Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:31, курсовая работа
Актуальность темы. Память студентов-психологов и студентов-физиков должна, быть на достаточно высоком уровне развития, ведь их будущие профессии строятся на запоминании огромного количества материала. У психологов это материал, выдаваемый клиентами, у физиков это научная база законов, формул и чисел.
Цель работы. Эмпирическое изучение отличительных особенностей памяти студентов разных специальностей.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Характеристика памяти
1.1 Роль памяти в профессиональной деятельности практического психолога…………………………………………………………………….5
1.2 Роль памяти в профессиональной деятельности физика……………7
1.2 Память в юношеском возрасте ………………………………………..9
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям.
2.1 Организация и методы исследования особенностей памяти студентов, обучающихся по разным специальностям…………………...11
2.2 Характеристика памяти студентов-психологов 3-го курса…………14
2.3 Характеристика памяти студентов-физиков 3-го курса…………….18
2.4 Сравнение особенностей развития памяти студентов-психологов и памяти студентов-физиков 3-го курса…………………………………….22
Выводы ……………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….....25
Список использованной литературы …………………………………………......27
Приложения ………………………………………………………………………...28
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
Глава 1 Характеристика памяти
1.1 Роль памяти в профессиональной
деятельности практического психолога………………………………………………………
1.2 Роль памяти в профессиональной деятельности физика……………7
1.2 Память в юношеском возрасте ………………………………………..9
2.4 Сравнение особенностей развития памяти студентов-психологов и памяти студентов-физиков 3-го курса…………………………………….22
Выводы ……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы …………………………………………......27
Приложения ………………………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Все впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
Никогда так, как в юности, человек не включён в переживания, связанные с собственной психической деятельностью. Юноша пытается понять сущностные особенности культурных ценностей, которые определяют человеческие ориентации в мире.
Исследование данной проблемы является важным и необходимым условием для осмысливания самого процесса памяти. Так как память является важнейшей определяющей характеристикой психической жизни личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что “было в прошлом”. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного психологического акта обязательно предполагает удержания каждого данного его элемента для сцепления с последующим.
Актуальность темы. Память студентов-психологов и студентов-физиков должна, быть на достаточно высоком уровне развития, ведь их будущие профессии строятся на запоминании огромного количества материала. У психологов это материал, выдаваемый клиентами, у физиков это научная база законов, формул и чисел.
Объект работы. Особенности памяти в юношеском возрасте.
Задачи работы.
1. Провести теоретический анализ и определить сущность памяти в работе практического психолога.
2. Провести теоретический анализ и определить сущность памяти в работе будущего преподавателя физики.
3. Охарактеризовать память в юношеском возрасте.
6. Определить наличие отличия развития памяти студентов-психологов от памяти студентов-физиков.
Методы работы. Для решения поставленных задач в нашей работе использовался следующий комплекс методов сбора данных:
для количественного анализа данных использовались методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.
Эмпирическая база работы. В исследовании приняло участие 26 студентов-психологов 3 курса и 23 студента-физика 3 курса.
Практическая база работы. Исследование проводилось в Омском государственном педагогическом университете. Тестирование проводилось четыре дня с 17 по 20 мая 2011 года.
Глава I Характеристика памяти
1.1 Роль памяти
в профессиональной
Существует множество
научных психологических
Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти [9].
Возьмем психологический словарь и посмотрим, как же там определена память.
В современной психологической
науке память понимается как форма
психического отражения действительности,
которая заключается в
Память является сложной психической деятельностью. В её структуре различают основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение) [6].
Психолог должен хранить
профессиональную тайну. В этом нуждаются
как клиенты, так и сами психологи.
Чтобы оказать необходимую
Восприятие практического психолога во многом зависит от прошлого опыта, накопленного клинического материала, содержания и задач выполняемой клинической деятельности [7].
Итак, рассмотрев роль памяти в профессиональной деятельности практического психолога, мы можем сделать следующие выводы по первому параграфу:
В психолого–педагогической литературе педагогическая позиция, личностно–профессиональная позиция будущего педагога рассматриваются: как сложная совокупность ценностного отношения к миру, система взглядов и установок личности будущего педагога, определяющая ее выбор поведения, деятельности, общения (М.И. Алексеева, Г.И. Аксенова, Е.Ф. Баранова, С.П. Будникова, А.М. Ковалева и др.); как предпосылка, показатель, результат личностно–профессионального развития будущего педагога, желающего и умеющего решать задачи, связанные с образованием другого Человека и со своим собственным образованием (А.Г. Гогоберидзе, А.В. Гуторова, А.С. Лебедев, А.И. Шакиров и др.); как целостная характеристика личности будущего педагога, позволяющая ему определенным образом (непротиворечиво и гармонично) осуществлять взаимодействия одновременно с внешней и внутриличностной средой (Г.И. Аксенова, А.С. Лебедев и др.).
Физика – одна из наук, которая является двигателем научно-технического прогресса.
Поэтому особое место в деятельности преподавателя занимает использование передовых информационно-коммуникативных технологий. Это позволяет реализовывать поставленные перед преподавателем цели и задачи современного образования (личностно-ориентированное обучение, формирование и развитие исследовательских, информационных и коммуникативных способностей, развитие мышления, формирование модельных представлений и т.д.). Сейчас с помощью компьютера можно не только решать такие образовательные задачи, которые современные образовательные технологии решить не могут (демонстрация не наблюдаемых и трудно воспроизводимых явлений природы, визуализация изучаемых теоретических, частичная замена демонстрационного и лабораторного эксперимента компьютерным), но и реализовывать профессиональную направленность преподавания.
В своей теории профессионального выбора Дж. Холланд выделил следующие особенности личности преподавателя физики:
Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, интенсивная внутрення жизнь, низкая физическая активность [3].
Так же он отнёс преподавания Физики к интеллектуальному типу профессии.
Преподаватель физики лучше запоминает то, что связано с числовыми величинами, их преобразованием, с выполнением определенных, связанных с использованием математики, обязанностей. У студента — будущего преподавателя развивается память на людей, он лучше помнит проявление их чувств, особенности поведения, биографические сведения.
Итак, рассмотрев роль памяти в профессиональной деятельности преподавателя физики, мы можем сделать следующие выводы по первому параграфу:
- преподавателю физики необходим достаточно высокий уровень развития памяти, ведь ему необходимо запоминать огромное количество всевозможных теорий, законов, формул. Всё это необходимо так же соотносить между собой и демонстрировать на опытах.
- так же преподавателю, с его профессиональной деятельностью ему необходимо вести огромное количество расчетов задач по уже имеющимся формулам.
1.3 Память в юношеском возрасте
Юность – это время выбора жизненного пути, работа по выбранной специальности (поиск ее), учеба в вузе, создание семьи, для юношей – служба в армии.
В юности происходит овладение профессией, появляется возможность создания своей семьи, выбор стиля и своего места в жизни [5].
Юношеский возраст - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. Кто-то утверждает, что от 17 и до 23. А вот, например, В. С. Мухина определяет юность как период отрочества до взрослости – возрастные границы от 15 (16) до 21 (25).
Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является - учебно–профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию [1].
В юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, мало заметных как для самого человека, так и для внешнего наблюдателя.
Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что юноша переходит к преимущественному использованию этого вида памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти [5].
А. Н. Леонтьев исследовал, как
идет развитие двух основных видов
памяти — непосредственной и опосредственной
— в течение детства и
Так же А.Н.Леонтьев показал, что с увеличением возраста идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причём быстрее, чем опосредственного и ближе к подростковому и юношескому возрасту. Прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется и заодно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания.
С возрастом меняются и отношения между памятью и мышлением. В раннем детском возрасте память является одной из основных психических функций, и в зависимости от нее строятся все остальные психические процессы. Мышление ребенка этого возраста во многом определяется его памятью: мыслить — значит вспоминать. В младшем школьном возрасте мышление обнаруживает высокую корреляцию с памятью и развивается в непосредственной зависимости от нее. Решающий сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими функциями происходит в подростковом и юношеском возрастах. Исследования памяти детей данного возраста показали, что для них вспоминать — значить мыслить. Его процесс запоминания сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям [4].
Информация о работе Особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям