Особенности психики человека и животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:27, реферат

Краткое описание

Человек как высокоорганизованное разумное существо, производящее орудия труда и обладающее психикой, существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий окружающей Среды приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, сформировалась праворукость, развивалось мышление, головной мозг, формировались новые творческие навыки и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад современного психологического типа человека - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Развитие человеческой психики в антропогенезе…………………………..5
2. Развитие психики у животных……………………………………………….10
3. Сравнительная характеристика психики человека и животных…………...12
Список используемой литературы……………………………………………..16

Файлы: 1 файл

готовый реферат..doc

— 83.50 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ПСИХОЛОГИИ  И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 
 
 

Факультет прикладной психологии

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

 

Тема: Особенности психики  человека и животных. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
                                                                                                         Выполнил студент 1-го курса

Заочной формы обучения

Беспалов  Евгений Александрович

 
 

Работу  проверил:

Никольский Андрей Вениаминович

 
 
 
 
 
 
 
 
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010г.

 

      Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Развитие человеческой психики в антропогенезе…………………………..5

2. Развитие психики у животных……………………………………………….10

3. Сравнительная  характеристика психики человека  и животных…………...12

Список  используемой литературы……………………………………………..16

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                              

 

      Введение

     Общеизвестно, что развитие психологии как науки  протекало постепенно и поэтапно так же, как и сама психика развивалась с постепенным развитием эволюции всего живого. Ранее живущие простейшие могли бы дать ключ к пониманию всей модели развития психики и психологии. Но в настоящий этап времени можно ставить только гипотезы о зарождении и развитии психики у живых организмов в целом, так как нынешние простейшие организмы и человек в целом не могут нам позволить изучить той первой модели зарождения психики у живых существ, так как прошли миллионы лет эволюции, и той модели зарождения психики мы уже не увидим. Поэтому ее развитием, становлением и открытием новых форм психики в наш век занимается целая наука под названием «психология», которая позволяет понять о всех процессах психического развития существа.

    Человек как высокоорганизованное разумное существо, производящее орудия труда и обладающее психикой, существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий окружающей Среды приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, сформировалась праворукость, развивалось мышление, головной мозг, формировались новые творческие навыки и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад современного психологического типа человека - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться. Все более стремительно стал увеличиваться рост к активному техногенному и экономическому воздействию, урбанизации городов, роста численности населения, войн и др. Начала негативно изменяться окружающая среда, а вместе с ней и психика человека .

    Если  рассматривать человека как социальное существо, то можно сказать, что человек - единственный на Земле организм, обладающий разумом и как следствие четко  выраженной высокоорганизованной психикой, социальной сущностью и языком. Но человек - это и биологический вид, наделенный врожденными (генетическими) инстинктами выживания, продолжения рода и сохранения потомства, которые на современном этапе развития все больше отождествляются с социальными инстинктами. Поэтому, с точки зрения психологии правильнее было охарактеризовать человека как существо биосоциальное, то есть через понятие, отражающее двойственность его природы - диалектическое единство и борьбу противоположностей, ответственные с одной стороны за мир, согласие и любовь, а с другой стороны - за зависть, ненависть, разрушительные экологические последствия, катастрофы, глобальные конфликты, войны, преступления и др. Существенным образом изменяющие облик планеты, создавая опасность самоуничтожения человека как вида и экологического загрязнения.

     Общий подход к процессу психического развития характеризуется особенностями  теоретического и практического  разрешения вопроса возникновения  и развития психики. Проблема возникновения, то есть, генезиса психики и ее развития, теснейшим образом связаны между собой.

     Над этой темой работали такие видные психологи как Е.И. Рогов; Л.И.Фридман; К.Э.Фабри; А.Н Леонтьев; Р. Декарт и  другие не менее выдающиеся психологи.

     Такие психологи  как: Л.Морган, И.П.Павлов, Э.Торндайк, Р.Йёркс.-

проводили множество опытов над животными по развитию психики, поведения, рефлексии, научению и приобретению навыков.

 

       

 

    1. Развитие человеческой психики в антропогенезе.

 
           В работах О.Мосина   «антропогенез» понимается как процесс происхождения человека, становление его как биологического вида в процессе формирования общества и выделения его из окружающей среды, которое, в свою очередь обозначается социальным развитием или социогенезом. Методологической основой антропогенеза является естественно-материалистическая теория развития, генетика, физиология и дарвинизм, диалектически объясняющие взаимоотношения биологического и социального факторов эволюции человека как замещение более высокой формой материи – социальной, более низких - биологических, которые не отменяются, а лишь подчиняются и преобразуются первой.

    Особую  роль в процессе антропогенеза играла осознанная целенаправленная трудовая деятельность, которая повлекла совершенствование  головного мозга, развитие конечностей, формирование сознания. Роль труда  как основного фактора антропогенеза была неодинаковой на разных этапах его развития. Например: на ранней стадии первобытного общества (стаде) прогресс в социальной организации в значительной мере зависел от биологических изменений человека. В целом процесс антропогенеза сопровождался постепенным сужением сферы действия естественного отбора в сторону возникновения общественных закономерностей и создания социальной и культурной среды.    
Первые следы жизнедеятельности организмов на планете Земля имеют возраст примерно в 3.5 млд. лет. Согласно археологическим открытиям последних десятилетий 20 в. на африканском континенте, удалось доказать, что прямохождение у древних предков современного человека функционально развилось около 5-6 млн. лет тому назад. Этот исторический период и стал периодом возникновения древнейших представителей семейства гоминид (человекообразных обезьян) африканских двуногих приматов австралопитеков. Строение их скелетов свидетельствует о прямохождении, зубная система близка к человеческой, а общая масса мозга составляет 380-500 г при общей массе тела от 25 до 65 кг. Большое число черепов животных расколоты с левой стороны, это может
свидетельствовать о том ,что австралопитеки были в основном правшами.

    Австралопитеки  имеют большое сходство с человеком по строению зубной системы и способу передвижения. Изучение австралопитековых показало, что именно двуногость, а не большой объем мозга, явилась ключевой адаптацией ранних гоминид. В 1964 г. по находкам, сделанным в Танзании, был выделен новый вид Homo habilis -человек умелый, имеющий абсолютный возраст 2-1.7 млн. лет, отличительными особенностями которого от австралопитеков являются двуногость, в целом прогрессивное строение кисти, зубной системы, объем мозговой коробки от 540-700 см3, что примерно в полтора раза превышает объем мозга австралопитеков. На внутренней поверхности черепа обнаруживаются признаки прогрессивных нейроморфологических изменений, определяющиеся по отпечаткам головного мозга: выраженная ассиметрия полушарий и развитие двух речевых центров как условие для возникновения членораздельной речи. Большой палец стопы не отведен в сторону, что свидетельствует о том, что морфологические перестройки, связанные с прямохождением, у него полностью завершились. Вместе с остатками Homo habilis найдены орудия труда со следами целенаправленной обработки, свидетельствующие о наличии ранних форм трудовой деятельности.

    Ведущими  факторами эволюции на прегоминидной  стадии антропогенеза являлись, несомненно, факторы биологической эволюции, главным из которых является естественный отбор. Об этом свидетельствует, в частности, большое видовое разнообразие австралопитековых, обитавших в различных условиях практически на всей территории Южной, Центральной и Северо-Восточной Африки. В то же время в происхождении рода Homo имело место скачкообразное изменение наследственного материала.

    В разных органах и системах прогоминид обнаруживалась асинхронность исторического  развития - филогенеза. Есть предположение  о том, что эволюция коры больших  полушарий мозга состоит из двух компонентов, разобщенных по времени: соматического- обеспечивающего сенсорно-моторные функции, и несоматического- связанного с высшими психическими функциями. Если локомоторный комплекс подвергался длительным постоянным изменениям, то головной мозг эволюционировал скачкообразно. Элементы скачкообразности в эволюции некоторых структур ранних гоминид могли быть обусловлены генными мутациями (реверсии, транзиции, транслокации и т. п.), что могло повлечь за собой развитие других морфофизиологических свойств в результате накопления мутаций под контролем естественного отбора. Но именно в период становления Homo habilis возникла, вероятно, часть хромосомных перестроек в геноме человека, о которых говорилось выше.  

    Следующим этапом эволюции после появления Homo habilis считается возникновение около 1.5 млн. лет назад архантропов, представителем которого является вид Homo erectus. Трудовая деятельность, материальная культура и ярко выраженная социальность позволили ему быстро расселиться на территории Африки и Азии и освоить обширный ареал, разнообразный в климатическом отношении. Орудия труда Homo erectus более прогрессивны, чем у Homo habilis, а масса мозга (800-1000 г) превышает минимальную массу (750 г), при которой возможно существование речи. Наличие при этом речевых центров, возникших впервые у Homo habilis, предполагает и развитие второй сигнальной системы.  
Выделяют три группы Homo erectus, обитающие в Европе, Азии и Африке. Долгое время древнейшими архантропами считались азиатские представители из Индонезии и Восточного Китая - питекантроп и синантроп. Однако находки последних лет на территории Израиля (1982) и Кении (1984), датирующиеся соответственно 2.0 и 1.6 млн. лет, сопровождающиеся элементами материальной культуры и признаками использования огня, показали, что эволюция гоминид происходила на Африканском контитенте и на Ближнем Востоке. Это доказательство позволило связать Homo erectus с восточноафриканскими формами Homo habilis.

    Наличие большого количества находок архантропов  древностью 1.5-0.1 млн. лет в отдаленных от Африки регионах - в Юго-Восточной и Восточной Азии, в Центральной Европе и даже на Британских островах - свидетельствует об активных адаптациях их к разнообразным условиям существования. В связи с тем что небольшое различие ископаемых остатков Homo erectus не соответствует разнообразию природно-климтических условий указанных территорий, можно заключить, что в этих адаптациях значительную роль играли наряду с факторами биологической эволюции также и социальные факторы: совместное изготовление орудий труда и использование огня.

    В период раннего палеолита, примерно 500 тыс. лет тому назад люди научились  использовать огонь для приготовления  пищи, обогрева жилища и защиты от плотоядных животных, в результате у человека совершенствуется мышления, формируется высокоорганизованная психика.

    В эпоху среднего палеолита 100 тыс. лет  назад стали возникать первые социальные формирования людей - человеческие общины (первобытные стада), формируется  социальная психология. Суровый холодный климат эпохи среднего палеолита заставил человека в эволюционной борьбе за выживания искать все новые средства защиты от стихийных климатических условий, добывать и использовать огонь, изготавливать более совершенные орудия труда и др.

    Первые  древние захоронения свидетельствуют о том, что в период среднего палеолита у людей начали формироваться примитивные религиозные представления. Возможно, тогда же древний человек научился произносить первые членораздельные звуки.

    В период позднего палеолита (35-10 тыс. лет  тому назад) завершается трансформация  вида Homo habilis (человека умелого) в новый  вид Homo sapiens (человека разумного), родиной  которого согласно последним исследованиям  является Южная Африка. Процесс биологической адаптации к новым средам обитания привел к формированию современных человеческих рас - европеноидной, негроидной и монголоидной. 
В эпоху позднего палеолита продолжается дальнейшее совершенствование орудий труда из камня и кости. Около 40 тыс. лет тому назад на смену первобытному человеческому стаду пришла новая форма социальной организации - родовая община - объединение людей представителей одного рода, имеющих коллективную форму собственности на орудия труда и средства производства и ведущих хозяйство на основе принципа поло-возрастного разделения труда. Роль социального фактора в поведении человека существенно возрастает. К эпохе позднего палеолита относятся и первые произведения первобытного искусства и религиозные изображения - живописные красочные наскальные изображения животных, на которых человек охотился в те времена: мамонт, бизон, медведь, олень и др. 
В эпоху неолита (6-5 тыс. лет назад) начинают образовываться первые объединения племен, составившие основу будущих  этнических формирований человечества с общностью территории, языка и национальным сознанием.

Информация о работе Особенности психики человека и животных