Особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Память студентов-психологов и студентов-физиков должна, быть на достаточно высоком уровне развития, ведь их будущие профессии строятся на запоминании огромного количества материала. У психологов это материал, выдаваемый клиентами, у физиков это научная база законов, формул и чисел.
Цель работы. Эмпирическое изучение отличительных особенностей памяти студентов разных специальностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Характеристика памяти
1.1 Роль памяти в профессиональной деятельности практического психолога…………………………………………………………………….5
1.2 Роль памяти в профессиональной деятельности физика……………7
1.2 Память в юношеском возрасте ………………………………………..9
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям.
2.1 Организация и методы исследования особенностей памяти студентов, обучающихся по разным специальностям…………………...11
2.2 Характеристика памяти студентов-психологов 3-го курса…………14
2.3 Характеристика памяти студентов-физиков 3-го курса…………….18
2.4 Сравнение особенностей развития памяти студентов-психологов и памяти студентов-физиков 3-го курса…………………………………….22
Выводы ……………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….....25
Список использованной литературы …………………………………………......27
Приложения ………………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 246.04 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

Глава 1 Характеристика памяти

1.1  Роль памяти в профессиональной деятельности практического психолога…………………………………………………………………….5

1.2 Роль памяти в профессиональной деятельности физика……………7

1.2 Память в юношеском возрасте ………………………………………..9

Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей памяти у студентов, обучающихся  по разным специальностям.

2.1 Организация и методы исследования особенностей памяти студентов, обучающихся по разным специальностям…………………...11

2.2 Характеристика памяти студентов-психологов 3-го курса…………14

2.3 Характеристика памяти студентов-физиков 3-го курса…………….18

2.4 Сравнение особенностей развития памяти студентов-психологов и памяти студентов-физиков 3-го курса…………………………………….22

Выводы ……………………………………………………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….....25

Список использованной литературы …………………………………………......27

Приложения ………………………………………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Все впечатления, которые  человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости  и возможности воспроизводятся.

Память связывает прошлое  субъекта с его настоящим и  будущим и является важнейшей  познавательной функцией, лежащей в  основе развития и обучения.

 Никогда так, как  в юности, человек не включён в переживания, связанные с собственной психической деятельностью. Юноша пытается понять сущностные особенности культурных ценностей, которые определяют человеческие ориентации в мире.

Исследование данной проблемы является важным и необходимым условием для осмысливания самого процесса памяти. Так как память является важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что “было в прошлом”. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психологического акта обязательно предполагает удержания каждого данного его элемента для сцепления с последующим.

Актуальность  темы. Память студентов-психологов и студентов-физиков должна, быть на достаточно высоком уровне развития, ведь их будущие профессии строятся на запоминании огромного количества материала. У психологов это материал, выдаваемый клиентами, у физиков это научная база законов, формул и чисел.

Цель работы.  Эмпирическое изучение отличительных особенностей памяти студентов разных специальностей.

Объект  работы.  Особенности памяти в юношеском возрасте.

Предмет работы.  Особенности памяти студентов, обучающихся по разным специальностям

Гипотеза работы. Существуют качественные различия в памяти у студентов-психологов и студентов-физиков. У студентов-психологов преобладает оперативная слуховая память, а у студентов-физиков оперативная зрительная память.

Задачи  работы.

1. Провести теоретический анализ и определить сущность памяти в работе практического психолога.

2. Провести теоретический анализ и определить сущность памяти в работе будущего преподавателя физики.

3.    Охарактеризовать память в юношеском возрасте.

4.    Подобрать методический инструментарий для эмпирического изучения особенностей памяти у студентов - психологов и студентов-физиков.

5.   Провести методики (Оценка оперативной зрительной памяти, Оценка объема кратковременной слуховой памяти) по изучению особенностей памяти у студентов-психологов и студентов-физиков.

6.  Определить наличие отличия развития памяти студентов-психологов от памяти студентов-физиков.

Методы  работы. Для решения поставленных задач в нашей работе использовался следующий комплекс методов сбора данных:

  • теоретический анализ литературы,
  • тестирование (Оценка объема кратковременной слуховой памяти, Оценка оперативной зрительной памяти),

для количественного анализа  данных использовались методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.

Эмпирическая  база работы. В исследовании приняло участие 26 студентов-психологов 3 курса и 23 студента-физика 3 курса.

Практическая  база работы. Исследование проводилось в Омском государственном педагогическом университете. Тестирование проводилось четыре дня с 17 по 20 мая 2011 года.

 

Глава I Характеристика памяти

 

1.1 Роль памяти  в профессиональной деятельности  практического психолога 

Существует множество  научных психологических изданий, в которых исследуются личностные особенности психолога, критерии эффективности  практической работы, рассматриваются проблемы эффективности психологической коррекции, а также консультативной работы практического психолога (Г.С. Абрамова, Ю.Б.Алешина, Р.С. Немов, Е.И. Рогов и др.). Мы решили  рассмотреть особенность развития памяти студентов-психологов.

Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти [9].

Возьмем психологический  словарь и посмотрим, как же там  определена память.

В современной психологической  науке память понимается как форма  психического отражения действительности, которая заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта [2].

Память является сложной  психической деятельностью. В её структуре различают основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение) [6].

Психолог должен хранить  профессиональную тайну. В этом нуждаются  как клиенты, так и сами психологи. Чтобы оказать необходимую помощь клиенту, необходимы глубокие теоретические  знания, а так же опыт, позволяющий  выбирать какие методики и в каком  сочетании, следует использовать для изучения той или иной ситуации, чтобы получить адекватное представление о причинах, породивших проблему. Среди процессов памяти для практического психолога по особенному важно – запоминание, которое определяет полноту и точность воспроизведения клинического материала, прочность и длительность его сохранения. Условия продуктивности запоминания в работе связаны ещё и с тем, что протекает оно в форме как непроизвольного, так и произвольного процесса.

Восприятие практического  психолога во многом зависит от прошлого опыта, накопленного клинического материала, содержания и задач выполняемой  клинической деятельности [7].

Итак, рассмотрев роль памяти в профессиональной деятельности практического  психолога, мы можем сделать следующие  выводы по первому параграфу:

  • практическому психологу необходим высокий уровень развития памяти, ведь ему необходимо запоминать всю полученную в огромном количестве от клиента информацию, проанализировать ее и суметь помочь. В дальнейшем практическому психологу не раз придется вспоминать и воспроизводить в правильной форме всю эту информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Роль памяти в профессиональной деятельности преподавателя физики

В психолого–педагогической литературе педагогическая позиция, личностно–профессиональная позиция будущего педагога рассматриваются: как сложная совокупность ценностного  отношения к миру, система взглядов и установок личности будущего педагога, определяющая ее выбор поведения, деятельности, общения (М.И. Алексеева, Г.И. Аксенова, Е.Ф. Баранова, С.П. Будникова, А.М. Ковалева и др.); как предпосылка, показатель, результат личностно–профессионального развития будущего педагога, желающего и умеющего решать задачи, связанные с образованием другого Человека и со своим собственным образованием (А.Г. Гогоберидзе, А.В. Гуторова, А.С. Лебедев, А.И. Шакиров и др.); как целостная характеристика личности будущего педагога, позволяющая ему определенным образом (непротиворечиво и гармонично) осуществлять взаимодействия одновременно с внешней и внутриличностной средой (Г.И. Аксенова, А.С. Лебедев и др.).

Физика – одна из наук, которая является двигателем научно-технического прогресса.

Поэтому особое место в  деятельности преподавателя занимает использование передовых информационно-коммуникативных технологий. Это позволяет реализовывать поставленные перед преподавателем цели и задачи современного образования (личностно-ориентированное обучение, формирование и развитие исследовательских, информационных и коммуникативных способностей, развитие мышления, формирование модельных представлений и т.д.). Сейчас с помощью компьютера можно не только решать такие образовательные задачи, которые современные образовательные технологии решить не могут (демонстрация не наблюдаемых и трудно воспроизводимых явлений природы, визуализация изучаемых теоретических, частичная замена демонстрационного и лабораторного эксперимента компьютерным), но и реализовывать профессиональную направленность преподавания.

В своей теории профессионального выбора Дж. Холланд выделил следующие особенности личности преподавателя физики:

Аналитический ум, независимость  и оригинальность суждений, гармоничное  развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, интенсивная внутрення жизнь, низкая физическая активность [3].

Так же он отнёс преподавания Физики к интеллектуальному типу профессии.

Преподаватель физики лучше запоминает то, что связано с числовыми величинами, их преобразованием, с выполнением определенных, связанных с использованием математики, обязанностей. У студента — будущего преподавателя развивается память на людей, он лучше помнит проявление их чувств, особенности поведения, биографические сведения.

 

Итак, рассмотрев роль памяти в профессиональной деятельности преподавателя  физики, мы можем сделать следующие  выводы по первому параграфу:

- преподавателю физики  необходим достаточно высокий  уровень развития памяти, ведь  ему необходимо запоминать огромное количество всевозможных теорий, законов, формул. Всё это необходимо так же соотносить между собой и демонстрировать на опытах.

- так же преподавателю, с его профессиональной деятельностью ему необходимо вести огромное количество расчетов задач по уже имеющимся формулам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Память в юношеском возрасте

Юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.

   В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни [5].

Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. Кто-то утверждает, что от 17 и до 23. А вот, например, В. С. Мухина определяет юность как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 (16) до 21 (25).

Ведущей деятельностью  в юношеском возрасте является - учебно–профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию [1].

В юношеском возрасте активно  идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого человека, так и для внешнего наблюдателя.

Активно начинает развиваться  логическая память и скоро достигает такого уровня, что юноша переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти [5].

А. Н. Леонтьев исследовал, как  идет развитие двух основных видов  памяти — непосредственной и опосредственной  — в течение детства и установил  особенности их преобразования в  юношеском возрасте. Он показал, что с увеличением возраста идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причем быстрее, чем опосредствованного. Одновременно с этим от дошкольного к младшему школьному возрасту увеличивается разрыв, существующий между продуктивностью непосредственного и опосредствованного запоминания. Затем — уже в подростковом и юношеском возрасте — прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется, и одновременно с этим увеличивается продуктивность опосредствованного запоминания.

Так же А.Н.Леонтьев показал, что с увеличением возраста идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причём быстрее, чем опосредственного и ближе к подростковому и юношескому возрасту. Прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется и заодно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.

С возрастом меняются и  отношения между памятью и  мышлением. В раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций, и в зависимости  от нее строятся все остальные  психические процессы. Мышление ребенка  этого возраста во многом определяется его памятью: мыслить — значит вспоминать. В младшем школьном возрасте мышление обнаруживает высокую корреляцию с памятью и развивается в  непосредственной зависимости от нее. Решающий сдвиг в отношениях между  памятью и другими психическими функциями происходит в подростковом и юношеском возрастах. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для них вспоминать — значить  мыслить. Его процесс запоминания  сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого  материала, а припоминание заключается  в восстановлении материала по этим отношениям [4].

Информация о работе Особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям