Особенности психики человека и животных

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:27, реферат

Краткое описание

Человек как высокоорганизованное разумное существо, производящее орудия труда и обладающее психикой, существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий окружающей Среды приводили к изменениям самого человека - в процессе целенаправленной трудовой деятельности совершенствовались его мозг, конечности, сформировалась праворукость, развивалось мышление, головной мозг, формировались новые творческие навыки и знания. Все это привело к возникновению около 40 тыс. лет тому назад современного психологического типа человека - Homo sapiens (человек разумный), который перестал меняться.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Развитие человеческой психики в антропогенезе…………………………..5
2. Развитие психики у животных……………………………………………….10
3. Сравнительная характеристика психики человека и животных…………...12
Список используемой литературы……………………………………………..16

Файлы: 1 файл

готовый реферат..doc

— 83.50 Кб (Скачать)

    С возникновением человека современного типа роль биологических факторов в  его развитии уменьшилась, а социальных факторов, наоборот увеличилась, что  отразилось на психике и поведении  человека. С эпохи неолита человек начал более активно осваивать среду обитания, в результате он расселился почти повсеместно по всему земному шару.

 

2. Развитие психики у животных:

- Стадия элементарной сенсорной психики.

      Поведение животных побуждается  свойством, которое непосредственно не совпадает со свойством от которого зависит жизнь. На этой стадии отражается отдельное свойство и нет еще отражения предмета в целом. Например: паук реагирует на вибрацию паутины от мухи, нет отражения мухи как предмета. Эта стадия присутствует у инфузорий, червей, ракообразных, насекомых. Для этой стадии характерно инстинктивное поведение, то есть наследственное поведение не требующее научения; оно совершается под влиянием определенных раздражителей заданным образом, одинаково у всех представителей данного вида, способствует выживанию. Инстинкт - это ответ всего организма в отличии от рефлекса; инстинкт - шаблонны, проявляются одинаково в одинаковых действиях.

- Перцептивная психика.

    Характеризуется способностью отражения уже в  форме отражения объектов, поведение становится более сложным; появляется новая форма закрепления опыта - двигательные навыки - закрепленные операции, автоматизированные способы выполнения действия, сформированные в процессе упражнения. Впервые двигательные навыки обнаруживаются у животных имеющих кору головного мозга. Навыки формируются методом проб и ошибок; возможны переносы навыков.

- Стадия интеллекта (обезьяны. дельфины).

    Этим  животным доступно целостное отражение отдельных предметов, а так же отражение связей между предметами. Особенности решения задач на этой стадии:

  1. После ряда безуспешных попыток, вдруг находится успешное решение.
  2. При аналогичной ситуации успешное решение воспроизводится.
  3. Решение легко переносится в другие ситуации.
  4. Способность решать двухфазные задачи .

- Стадия сознания

    Отражаются существенные связи между объектами, отражение опосредованно речью, возникает логическое мышление. Существуют качественные особенности психики человека, которые существенно выделяют его из животного мира. Эти особенности возникают в результате антропогенеза и культурно-исторического развития человечества, и непосредственно связаны с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главным событием здесь явилось возникновение сознания. 
        Классики марксизма: ведущие факторы возникновения сознания – труд и язык. (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев и т.д.) 
        Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания. Согласно его определению сознательное отражение – это такое отражение действительности, в котором выделяются ее «объективные устойчивые свойства».  
        Для животного предмет отражается как имеющий прямое отношение к какому-либо биологическому мотиву. У человека же, по мнению Леонтьева, с появлением сознания информация начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно». В соответствии с общим положением, согласно которым всякое изменение отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности. 
        Всякий совместный труд предполагает разделение труда. В условиях качественного труда возникают такие операции, которые не направлены прямо на предмет (биологический мотив), а имеют в виду лишь промежуточные действия.

 

    3. Сравнительная характеристика психики человека и животных

 

    История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животным со временем выявляется все больше сходства, так что животное психологически как бы наступает на человека, а напротив, отступает без особого удовольствия, признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.

    Примерно  до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животным нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была принята общность механики тела, но остановилась разобщенность психики и поведения. (XVII – XVIIIвв.)

    В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина  шатким мостиком эмоциональной экспрессии перекрыла психологическую и  поведенческую пропасть, веками разделявшую  эти два биологических вида, и с тех пор начались интенсивные исследования психики человека и животных. Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций и внешних реакций, затем перекинулись на практическое мышление.

    У человека кроме наследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его с животным, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение, и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-поведенческое исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно определять содержание и методы обучения и воспитания детей.

    Как человек так и животное обладает общими врожденными элементарными  способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных – и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. – с рождения присутствуют у человека и животных.

    Но  восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций  у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям:

    Во-первых, у человека по сравнению с животными  соответствующие познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятия – произвольностью и опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

    Во-вторых, память животных по сравнению с человеком  ограничена. Они могут пользоваться в своей жизни только той информацией, которую приобретают сами. Следующим  поколениям себе подобных существ они предают лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

    Иначе обстоит дело у человека. Его память практически безгранична.

Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечное

количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту  информацию постоянно помнить и  держать в своей голове. Для  этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

    Не  менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ  чуть ли не с рождения обладают потенциальной  способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном  плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта – в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении – между ними обнаруживаются разительные различия.

    Только  высшие животные, вероятно, могут оперировать  образами, причем это до сих пор  в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им недоступны.

    Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных – антропоидов – и человека имеется много общего и во внешних способах вырожения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

    Вместе  с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под  влиянием социальных условий.

    Есть  также ряд потребностей, в отношении  которых вопрос о принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, то есть спорным. Это – потребности в общении (контактах с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, предаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализма.

    У человека имеются и специфические  социальные потребности, близкие аналоги  которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это – духовные потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

 

      Список используемой литературы

 

1. Алферов А.Д Рецензент – докт. пед. наук Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448с.  ISBN 5-87065-068-2

2. Дерягина М.А.  Эволюционная антропология: биологические  и культурные аспекты: Учебное пособие. - М., 1999. - 208 с.

3. Немов Р.С психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений:  В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с. ISBN 5-691-00093-4

4. Столяренко  В. Е., Столяренко Л. Д. Антропология - системная наука о человеке. 2004.

5. Харитонов  В.М., Ожигова А.П., Година Е.З., Хрисанфова  Е.Н., Бацевич В.А. Основы антропологии: учебник. М.: Владос, 1999.


Информация о работе Особенности психики человека и животных