Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:31, курсовая работа
Актуальность темы. Память студентов-психологов и студентов-физиков должна, быть на достаточно высоком уровне развития, ведь их будущие профессии строятся на запоминании огромного количества материала. У психологов это материал, выдаваемый клиентами, у физиков это научная база законов, формул и чисел.
Цель работы. Эмпирическое изучение отличительных особенностей памяти студентов разных специальностей.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Характеристика памяти
1.1 Роль памяти в профессиональной деятельности практического психолога…………………………………………………………………….5
1.2 Роль памяти в профессиональной деятельности физика……………7
1.2 Память в юношеском возрасте ………………………………………..9
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям.
2.1 Организация и методы исследования особенностей памяти студентов, обучающихся по разным специальностям…………………...11
2.2 Характеристика памяти студентов-психологов 3-го курса…………14
2.3 Характеристика памяти студентов-физиков 3-го курса…………….18
2.4 Сравнение особенностей развития памяти студентов-психологов и памяти студентов-физиков 3-го курса…………………………………….22
Выводы ……………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….....25
Список использованной литературы …………………………………………......27
Приложения ………………………………………………………………………...28
Методика 1. Оценка оперативной зрительной памяти
Оценка оперативной зрительной памяти студентов-физиков. Таблица 3
Ф.И.О |
Возраст (лет) |
Время работы (мин) |
Количество допущенных ошибок |
Показатель развитости оперативной зрительной памяти |
Баллы по результатам |
1.Нагима Б. |
20 |
5 |
4 |
9 |
10 |
2.Анна К. |
21 |
6 |
6 |
9 |
10 |
3.Максим Д. |
20 |
5 |
5 |
8 |
10 |
4.Наталья Н. |
20 |
6 |
7 |
7 |
8 |
5.Сергей К. |
21 |
6,5 |
9 |
6 |
6 |
6.Михаил В. |
21 |
6,5 |
3 |
10 |
10 |
7.Сауле Б. |
20 |
5,5 |
5 |
9 |
10 |
8. Ирина С. |
19 |
5 |
4 |
9 |
10 |
9. Александр П. |
19 |
7 |
4 |
9 |
10 |
10. Владислава Г. |
20 |
5 |
6 |
9 |
10 |
11. Семён Б. |
21 |
5,5 |
2 |
10 |
10 |
12. Анастасия Р. |
21 |
5,5 |
4 |
9 |
10 |
13. Антон Т. |
20 |
7 |
4 |
9 |
10 |
14. Анна В. |
20 |
7 |
5 |
9 |
10 |
15. Инара Б. |
19 |
6 |
7 |
8 |
10 |
16. Любовь П. |
21 |
5 |
4 |
9 |
10 |
17. Стас Ф. |
20 |
5,5 |
4 |
9 |
10 |
18. Виктор З. |
21 |
5,5 |
2 |
10 |
10 |
19. Евгения А. |
20 |
6 |
6 |
9 |
10 |
20. Ольга Ю. |
20 |
8 |
6 |
9 |
10 |
21.Гаухар С. |
19 |
6 |
4 |
9 |
10 |
22. Антон Ш. |
21 |
6,5 |
6 |
9 |
10 |
23. Елизавета М. |
21 |
6 |
4 |
9 |
10 |
Среднее значение |
20 |
6 |
5 |
9 |
9,8 |
Из результатов этой методики (см. таблицу 3) мы видим, что у большинства студентов оперативная зрительная память отлично развита по объёму, к числу таких студентов относится 91% от всех исследуемых.
У 4,5% исследуемых студентов (Наталья Н.) кратковременная (оперативная зрительная) память находится на среднеразвитом уровне.
И у 4,5% исследуемых студентов (Сергей К.) память находится на не вполне достаточном по объёму развития уровне.
Методика 2. Оценка оперативной слуховой памяти
Оценка оперативной слуховой памяти студентов-физиков. Таблица 4
Ф.И.О |
Возраст (лет) |
Время работы (мин) |
Количество, допущенных ошибок |
Показатель развитости оперативной слуховой памяти |
1.Нагима Б. |
20 |
4 |
1 |
0,5 |
2.Анна К. |
21 |
4,5 |
2 |
0,4 |
3.Максим Д. |
20 |
3,5 |
2 |
0,3 |
4.Наталья Н. |
20 |
4 |
1 |
0,5 |
5.Сергей К. |
21 |
3,7 |
3 |
0,3 |
6.Михаил В. |
21 |
3,5 |
2 |
0,3 |
7.Сауле Б. |
20 |
4 |
1 |
0,5 |
8. Ирина С. |
19 |
4,6 |
2 |
0,4 |
9. Александр П. |
19 |
5 |
0 |
1,25 |
10. Владислава Г. |
20 |
6 |
1 |
0,75 |
11. Семён Б. |
21 |
4 |
2 |
0,3 |
12. Анастасия Р. |
21 |
4,2 |
0 |
1,05 |
13. Антон Т. |
20 |
5 |
1 |
0,63 |
14. Анна В. |
20 |
3,5 |
3 |
0,2 |
15. Инара Б. |
19 |
3,7 |
1 |
0,5 |
16. Любовь П. |
21 |
3,5 |
1 |
0,44 |
17. Стас Ф. |
20 |
5 |
2 |
0,4 |
18. Виктор З. |
21 |
4 |
0 |
1 |
19. Евгения А. |
20 |
3,7 |
2 |
0,3 |
20. Ольга Ю. |
20 |
3,8 |
3 |
0,2 |
21.Гаухар С. |
19 |
3,3 |
1 |
0,4 |
22. Антон Ш. |
21 |
4,1 |
2 |
0,34 |
23. Елизавета М. |
21 |
4 |
0 |
1 |
Среднее значение |
20 |
4,1 |
1,4 |
0,5 |
Из результатов этой методики (см. таблицу 2) видно, что достаточно высокой оперативной слуховой памятью обладают практически все испытуемые. Допустив пару ошибок (0-2) или же вообще не допустив их из 36-ти возможных
Достаточно высокой
Наиболее низким объёмом развития оперативной слуховой памяти обладают 13% исследуемых студентов (Сергей К., Анна В., Ольга Ю.). Они допустили наибольшее количество ошибок (3).
На основании результатов теоретического и эмпирического исследования оценки уровня развития памяти студентов-физиков, можно сделать следующие выводы.
Обработка данных показывает, что память студентов принципиально отличается. Данное исследование зрительной и слуховой оперативной памяти студентов-физиков показывает, что одним студентам лучше запоминать материал, опираясь на зрительные образы. У других преобладает слуховое восприятие и акустические образы им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Конкретнее же, что касается исследования в данной группе показатели в методике на оперативное зрительное запоминание более высокие, чем на оперативное слуховое запоминание.
В целом оперативная зрительная память данной экспериментальной группы можно оценить как высоко развитая зрительная память, так как у большинства испытуемых не вызвало затруднения поиск и правильное указание все шести треугольников в матрице. Что говорит о преимуществах зрительного запоминания. И всё же их слуховая оперативная память оценивается как хорошая и развитая по своему объёму.
Мы выяснили, что лишь у одного студента (Сергей К.) память находится на слишком низком уровне развития для выбранной профессии. Но студенту можно посоветовать, в дальнейшем с помощью тренировок улучшать свою память, в частности зрительную, так как она наиболее ей пригодится в будущем, нежели все остальные виды памяти.
Состояние памяти всех остальных исследуемых студентов-физиков находится на благоприятном уровне развития для будущей профессии преподавателя физики.
2.4 Сравнение особенностей
развития памяти студентов-
Развитие личности, невозможно без памяти. Память – это то, благодаря чему мы приобретаем жизненный опыт, без памяти невозможен был бы процесс обучения, познавания окружающего мира.
Прежде чем мы сравним особенности развития студентов, обучающихся по разным специальностям. Мы рассмотрим, к какому типу профессий относится зрительная и слуховая память, и каким людям они свойственны.
Зрительная память связана
с сохранением и
Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам и психологам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.
Память студентов развивается в процессе их деятельности. При этом наблюдается ее профессионализация. [1]
На основании проведенных
экспериментов сформирован
Правильно, если сказать, что
не бывает плохой памяти, если это не
связано с патологией. Память можно
улучшить с помощью специальных
упражнений, улучшить память можно
благодаря постоянному
Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки. Научись говорить себе “да” и это будет решением проблемы. [7]
Рисунок 1
Рисунок 2
Выводы
Заключение
Основной целью нашего исследования было эмпирическое изучение отличительных особенностей памяти студентов разных специальностей.
Для достижения цели осуществлено изучение и анализ научных работ о роли памяти в профессиональной деятельности практического психолога и преподавателя физики, развитии памяти в юношеском возрасте.
Наиболее общим выводом следует считать следующие:
Информация о работе Особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям