Особенности личности людей, занимающихся экстремальными видами спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование влияния особенностей личности на выбор экстремального вида спорта.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к понятию «риск»,
2. Выявить связь риска с экстремальными видами спорта;
3. Рассмотреть понятия «Экстраверсия», «маскулинность», «стресс», «стрессоустойчивость и склонность к риску» как факторы влияющие на выбор спорта;
4. Исследовать влияние на выбор спорта таких личностных свойств как: экстраверсия, маскулинность, склонность к риску и уровень стрессоустойчивости.

Оглавление

Введение
Глава I. Психологические особенности людей, занимающихся экстремальными видами спорта
1.1 Риск в психологии и экстремальные виды спорта
1.2 «Экстраверсия», «маскулинность», «стресс», «стрессоустойчивость и склонность к риску» как факторы влияющие на выбор спорта
Глава II. Методологические основы исследования влияния личностных особенностей на выбор вида спорта.
2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект, предмет
2.2 М методологические подходы и принципы исследования
2.3 Методики исследования личностных особенностей
2.4 Обоснование выборки
2.5 Описание эксперимента
Глава III Анализ и интерпретация результатов психодиагностического исследования.
3.1 Анализ результатов исследования
Заключение
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

Психология спорта.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

 

1. Рассмотреть  подходы к понятию «риск»,

 

2. Выявить связь  риска с экстремальными видами  спорта;

 

3. Рассмотреть  понятия «Экстраверсия», «маскулинность»,  «стресс», «стрессоустойчивость и  склонность к риску» как факторы  влияющие на выбор спорта;

 

4. Исследовать  влияние на выбор спорта таких личностных свойств как: экстраверсия, маскулинность, склонность к риску и уровень стрессоустойчивости.

 

Объект исследования: личность.

 

Предмет исследования: Особенности личности людей занимающихся экстремальными видами спорта.

 

2.2 Методологические подходы и принципы исследования

 

 

Методология, в  широком смысле этого слова, есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В таком понимании методология  образует необходимый компонент  всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Основной функцией методологического знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

 

1. В методологической основе данного исследования заложен системный подход, предполагающий «рассмотрение определенных специфических характеристик сложноорганизованных объектов - систем».

 

В данном исследовании системный подход проявляется в  анализе взаимосвязей таких систем как личность, мотивы, потребности, умение адаптироваться в обществе. Личность можно исследовать только как целостный объект познания, а не как сумму отдельных составляющих. Мотивы и потребности каждого человека, несомненно, являются системой, так как в них есть свои элементы, связанные в одно целое и подчиняющиеся законам определенной иерархии.

 

Принцип системности (Ломов М.В., 1975г.; Ганзен В.А., 1984г.) - направление  методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Применение принципа системности в данной работе обусловлено тем, что проявление особенностей личности тесно взаимосвязаны с достижениями в спорте.

 

2. Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1930г.) - является одним из главных объяснительных принципов научного познания, который подразумевает объяснение изучаемых феноменов в закономерном взаимодействии факторов, доступных эмпирическому контролю. Этот принцип выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. Принцип детерминизма, будучи общенаучным, ориентирует различное построение знания в конкретных науках.

 

В данной работе принцип детерминизма находит свое отражение в том, что личностные особенности находят своё отражение в характере выбираемого вида спорта.

 

2.3 Методики  исследования личностных особенностей

 

 

I. Личностный  опросник FPI. [6]

 

Шкалы опросника  сформированы на основе результатов  факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.

 

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике - 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, a X-XII - производными, интегрирующими.

 

1. Невротичность;

 

2. Спонтанная  агрессивность;

 

3. Депрессивность;

 

4. Раздражительность;

 

5. Общительность;

 

6. Уравновешанность;

 

7. Реактивная  агрессивность;

 

8. Застенчивость;

 

9. Открытость;

 

10. Экстраверсия- Интроверсия;

 

11. Эмоциональная  лабильность;

 

12. Маскулинизм  - феминизм.

 

II. Диагностика  личностной креативности Е. Е.  Туник. [27]

 

Методика определения  личностной креативности состоит из 50 вопросов и 4 шкал таких как:

 

· Любознательность (Л),. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.

 

· Воображение (В). Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые  он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о  различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

 

· Сложность (С). Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

 

· Склонность к  риску (Р), . Проявляется в том, что  субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

 

III. Готовность  к риску (PSK) Шуберт. [6]

 

Тест позволяет  оценить степень готовности к  риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности. Опросник содержит 25 вопросов, 5 категорий ответов, за которые начисляются баллы: "полностью согласен", "полное да" - 2 балла; "больше да, чем нет" - 1 балл; "ни да, ни нет", "нечто среднее" - 0 баллов; "больше нет, чем да" - 1 балл; "полное нет" - 2 балла. Все полученные баллы суммируются.

 

2.4 Обоснование  выборки

 

 

Выборку исследования составили спортсмены в возрасте от 18 до 30 лет, всего 60 человек. В связи  с поставленной гипотезой они  были разделены на 2 группы по 30 человек  в каждой. В первую группу входят баскетболисты, во вторую спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта, такими как горнолыжный спорт, паркур, рафтинг, маунтинбайк. Учавствовавшие в исследовании спортсмены занимаются спортом от одного года до десяти лет.

 

Данные виды спорта включены в классификацию Международного Олимпийского Комитета. В ней баскетбол относится к первой группе видов спорта, то есть спорт характеризующийся активной двигательной деятельностью спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Горнолыжный спорт включён в шестую группу. Особенностями этих видов спорта являются сложнокоординационные и разнообразные движения, имеющие высокие требования к способностям и выносливости спортсмена, что в свою очередь является особенностью экстремальных видов спорта. Ещё одной их особенностью является его новизна и молодой возраст спортсменов. По нашему мнению влияние на выбор экстремального вида спорта оказывают такие личностные особенности как: экстраверсия, маскулинность, склонность к риску и уровень стрессоустойчивости.

 

2.5 Ход эксперимента

 

 

1. Постановка  проблемы исследования.

 

Проводился  анализ актуальности и разработанности  различных аспектов психологической  действительности, в результате была сформулирована проблема, положенная в основу данного исследования.

 

2. Обзор литературы. На данном этапе исследования  использовался библиографический  метод. В ходе использования  этого метода производится анализ  и систематизация материала, охватывающего  предмет исследования данной  проблемы.

 

В последнее время появилось много видов экстремального спорта, что непременно повлекло за собой увлечённость ими молодого поколения. Экстрим привлекает собой количеством получаемого адреналина, разнообразием физической активности, количеством и качеством испытываемых эмоций и многим другим. Многие исследователи заинтересовались данной тематикой и активно проводят исследования, но по сей день слабо разработана теоретическая база. В связи с этим была поставлена задача определить круг особенностей личности влияющих на выбор экстремального спорта.

 

3. Этап экспериментально-психологического  исследования.

 

Подбор респондентов и последующее деление на группы проводилось в зависимости от вида спорта Так в первую группу респондентов вошли спортсмены занимающиеся баскетболом (30 человек) - данная группа является контрольной (КГ), во вторую группу вошли спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта (30 человек) - данная группа является экспериментальной (ЭГ). Исследование было полностью анонимным и добровольным. Респонденты были осведомлены о цели исследования. В итоге в психодиагностическом эксперименте приняло участие 60 человек.

роцедура исследования:

 

Респондентам  обоих групп был предложен  пакет методик включающий методику определения личностной креативности, которая была выбрана для выявления склонности к риску (Р), модифицированный опросник FPI, для определения уровня стрессоустойчивости и маскулинизации-феминизации и методика диагностики склонности к риску (PSK) Шуберта.

 

Заполнение  методик занимало в среднем 30-40 минут.

 

4. Анализ и  интерпретация данных, полученных  эмпирическим путем.

 

По завершению этапа психодиагностики проводилась  обработка данных. Полученные данные по методикам Модифицированный опросник FPI, Склонность к риску (PSK) Шуберта, Диагностика креативности личности Е. Е. Туник обрабатывались по стандартным процедурам.

 

Полученные  количественные данные анализировались  с помощью следующих инструментов статистического и математического  анализа:

 

· T- критерий Стьюдента.

 

· Корреляционный анализ.

 

5. Подведение итогов исследования.

 

По итогам проведенного исследования были изложены основные результаты исследования, с учетом степени достижения цели и задач  исследования. Также были сделаны  выводы по эмпирической части, которые  представляют особую ценность и являются ответом на поставленные в исследовании задачи.

 

Глава III. Анализ и интерпретация результатов психодиагностического исследования

 

 

3.1 Анализ результатов  исследования

 

 

В исследовании участвовали 2 группы респондентов. В  первой группе опрашиваемые занимающиеся баскетболом (n==30), эта группа является контрольной (КГ), во второй спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта (n=30), эта группа является экспериментальной (ЭГ). Выборка составила 60 человек. Исследовались респонденты в возрасте от 18 до 30 лет. В дальнейшем исходный материал обрабатывался с учётом выделенных групп.

 

Результаты  исследования позволили описать  влияние особенностей личности на выбор  вида спорта.

 

3.2 Данные методики  Диагностика личностной креативности  Е.Е. Туник

 

 

Для того чтобы определить различия в результатах исследования был использован Т-критерий Стьюдента.

 

Из таблицы 1 видно, что статистически достоверным (р<0,05 ; t=2,124) является различие по шкале склонности к риску, который проявляется в том, что спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта более склонны к отстаиванию своих идеи, не обращая внимания на реакцию других; постановке перед собой высоких целей и к попыткам их осуществить, а так же допускать для себя возможность ошибок и провалов сильнее, нежели спортсмены занимающиеся баскетболом.

 

Таблица 1. Средние  значения по шкалам методики Диагностика  Личностной креативности Е.Е. Туник.

 

Шкалы

Группы

 

Группа 1 (n=30)

Группа 2 (n=30)

 

М±m

М±m

 

Склонность  к риску

24,83

±1,17*

25,06

±1,05*

 

Любознательность

24,6

±1,33

24,93

±1,16

 

Сложность

22,46

±1,28

7,46

±1,36

 

Воображение

19,33

±1,30

7,03

±1,28

 

Креативность

91,23

±4,51

24,86

±4,54

 

*достоверность  различий при р <0,05 при сравнении  групп

 

 

 

3.3 Данные личностного  опросника FPI

 

 

Сравнительный анализ результатов личностного опросника FPI (Таблица 2) показывает, что статистически достоверными являются различия по шкалам «невротичности» (р<0,05 ; t=3,238), «спонтанной агрессивности» (р<0,05 ; t=2,269), «депрессивности» (р<0,05 ; t=2,618), «раздражительности» (р<0,05 ; t=2,832), «застенчивости» (р<0,05 ; t=3,864), «открытости» (р<0,05 ; t=2,197), «эмоциональной лабильности» (р<0,05 ; t=4,654) и «маскулинности - фемининности» (р<0,05 ; t=2,458). Спортсмены из первой группы по сравнению со спортсменами из второй группы показывают более высокую чувствительность, слабый самоконтроль, чуткость, ранимость, отзывчивость, некоторую неуверенность в себе. В свою очередь спортсмены второй группы отличаются ярко выраженной смелостью, предприимчивостью и стремлением к самоуважению.

 

Таблица 2. Средние  значения по шкалам методики личностного  опросника FPI

 

Шкалы

Группы

 

Группа 1 (n=30)

Группа 2 (n=30)

 

М±m

М±m

 

Невротичность

5,83

±0,44*

4,46

±0,40*

 

Спонтанная  агрессивность

6,33

±0,36*

5,56

±0,40*

 

Депрессивность

5,2

±0,39*

4

±0,40*

 

Раздражительность

7

±0,35*

6,13

±0,38*

 

Общительность

4,56

±0,34

5,4

±0,39

 

Уравновешенность

5,7

±0,41

6

±0,41

 

Реактивная  агрессивность

6,96

±0,36

6,66

±0,41

 

Застенчивость

5,23

±0,42*

3,43

±0,40*

 

Открытость

7,36

±0,45*

6,66

±0,43*

 

Экстраверсия- Интроверсия

6,23

±0,45

6,73

±0,40

 

Эмоциональная лабильность

5,33

Информация о работе Особенности личности людей, занимающихся экстремальными видами спорта