Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:27, реферат
Человек как высокоорганизованное разумное существо, производящее орудия труда и обладающее психикой, существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий окружающей Среды приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, сформировалась праворукость, развивалось мышление, головной мозг, формировались новые творческие навыки и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад современного психологического типа человека - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Развитие человеческой психики в антропогенезе…………………………..5
2. Развитие психики у животных……………………………………………….10
3. Сравнительная характеристика психики человека и животных…………...12
Список используемой литературы……………………………………………..16
С возникновением человека современного типа роль биологических факторов в его развитии уменьшилась, а социальных факторов, наоборот увеличилась, что отразилось на психике и поведении человека. С эпохи неолита человек начал более активно осваивать среду обитания, в результате он расселился почти повсеместно по всему земному шару.
2. Развитие психики у животных:
- Стадия элементарной сенсорной психики.
Поведение животных
- Перцептивная психика.
Характеризуется способностью отражения уже в форме отражения объектов, поведение становится более сложным; появляется новая форма закрепления опыта - двигательные навыки - закрепленные операции, автоматизированные способы выполнения действия, сформированные в процессе упражнения. Впервые двигательные навыки обнаруживаются у животных имеющих кору головного мозга. Навыки формируются методом проб и ошибок; возможны переносы навыков.
- Стадия интеллекта (обезьяны. дельфины).
Этим животным доступно целостное отражение отдельных предметов, а так же отражение связей между предметами. Особенности решения задач на этой стадии:
- Стадия сознания
Отражаются
существенные связи между объектами, отражение
опосредованно речью, возникает логическое
мышление. Существуют качественные особенности
психики человека, которые существенно
выделяют его из животного мира. Эти особенности
возникают в результате антропогенеза
и культурно-исторического развития человечества,
и непосредственно связаны с переходом
человека с биологического на социальный
путь развития. Главным событием здесь
явилось возникновение сознания.
Классики марксизма:
ведущие факторы возникновения сознания
– труд и язык. (Выготский, Рубинштейн,
Леонтьев и т.д.)
Леонтьеву принадлежит
гипотеза о происхождении сознания. Согласно
его определению сознательное отражение
– это такое отражение действительности,
в котором выделяются ее «объективные
устойчивые свойства».
Для животного
предмет отражается как имеющий прямое
отношение к какому-либо биологическому
мотиву. У человека же, по мнению Леонтьева,
с появлением сознания информация начинает
отражаться как таковой, независимо от
биологических целей, и в этом смысле «объективно».
В соответствии с общим положением, согласно
которым всякое изменение отражения происходит
вслед за изменением практической деятельности,
толчком к возникновению сознания послужило
появление новой формы деятельности.
Всякий совместный
труд предполагает разделение труда. В
условиях качественного труда возникают
такие операции, которые не направлены
прямо на предмет (биологический мотив),
а имеют в виду лишь промежуточные действия.
3. Сравнительная характеристика психики человека и животных
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животным со временем выявляется все больше сходства, так что животное психологически как бы наступает на человека, а напротив, отступает без особого удовольствия, признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.
Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животным нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была принята общность механики тела, но остановилась разобщенность психики и поведения. (XVII – XVIIIвв.)
В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и поведенческую пропасть, веками разделявшую эти два биологических вида, и с тех пор начались интенсивные исследования психики человека и животных. Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций и внешних реакций, затем перекинулись на практическое мышление.
У человека кроме наследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его с животным, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение, и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-поведенческое исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно определять содержание и методы обучения и воспитания детей.
Как человек так и животное обладает общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных – и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. – с рождения присутствуют у человека и животных.
Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям:
Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятия – произвольностью и опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.
Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они предают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.
Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична.
Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное
количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.
Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта – в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении – между ними обнаруживаются разительные различия.
Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им недоступны.
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных – антропоидов – и человека имеется много общего и во внешних способах вырожения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, то есть спорным. Это – потребности в общении (контактах с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, предаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализма.
У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это – духовные потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.
Список используемой литературы
1. Алферов А.Д Рецензент – докт. пед. наук Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448с. ISBN 5-87065-068-2
2. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: Учебное пособие. - М., 1999. - 208 с.
3. Немов Р.С психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с. ISBN 5-691-00093-4
4. Столяренко В. Е., Столяренко Л. Д. Антропология - системная наука о человеке. 2004.
5. Харитонов
В.М., Ожигова А.П., Година Е.З., Хрисанфова
Е.Н., Бацевич В.А. Основы