Особенности коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путем проверить особенности развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что комплексное изучение коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволит выявить их особенности, установить различия в проявлениях коммуникативных способностей и составить методические рекомендации по их коррекции и развитию.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в норме и при общем недоразвитии речи
7
1.1 Общение и коммуникативные способности 7
1.2 Особенности развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста
11
1.3 Общее недоразвитие речи: понятие, уровни, причины 16
1.4 Особенности развития коммуникативных способностей у детей с общим недоразвитием речи
19
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследования уровня сформированности коммуникативных способностей
24
2.1 Организация и проведение констатирующего эксперимента 24
2.2 Анализ результатов экспериментального изучения 29
2.3 Методические рекомендации 32
Заключение 35
Библиографический список 37
Приложения 43

Файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

Если ребенок правильно выбрал все 3 картинки, это оценивается 3 баллами, если 2 картинки – 2 баллами, если ребенок правильно выбрал 1 картинку из 3 предложенных, то он получает 1 балл.

Интерпретация результатов проводится следующим образом:

дети, получившие 3 балла, четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослым в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними;

оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослым, поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации;

оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослым в этих ситуациях, такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.

Вторая методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).

Материалом для проведения исследования служат 6 картинок (для каждого ребенка), передающие различное эмоциональное состояние детей: встреча веселого мальчика и грустной девочки, игра детей, ссора (драка) детей. Рядом с каждой картинкой представлены два варианта эмоционального состояния детей — веселое и грустное. (Приложение 3)

Начало инструкции одинаковое для всех заданий. Педагог повторяет ее каждый раз, когда показывает новую картинку: «Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори (пауза). Теперь посмотри на выражение лиц детей (картинку справа) (пауза)». Затем дошкольнику дается задание в соответствии с изображенной ситуацией:

Если ребенок выбрал правильно 4 и более картинок, это оценивается 3 баллами, если 2-3 картинки – 2 баллами, а если 1 картинку – 1 баллом.

Интерпретация результатов проводится следующим образом:

оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения;

оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.

оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении со сверстниками.

Третья диагностическая  методика направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к взрослому).

Материалом для проведения исследования служат 4 картинки, изображающие поступки детей по отношению к взрослому в различных житейских ситуациях (бабушка с тяжелыми сумками, бабушка в транспорте, мама, забивающая гвоздь, болеющая мама). (Приложение 4)

Начало инструкции по выполнению задания такое же, как и в предыдущих методиках.

Оценка 3 балла выставляется в том случае, если ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому (несет тяжелые сумки, уступает место, забивает гвоздь, подает больной маме стакан воды).

Если ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения взрослого, но не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому (предлагает взрослому донести бабушке сумки, уступить место и т.д.) выставляется 2 балла.

Оценка 1 балл выставляется в том случае, если ребенок выбирал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.

Интерпретация результатов проводится следующим образом:

 оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения к взрослому.

оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения к взрослому.

оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения к взрослому.

Четвертая методика исследования направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).

Материалом для ее проведения послужили 4 картинки (для каждого ребенка) с изображением поступков детей по отношению к сверстникам в различных житейских ситуациях (девочка, поскользнувшаяся на льду; малыш, на которого замахивается мальчик-подросток; девочка, плачущая у сломанной постройки; мальчики, ссорящиеся из-за игрушки). (Приложение 4.)

Начало инструкции по выполнению задания проводится аналогично трем предыдущим методикам.

Если ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей)) – это оценивается 3 баллами, в том случае если ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается к взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.) – выставляется оценка 2 балла, и, оценка 1 балл выставляется, если ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.

Интерпретация результатов проводится следующим образом:

оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.

оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.

оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.

 

2.2  Анализ результатов экспериментального исследования

 

Обработанные результаты анкетирования позволяют сделать  следующие выводы:

Смысл предъявляемых требований во взаимодействии с взрослым на занятиях дети:

-Понимают часто – 50 %

-Понимают не всегда – 35 %

-Понимать затрудняются – 17 %.

В совместной игре с взрослым и сверстниками дети:

-Действуют слаженно, учитывают игровые действия взрослого и детей – 58%,

-Больше ориентируются на взрослого, чем на сверстников – 25%,

-Стремятся привлечь внимание взрослого к своим игровым действиям, не согласовывают их с действиями сверстников – 17%.

Взаимодействие детей  друг с другом на занятиях:

-Предлагают свои способы выполнения задания, учитывают мнение других детей – 58%.

-Предпочитает следовать пожеланиям других детей – 34%.

-Не учитывают мнения и действия сверстников – 8 %.

Ребенок предпочитает играть:

-В большой группе детей – 75 %

-В малой группе - 17 %

-Один – 8 %

В конфликтных ситуациях  ребенок:

-Стремится найти конструктивный способ выхода из конфликта, учитывая интересы всех его участников - 42 %

-Понимает причину конфликта, обращается за помощью к взрослому – 16%.

-Испытывает трудности, пытается разрешить конфликт в свою пользу (уговаривает, агрессивно требует, плачет и т.д.) – 42%.

При общении с взрослым ребенок:

-Проявляет сочувствие (отзывчивость) ко всем близким родственникам и работникам детского сада – 92 %.

-Проявляет сочувствие (отзывчивость) к некоторым из них – 8 %.

При общении с другими  детьми ребенок:

-Проявляет сочувствие отзывчивость по отношению ко всем детям – 58 %.

-Проявляет сочувствие и отзывчивость по отношению к некоторым из них – 42%.

Обобщая все данные анкетирования, можно сделать вывод: большое количество детей 42% постоянно испытывают трудности в конфликтных ситуациях и не знают пути выхода из них. В совместной игре около 25% детей группы в большинстве случаев ориентируются на взрослого, чем на сверстников, а 17%  детей стремятся привлечь внимание взрослого к игре.

Обработанные результаты анкетирования представлены в Приложении 5.

Результаты исследования способности ребенка различать ситуации взаимодействия:

  • детей, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослым в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними 69%;
  • детей, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослым, поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации 31%.

Результаты исследования способности ребенка понимать состояние сверстников следующие:

  • детей, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения 38%;
  • детей, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении 38%; .
  • детей, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников 24%.

По результатам исследования способности  ребенка владеть способами выражения своего отношения к взрослому выяснилось:

  • 24%  детей, имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения к взрослому.
  • 52% детей, имеющие недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения к взрослому.
  • 24% детей, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения к взрослому.

Результаты исследования представлений ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику показали:

  • 24% детей, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.
  • 62% детей, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.
  • 15% детей, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.

Обобщенные результаты, полученные после проведенного исследования по 4 методикам, на определение уровня коммуникативных способностей, представлены в виде диаграммы (Приложение 7).

Таким образом, большинство детей группы (62%) имеют недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми, а 15 % детей постоянно испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Также хочется отметить, что 38% детей, не всегда могут различить эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении, а 24 %  имеют существенные трудности в общении со сверстниками.

 

2.3  Методические рекомендации, направленные на повышение уровня коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

Перечисленные нами результаты экспериментального исследования свидетельствуют о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных способностей у детей данной группы.

Формирование коммуникативных способностей строится в соответствии с основными принципами организации коррекционно-развивающей помощи детям с ОНР. К ним относятся следующие принципы:

    • системности;
  • индивидуального подхода;
  • учет возрастных особенностей детей;
  • поэтапности;
  • переход от простого к сложному;
  • доступности;
  • наглядности.

Нами были разработаны  методические рекомендации, направленные на формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, которые включают комплекс игр и игровых упражнений, состоящий из 4 разделов:

  • игры на развитие умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками,
  • игры на умения активно слушать,
  • игры на умения перерабатывать информацию;
  • игры на умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).

Работа по этим разделам затрагивает основные сферы коммуникативного общения ребенка: способность к самоанализу, общение со сверстниками и общение с окружающими взрослыми.

Игры, включенные в комплекс многофункциональны, но все они направлены на формирование коммуникативных способностей детей. Подробное содержание некоторых игр и упражнений находится в Приложениях 8 и 9.

Информация о работе Особенности коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи