Особенности делового общения различных народов мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:58, реферат

Краткое описание

В процессе межличностных и деловых связей с представителями иностранных государств важно иметь информацию об особенностях их национального характера и отличительных манерах поведения, чтобы быть готовым к возможному проявлению «непредвиденных действий, поступков, решений с их стороны и заблаговременно выработать тактику и стратегию во взаимоотношениях с ними.

Файлы: 1 файл

Особенности делового общения различных народов мира.docx

— 73.97 Кб (Скачать)

На формирование характера  русского человека большое влияние  оказала географическая среда. С  момента зарождения российского  государства его территории постоянно  расширялась за счет освоения все  новых и новых земель. Это выработало в русских легкость к перемене мест, быстрое привыкание к этнически  чуждой среде. Для русских абсолютно  не характерно презрительно отношение к более отсталым народам. Великоросса свойственно уважительное отношение к иностранцам, готовность помочь в первую очередь заморскому гостю, и уж потом своему соотечественнику. Гостеприимство русских общеизвестно. Обильные трапезы и частые тосты, веселье, танцы, незатейливы юмор — отличительные черты гостевых приемов, причем полное их обеспечение возложено на хозяев, которые готовятся к ним заранее. Но даже если знакомый зашел в гости попутно, без предупреждения, его все равно пригласят к столу. Русским не свойственно предаваться унынию. Они преодолевают любые трудности, препятствия и конфликты с неистребимым оптимизмом. Шутка верный спутник в жизни великоросса, причем чаще он шутит над своими же пороками и недостатками, так что повышенное самомнение для него не типично. Простота в общении, открытость, искренность, отзывчивость к чужому горю привлекательны в русских. Отталкивающе же на иностранца способны подействовать грубость манер, откровенно пренебрежительное отношение к этикету.

Русские по своей натуре —  максималисты. Они привыкли впадать  из одной крайности в другую. Русские  никогда не могут найти «золотую середину», обрести стабилизирующий  фактор.

Русская душа очень свободолюбива  в отличие от европейской. Во многом это обусловлено общением с азиатскими народами, более чем двухсотлетним  татаро-монгольским игом. Лихая удаль, постоянное расширение зоны обитания, отсутствие естественных преград более  свойственны для азиатских народов, нежели для европейцев. Православная религия также не смогла в достаточной  мере дисциплинировать русских, в отличие  от католицизма и протестантизма. В результате, русские вобрали  в себя черты как европейских, так и азиатских народов, и  во многом именно поэтому представляют собой характерологический феномен.  

Говоря о европейских  стилях делового общения, очевидно, что  нельзя обойтись без описания российских характерных особенностей ведения  переговоров и деловых бесед. На формирование отечественного стиля  оказали влияние два фактора: с одной стороны — советские  нормы, правила делового общения, ценностные ориентации, сформированные в это  время, с другой — черты русского национального характера.

Советские участники переговоров, особенно те, кто постоянно их вел, оценивались многими зарубежными  партнерами как высокопрофессиональные специалисты. Прежде всего данная характеристика относилась к хорошему знанию предмета переговоров. Большое внимание уделялось  выполнению принятых обязательств. Как  правило, в отношении зарубежных партнеров здесь не допускалось  нарушений. Решение могло долго  не приниматься, согласовываться, уточняться, но если оно принято и договор  подписан, он строго выполнялся. Такое  же пунктуальное следование договору ожидалось и требовалось от партнеров. 

Одновременно с этими  положительными характеристиками часто  сосуществовали и отрицательные. Прежде всего стоит обратить внимание на понимание компромисса в советский  период как вынужденной, временной  меры. Такое понимание и отношение  к компромиссу (а он является одним  из наиболее существенных элементов  переговоров) не могло не сказаться  на советском стиле ведения переговоров. Часто зарубежные партнеры описывали  советский стиль как довольно закрытый, настороженный. Тактика же ведения переговоров отличалась порой тем, что советская сторона  в начале переговоров старалась  занять позицию, которая заключалась  в значительном завышении своих  требований. Затем после длительных дискуссий происходило сближение  позиций. При этом сами уступки советской  стороной рассматривались часто  как проявление слабости и делались весьма неохотно. В ряде случаев  использовались приемы, направленные на получение односторонних преимуществ.

Еще одна любопытная характеристика бывшего советского, а ныне российского  стиля делового общения имеет  достаточно глубинные корни. Обсуждая вопросы, отечественные участники  переговоров обращают внимание скорее на общие цели и относительно мало уделяют внимание тому, как это  можно сделать. В то же время вопросы, как достичь той или иной цели, остаются ключевыми, например, для немцев. Такое расхождение в отношении  деталей может затягивать выработку  российско-немецких договоренностей, а в некоторых случаях и  вообще вести к срыву переговоров.

При описании российского  стиля делового общения следует  обратить внимание на ряд особенностей, обусловленных недостатком опыта  делового общения многих российских предпринимателей. В результате, отечественные  участники, с точки зрения зарубежных коллег, подходят к переговорам довольно странно. Если, обсуждая деловое предложение, голландцы (впрочем, как и многие другие бизнесмены) рассуждают так: мы объединяемся, чтобы увеличить размер «пирога», и тогда каждый получит  больше. Иными словами, они ориентированы  на стратегию «выигрыш/выигрыш» Российские предприниматели часто ориентированы  на иную стратегию. Они считают, что  размер «пирога известен и задача заключается в том, чтобы захватить  себе «кусок» побольше. Эта характеристика отечественных участников переговоров  говорит не о чертах русского национального  характера, а скорее о некомпетентности, отсутствии определенной «переговорной  культуры», стремлении даже в ситуации сотрудничества видеть, в значительной мере, конфликт интересов, нежели их совпадение. Еще одно, в чем мы уступаем иностранным  партнерам, — это в умении «торговаться». Русские за границей колоссально  переплачивают за все именно в  силу своей склонности платить не только не торгуясь, но даже и не разузнав как следует реальные уровни цен. Иностранцы это уже отлично знают и используют с выгодой для себя.

Эмоциональная сторона является важной составной частью русского стиля  ведения переговоров. Именно с этой чертой, видимо, связана такая особенность  поведения отечественных участников переговоров, как быстрая смена  настроений и установок в отношении  партнеров: то крайне дружеское расположение, то неожиданное проявление официальности, исключающее любые личные симпатии. 

Черта русских — доводить все до крайностей, до пределов возможного — на переговорных процессах способна проявиться по-разному: и как постоянное следование очень жесткой позиции, и как неожиданно полное принятие предложений партнера.

Резюме

В последние время в  мире стало утверждаться новое политическое и экономическое мышление, основанное на идее делового партнерства и сотрудничества. Пережив две мировые войны, человечество поставило силовое решение спорных  вопросов вне закона. Новое мышление исходит из того, что ведение силовой  борьбы с конкурентом истощает ресурсы, тогда как сотрудничество и партнерство  их умножает. С экономической точки  зрения мир выгоднее, чем война.

Если раньше ориентирами  хорошего поведения в высшем обществе были вначале испанский, а затем  французский этикеты, то сейчас общие  нормы поведения народов Европы стали настолько сложными, что  практически можно говорить об общеевропейском  кодексе хорошего тона, который, в  принципе, отличается от русского кодекса  хорошего тона. Деловой этикет —  это форма делового общения, которая  помогает ориентироваться в повторяющихся  стандартных ситуациях. Знание делового этикета способствует овладению  мастерством межличностных отношений, исходящих из принципов и норм деловой этики.

От правильной организации  делового взаимодействия зависят успехи предпринимательства и любой  совместной деятельности. Неудачи в  предпринимательской деятельности в ряде случаев при отсутствии других видимых причин кроются в  незнании и несоблюдении основ организации  делового взаимодействия. Основами теории и практики организации делового взаимодействия должен в совершенстве овладеть каждый, кто стремится окунуться  в мир бизнеса, предпринимательства  и рыночных отношений, стать профессиональным руководителем, менеджером. Освоение этой дисциплины позволяет устранить  из практики предпринимательской деятельности непродуманные, чисто волевые, произвольные, импровизированные решения, а значит избежать крупных ошибок, срывов и  неудач.

 

Скаженик Е.Н. 
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ 
Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

Предыдущая

Оглавление

Следующая


Тема 6. Гендерный  аспект коммуникативного поведения

Совместный труд мужчин и женщин – это огромный шаг вперед, но вместе с тем и  огромная проблема, требующая решения.

Дж.Грэй

Общение с противоположным  полом представляет трудность для  людей начиная с самого раннего  возраста. Уже маленькие дети понимают, что мальчик с девочкой разговаривают  не так, как мальчик с мальчиком  или девочка с девочкой. Есть целый  ряд очень важных объективных  причин, которые приводят к проблемам  в общении между мужчинами  и женщинами. Знать эти причины  и предвидеть их последствия должен любой грамотный человек. Эти  причины связаны прежде всего  с теми объективными «природными» различиями между мужчинами и женщинами, которые сформировались в ходе эволюции человека и отражаются в их поведении  и общении.

Природа создала мужчин и  женщин неодинаковыми. Мужчины умирают  раньше женщин, так как получают больше травм и ранений, больше подвержены воздействию стрессов – это результат  характерного для мужчины интенсивного контакта с окружающей средой, потребности  активного воздействия на среду, заложенной в мужском характере.

Мужчины и женщины обладают специфическими особенностями врожденной мимики и жестикуляции. Например, кулак  – мужской жест, женщины его  показывать не умеют или показывают очень смешно. Мужчины и женщины  по-разному совершают многие физические действия. Например, мужчины обычно зажигают спичку движением к себе, а женщины – от себя; гасят  спичку мужчины обычно, подув на нее, а женщины размахивают горящей  спичкой в воздухе.

Мужчины и женщины по-разному  направляют взгляд на предметы. Если попросить  женщину взглянуть на ногти, она  обычно сжимает пальцы в кулак  и смотрит на ногти, держа пальцы согнутыми. Мужчины чаще смотрят  на ногти сверху, распрямив пальцы. Если попросить женщину взглянуть  на потолок, она обычно слегка приподнимает подбородок и поднимает взгляд вверх, мужчины же обычно просто задирают голову и т.д.

По сравнению с женщинами, мужчины плохо приспосабливаются  к изменениям окружающей среды, особенно если эти изменения происходят быстро и внезапно. Установлено, что если мужчину и женщину внезапно переместить  в зону сильного холода, женский  организм сразу начнет формировать  жировую прослойку для защиты от холода, а мужской организм к  этому неспособен. Чтобы выжить в  неблагоприятной обстановке, мужчине  надо не приспосабливаться к среде, а активно взаимодействовать  со средой, изменять ее, чтобы выжить.

При любом изменении ситуации женщина осваивается гораздо  быстрее, демонстрируя при этом консервативную стратегию: стремление приспособиться, адаптироваться к изменившимся условиям. Мужчина же демонстрирует активную стратегию: он старается активно воздействовать на окружающую среду, обстоятельства, изменить их в соответствии со своим планом, со своими представлениями и намерениями.

Мужская стратегия инерционна: мужчина очень настойчив в  своем стремлении достичь поставленной цели и гораздо неохотнее, чем  женщина, отказывается от своих планов даже тогда, когда уже ясно, что  осуществить план не удастся. Мужчину  трудно «запустить», но и труднее  остановить.

Мужчина в общении с  другими людьми демонстрирует стратегию  настойчивости, женщина более склонна  реализовать стратегию уступчивости. Мужчина всегда настроен на то, чтобы  что-то предпринять. Женщина, не знающая, что делать, часто говорит мужчине  фразу типа: «Ты же мужчина, придумай что-нибудь».

У мужчин и женщин различается  общая ориентация личности. Исследования показывают, что у 75% мужчин и женщин ориентация в жизни оказывается  практически противоположной.

Сравните:

мужчины

женщины

Профессиональная  деловитость

Домовитость

Влечение к  коллективу

Влечение к  семье

Влечение к  политике, науке, искусству

Влечение к  учебе


Для мужчины работа и познание внешнего мира – это основной ориентир, именно этой сфере он хочет посвятить  основное время. Женщина же ориентирована  на семью и пополнение знаний, поэтому  обычно девочки учатся лучше мальчиков.

Коммуникативная грамотность  как раз и предполагает, что  мужчины должны знать и учитывать  особенности женского поведения  и общения, а женщины – мужского. Необходимо разговаривать на языке, понятном партнеру. Это означает, что  женщина должна стремиться говорить с мужчиной на «мужском», понятном ему  языке, а мужчина с женщиной –  на «женском». Встречное движение обеспечит  эффективное общение и коммуникативный  успех.

Мужчина добивается признания  на работе, когда он делает нечто, свидетельствующее  о его компетенции и умении. Заявляя о своих способностях и подтверждая их, он поднимает  себя в глазах коллег, но если он терпит неудачу, то подрывает свою репутацию. Когда мужчина заключает сделку, разрабатывает успешный план, достигает  намеченной цели, зарабатывает некую  сумму денег, завершает проект или  преодолевает затруднение, получаемое им признание определяется тем, насколько  значительна была стоящая перед  ним цель, какую прибыль он получил, насколько серьезные трудности  преодолел. Небольшие достижения приносят небольшое количество очков, небольшие  потери приводят к небольшой их утрате. Именно таким образом мужчины  оценивают себя и других по уровню профессионализма и достижениям.

Информация о работе Особенности делового общения различных народов мира