Особенности личности людей, занимающихся экстремальными видами спорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование влияния особенностей личности на выбор экстремального вида спорта.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть подходы к понятию «риск»,
2. Выявить связь риска с экстремальными видами спорта;
3. Рассмотреть понятия «Экстраверсия», «маскулинность», «стресс», «стрессоустойчивость и склонность к риску» как факторы влияющие на выбор спорта;
4. Исследовать влияние на выбор спорта таких личностных свойств как: экстраверсия, маскулинность, склонность к риску и уровень стрессоустойчивости.

Оглавление

Введение
Глава I. Психологические особенности людей, занимающихся экстремальными видами спорта
1.1 Риск в психологии и экстремальные виды спорта
1.2 «Экстраверсия», «маскулинность», «стресс», «стрессоустойчивость и склонность к риску» как факторы влияющие на выбор спорта
Глава II. Методологические основы исследования влияния личностных особенностей на выбор вида спорта.
2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект, предмет
2.2 М методологические подходы и принципы исследования
2.3 Методики исследования личностных особенностей
2.4 Обоснование выборки
2.5 Описание эксперимента
Глава III Анализ и интерпретация результатов психодиагностического исследования.
3.1 Анализ результатов исследования
Заключение
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

Психология спорта.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

 

Возраст опрошенных колебался от 21 до 48 лет, в среднем  составив 33 года. 14 из них были белыми, 14 - черными, 2 - латинос. 15 из 16 черных и  латинос являлись выходцами из бедных семей, в то время как большинство (9 из 14) белых мужчин - из семей среднего класса. 12 занимались спортом в школе, 11 - в колледже, 7 были профессиональными спортсменами. Все они в определенный период своей жизни осознавали себя через принадлежность к спорту, следовательно, их можно было считать профессиональными спортсменами. [19]

 

В ходе исследования были получены следующие выводы.

 

Исследования, посвященные маскулинности и  спорту, утверждают, что спорт превращает мальчиков в мужчин. Они познают  такие ценности, как соревновательность, сила воли, достижение победы любой ценой, т. е. культурно релевантные элементы мужественности. Наряду с некоторыми важными догадками эти ранние исследования страдали ограниченностью, навязанной теорией половых ролей, согласно которой мальчики, впервые пришедшие в спортивный зал, представляют собой чистый лист, на котором будет «напечатана» маскулинность. Это упрощенный подход. На самом деле молодые люди приходят в спорт с уже сформировавшейся гендерной идентичностью, которая укрепляется в процессе развития личности. Как ни парадоксально, индивидуализация завершается только через общение с другими людьми. Таким образом, хотя основная задача маскулинности - в развитии и интерактивной личности и окончательном разграничении себя другого, она может быть осуществлена только через взаимодействие с другими людьми. Согласно данному исследованию, для мужчин мир профессионального спорта, подчиняющийся строгим правилам, становится средой, которая дает им возможность создать свою мужскую интерактивную идентичность.

 

При объяснении раннего вовлечения мальчиков в профессиональный спорт нельзя обойтись без феминистской психоаналитической теории мужественности и теории развития, однако выбор и контуры жизненного пути не могут определяться только императивами первичной тендерной идентичности. Необходимо учитывать, что мужская идентичность формируется во взаимодействии внутренних (психологическая амбивалентность) и внешних (социальных, исторических, институциональных) факторов.

 

В исследовании рассматривались мужчины «среднего  класса» и мужчины из низших социальных групп.

 

Средние социальные слои с  их высокой оценкой образования  и дохода показывают своим детям, что у них есть выбор и что  спортивная карьера - не самый лучший шанс из существующих. Если подросток  считает спорт приемлемой перспективой, в рамках которой можно самоутверждаться, то юноша и молодой человек из высших социальных групп просто переносят те же надежды в другой институциональный контекст: на образование и профессиональную карьеру.

 

Для мужчины из обеспеченной среды, решившего не идти в профессионалы, спорт остается важным по двум причинам. Во-первых, будучи блестящим спортсменом в школе или в колледже, он подкрепляет свой авторитет мужественностью, которая дополняет его профессиональный статус.

 

Здесь спорт выступает в роли объединяющего фактора, активизирующего мужское начало, в привилегированных слоях и помогает сохранять связи даже спустя годы после отказа от спортивной карьеры. Образованные, сделавшие блестящую карьеру мужчины, по данным исследования, редко откровенно выражают сексистские, расистские или классовые взгляды, в отношениях с женщинами они стремятся самораскрыться и смеются над преувеличением роли мужского начала. Но хотя внешне они соответствуют тому, что называют «современным образом мужчины», неформальные отношения внутри их мужских групп способствуют конструированию их гендерного и классового статуса; посредством создания четкой границы между ними, женщинами и мужчинами из более низких слоев. Доминирующее положение, этих мужчин, основывающееся на ритуальных формах мужского общения (дружба, соперничество), было изначально предопределено еще в юношестве, при занятиях привилегированные видами деятельности в своих компаниях

 

Во-вторых, помимо объединения  взрослых обеспеченных людей на основе доминирующего положения в обществе, спорт является частью гендерных отношений. Большинство мужчин продолжают следить за спортивными событиями, обсуждать и чувствовать свою принадлежность к этой сфере деятельное даже спустя годы после завершения спортивной карьеры. Спорт как зрелище является важнейшим фактором, который поддерживает традиционную концепцию мужского превосходства, в последнее время оспариваемую женщинами.

 

Спорт - это важнейший  профессиональный институт для выражения  маскулинности. Именно здесь мужское доминирование над женщинами становится «естественным» и связывается с социальным распределением насилия. Спорт подавляет природное равенство полов, конструирует различия, а затем, в значительной степени при помощи СМИ, выстраивает вокруг них структуру символов и толкований, которые их обосновывают.

 

Таким образом, спорт сохраняет  свою значимость для мужчин из высших социальных групп со школьных лет  до взрослого состояния. Но, и это  важно, к старшим классам школы  или к университету большая часть  этих молодых людей поняли, что профессиональный спорт - не для них. Культурные ценности среднего класса направляют их устремления в более «разумную» область образования и профессиональной карьеры, со спортом не связанной. Спорт же остается очень важным для создания и осознания их статуса и среди таких же привилегированных, как они, и в карьере. Спорт как публичное зрелище является основным моментом, вокруг которого создается и становится общепринятой идеология мужского превосходства над женщинами и превосходства богатых над бедными.

 

Для молодого человека из менее  обеспеченной семьи успех в спорте не является лишь доказательством маскулинности, для него это часто единственная надежда занять подобающее мужчине  общественное положение. Ситуация в  образовании и небольшие финансовые возможности делают для таких молодых людей выбор спортивной карьеры наиболее рациональным.

 

Этот вывод неприменим к молодым женщинам из бедных семей. Начиная со средних классов школы  и до взрослого состояния чернокожие молодые люди делают ставку на спорт, в то время как девушки - на образование. Здесь прослеживается половая динамика, которая управляет подростковыми группами и заставляет мальчиков ценить спортивные достижения выше образования. [19]

 

Стресс

 

В широком смысле под стрессом имеют ввиду любое воздействие со стороны внешних сил, которое оказывает разрушительное воздействие на организм. В более узком понимании, стресс это состояние эмоционального напряжения, вызванного какими-либо воздействиями носящий разрушительное воздействие на организм. В первом понимании стресс рассматривается как причина, а во втором как результат. По замечанию Р. Люфта, "многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит на своей кровати", а Г. Селье полагает, что "даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс", и приравнивает отсутствие стресса к смерти. Р. Лазарус вводит представление о психологическом стрессе, который, является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами. Дж. Эверилл (1973) вслед за C.Сэллсом (1970) считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля, т.е. отсутствие адекватной данной ситуации реакции при значимости для индивида последствий отказа от реагирования. П.Фресс (1975) предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно "употреблять этот термин применительно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, в которых могут появиться нарушения адаптации". Ю.C.Савенко определяет психический стресс как "состояние, в котором личность оказывается в условиях, препятствующих ее самоактуализации". [8]

 

Из выше сказанного можно сделать вывод, что проблема стресса широко изучается многими  исследователями, но пока в науке  не появилось общего определения  данного феномена.

 

Г. Селье выделил 3 стадии стресса:

 

· реакция тревоги;

 

· сопротивления (адаптации);

 

· истощения .

 

Ю.В. Щербатых (2006) объединил факторы, влияющие на развитие стресса у человека, выделив:

 

· врожденные способности  организма и детский опыт;

 

· родительский сценарий;

 

· личностные особенности;

 

· факторы социальной среды;

 

· когнитивные  факторы. [25]

 

Стрессоустойчивость и склонность к риску.

 

В современной  психологической науке стресс определяется как эмоциональное напряжение организма, возникшее вследствие эмоционально-отрицательных  и экстремальных факторов, связанных  с выполняемой профессиональной деятельностью, которой спорт и является.

 

К факторам стресса  исключительно спортивной деятельности относятся:

 

· соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником ;

 

· максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться рекордного результата ;

 

· систематическая , длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьезные коррективы в  режим жизни и бытовые условия.

 

В большинстве работ посвященных изучению стресса выделены личностные предпосылки, которые связаны с соревновательным стрессом:

 

· мотивация  достижения;

 

· самооценка;

 

· тревожность. [31]

 

Среди факторов, определяющих влияние психического стресса на спортсмена, выделяют различные индивидуально-психологические и личностные особенности, и прежде всего -- эмоциональную устойчивость (способность спортсмена сохранять высокую психическую и физическую работоспособность при действии сильных эмоциональных факторов), обеспечивая эффективную деятельность и целенаправленное поведение в экстремальных условиях. Спортивная деятельность будет успешной, если она протекает на фоне оптимального для данной деятельности уровня эмоционального возбуждения. Устойчивость к стрессу связана с особенностями нейропсиходинамики не сама по себе, не прямо и непосредственно, а в зависимости от целого ряда индивидуальных и личностных особенностей -- мотивов, отношений личности, особенности психических процессов.

 

Антистрессовая  устойчивость понимается как результат развития адаптации, вследствие которой организм приобретает новое качество, а именно адаптацию в виде резистентности, устойчивости к стрессорному влиянию, тренированность, новые навыки. Это новое качество проявляется в дальнейшем в том, что организм не может быть повреждён теми факторами, к которым приобрёл адаптацию и, следовательно, в широком биологическом аспекте адаптационные реакции являются реакциями, предупреждающими повреждение организма, составляя основу естественной профилактики. [22]

 

Повышение устойчивости к какому-либо одному фактору риска (вызвавшему первоначальную адаптацию), одновременно повышает устойчивость и  к другим повреждающим факторам риска.

 

Риск представляет собой осознанную человеком возможную  опасность. По мнению А.М. Шуберта (1911), готовность к риску связана с такими личностными особенностями как: импульсивность, возбудимость, агрессивность, склонность к доминированию, самоутверждению, зависит от пола (мужчины более рискованны). Он выявил отрицательные связи с социальной желательностью, социальной ответственностью, совестливостью, внушаемостью.

 

Высокая готовность к риску обычно сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач, и  прямо пропорциональна числу  допущенных ошибок.

 

Чаще всего  с возрастом готовность к риску падает, этим можно объяснить увлечённость молодёжи экстремальными видами спорта, это подтверждает исследование Ф. Фэрли (1997). В своей работе, он отнес искателей острых ощущений к людям «Т-типа» («ти-тайп», от английского «Thrill-seeking»). Люди «Т-типа» экстравертные, импульсивные, обладают не малыми творческими способностями, готовы идти на риск, ради получения захватывающих дух ощущений. При этом они довольно стабильны эмоционально, меньше других подвержены депрессии, проявлениям страха и нервозности. Так же было замечено, что женщины увлекаются экстримом реже, чем мужчины, это в свою очередь объясняется половыми различиями, т.е. у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин. [30]

 

Экстраверсия, маскулинность и высокий уровень стрессоустойчивости являются чертами влияющими на выбор вида спорта.

 

Экстраверсия  является неотъемлемым качеством личности спортсмена-экстремала. Исходя из образа жизни эктсремальщика можно сделать  вывод, что экстраверсия даёт ему  возможность самораскрытия.

 

Маскулинность в спортивной деятельности приобретается  за счёт особенностей спорта, который  в свою очередь требует проявления черт мужетсвенности у спортсменов.

 

Стресс и  Стрессоустойчивость и склонность к риску также включены в систему характеристик определяющих базовые черты личности в спорте. Если уровень стрессоустойчивости будет низким, человек не сможет быстро адаптироваться к резким изменениям ситуации спортивной деятельности.

 

Глава II Методологические основы исследования влияния личностных особенностей на выбор вида спорта

 

2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект, предмет

 

 

Целью настоящей  работы является исследование влияния  особенностей личности на выбор экстремального вида спорта.

 

Гипотеза исследования: выраженность таких особенностей личности как : экстраверсия, маскулинность, склонность к риску и уровень стрессоустойчивости способны повлиять на выбор экстремального вида спорта.

 

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

Информация о работе Особенности личности людей, занимающихся экстремальными видами спорта