Особенности личности людей, занимающихся экстремальными видами спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование влияния особенностей личности на выбор экстремального вида спорта.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к понятию «риск»,
2. Выявить связь риска с экстремальными видами спорта;
3. Рассмотреть понятия «Экстраверсия», «маскулинность», «стресс», «стрессоустойчивость и склонность к риску» как факторы влияющие на выбор спорта;
4. Исследовать влияние на выбор спорта таких личностных свойств как: экстраверсия, маскулинность, склонность к риску и уровень стрессоустойчивости.

Оглавление

Введение
Глава I. Психологические особенности людей, занимающихся экстремальными видами спорта
1.1 Риск в психологии и экстремальные виды спорта
1.2 «Экстраверсия», «маскулинность», «стресс», «стрессоустойчивость и склонность к риску» как факторы влияющие на выбор спорта
Глава II. Методологические основы исследования влияния личностных особенностей на выбор вида спорта.
2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект, предмет
2.2 М методологические подходы и принципы исследования
2.3 Методики исследования личностных особенностей
2.4 Обоснование выборки
2.5 Описание эксперимента
Глава III Анализ и интерпретация результатов психодиагностического исследования.
3.1 Анализ результатов исследования
Заключение
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

Психология спорта.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

 

Вместе с  социальными и психологическими на направленность выбора и отношение  субъекта к риску оказывают влияние и социально-психологические факторы. К ним относятся: принадлежность личности к определенной социальной группе, специфика взаимодействия между членами группы, ее организационная структура, степень согласованности у членов группы различных интересов и т.д.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что риск рассматривается в психологии многогранно. В этой подглавке мы осветили несколько  вариантов рассмотрения риска и  его составляющих. Нужно отметить что спорт, особенно экстремальный, неразрывно связан с риском. Объясняется это большой физической активностью спортсмена и как следствие высокая возможность получения травм и причинения ущерба здоровью. [15]

 

По нашему мнению, спортсмены идут на значительных риск потому что, во-первых, риск для них это: действие имеющие мотивированный характер, активизирующее определённые специфические эмоционально-волевые проявления , например, смелость, азарт, решительность, уверенность и другие в неопределённых ситуациях . Во-вторых, предпосылка оперативного решения в экстремальных условиях. В-третьих, особое эмоциональное состояние удовлетворённости личности, находящейся в опасных ситуациях.

 

1.2 «Экстраверсия», «маскулинность», «стресс», «стрессоустойчивость  и склонность к риску» как  факторы влияющие на выбор спорта

 

 

Психологии  известны два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты.

 

Впервые термин появляется в работе Карла Юнга (1921) Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется  в направленности либидо человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений. Интроверт же предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами. Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного. Анализируя различия концепций двух других видных представителей динамической психологии, Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, Юнг полагает, что в сущности схожие концепции этих авторов различаются по причине экстраверсированности их авторов. Если первый, по Юнгу, обладает интроверсией, что заставляет его искать механизмы психики в глубинах внутреннего мира, то второй, будучи экстравертом, рассматривает человеческую психику в социальном контексте, рассматривая стремление к социальному превосходству в качестве основы либидо. Экстраверсия--интроверсия по Юнгу ложится в основу ряда самостоятельных психологических функций: мышления, чувства, ощущения, интуиции. [25]

 

Ганс Айзенк (1947) заимствует у Юнга термин «экстраверсия» при создании своей диспозициональной модели. Айзенк обнаружил, что в разных исследованиях, проведенных разными исследовательскими группами, параметры личности согласованно варьируются по степени своей ориентации на социальные отношения в противовес ориентации на рефлексию, переживания, чувства. Эти понятия являются полюсами суперфактора -- комплекса коррелирующих между собой черт личности, который детерминирован генетически. Типичный экстраверт по Айзенку общителен, оптимистичен, импульсивен, имеет широкий круг знакомств и слабый контроль над эмоциями и чувствами. Типичный интроверт спокоен, застенчив, отдалён от всех, кроме близких людей, планирует свои действия заблаговременно, любит порядок во всём и держит свои чувства под строгим контролем. Экстраверсия может быть одной из базовых черт личности, которых Айзенк определил три. [2]

 

В психиатрии распространена типология Леонгарда, который заимствовал  наиболее раннее толкование данного  термина по Юнгу и переосмыслил его: по Леонгарду, экстраверт -- личность безвольная, подверженная влиянию со стороны, интроверт -- личность волевая. В то же время, типология Леонгарда является психиатрической, а не психологической, и относится прежде всего к патологиям. Близкими к толкованию Леонгардом данного термина являются такие термины психологии, как локус контроля (внутренний и внешний), экстернализм и интернализм предложенные Акоффом и Эмери (1974), и др.

 

Впоследствии  экстраверсия как черта личности показывает свою состоятельность, сохраняясь в таких современных моделях  как «Большая Пятерка», представителям которой является Джонеталь (2008г.) или HEXACO - Эштон (2004). [29]

 

Термины «экстраверсия» и «интроверсия» используются также  в типологии Майерс-Бриггс, в соционике, в психософии, и ряде других современных  опросников и диагностических методик, где их толкование имеет свою специфику.

 

Так как частотное  распределение в нормальной популяции  центрировано на среднем участке  шкалы интроверсии -- экстраверсии, то большинство людей можно отнести  к амбивертам. Амбиверт -- это личность со средними показателями по этой шкале.

 

Типические  свойства экстравертов.

 

Основной критерий: Движение энергии осуществляется по направлению к внешнему миру, объект (предметы или другие люди, внешняя  реальность) оказывается изначально более важным. Сознательная ориентация обычно определяется объективной реальностью, фактами, получаемыми из внешнего мира.

 

Ключевые признаки:

 

· психическая  жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно  как реакция на окружающую среду;

 

· интерес к  внешнему объекту, потребность присоединиться и быть "включенным";

 

Особенности поведения:

 

· постоянное внимание к окружающему миру, отзывчивость и готовность к принятию внешних  событий и ситуаций, желание влиять на них и находиться под их влиянием;

 

· подвижность, легкость приспособления, способность к приспособлению в соответствии с существующими внешними условиями;

 

· интерес и  внимание сфокусированы на объективных  событиях, на предметах и других людях, обычно сосредоточенных в  непосредственном окружении;

 

· широкий круг общения, легкость образования связей и привязанностей, стремление иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая;

 

· склонность к  риску, сначала действует, потом  думает - действие оказывается быстрым  и не подчиненным дурным опасениям  или колебаниям;

 

· зависимость от общественного мнения (в том числе и в этических вопросах), свои собственные взгляды он неизменно ставит в зависимость от условий, обнаруживаемых во внешнем мире.

 

Маскулинность

 

Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus -- мужской  и femininus -- женский) -- нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей. В дифференциальной психологии маскулинность и фемининность -- это специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые маскулинности и фемининности, являются транскультурными (например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности с мягкостью и нежностью). Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При изучении этих образов необходимо учитывать принципиальную асимметрию половых ролей и то, чью точку зрения (мужскую или женскую) выражает данный стереотип.

 

Маскулинность (мужественность) представляет собой  комплекс аттитюдов, характеристик  поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, маскулинность - это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли.

 

В области современных  социальных наук существуют разные концепции  маскулинности, которые варьируются  от эссенциалистской до социально-конструктивистской.

 

Практики эссенциалистского  подхода Дж. Батлер и Дж. Флекс (1999г.) рассматривают маскулинность как  производную от биологической разницы  между мужчиной и женщиной, то есть как природную категорию и, таким  образом, маскулинность определяется как совокупность физических качеств, моральных норм и поведенческих особенностей, присущих мужчине от рождения. Согласно данному подходу, маскулинность - это то, чем мужчина является и что, соответственно, составляет его природную сущность. Данная концепция подверглась значительной критике в результате развития сравнительных исследований гендерных систем обществ, различающихся по экономическим и культурным параметрам, и сегодня представляет собой яркий пример вульгарного биологического детерминизма.

 

Наиболее известным в отечественной науке примером биодетерминизма является концепция В. А. Геодакяна (1989) Она разработана в контексте синтетической теории эволюции И. И. Шмальгаузена и основывается на представлении, что в любой эволюционирующей системе действуют два фактора - оперативный и консервативный, которые обеспечивают изменчивость и эволюцию любых развивающихся систем. Оперативный фактор обеспечивает изменчивость системы в ее взаимоотношениях со средой. Консервативный - стабилизирует накопленные эволюционно оправданные изменения. Конечно же, с этой точки зрения, женские "особи" олицетворяют консервативный фактор, а мужские - оперативный. [9]

 

Социально-конструктивистский подход определяет маскулинность в  терминологии гендерных ожиданий. Маскулинность - это то, чем мужчина должен быть и что ожидается от него. Согласно данному подходу, маскулинность конструируется как обществом в целом, так и каждым отдельным человеком мужского пола. Общественный конструкт маскулинности является производной от гендерной идеологии общества и сформирован под влиянием традиционных взглядов на мужскую роль, современных экономических реалий и социокультурной ситуации. На уровне индивидуальном, маскулинность конструируется как гендерная идентичность в соответствии с требованиями гендерных норм, которые преобладают в той или иной социальной группе, и реализуется посредством интерактивных действий. [18]

 

При рассмотрении маскулинности необходимо учитывать  ее множественность, историчность и  ситуационность.

 

Множественность проявляется в наличии в каждом обществе нескольких моделей маскулинности - от доминантных до маргинализированных.

 

Доминантная модель маскулинности отражает представления  о мужской гендерной роли, разделяемые  преобладающей частью общества, объединенной по расовым, социальным и культурным признакам. Эта форма маскулинности считается наиболее правильной и желаемой (например, маскулинность известных атлетов, политиков или актеров), при этом она также является наиболее жестко структурированной моделью. Однако это не означает, что большинство мужчин, проживающих в данном обществе и поддерживающих идеологическую основу доминирующей формы маскулинности, соответствуют характеристикам, входящим в данную модель. Эта модель представляется, скорее, образцом, идеалом. По словам известного американского исследователя Майкла Киммела (2006), доминирующая маскулинность - это "маскулинность тех мужчин, которым принадлежит власть". Несмотря на явный статус "идеала", которым данная модель маскулинности наделяется в патриархатном обществе, эту модель еще называют нормативной, поощряя стремление соответствовать ей. В современном обществе доминирующая форма маскулинности непосредственно связана с производством системы властных отношений патриархата. Так называемые маргинализированные модели маскулинности существуют в группах, объединяющих национальные, социальные и сексуальные меньшинства. Данные модели оцениваются большинством общества как "ущербные", воспринимаются с разным уровнем толерантности и часто становятся объектами дискриминационных действий, практикующихся в патриархатном обществе.

 

Историчность  маскулинности проявляется в  изменениях, вносимых в ее структуру  в ходе исторических процессов. Под  влиянием культурных и экономических  факторов и технологического развития общества меняются социальные практики мужчин и женщин, что приводит к изменению традиционных гендерных ролей.

 

Ситуационность  маскулинности проявляется через  социокультурную зависимость интенсификационных и инфляционных изменений, происходящих с ее некоторыми характеристиками. Так, например, во время войн, спортивных состязаний и конфликтных ситуаций существующие модели маскулинности интенсифицируются, и на первый план выходят такие характеристики как агрессивность и состязательность. В относительно спокойное время происходят инфляционные процессы, в результате которых ценность данных характеристик существенно понижается, и милитаризированная концепция маскулинности сглаживается. Эти характеристики маскулинности были описаны А. С. Кочаряном (1966). [13]

 

Как уже говорилось выше маскулинность и феменинность не разрывно связанны со стереотипизацией, эти гендерные стереотипы в спорте практически не рассматривались в трудах отечественных социологов и психологов. Поэтому рассмотрим, как тема маскулинности в профессиональном спорте исследовалась в трудах зарубежных, в частности американских, ученых.

 

В рамках спортивной социологии пол в его взаимодействии с социальной группой и расой  обычно игнорируется или считается  самим собой разумеющимся, кроме  случаев исследования женщин-спортсменок. Социологи, которые пытаются серьезно исследовать проблему опыта чернокожих в целом и в профессиональном спорте в частности, сосредоточивали свое внимание преимущественно на элементе «черный», а не на элементе «мужчина». Маскулинность, например, рассматривается как биологически обусловленная тенденция к исполнению ролей кормильца и защитника, которой у черных мужчин не позволяют развиться социальные и экономические препятствия. Некоторые ученые считают, что мужественность конструируется социально, но это происходит само собой, и сосредоточивает внимание на тех препятствиях, которые мешают черным мужчинам эффективно исполнять свою роль. Эти теории маскулинности не учитывают взаимодействия мужской роли с теми структурными ограничениями, которые и загоняют черных мужчин в рамки разрушительного образа жизни.

 

Профессиональный  спорт представляется деятельностью, в процессе которой происходит манифестация различий между мужчинами и женщинами, а также доминирование первых над вторыми и в то же время  дистанцирование нормативной маскулинности (белый, гетеросексуальный, среднего класса) от маргинальной и подчиненной.

 

Майкл Месснер  в период с 1983 по 1985 год провел 30 глубинных  интервью с бывшими спортсменами. Целью было исследовать формирование маскулинности и те изменения, которые она претерпевает, взаимодействуя с социальным миром профессионального спорта. Большинство из проинтервьюированных занимались самыми популярными в США видами спорта: футболом, баскетболом, бейсболом и атлетикой. Все они оставили профессиональный спорт по крайней мере за 5 лет до интервью.

Информация о работе Особенности личности людей, занимающихся экстремальными видами спорта