.

2.Различные  извращения влечения (сексуального, инстинкта самосохранения и др.).

    1. Несдержанность и чрезмерная активность при психомоторном и аффективном возбуждении.
    2. Реакция протеста на трудности во взаимоотношениях.
    3. Поведение и реакция подражательного характера, становящиеся стереотипом поведения.
    4. Проявление групповой солидарности.
    5. Становление самоутверждения [30].

К сожалению, сложившаяся  ныне в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям  не учитывают особенностей их личностного  становления, приводят к конфликту  с подростками, у которых развивается  потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки.

Критически  осмысливая себя и окружающих, подросток  протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности при нередкой лживости поступков.

Любой подросток, независимо от уровня интеллектуального развития, включая умственно отсталого, жаждет не просто внимания, но и понимания, доверия взрослых. Вполне естественно, что он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка - он ребенок, который должен знать свое место и слушать старших. В результате между взрослыми и подростками растет барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают, прежде всего, к агрессивной форме поведения. Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. [26]

Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, в изнасиловании, в повреждении или уничтожении имущества [24].

Поскольку оценка любого поведения, в том числе и агрессивного, всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение, разновидностью которого является агрессия, часто называют девиантным, отклоняющимся. Такое поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, подразумевающее наличие явной или скрытой психологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то общественные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезные и наказываются в уголовном порядке - преступлениями.

Таким образом, проявление агрессивного поведения у подростков с нормальным интеллектом и у подростков с умственной отсталостью внешне сходны и однообразны. Причинами данного поведения у умственно отсталых подростков являются особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость, аффекты, влечения, инстинкты и другие), характером поражения коры головного мозга и его нейродинамики. Большое значение в проявлении агрессивного поведения имеют и такие внутренние факторы, как степень интеллектуальной недостаточности, психастенический синдром, уровень критичности, воспитанность подростка, темперамент, форма олигофрении.

 

 

 

 

ГЛАВА 2 Диагностическое исследование проявлений агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста

 

2.1. Постановка проблемы  и организация её исследования.

 

Описание методов исследования:

Попытка научно исследовать агрессивное поведение порождает ряд проблем, потому что это поведение опасно. Было бы не допустимо применять методы, при которых дети могут причинить друг другу вред. Поэтому применяются сравнительно «безопасные» методы и методики, такие как проективные методики, тесты.

Для изучения уровня проявления агрессивности был использован тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной), определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко), тест руки Вагнера (Hand Test).

Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа.

Методика 1. Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации  Г.В.Резапкиной).

Цель: диагностика различных форм агрессивного поведения.

Процедура проведения:  детям раздали бланки с вариантами ответов и были предложены вопросы для диагностики.

Обработка результатов:  За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом считается ответ “Да” на вопросы, в таблице.

Методика 2. Определение  интегральных форм коммуникативной  агрессивности (В.В.Бойко).

Цель: определение форм проявлений агрессивности, потребность в ней, степень агрессивного заражения, способность к торможению, способы переключения агрессивности.

Процедура проведения:  детям раздали бланки с вариантами ответов и были предложены вопросы  для диагностики.

Обработка результатов: Опросник позволяет вывести «индекс агрессии» с учетом 11 параметров, каждый из которых оценивается отдельно в интервале от нуля до 5 баллов. За каждый ответ, соответствующий «ключу», начисляется один балл; чем выше оценка, тем больше проявляется измеряемый показатель агрессивности.

Методика 3. Тест руки Вагнера (Hand Test)

Цель: диагностика агрессивности.

Процедура проведения:  были предложены в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, и было предложено внимательно рассмотреть предлагаемые изображения и сказать, что делает эта рука?

Обработка результатов: каждый ответ испытуемого был отнесен к одной из 11 категорий, после чего вычислен суммарный балл агрессивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ полученных результатов.

 

Методика №1 - Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной).

С помощью данной методики (приложение №1) нам удалось определить тип агрессивного поведения среди подростков.

Результаты  тестирования представлены на таблице 1, гистограмме 1

Таблица1

Тест  эмоций (тест Басса-Дарки в модификации  Г.В.Резапкиной).

   

Б.В.

Д.Т.

М.С.

Р.И.

Х.Ф.

№1

Физическая  агрессия

3

0

0

4

1

№2

Косвенная агрессия

4

0

1

1

0

№3

Раздражение

5

2

1

0

4

№4

Негативизм

5

0

0

1

3

№5

Обидчивость

3

3

0

0

0

№6

Подозрительность

4

4

0

0

4

№7

Словесная агрессия

3

0

1

0

3


 

гистограмма 1

Выводы по тесту эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной):

Анализируя полученные данные, мы можем сказать, что:

По шкале физическая агрессия были выявлены высокие показатели у Р.И. Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы 
против другого лица.

По шкале  косвенная агрессия высокий уровень  получены у Б.В. косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

У Б.В. и Х.Ф. высокие  показатели формы агрессивного поведения  по школе раздражение. Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем 
возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм  как форма агрессивного поведения  выявлена у Б.В. Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Такая форма  враждебной реакции как подозрительность имеет высокие показатели у большинства обследуемых, в частности у Б.В., Д.Т. и Х.Ф. Подозрительность – это недоверие и осторожность по отношению к 
людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить 
вред.

У Б.В. высокие  показатели по таким шкалам как косвенная  агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность. Причинными высоких показателей могут являться незрелость волевых актов и внутренние факторы, как степень интеллектуальной недостаточности, психастенический синдром, уровень критичности, воспитанность подростка, темперамент.

Методика  №2 - Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко)

С помощью данной методики удалось определить  проявлений агрессивности и потребности в ней, степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности.

Результаты  исследования по методики №2  представлены в таблице 2 и гистограмме 2.

Таблица 2

Определение интегральных форм коммуникативной  агрессивности (В.В.Бойко)

   

Б.В.

Д.Т.

М.С.

Р.И.

Х.Ф.

№1

Спонтанность  агрессии

0

2

1

1

1

№2

Неспособность тормозить агрессию

3

1

3

2

1

№3

Неумение переключать  агрессии на деятельность или неодушевленные объекты 

5

4

3

3

4

№4

Анонимная агрессия

0

2

1

1

2

№5

Провокация  агрессии у окружающих

0

3

1

0

3

№6

Склонность  к отраженной агрессии

1

3

2

3

3

№7

Аутоагрессия

1

2

0

0

2

№8

Ритуализация  агрессии

0

3

2

2

3

№9

Склонность  заражаться агрессией толпы 

2

3

3

3

3

№10

Удовольствие  от агрессии

0

3

2

1

2

№11

Расплата за агрессию

2

2

2

2

2

№12

Общая сумма  балов

14

38

20

18

26

Информация о работе Особенности проявления агрессивного поведения детей с умственной отсталостью подросткового возраста