Особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Память студентов-психологов и студентов-физиков должна, быть на достаточно высоком уровне развития, ведь их будущие профессии строятся на запоминании огромного количества материала. У психологов это материал, выдаваемый клиентами, у физиков это научная база законов, формул и чисел.
Цель работы. Эмпирическое изучение отличительных особенностей памяти студентов разных специальностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Характеристика памяти
1.1 Роль памяти в профессиональной деятельности практического психолога…………………………………………………………………….5
1.2 Роль памяти в профессиональной деятельности физика……………7
1.2 Память в юношеском возрасте ………………………………………..9
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям.
2.1 Организация и методы исследования особенностей памяти студентов, обучающихся по разным специальностям…………………...11
2.2 Характеристика памяти студентов-психологов 3-го курса…………14
2.3 Характеристика памяти студентов-физиков 3-го курса…………….18
2.4 Сравнение особенностей развития памяти студентов-психологов и памяти студентов-физиков 3-го курса…………………………………….22
Выводы ……………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….....25
Список использованной литературы …………………………………………......27
Приложения ………………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 246.04 Кб (Скачать)

Методика 1. Оценка оперативной зрительной памяти

Оценка оперативной  зрительной памяти студентов-физиков. Таблица 3

Ф.И.О

Возраст (лет)

Время работы (мин)

Количество допущенных ошибок

Показатель развитости оперативной зрительной памяти

Баллы по результатам

1.Нагима Б.

20

5

4

9

10

2.Анна К.

21

6

6

9

10

3.Максим Д.

20

5

5

8

10

4.Наталья Н.

20

6

7

7

8

5.Сергей К.

21

6,5

9

6

6

6.Михаил В.

21

6,5

3

10

10

7.Сауле Б.

20

5,5

5

9

10

8. Ирина С.

19

5

4

9

10

9. Александр П.

19

7

4

9

10

10. Владислава Г.

20

5

6

9

10

11. Семён Б.

21

5,5

2

10

10

12. Анастасия Р.

21

5,5

4

9

10

13. Антон Т.

20

7

4

9

10

14. Анна В.

20

7

5

9

10

15. Инара Б.

19

6

7

8

10

16. Любовь П.

21

5

4

9

10

17. Стас Ф.

20

5,5

4

9

10

18. Виктор З.

21

5,5

2

10

10

19. Евгения А.

20

6

6

9

10

20. Ольга Ю.

20

8

6

9

10

21.Гаухар С.

19

6

4

9

10

22. Антон Ш.

21

6,5

6

9

10

23. Елизавета М.

21

6

4

9

10

Среднее значение

20

6

5

9

9,8


 

Из результатов этой методики (см. таблицу 3) мы видим, что у большинства студентов оперативная зрительная память отлично развита по объёму, к числу таких студентов относится 91% от всех исследуемых.

У 4,5% исследуемых студентов (Наталья Н.) кратковременная (оперативная зрительная)  память находится на среднеразвитом уровне.

И у 4,5% исследуемых студентов (Сергей К.) память находится на не вполне достаточном по объёму развития уровне.

 

Методика 2. Оценка оперативной слуховой памяти

Оценка оперативной  слуховой памяти студентов-физиков. Таблица 4

Ф.И.О

Возраст (лет)

Время работы (мин)

Количество, допущенных ошибок

Показатель развитости оперативной слуховой памяти

1.Нагима  Б.

20

4

1

0,5

2.Анна К.

21

4,5

2

0,4

3.Максим Д.

20

3,5

2

0,3

4.Наталья Н.

20

4

1

0,5

5.Сергей К.

21

3,7

3

0,3

6.Михаил В.

21

3,5

2

0,3

7.Сауле Б.

20

4

1

0,5

8. Ирина С.

19

4,6

2

0,4

9. Александр П.

19

5

0

1,25

10. Владислава Г.

20

6

1

0,75

11. Семён Б.

21

4

2

0,3

12. Анастасия Р.

21

4,2

0

1,05

13. Антон Т.

20

5

1

0,63

14. Анна В.

20

3,5

3

0,2

15. Инара Б.

19

3,7

1

0,5

16. Любовь П.

21

3,5

1

0,44

17. Стас Ф.

20

5

2

0,4

18. Виктор З.

21

4

0

1

19. Евгения А.

20

3,7

2

0,3

20. Ольга Ю.

20

3,8

3

0,2

21.Гаухар  С.

19

3,3

1

0,4

22. Антон Ш.

21

4,1

2

0,34

23. Елизавета М.

21

4

0

1

Среднее значение

20

4,1

1,4

0,5


 

Из результатов этой методики (см. таблицу 2) видно, что достаточно высокой оперативной слуховой памятью  обладают практически все испытуемые. Допустив пару ошибок (0-2) или же вообще не допустив их из 36-ти возможных

Достаточно высокой оперативной  слуховой памятью обладают всего  17% исследуемых студентов (Александр П., Анастасия Р., Виктор З., Елизавета М.), не допустив ни одной ошибки.

Наиболее низким объёмом  развития оперативной слуховой памяти обладают 13% исследуемых студентов (Сергей К., Анна В., Ольга Ю.). Они допустили наибольшее количество ошибок (3).

 

 

На основании результатов  теоретического и эмпирического  исследования оценки уровня развития памяти студентов-физиков, можно сделать следующие выводы.

Обработка данных показывает, что память студентов принципиально отличается. Данное исследование зрительной и слуховой оперативной памяти студентов-физиков показывает, что одним студентам лучше запоминать материал, опираясь на зрительные образы. У других преобладает слуховое восприятие и акустические образы им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Конкретнее же, что касается исследования в данной группе показатели в методике на оперативное зрительное запоминание более высокие, чем на оперативное слуховое запоминание.

В целом оперативная зрительная память данной экспериментальной группы можно оценить как высоко развитая зрительная память, так как у большинства испытуемых не вызвало затруднения поиск и правильное указание все шести треугольников в матрице. Что говорит о преимуществах зрительного запоминания. И всё же их слуховая оперативная память оценивается как хорошая и развитая по своему объёму.

Мы выяснили, что лишь у одного студента (Сергей К.) память находится на слишком низком уровне развития для выбранной профессии. Но студенту можно посоветовать, в дальнейшем с помощью тренировок улучшать свою память, в частности зрительную, так как она наиболее ей пригодится в будущем, нежели все остальные виды памяти.

Состояние памяти всех остальных исследуемых студентов-физиков находится на благоприятном уровне развития для будущей профессии преподавателя физики.

 

 

 

 

 

 

2.4 Сравнение особенностей  развития памяти студентов-психологов  и памяти студентов-физиков 3-го  курса.

Развитие личности, невозможно без памяти. Память – это то, благодаря  чему мы приобретаем жизненный опыт, без памяти невозможен был бы процесс  обучения, познавания окружающего мира.

Прежде чем мы сравним  особенности развития студентов, обучающихся  по разным специальностям. Мы рассмотрим, к какому типу профессий относится  зрительная и слуховая память, и  каким людям они свойственны.

Зрительная память связана  с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно  важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, способные  в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину  в своём воображении после  того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс  запоминания и воспроизведения  материала; то, что человек зрительно  может себе представить, он, как правило, легче воспроизводит и запоминает.

Слуховая память – это  хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных  звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим  иностранные языки, акустикам, музыкантам и психологам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий им, может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причём достаточно точно. Этим типом памяти обладают учителя школ, опытные лекторы, преподаватели вузов, учёные.

Память студентов развивается  в процессе их деятельности. При  этом наблюдается ее профессионализация. [1]

Ни одна другая психическая функция не может  быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов  отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно  по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».[11]

 

На основании проведенных  экспериментов сформирован вывод, что у студентов-психологов более преобладает оперативная слуховая память (рисунок 2), нежели оперативная зрительная (рисунок 1), а у студентов-физиков наоборот более развита оперативная зрительная память (рисунок 1).

Правильно, если сказать, что  не бывает плохой памяти, если это не связано с патологией. Память можно  улучшить с помощью специальных  упражнений, улучшить память можно  благодаря постоянному заучиванию стихотворений.

Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух  и тогда не будет необходимости  носить с собой записные книжки. Научись говорить себе “да” и это  будет решением проблемы. [7]

Рисунок 1

Рисунок 2

Выводы

  1. Одну из главных ролей в профессии практического психолога играет память.
  2. В профессии преподавания физики память играет главную роль.
  3. Юноши мыслят логически, могут заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы.
  4. Достаточно точно подобрали методики на основные виды памяти, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности студентам.
  5. При сравнении результатов 2-х групп студентов-психологов и студентов-физиков, мы можем сказать, что у студентов-психологов наиболее развита оперативная слуховая память, нежели оперативная зрительная память, а у студентов-физиков наоборот более развита оперативная зрительная память.
  6. С помощью проведенных методик так же мы выяснили, что память студентов-психологов и студентов-физиков находится на достаточно высоком уровне развития для своих будущих профессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Основной целью нашего исследования было эмпирическое изучение отличительных особенностей памяти студентов разных специальностей.

Для достижения цели осуществлено изучение и анализ научных работ  о роли памяти в профессиональной деятельности практического психолога и преподавателя физики, развитии памяти в юношеском возрасте.

Наиболее общим выводом  следует считать следующие:

  • студент-психолог должен обладать достаточно высоким уровнем развития оперативной слуховой памяти, чем юноши других сфер учебной деятельности, ведь будущая профессиональная деятельность обязывает студента-психолога не просто принимать и хранить огромное количество информации, но и  достаточно точно в дальнейшем воспроизводить её, чтобы помочь клиенту. Вся дальнейшая карьера практического психолога и статус в обществе как хорошего специалиста в своем деле, будет зависеть от того, насколько быстро и правильно он сможет помочь клиенту.
  • студент-физик обладает высоким уровнем развития оперативной зрительной памяти, чем студенты-психологи, ведь студентам физикам необходимо запоминать огромное количество формул, показателей, законов и теорий, в дальнейшем все теории и формулы необходимо будет правильно между собой соотнести и применить на опыте.

Информация о работе Особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям