Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:40, курсовая работа
Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путем проверить особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплексное изучение коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволит выявить их особенности, установить различия в проявлениях коммуникативных способностей и составить методические рекомендации по их коррекции и развитию.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в норме и при общем недоразвитии речи
7
1.1 Общение и коммуникативные способности 7
1.2 Особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
11
1.3 Общее недоразвитие речи: понятие, уровни, причины 16
1.4 Особенности развития коммуникативных способностей у детей с общим недоразвитием речи
19
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследования уровня сформированности коммуникативных способностей
24
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 24
2.2 Анализ результатов экспериментального изучения 29
2.3 Методические рекомендации 32
Заключение 35
Библиографический список 37
Приложения 43
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П.Астафьева»
особенности коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Исполнитель: студент 2-го курса
ИСП, отд. Логопедия
Погорелова Е.С.
Научный руководитель: к.п.н . | |
|
|
Стр
Введение |
3 |
Глава 1. Теоретические основы коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в норме и при общем недоразвитии речи |
7 |
|
7 |
1.2 Особенности развития |
11 |
1.3 Общее недоразвитие речи: понятие, уровни, причины |
16 |
1.4 Особенности развития коммуникативных способностей у детей с общим недоразвитием речи |
19 |
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследования уровня сформированности коммуникативных способностей |
24 |
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента |
24 |
2.2 Анализ результатов экспериментального изучения |
29 |
2.3 Методические рекомендации |
32 |
Заключение |
35 |
Библиографический список |
37 |
Приложения |
43 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Высокий уровень коммуникативных способностей выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных способностей с самого раннего детства.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных способностей в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные способности способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Трудности в общении, по мнению Л.В. Кузнецовой, испытывают дети с общим недоразвитием речи. У этой группы детей страдают высшие психические функции: речь, память, внимание, мышление, задета и личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; слабость артикуляционной и тонкой моторики - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования внеситуативно-деловой формы общения с другими детьми.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях ребёнок с отклонениями в речевом развитии сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстниками, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.
Исходя из актуальности проблемы по данной теме, мы определили объект исследования – коммуникативные способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путем проверить особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплексное изучение коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволит выявить их особенности, установить различия в проявлениях коммуникативных способностей и составить методические рекомендации по их коррекции и развитию.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Для проведения соответствующего исследования с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы применяли теоретические и практические методы исследования:
База исследования: Исследование проводилось на базе государственного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида № 242 Сибирского отделения Российской академии наук г. Красноярска. Данное дошкольное учреждение работает по программе «Программа воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и программой Филичевой А.Б. «Программа обучения детей с общим недоразвитием речи».
Исследование проводилось с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы. Количество детей в группе 12 человек, из них 6 мальчиков и 6 девочек.
Структура работы: включает введение, 2 главы, библиографический список и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ И ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ
В своих работах, Петровский А. В. отмечает, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Правильно построенное общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка, а нарушение общения - тонкий показатель отклонения психического развития. [66, с. 120]
В психологическом словаре, понятие «общение» трактуется как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединения их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. [60, с. 228].
Отметим также, что общим в подходах отечественных исследователей общения, таких как М.И.Лисиной, В.В. Давыдова, Б.Ф. Ломова и др.) является рассмотрение его в неразрывной связи с деятельностью. [35, с. 8], [38, с. 13]. В этом смысле наиболее разработанными являются теоретические позиции Б.Ф.Ломова и А.Н.Леонтьева о соотношении категорий деятельности и общения. Б.Ф.Ломов считает, что общение может выступать как сторона деятельности, которая в свою очередь является условием общения. А.Н.Леонтьев, применяя свою деятельностную концепцию к анализу общения, рассматривает его как особый вид деятельности, неразрывно связанный с другими видами деятельности. Г.М.Андреева, анализируя обе позиции, предлагает широкое толкование общения, при котором «общение рассматривается и как сторона деятельности (поскольку сама деятельность не только труд, но и общение в процессе труда), и как ее своеобразный дериват».[38, с. 56], [33, с. 186]
М.И. Лисина употребляет понятие "общение" синонимично с коммуникативной деятельностью. Так же к этому относится Б. Ф. Ломов, прямо и косвенно это содержится в определениях Г. М. Андреевой, В. П. Зинченко и С. Д. Смирнова, в определениях общения, приведенных в психологическом словаре - общение понимается как коммуникация или обмен информацией между субъектами.[35, с. 9], [60, с. 228]
С точки зрения А.В Петровского, Р.С. Немова, термин «коммуникация» выражает смысловой аспект социального взаимодействия, направленного, прежде всего на достижение социальной общности, выражает управленческие, информативные (передача сообщений), эмотивные (возбуждение и передача эмоций) и фактические (связанные с установлением и поддержанием контактов) функции. В этом значении термин «коммуникация» очень близок по содержанию к термину «общение».[60, с. 228], [41, c. 211]
Базовое понятие, на котором строится наше исследование, связано с понятием «коммуникативные способности», которое в психолого-педагогической литературе встречается редко. Поэтому для анализа требуется рассмотрение понятия «способность».
По мнению А.М. Прохорова,
Головина С.Ю., Петровского А.В. способности
- это особенности человека, которые
позволяют ему успешно
Исходя из анализа понятий «общение», «коммуникация» и «способность» можно сделать вывод, что коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность общения с другими людьми.
Немов Р.С. определяет коммуникативные способности как способности, которые проявляются в умениях и навыках общения с людьми. Таким образом, можно говорить о тождественности понятий коммуникативные способности и коммуникативные умения и навыки. [41, с. 182]
По мнению Чернецкой Л.В, коммуникативные способности включают в себя 3 основных составляющих, «три кита», на которых они основываются и без которых не могут существовать [68, c. 32]
Первая составляющая коммуникативных способностей, «область желания», включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание ребенка вступать в контакт с окружающими. Без такого желания общение попросту невозможно. Отсутствие или недостаточное развитие потребности в общении может быть связано как чисто с физиологическими (нарушение головного мозга), так и, что бывает гораздо чаще, с психологическими нарушениями. Появление у ребенка различных психологических проблем связано с негативными факторами социальной (прежде всего семейной) среды.[68, с. 32]
Вторая составляющая коммуникативных способностей «область знания» определяется тем, насколько ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе взаимодействия с взрослыми, которые своим примером показывают ребенку, как вступить в контакт с другим человеком, как поддержать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. [68, с. 32]