Особенности коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путем проверить особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплексное изучение коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволит выявить их особенности, установить различия в проявлениях коммуникативных способностей и составить методические рекомендации по их коррекции и развитию.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в норме и при общем недоразвитии речи
7
1.1 Общение и коммуникативные способности 7
1.2 Особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
11
1.3 Общее недоразвитие речи: понятие, уровни, причины 16
1.4 Особенности развития коммуникативных способностей у детей с общим недоразвитием речи
19
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследования уровня сформированности коммуникативных способностей
24
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 24
2.2 Анализ результатов экспериментального изучения 29
2.3 Методические рекомендации 32
Заключение 35
Библиографический список 37
Приложения 43

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

Игры и игровые упражнения рекомендуется проводить 3 раза в неделю в виде игровых занятий, рассчитанных по времени на 15-20 мин.

Использование игры в коррекционно-развивающей работе по формированию коммуникативных способностей, способствует эмоциональному развитию личности, обеспечит психологический комфорт, поможет творческому самовыражению, проявлению самостоятельности и активной коммуникации ребенка в среде сверстников  и при общении со взрослыми.

Мы считаем, что грамотное  взаимодействие взрослого в процессе воспитания ребенка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволяет избежать многих трудностей в процессе общения.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать следующие выводы:

  1. в ходе реализации цели и задач экспериментального исследования, мы выяснили, что большинство детей группы (62%) имеют недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми, а 15 % детей постоянно испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Также хочется отметить, что 38% детей, не всегда могут различить эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении, а 24 %  имеют существенные трудности в общении со сверстниками.
  2. обобщенные данные, полученные в ходе эксперимента, подтвердили гипотезу о том, что комплексное изучение коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволит выявить их особенности, установить различия в проявлениях коммуникативных способностей.
  3. таким образом, констатация фактов, свидетельствующая о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы, позволила нам разработать методические рекомендации  на совершенствование коммуникативных способностей у детей данной группы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими  людьми, которая постоянно развивается  - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. [7, с .10]

Высокий уровень коммуникативных  способностей выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных способностей с самого раннего детства. [1, с. 23]

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что у дошкольников с ОНР наблюдаются некоторые особенности, связанные с проявлением различных коммуникативных способностей: они могут быть не развиты, не реализовываться ребенком. Все перечисленное говорит о необходимости специальной работы, направленной на формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Для определения уровня сформированности коммуникативных  способностей старших дошкольников с ОНР базой для исследовательской  работы послужило Государственное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 242 СО РАН г. Красноярска. Выборка составила 12 человек из них 6 мальчиков и 6 девочек в возрасте 5,5 — 6 лет.

Для проведения эксперимента нами был подобран диагностический инструментарий, разработанный педагогическим коллективом А.И. Булычевой, Н.С. Варенцовой и Н.Е. Вераксой, включающий семь вопросов анкеты для воспитателя данной группы и четыре диагностические методики, которые позволяют определить уровень сформированности коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. [19, c. 26-27], [19, с. 51-68]

Результаты были нами проанализированы, и они показали, что у большинства детей данной группы недостаточный уровень развития коммуникативных способностей, многие дети испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми в ходе совместной деятельности.

Так как наиболее распространенным подходом в развитии коммуникативных способностей является деятельностный (ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игра). Поэтому мы разработали методические рекомендации, которые включают комплекс игр и игровых упражнений, способствующих формированию коммуникативных способностей  старших дошкольников с ОНР, которые рекомендуется проводить 3 раза в неделю в виде игровых занятий по 15 -20 мин.

Таким образом, задачи выполнены, цель достигнута, гипотеза подтвердилась.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. - М., 2007. - С. 290.

2. Андрус Н.Я., Андрус Л.А., Невелев А.Б., Володская И.Н. Искусство общения. - Челябинск, 2004. - С. 164.

3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей З-7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2010.- С. 216.

4. Безруких М.М. Развитие социальной уверенности у детей. - М. изд. центр Владос, 2003. - С. 398.

5. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль. - Академия развития, 1998.- С. 240.

6. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2007. - С. 328.

7. Бодалев А.А. Об изучении общения // Психология общения. - М., 1999.

8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д.И. Фельдштейна // Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж.: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 352.

9. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2002.

10. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М., 2007. - С. 158.

11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. // Практич. пособие 2-е из., испр. - М.: Педагогич. общество, 2003 г.

12. Волкова Е.Д. О специфике взаимодействия с тревожными детьми / Е. Д.Волкова, Н.А. Мишина // Дошкольное воспитание. - 2008. - №10 - С.39 - 45.

13. Выготский Л.С. Детская психология//под ред. Д.Б.Эльконина / обр. соч.: в 6т. т.4 — М; Педагогика, 1998. С - 480.

14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. М., Просвещение, 1994. – С. 209.

15. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 2006.

16. Горшкова Е. В. Учите детей общаться. // Дошк. воспитание. - 2008. - №12 - С. 91-97.

17. Гуревич К.М., Что такое психологическая диагностика. - М., 2010 г.

18. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников: Пособие для практических работников детских садов // Автор-составитель И.А.Пазухина - СПб.: «Детство-Пресс», 2009.- С. 272

19. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений // Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

20. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 2002.

21. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь - справочник. - Мн.: Харвест, 2004 - С. 576

22. Дубина Л.А. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10 - С. 26-35.

23. Дубина Л.А. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 11 - С. 3-9.

24. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2006. – С. 64

25. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Просвещение, 2006. - С. 192.

26. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение детей 5 лет: 2-е издание переработанное дополнительное. - Ярославль: Академия Холдинг, 2010.

  27. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. - М.: Дрофа, 2008. – С. 98

 28. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений // Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А.Костенкова // Под ред. Б.П. Пузанова: 3-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

29. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школе. - М., 2004.- С. 569

30. Краткий психологический словарь. // Сост. Л.А. Карченко. Под общ. ред. А.В. Петровского - М.: Политиздат, 2009.

31. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. - М.: 2005.

32. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. - М., Смысл 2000 - С. 514

33. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат., 1975. - С. 304.

34. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1999

35. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 2008. - С. 244.

36 Лисина М.И. Общение со взрослыми и подготовка к школе .- Кишинев, 2000. - С. 208

37. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Дефектология» // Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под. ред. Л.С. Волковой. - М: Просвещение, 2002. - С. 528

38. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М., 1981.

39. Мухина В.С. Психология дошкольника.- М.,1975

40. Непомнящая Н.И.. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М.: Педагогика, 2002.

41. Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: в 2ч., 2007- С. 352.

42. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2002. - С.165.

43. Общение детей в детском саду и семье. // Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Стерхиной. - М. 2006.- С. 318.

44. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.// Под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2009.

45. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология » // Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2005.

46. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений // Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. // Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С 480.

47. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. - М., 1999.

48. Петровский А.В. Учимся общаться с ребенком. - М., 1993.

49. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.

50. Петухова И.А. Культурно-историческая психология развития. Материалы первых чтений посвященных памяти Л.С. Выготского. - М., 2008.

51. Познание и общение. Сб. науч. ст. // отв. ред. Б.Ф. Ломов и др. - М: Наука, 1999.

52. Попова М.В. Психология растущего человека. - М., 2002.

53. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. /Уч. пособие под ред. И.В. Дубровиной. - М., Академия, 1999. — 116 с.

54. Психологический словарь // под ред. В.В. Давыдова, Л.В Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.//. - М.: Педагогика, 2004.

55. Психологический словарь// под ред. В.П. Зинченко, Б.Г Мещерякова. - М., 2004.

56. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. Пособие. - М.: Владос, 1996.

57. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. - С. 98.

58. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста // Вопросы психологии. - М., 2007.- С.36 - 43.

59. Слинько О.А. «К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи» // Дефектология. - 2010 - № 2. - С. 62-67

60. Словарь. Психология //под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2000. – С. 860

61. Словарь практического психолога. // Сост. С.Ю. Головин - Минск: Харвест, 1998.

62.Современный словарь по психологии // Под ред. В.В. Юрчик. - Минск. - «Элайда» 2007 г.

63. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие // Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.: Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

64. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегов, И.Ю. Шведова.- М.: «АЭВ», 1994.

65. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1999

66. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателей детского сада. А. В. Петровский, А.М.Виноградова, Л.М. Кларина и др. - М., 2003.

67. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии // Под ред. Л.В. Шапковой.- СПб, «Детство-Пресс», 2005.

68. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство. - М.,2005.

69. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от З до 7 лет). - СПб.: Детство - Пресс, 2003. – С. 384

70. Шмаков С.А. Игры - шутки, игры - минутки. - М., 2011.

71. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций.- М., 2009.

72. Эльконин Д.Б. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития.// Вопросы психологии. - М., 2000.

73. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика. - М.: Просвещение, 2002.

 


Информация о работе Особенности коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи