Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:17, реферат
Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено работой подсознания, и отсутствие возможности подделать импульсы подсознания позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения, контролируемому сознанием. Разумеется, конкретную информацию чаще передают словами, однако во всех культурах существует масса жестов, заменяющих слова. При интерпретации речи собеседника во внимание принимаются громкость, тембр голоса, его высота, интонация, темп речи.
Введение
Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено работой подсознания, и отсутствие возможности подделать импульсы подсознания позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения, контролируемому сознанием. Разумеется, конкретную информацию чаще передают словами, однако во всех культурах существует масса жестов, заменяющих слова. При интерпретации речи собеседника во внимание принимаются громкость, тембр голоса, его высота, интонация, темп речи. Голос говорящего позволяет определить его возраст, уровень образования, принадлежность к определённому социальному слою. По голосу говорящего слушатели судят о степени его индивидуальной привлекательности. Изучение экспрессивного репертуара человека помогает делать явными свойства его характера и тем самым выбирать адекватные способы взаимодействия с ним.
Воспринимая другого человека, мы обращаем взор, прежде всего к его голове, к лицу, рассчитывая именно из этого источника получить наиболее важную информацию. Лицо человека хранит следы наиболее частых, типичных для него переживаний и мыслей.
Физиогномика
Морщины. Морщины
имеют высокую информативность. Например,
тот, кто поднимает брови и морщит лоб
во время разговора, отличается тщеславием,
самовлюблённостью, внутренней тревогой,
честолюбием и не обладает здравым смыслом.
Обычное «хмурение» бровей указывает
на ум раздражительный и противоречивый,
характер недоверчивый и сварливый.
Брови. Брови, лежащие близко к глазам
и идущие горизонтально от носа к вискам,
указывают на твёрдый характер и решительность.
Брови, очень далеко стоящие от глаз, немного
дугообразные и узкие, указывают на характер
слабый, беспечный и пассивный. Когда брови
имеют углообразную форму, то это свидетельствует
о неуравновешенности их обладателя. Густые
и взъерошенные брови указывают на неуживчивый
и противоречивый характер, а сросшиеся
брови – на предрасположенность к меланхолии,
подозрениям, ревности.
Глаза. Подвижность глаз связывается
чаще с хвастливостью, подозрительностью,
недоверчивостью, склонностью к гневу,
а моргание – с робостью, коварностью
либо лживостью. Определённую информацию
может представить даже цвет глаз. Люди
с тёмными глазами обладают большей энергией,
инициативой и более неспокойным характером,
нежели со светлыми глазами. Серые глаза,
как правило, бывают у людей, умеющих быстро
реагировать на изменения обстановки
и преодолевать любые трудности. Синие
глаза обманчивы. В них хочется найти мечтательность
и наивность. На самом деле всё наоборот:
это глаза людей, настойчивых добивающихся
цели, полагающихся скорее на рассудок,
нежели на интуицию. Синеглазые легко
поддаются порывам, но так же легко и остывают.
Их положительной отличительной чертой
является правдивость. Голубые глаза характерны
для людей с высокой жизненной активностью.
Эти индивиды наделены организаторскими
способностями, проницательностью и блестяще
используют людей. Карие (коричневые глаза)
характерны для холериков, умеющих много
и напряжённо работать, полных энергии
и упорства, с сильной волей. Такие люди,
однако, порой позволяют себе импульсивные,
необдуманные поступки, отчасти от того,
что плохо представляют, что от них ждут
другие. Чёрные глаза указывают на самостоятельность
и стремление к господству. Люди с зелёными
имеют высокую чувственность, способность
к сильным переживаниям.
Рот. Рот сильнее
выступает вперёд у людей импульсивных.
Верхняя губа, слегка выступая над нижней,
указывает на ум, осторожность и прямоту
характера. Большой и неправильный рот
служит признаком дерзости. Рот умеренно
большой и немного дугообразный с твёрдыми
и почти одинаково выдающимися губами
указывает на смелость и решительность
его обладателя.
Подбородок. Маленький и округлый
подбородок указывает на человека робкого
и не обладающего достаточной волей. Подбородок
четырёхугольный и выдающийся чаще принадлежит
людям энергичным, решительным, властолюбивым.
Подбородок средней величины, круглый
и умеренно выдающийся свидетельствует
об уравновешенности человека. Люди с
плоскими подбородками, как правило, холодны,
самолюбивы. Подбородок большой, округлённый,
толстый, двойной указывает на человека,
у которого чувственность и инстинкты
преобладают.
Мимика
Пытаясь понять и оценить человека, распознать
его ещё не проявившиеся психологические
свойства, мы первостепенное внимание
уделяем его лицу. При этом наше сознание
опирается не столько на черты лица, сколько
на мимику. Мимика играет ведущую роль
в передаче информации при общении на
близком расстоянии, и является одной
из наиболее развитых каналов невербальной
коммуникации. Люди в большей мере способны
контролировать мимику, нежели жесты,
позы или интонацию. С возрастом люди учатся
"надевать" на лицо необходимую маску,
скрывая под нею свои настоящие чувства.
Но в большинстве случаев контролируемая
мимика пересекается с неконтролируемой. Важную
роль в общении людей играют глаза. Причина
тому ─ размеры зрачков собеседника в
момент общения. Человек с расширенными
зрачками (признак возбуждения) оценивается
как приветливый, эмоциональный, отзывчивый,
доброжелательный. Суженные зрачки, напротив,
вызывают неприязнь. Однако размеры зрачков
могут зависеть от целого ряда внешних
факторов, таких как общая освещённость
места, положение головы относительно
источника света. При ярком свете зрачки
будут сужеными, а в полутёмном помещении
─ расширенными. Размеры зрачков зависят
и от остроты зрения. У людей страдающих
близорукостью ─ расширенные, а у дальнозорких
─ сужены.
Взгляд также выполняет коммуникативную
функцию. Взгляд, обращенный на другого
человека, может быть направлен на разные
области лица и тела и в зависимости от
этого несёт различную информацию:
Деловой взгляд ─ концентрируется
на области лба и глаз собеседника и создаёт
серьёзную атмосферу;
Социальный взгляд ─ сосредотачивается
на уровне глаз и рта собеседника. Такой
взгляд располагает к дружелюбному общению;
Интимный взгляд ─ от уровня глаз
вниз на другие части тела;
Если при общении человек смотрит на собеседника
менее ⅓ времени, то это может быть признаком
того, что он что-то не договаривает, пытается
скрыть что-либо или что он робок по натуре. Если
собеседник долго смотрит на вас в упор
остановившимся ("остекленевшим")
взглядом, это скорее всего значит, что
половину сказанного вами он пропускает
мимо ушей. Напротив, когда собеседник
искренне слушает, он может бессознательно
вращать глазами – признак того, что он
прикладывает усилия, чтобы полностью
постичь смысл ваших слов.
Если он опускает глаза, это свидетельствует
о том, что он сильно переживает сказанное
вами. Глаза, заведённые вверх и в сторону,
означают, что слушатель полностью поглощен
содержанием вашей речи. Открытый прямой
взгляд считается признаком отсутствия
вины.
От того, насколько умело человек использует
свой взгляд, значительно зависит его
успех. С помощью взгляда можно улучшить
отношения с другими людьми. Для этого
при общении необходимо встречаться взглядом
с данным человеком не менее 60-70% времени.
Жесты
Беглого взгляда на руки того или иного
человека бывает достаточно, чтобы выдвинуть
предварительное предположение о его
натуре. Чем сильнее выражаемое чувство,
тем больше проявляется жестикуляция.
Широкие жесты характерны для экспансивной
натуры, склонной к открытому проявлению
сильных чувств. Поскольку широкое движение
притягивает к себе внимание, его используют
те, кто хотел бы быть замеченным и подчеркнуть
свою значимость,─ люди властолюбивые,
тщеславные и хвастливые.
Мелкие движения вызывают противоположное
впечатление. Их предпочитают те, кто по
каким-то причинам не хотел бы привлекать
к себе внимания, ─ люди корректные, скромные,
не желающие выставлять свои чувства на
показ. Мелкие жесты могут свидетельствовать
и об упадке душевных сил.
Вяло свисающие вдоль
тела руки – пассивность, отсутствие
готовности к действию, недостаток воли.
Скрещенные на груди руки – защитная
реакция, известная изоляция, некоторое
выжидание.
Руки заложены за спину – отсутствие
готовности к действию, а также скрывание
смущения, робости, затруднительного положения.
Открытая ладонь обращена вверх –
жест объяснения, убеждения, открытого
представления, отдавания.
Одна или обе руки спрятаны в карманах
– скрывание затруднений, неуверенности,
потеря непосредственности.
Рука сжимается в кулак – концентрация,
овладения волнением, стремление к самоутверждению.
Потирание рук – человек находится
во власти приятных, удовлетворяющих его
мыслей.
Рука что-то берёт или делает движение
в этом направлении – непосредственно
телесное, материальное захватывание,
часто признак жадного, слишком много
думающего о материальном обладании человека.
Движение рук, закрывающие лицо или его
часть – желание скрыть, спрятать, утаить
своё состояние; задумчивость или затруднение.
Стирающее движение по лбу – стирание
нехороших мыслей, плохих представлений
или концентрация на размышлениях.
Раскрытая ладонь гладит что-нибудь
приятное на ощупь (например, другую
свою руку) – мягкий нрав, благодушное
настроение.
Указательный палец прямой, кладется
на край губ – чувство неуверенности,
поиск причин, помощи.
Палец засунут в рот – наивность, удивление,
состояние рассеянности, непонимания.
Палец касается глаз или ушей – знак
некоторой неловкости, известная робость,
поиск бегства.
Кончики указательного и большого пальца
соприкасаются, в то время как остальные,
особенно мизинец, оттопырены – высокая
степень внимания и концентрации, направленные
на тончайшие детали.
Руки упираются в бёдра – потребность
в усилении и упрочении, демонстрация
другим своей твёрдости и превосходства;
вызов, бравада от наивной до злобной формы.
Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства
слабости или смущения.
Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие
позиции человека в процессе общения:
Жесты открытости. Расстегивание
пиджака (люди открытые и дружески к вам
расположенные часто расстегивают или
даже снимают пиджак в вашем присутствии).
Жесты защиты .Когда мы видим, что
собеседник скрестил руки, мы должны пересмотреть
то, что делаем или говорим, ибо партнёр
начинает уходить от обсуждения; руки,
сжатые в кулаки, также указывают на защитную
реакцию собеседника.
Жесты оценки – жесты, имеющие
отношение к задумчивости и мечтательности:
жесты «рука у щеки» (люди, опирающиеся
щекой на руку, обычно глубоко погружены
в раздумье); жесты критической оценки
– подбородок опирается на ладонь, указательный
палец вытягивается вдоль щеки, остальные
пальцы – ниже рта; жесты с очками (притирание
стёкол, берут в рот дужку очков и т.п.)
– это пауза для размышления, человек
хочет получить время для обдумывания
своего положения перед тем, как оказать
более решительное сопротивление; расхаживание
– жест, обозначающий попытку человека
разрешить сложную проблему или принять
трудное решение; пощипывание переносицы
– этот жест, обычно сочетается с закрытыми
глазами, говорит о глубокой сосредоточенности
и напряжённых размышлениях. Знак сомнения
– потирание указательным пальцем за
или перед ухом, потирание глаза или лёгкое
потирание носа.
Жесты фрустации – короткое дыхание,
часто соединенное с различными неясными
звуками типа стона, мычания; тесно сцепленные,
напряжённые руки – это жест недоверия
и подозрения; руки тесно сжимают одна
другую – наблюдается, когда человек попал
в «переделку»;
Жесты нервозности – покашливание,
прочищение горла (те, кто прочищает горло,
чувствуют себя неуверенно и беспокойно);
подёргивание себя за ухо – признак того,
что собеседник хочет перебить разговор,
но сдерживает себя.
Походка
Походка является важным определяющим
фактором в сиюминутном состоянии человека.
Если его руки находятся в карманах или
он ими размахивает, то, скорее всего, он
в приятном расположении духа. Человек,
у которого руки сцеплены за спиной, а
голова опущена, чем-то озабочен. Плечи
опущены, а голова поднята, идущий настроен
на успех, контролирует ситуацию. Поднятые
плечи означают, что собеседник напряжён,
ожидает опасности. Человек идёт медленнее,
чем обычно, когда не имеет определённой
цели, либо когда не слишком стремится
достичь цели. Если же, имеет определенную
цель, к котрой стремится, шаги учащаются
и становятся шире.
Ходьба широкими, размашистыми шагами,
можно сделать вывод об эксравертированности,
предприимчивости, активности и усердии.
Звучная ходьба, подчёркнутый стук обуви,
обнаруживают несдержанность характера,
бесцеремонность. Человек с короткими
и мелкими шажками в отношениях с другими
людьми обычно педантичен и мало общителен.
Заключение
Эффект большинства посланий создается
невербальной информацией: 37% - тональность
голоса и 55% - выражением лица. Невербальные
коммуникации в большинстве случаев имеют
бессловесную основу, так как свидетельствует
о действительных эмоциях участника коммуникационного
процесса, и являются надежным индикатором
проявляемых чувств. Невербальной информацией
трудно манипулировать и ее трудно скрывать,
но все же для усиления своего воздействия
на других людей необходимо контролировать
следующее:
1. Следить за своей осанкой;
2. Сохранять темп движения, соответствующий
своему имиджу;
3. Избегать нелепых позиций;
4. Использовать крепкое рукопожатие, как
верное установление конструктивного
контакта;
5. Контактировать глазами;
Информация о работе Особенности экспрессивного репертуара человека