Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:14, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.
Предмет исследования - агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью.
Задачи:
1.Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Выявить закономерности агрессии как черты характера, как агрессивного поведения.
3.Эксперементальное изучение агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью.
Введение ……………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1 Теоретическое изучение агрессивного поведения умственно отсталых подростков
1.1 Проблема изучения агрессии в отечественной и зарубежной психологии…………...…………………………………………………………...4
1.2 Формирование агрессивного поведения у подростков в норме и при умственной отсталости ………………………………………………..………..8
ГЛАВА 2 Экспериментальное изучение агрессивного поведения у умственно отсталых подростков
2.1. Организация и методы исследования…………………………..…...……21
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов ……………..………23
Заключение…………………………………………………..………….….....35
Библиографический список ………………………………..…………..…..37
Возможна агрессивность при регулировании отношений в группе. Она связана с установлением или сохранением определенного порядка в конкретном молодежном объединении и направлена против «предателей», в назидании колеблющимся и неуверенным. Обычно это бывает при возникновении или распаде неформальной группы [25].
Жестокость и сопутствующее агрессивное поведение всегда, к сожалению, остаются характерными чертами группового поведения подростков. Такие фильмы, как «Чучело» и «Игры для детей школьного возраста», в свое время только привлекли внимание взрослых к фактам, которые они все прекрасно знали, но пытались забыть. Это и жесткое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами подростков и так называемая "немотивированная агрессия", направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.
Подростковая агрессивность - чаще следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей. Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные дети, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки: «меня все считают слабым, а я вот что могу!». Особенно ярко проявляется это сегодня, когда мы переживаем острую социальную дифференциацию в нашем обществе, когда увеличивается разрыв между представителями различных слоев населения. Это по праву можно отнести к социальным факторам макроуровня [1].
Не мало важное значение при этом приобретает также положительный или отрицательный микросоциальный фактор. Большое количество умственно отсталых подростков находится в проблемных семьях с отрицательным средовым фактором. В учреждениях для детей с врожденной формой умственной отсталости (специальные детские сады, вспомогательные школы, школы-интернаты) пока еще не всегда имеется тот благоприятный климат, посредством которого можно было бы возместить ущербность в развитии и воспитании ребенка, полученную им в семье проблемного типа. Формы проявления агрессивности у умственно отсталых подростков, как правило, бывают следующие:
1. Компенсаторно-защитная
реакция и реакция протеста
на трудности, связанные с
2.Различные
извращения влечения (сексуального,
инстинкта самосохранения и др.
К сожалению, сложившаяся ныне в обществе система воспитания детей, принятые к ним требования, отношение взрослых к растущим людям не учитывают особенностей их личностного становления, приводят к конфликту с подростками, у которых развивается потребность в самостоятельности, самореализации, избавлении от опеки.
Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности при нередкой лживости поступков.
Любой подросток, независимо от уровня интеллектуального развития, включая умственно отсталого, жаждет не просто внимания, но и понимания, доверия взрослых. Вполне естественно, что он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Во взрослом же сообществе утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной активности подростка - он ребенок, который должен знать свое место и слушать старших. В результате между взрослыми и подростками растет барьер, стремясь преодолеть который, многие подростки прибегают, прежде всего, к агрессивной форме поведения. Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения дает анализ его мотивации. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. [26]
Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, в изнасиловании, в повреждении или уничтожении имущества [24].
Поскольку оценка любого поведения, в том числе и агрессивного, всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение, разновидностью которого является агрессия, часто называют девиантным, отклоняющимся. Такое поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, подразумевающее наличие явной или скрытой психологии. Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то общественные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезные и наказываются в уголовном порядке - преступлениями.
Таким образом, проявление агрессивного поведения у подростков с нормальным интеллектом и у подростков с умственной отсталостью внешне сходны и однообразны. Причинами данного поведения у умственно отсталых подростков являются особенностями психики (недостаточность интеллекта, отсутствие или слабость борьбы мотивов, инертность психических процессов, внушаемость, аффекты, влечения, инстинкты и другие), характером поражения коры головного мозга и его нейродинамики. Большое значение в проявлении агрессивного поведения имеют и такие внутренние факторы, как степень интеллектуальной недостаточности, психастенический синдром, уровень критичности, воспитанность подростка, темперамент, форма олигофрении.
ГЛАВА 2 Диагностическое исследование проявлений агрессивного поведения умственно отсталых детей подросткового возраста
2.1. Постановка проблемы и организация её исследования.
Описание методов исследования:
Попытка научно
исследовать агрессивное поведе
Для изучения уровня проявления агрессивности был использован тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной), определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко), тест руки Вагнера (Hand Test).
Цель: получить информацию для предварительного психологического анализа.
Методика 1. Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной).
Цель: диагностика различных форм агрессивного поведения.
Процедура проведения: детям раздали бланки с вариантами ответов и были предложены вопросы для диагностики.
Обработка результатов: За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом считается ответ “Да” на вопросы, в таблице.
Методика 2. Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко).
Цель: определение форм проявлений агрессивности, потребность в ней, степень агрессивного заражения, способность к торможению, способы переключения агрессивности.
Процедура проведения: детям раздали бланки с вариантами ответов и были предложены вопросы для диагностики.
Обработка результатов: Опросник позволяет вывести «индекс агрессии» с учетом 11 параметров, каждый из которых оценивается отдельно в интервале от нуля до 5 баллов. За каждый ответ, соответствующий «ключу», начисляется один балл; чем выше оценка, тем больше проявляется измеряемый показатель агрессивности.
Методика 3. Тест руки Вагнера (Hand Test)
Цель: диагностика агрессивности.
Процедура проведения: были предложены в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, и было предложено внимательно рассмотреть предлагаемые изображения и сказать, что делает эта рука?
Обработка результатов: каждый ответ испытуемого был отнесен к одной из 11 категорий, после чего вычислен суммарный балл агрессивности.
2.2. Анализ полученных результатов.
Методика №1 - Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной).
С помощью данной методики (приложение №1) нам удалось определить тип агрессивного поведения среди подростков.
Результаты тестирования представлены на таблице 1, гистограмме 1
Таблица1
Тест эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной).
Б.В. |
Д.Т. |
М.С. |
Р.И. |
Х.Ф. | ||
№1 |
Физическая агрессия |
3 |
0 |
0 |
4 |
1 |
№2 |
Косвенная агрессия |
4 |
0 |
1 |
1 |
0 |
№3 |
Раздражение |
5 |
2 |
1 |
0 |
4 |
№4 |
Негативизм |
5 |
0 |
0 |
1 |
3 |
№5 |
Обидчивость |
3 |
3 |
0 |
0 |
0 |
№6 |
Подозрительность |
4 |
4 |
0 |
0 |
4 |
№7 |
Словесная агрессия |
3 |
0 |
1 |
0 |
3 |
гистограмма 1
Выводы по тесту эмоций (тест Басса-Дарки в модификации Г.В.Резапкиной):
Анализируя полученные данные, мы можем сказать, что:
По шкале физическая агрессия были
выявлены высокие показатели у Р.И. Физическая
агрессия (нападение) — использование
физической силы
против другого лица.
По шкале косвенная агрессия высокий уровень получены у Б.В. косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
У Б.В. и Х.Ф. высокие
показатели формы агрессивного поведения
по школе раздражение. Склонность
к раздражению - готовность к проявлению
при малейшем
возбуждении вспыльчивости, резкости,
грубости.
Негативизм как форма агрессивного поведения выявлена у Б.В. Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Такая форма
враждебной реакции как подозрительность
имеет высокие показатели у большинства обследуемых, в
частности у Б.В., Д.Т. и Х.Ф. Подозрительность
– это недоверие и осторожность по отношению
к
людям, основанные на убеждении, что окружающие
намерены причинить
вред.
У Б.В. высокие показатели по таким шкалам как косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность. Причинными высоких показателей могут являться незрелость волевых актов и внутренние факторы, как степень интеллектуальной недостаточности, психастенический синдром, уровень критичности, воспитанность подростка, темперамент.
Методика №2 - Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко)
С помощью данной методики удалось определить проявлений агрессивности и потребности в ней, степень агрессивного заражения, и способность к торможению, и способы переключения агрессивности.
Результаты исследования по методики №2 представлены в таблице 2 и гистограмме 2.
Таблица 2
Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В.Бойко)
Б.В. |
Д.Т. |
М.С. |
Р.И. |
Х.Ф. | ||
№1 |
Спонтанность агрессии |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
№2 |
Неспособность тормозить агрессию |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
№3 |
Неумение переключать агрессии на деятельность или неодушевленные объекты |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
№4 |
Анонимная агрессия |
0 |
2 |
1 |
1 |
2 |
№5 |
Провокация агрессии у окружающих |
0 |
3 |
1 |
0 |
3 |
№6 |
Склонность к отраженной агрессии |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
№7 |
Аутоагрессия |
1 |
2 |
0 |
0 |
2 |
№8 |
Ритуализация агрессии |
0 |
3 |
2 |
2 |
3 |
№9 |
Склонность заражаться агрессией толпы |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
№10 |
Удовольствие от агрессии |
0 |
3 |
2 |
1 |
2 |
№11 |
Расплата за агрессию |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
№12 |
Общая сумма балов |
14 |
38 |
20 |
18 |
26 |