Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 11:33, курсовая работа
Цель настоящего психологического исследования состоит в определении особенностей соционического подхода к исследованию личности и межличностных отношений. Таким образом, если рассматривать личность и межличностные отношения в качестве объекта данного исследования, то предметом настоящего психологического исследования является соционический подход в исследовании личности и межличностных отношений. Впервые в отечественной литературе межличностные (межперсональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге «Социальная психология». Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована.
Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………............3
I. МЕСТО ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………5
1.1. Личность - сложность феномена……………………………………………..5
1.2. Изучение межличностных отношений………………………………………8
II. ПОНЯТИЕ»МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»………………………..11
2.1. Особенности личности, влияющие на формирование межличностных отношений………………………………………………………………………...13
2.2. Процесс формирования межперсональных отношений…………………..17
2.3. Эмпатия, как механизм развития межличностных отношений…………..19
III. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ………………..21
3.1. Процесс межличностного воздействия……………………………………..22
3.2. Методы воздействия………………………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...27
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………..29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...33
СОВРЕМЕННАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Филиал
Нижегородский
ПДО
Выксунское
Курсовая
работа
по дисциплине
«Социальная психология»
Тема:
«Особенности развития
личности в системе
межличностных отношений»
Выполнил студент: Яшина Алина Михайловна
№ контракта: 09202070701002
Направление: психология
№ группы:
ЗП-709
Подпись студента:____________Дата
сдачи работы:________________
Курсовая работа
к аттестации допущена__________________
Руководитель __________________ ________________
Работа принята директором ПДО Блиновой Г.Ф.__________________
(ф.и.о. ответственного
лица, должность)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
I. МЕСТО ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………5
1.1. Личность - сложность феномена……………………………………………..5
1.2. Изучение
межличностных отношений…………………
II. ПОНЯТИЕ»МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»………………………..11
2.1. Особенности
личности, влияющие на формирование
межличностных отношений…………………
2.2. Процесс формирования
межперсональных отношений……………
2.3. Эмпатия, как механизм развития межличностных отношений…………..19
III. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ………………..21
3.1. Процесс межличностного воздействия……………………………………..22
3.2. Методы воздействия………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Идеалистическую
метафизику отличает от материалистической
диалектики не само по себе признание
целостности личности, а то, как понимается
природа этого целого, как трактуются
законы развития целого. Диалектический
материализм устанавливает общественно-историческую
природу человека, объективно материальную
обусловленность его личности.1
Поэтому, цель настоящего психологического исследования состоит в определении особенностей соционического подхода к исследованию личности и межличностных отношений. Таким образом, если рассматривать личность и межличностные отношения в качестве объекта данного исследования, то предметом настоящего психологического исследования является соционический подход в исследовании личности и межличностных отношений. Впервые в отечественной литературе межличностные (межперсональные) отношения анализировались в 1975 г. в книге «Социальная психология». Проблема межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологической науке в определенной степени исследована. В монографии Н. Н. Обозова (1979) обобщены результаты эмпирических исследований отечественных и зарубежных специалистов. Это наиболее глубокое и обстоятельное исследование и в настоящее время сохраняет свою актуальность. В последующих публикациях проблеме межличностных отношений уделяется мало внимания. За рубежом эта проблема анализируется в справочниках по социальной психологии. Наиболее интересным совместным исследованием Т. Хустона и Г. Левингера является «Межличностная привлекательность и межличностные отношения» (Huston, Levinger, 1978), не потерявшее значения и в настоящее время.
Главная
задача, которая стоит перед социальной
психологией, — раскрыть конкретный механизм
«вплетения» индивидуального в ткань
социальной реальности.2
I. МЕСТО
ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. Личность
– сложность феномена
Да,
великие и таинственные дела творятся
вокруг того, что называют
«личностью». Все, что можно об этом сказать,
всегда на удивление неудовлетворительно
и всегда чревато тем, что дискуссия заглохнет
в чрезмерной, столь и пустой болтовне.
Даже понятие «личность» в обычном словоупотреблении
столь расплывчатое и с таким трудом поддающееся
определению слово, что едва ли найдутся
двое, которые вкладывают в него один и
тот же смысл.3
А.Г.Асмолов, рассматривая различные теории личности, уделяет большое внимание анализу интеракционистских теорий. Интересны также точка зрения Ю.Б.Гиппенрейтер, которая базируется на взглядах А.Н.Леонтьева, и даже точка зрения К.К.Платонова (не пользующаяся в последнее время популярностью у большинства психологов). Однако, для нашего исследования наибольший интерес все-таки представляет мысль А.Г.Асмолова: "...в схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности"5.
Довольно подробный анализ черт психологической структуры личности дает Б.Г.Ананьев, особо выделяя при этом работы А.Г.Ковалева, В.Н.Мясищева и К.К.Платонова, отмечая, что расхождения их "в толковании понятия структуры личности весьма характерны для современного состояния проблемы". А.Г. Ковалев представляет личность как синтез сложных структур, таких как:
В отличие от него, В.Н.Мясищев придерживался двупланового строения и функционирования психики - потенциального и процессуального.
По другому представляет себе уровень интеграции в структуре личности К.К.Платонов. В соответствии с рядом критериев он выделяет динамическую функциональную психологическую структуру личности, состоящую из четырех подструктур:
1)
биологически обусловленные
2) личный опыт, приобретенный в т.ч. и путем обучения (объем и качество имеющихся знаний, умений, навыков и привычек);
3)
индивидуальные особенности
В качестве более поздних исследований можно отметить работу А.А.Малышева, где рассматривается структура личности.6
Богатая палитра взглядов на проблему "личности" и ее "структуры" в зарубежной психологии также исследовалась многими... Ограничимся кратким обзором только наиболее ярких представителей, интересных непосредственно для нашего исследования.
Так, например, взгляды видного американского психолога Г.Мерфи, представителя биосоциального подхода, подробно анализировал В.Н.Мясищев.
К биологическим составляющим личности Г.Мерфи относит:
1) тфизиологические предрасположения, возникающие из наследственных и эмбриональных предрасположенностей;
2) канализацию энергии как процесс, благодаря которому мотив или концентрация энергии находит путь к разрядке в поведении;
3) условно-рефлекторные ответы, представляющие собой связи между внутренними условиями тканей и специфическими формами поведения;
4) познавательные или перспективные навыки как продукты двух предыдущих компонентов.
В теории З.Фрейда вся человеческая психика делится на сознательное, предсознательное и бессознательное. При этом структура личности состоит из трех систем - "Оно" (Id), "Я" (Ego) и "Сверх Я" (Super-Ego).
Что же
касается К.Г.Юнга, то, по словам Д.Я.Райгородского,
понимание им феномена "личность"
"...столь многоаспектное, что невозможно
в рамках предисловия, даже пунктирно
наметить его концепцию, суть и смысл которой
щедро "рассыпаны" в 20-ти томах его
собрания сочинений".
1.2.
Изучение межличностных
В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность - "...ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями..."7 Анализируя "месторасположение" межличностных отношений в социально-психологической литературе, Г.М.Андреева отмечает, что их рассматривают прежде всего относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений (Кузьмин, 1967); как отражение в сознании общественных отношений (Платонов, 1974). Сама же она утверждает, что: "...природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений. возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне их..."8
Информация о работе Особенности личности в системе межличностных отношений