Особенности личности в системе межличностных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего психологического исследования состоит в определении особенностей соционического подхода к исследованию личности и межличностных отношений. Таким образом, если рассматривать личность и межличностные отношения в качестве объекта данного исследования, то предметом настоящего психологического исследования является соционический подход в исследовании личности и межличностных отношений. Впервые в отечественной литературе межличностные (межперсональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге «Социальная психология». Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована.
Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............3

I. МЕСТО ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………5

1.1. Личность - сложность феномена……………………………………………..5

1.2. Изучение межличностных отношений………………………………………8

II. ПОНЯТИЕ»МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»………………………..11

2.1. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений………………………………………………………………………...13

2.2. Процесс формирования межперсональных отношений…………………..17

2.3. Эмпатия, как механизм развития межличностных отношений…………..19

III. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ………………..21

3.1. Процесс межличностного воздействия……………………………………..22

3.2. Методы воздействия………………………………………………………....24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………..29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………31

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

      Психика человека целостна, многомерна и многоуровнева. Причем, по словам Я.А.Пономарева, все ее уровни "-представляют собой неразрывную цепь, в которой высшая часть нижеследующего звена обязательно является низшей частью вышеследующего звена. Работа вышестоящего звена опосредствуется всей цепью. Но как хорошо известно, высшее звено после своего возникновения постепенно занимает доминирующее место во всей цепи, подчиняет себе работу всех нижележащих звеньев, как бы организует, направляет ее. Как уже говорилось, каждое звено подчиняется не только общим для всей цепи законоиерностям, но и своим специфическим, только ему присущим законам. Указанные звенья поэтому и представляют предметы различных наук, и вместе с тем эти различные науки должны взаимно обеспечивать друг друга необходимыми для любых смежных наук данными".

     Поэтому, для более полного и адекватного  познания человека необходимо объединение усилий как соционики, так и психологии. Причем, для психологии это дает возможность практического использования методов системного подхода и особенно - моделирования, а для соционики - наполнить"бездушные схемы" конкретным личностным содержанием, а также обеспечить научную строгость эмпирическим соционическим исследованиям. Подобный альянс позволит успешно решить ряд методологических проблем, обозначенных нами ранее. А это, в свою очередь, может действительно привести к созданию в ХХI веке новых - "психоинформационных технологий". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛОССАРИЙ 

№п/п Новые понятия Содержание
1 2 3
1 Межперсональные отношения тесно связаны  с различными видами общественных отношений.
2 Общественные  отношения это официальные, формально закрепленные, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов  отношений, в том числе и межперсональных.
3 Межличностные отношения это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей.
4 Межличностная совместимость это оптимальное  сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности.
5 Межличностная привлекательность это сложное  психологическое свойство личности, которое как бы «притягивает к  себе» партнера по общению и непроизвольно  вызывает у него чувство симпатии. Обаяние личности позволяет ей располагать к себе людей.
6 Интерперсональные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после  чего могут ослабляться и потом  прекращаться.
7 Приятельские  отношения формируют готовность — неготовность к дальнейшему  развитию межличностных отношений.
8 Товарищеские  отношения позволяют закрепить  межличностный контакт.
9 Эмпатия это отклик одной  личности на переживания другой.
10 Психологическое воздействие это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению.
11 Стратегия это способы  действии субъекта по достижению главной  цели психологическою воздействия  на реципиента.
12 Тактика это решение  промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов. Тактика воздействия обуславливается его задачами.
13 Убеждение применительно к психологическому воздействию  может выполнять несколько функций: информационную, критическую и конструктивную.
14 Переубеждение по сравнению  с убеждением является более сложным, трудоемким и для реципиента психологически болезненным процессом, поскольку  у него происходит ломка сложившихся  взглядов и представлений, разрушение старых и формирование новых установок.
15 Принуждение как метод воздействия  имеет две модификации: физическое и морально-психологическое принуждение. Первая связана с применением  физической или военной силы. Вторая модификация проявляется, например, в управленческой или воспитательной практике.
16 Внушение понимается  целенаправленное, неаргументированное  воздействие, основанное на некритическом  восприятии информации.
17 Заражение заключается в  бессознательной и невольной  подверженности людей определенным психическим состояниям.
18 Подражание заключается в  осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли  примеру субъекта воздействия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Андреева  Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс. 2000, 376 с.

2. Андреева Г.М.. Богомолов Н.Н, Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология в XX столетии. М.: 2001, 37 с.

3. Аргайл  М. Психология счастья. М., 1990, 94 с.

4. Афонин  Н. С. Эффективность лекционной  пропаганды: социально-психологический аспект. М., 1975, 258 с .

5. Балл  Г.А,. Бургин М.С. Анализ психологического  воздействия и его педагогическое  значение // Вопросы психологии. 1994. №4,  56-66 с.

6. Бобнев  М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М , 1975,  86 с.

7. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. Л.: ЛГУ, 1982, 124 с.

8. Бодалев  А. А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996, 67-85 с.

9. Дерябо  С., Левин В. Гроссмейстер общения. М., 1996, 53 с.

10. Доценко  Е.Л. Психология манипуляции, М., 2000, 34 с.

11. Дубровский  Д. И. Обман. Философско-психологический анализ. М., 1994, 214 с.

12. Кон И. С. Дружба. М., 1987, 174 с.

13. Кон  И. С. Психологии ранней юности. М., I964, 18 с.

14. Кузин  Ф. А. Культура делового общения. М., 1996, 115 с.

15. Леонтьев  А. А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические проблемы социальной психологии, М. Наука, 1975, 166 с.

16. Леонтьев  А. А. Психология общения. Тарту, 1974, 154 с.

17. Леонтьев  А. Н. Проблемы развития психики. М . 1985, 296 с

18. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999, 65 с.

19. Mайерс  Д. Социальная психология. СПб., 1997, 69 с.

Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.. Питер, 2001, 358 с.

20. Мицич  П.Аргументация: цели, условия, приемы// Психология влияния, СПб,, 2000, 367-396 с.

21. Мясишев  В. Н. Психология отношении. Москва-Воронеж. 1995, 197 с.

22 Ниренберг  Д,, КалероТ. Читать человека — как книгу. М., 1990, 96 с.

23. Обозов  Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ. 1979, 87 с.

24. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека. М.: МГУ, 1987, 87 с.

25. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 1999, 315 с. 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (ПО МАЛЫШЕВУ А,А,)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 2

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕЖЛИЧНОСТНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ

 

Информация о работе Особенности личности в системе межличностных отношений