Особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Память студентов-психологов и студентов-физиков должна, быть на достаточно высоком уровне развития, ведь их будущие профессии строятся на запоминании огромного количества материала. У психологов это материал, выдаваемый клиентами, у физиков это научная база законов, формул и чисел.
Цель работы. Эмпирическое изучение отличительных особенностей памяти студентов разных специальностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Характеристика памяти
1.1 Роль памяти в профессиональной деятельности практического психолога…………………………………………………………………….5
1.2 Роль памяти в профессиональной деятельности физика……………7
1.2 Память в юношеском возрасте ………………………………………..9
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям.
2.1 Организация и методы исследования особенностей памяти студентов, обучающихся по разным специальностям…………………...11
2.2 Характеристика памяти студентов-психологов 3-го курса…………14
2.3 Характеристика памяти студентов-физиков 3-го курса…………….18
2.4 Сравнение особенностей развития памяти студентов-психологов и памяти студентов-физиков 3-го курса…………………………………….22
Выводы ……………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….....25
Список использованной литературы …………………………………………......27
Приложения ………………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 246.04 Кб (Скачать)

В целом анализ данных показал, что память испытуемых по всем показателям  достаточно хорошая. Анализ обработки  данных опосредованный памяти показывает, что у одних студентов преимущественно преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и такие студенты, у которых одинаково хорошо развита, как зрительная, так и слуховая память такое сочетание так же встречается очень часто.

Анализ обработки данных опосредованный памяти показывает, что  испытуемые с лёгкостью используют посредники, облегчающие их запоминания. Этот процесс осмысленного логического  запоминания по своей структуре  является совершенно иным и требует  от испытуемого умственного сосредоточения и определенного опыта, от испытуемого требуется использования логического мышления с той разницей, что приёмы этого мышления направлены не только, но то чтобы сделать эти элементы доступными для сохранения в памяти.

 С возрастом отношения  между памятью и мышлением  меняются. Мышление в этом возрасте  тесно связано с памятью мыслит, значит – вспоминать, т.е. запоминание  сводится к мышлению, к установлению  логических отношений внутри  запоминаемого материала, а припоминание  заключается в восстановлении  материала по этим отношениям.

Выявились студенты, у которых  показатели исследования оказались  заниженными, чем у всех остальных, но это не страшно, ведь память можно улучшить с помощью специальных упражнений.

Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух  и тогда не будет необходимости  носить с собой записные книжки. Научись говорить себе “да” и это  будет решением проблемы.

В целом нынешнее состояние  памяти студентов-психологов и студентов-физиков говорит о том, что они уже сейчас готовы к продуктивной работе психолога и физика, они идут на правильном пути к получению профессии.

Проделанная работа является достаточно успешной, мы пришли к поставленной цели, через анализ, как теоретического материала, так и практических данных. Разобрали нынешнее состояние развития памяти студентов-психологов и студентов-физиков, и пришли к выводу о том, правильно ли они выбрали будущую профессию.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М., 1999
  2. Зинченко «Психологический словарь». М., 1998
  3. Ильин Е.П. «Дифференциальная психология профессиональной деятельности». - Питер, 2008 г.
  4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989
  5. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2002
  6. Немов Р.С. “Психология” 1 и 2 том. -  М., 1999
  7. Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. - М., 2006
  8. Психология. Словарь / под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990
  9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989
  11. Черёмушкина Л.В. Психология памяти. – М., 2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

1. Методика «оценка оперативной зрительной памяти»

Оперативную зрительную память студента и ее показатели можно определить при помощи следующей процедуры. Испытуемому последовательно, на 15 сек. каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и те шесть треугольников, которые испытуемый только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.

Ошибками считаются неправильно  указанные в матрице треугольники или те из них, которые ребенок  не смог по какой-либо причине найти.

Практически для получения  этого показателя поступают следующим  образом. По всем четырем карточкам  определяется количество правильно  найденных на матрице треугольников, и их общая сумма делится на 4. Это и будет среднее число  правильно указанных треугольников. Данное число затем вычитается из 6, и полученный результат рассматривается  как среднее количество допущенных ошибок.

Затем определяют среднее время работы студента над заданием, которое в свою очередь получается путем деления общего суммарного времени работы ребенка над всеми четырьмя карточками на 4.

Момент окончания времени  работы испытуемого над подсчётом  треугольников в общей матрице  определяется при помощи вопроса: “Ты уже всё нашёл, что увидел”. После утвердительного ответа можно прекратить поиск треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на матрице 6-и треугольников, и количество допущенных ошибок позволяет получить искомый показатель.

Для того чтобы ускорить процесс добывания информации о  том, правильно или неправильно испытуемый отыскал в матрице нужные треугольники, рекомендуется воспользоваться их идентификацией по номерам, которые стоят в левом нижнем углу под каждый из треугольников в матрице.

Оценка результатов.

10 баллов – получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8-и и более единицам.

8 баллов – оценивается объём кратковременной памяти, если он равен 6 или 7 единицам.

4 балла – получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.

2 балла – ставится в том случае, если объём кратковременной памяти составляет 1-3 единицы.

0 баллов – объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.

 

Выводы по уровням  развития.

10 баллов – хорошая развитая по объему кратковременная память.

8 баллов – среднеразвитая по объёму кратковременная память.

4 балла – не вполне достаточный по объёму уровень кратковременной памяти.

2 балла – низкий уровень кратковременной памяти.

0 баллов – очень низкий объём кратковременной памяти.

 

 

 

 

 

Карточки с треугольниками, предъявляемые  студенту в методике оценки оперативной зрительной памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Матрица для поиска (узнавания) экспонированных карточек с треугольниками в методике оценки оперативной зрительной памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методика. Оценка оперативной слуховой памяти.

Этот вид памяти определяется следующим способом. Испытуемому  с интервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются следующие слова.

I

Месяц

Дерево

Прыгать

Жёлтый

Кукла

сумка

II

Ковёр

Стакан

Плыть

Тяжёлый

Книга

яблоко

III

Вилка

Диван

Шутить

Смелый

Пальто

телефон

IV

Школа

Человек

Спать

Красный

Тетрадь

Цветок


 

После прослушивания каждого  из набора слов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий  набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд между отдельными словами.

Стакан, школа, вилка, пуговица, ковёр, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картина, тяжёлый, плыть, мяч, тёплый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, летать, слон.

В этом наборе из 36 слов в  случайном порядке располагаются  воспринятые на слух слова из всех 4-х прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами.

Для их лучшей идентификации  они подчёркнуты различными способами, причём каждому набору из 6 слов соответствуют  свои способы подчёркивания. Так  слова из первого малого набора подчёркнуты  сплошной ординарной чертой, слова  из второго набора – сплошной двойной  чертой, слова из третьего набора –  пунктирной одинарной чертой, и, наконец, слова из четвертого набора – двойной  пунктирной чертой.

Испытуемый должен на слух обнаружить в данном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова “да” а его отсутствие – высказыванием “нет”. На поиск каждого слова отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

 

Оценка результатов.

Показатель оперативной  слуховой памяти определяется как частное  от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом  наборе (для этого общее время  работы студента над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно, или такие слова, которые ребёнок не смог за отвёденное время найти, т.е. пропустил.

 


Информация о работе Особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям