Особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Память студентов-психологов и студентов-физиков должна, быть на достаточно высоком уровне развития, ведь их будущие профессии строятся на запоминании огромного количества материала. У психологов это материал, выдаваемый клиентами, у физиков это научная база законов, формул и чисел.
Цель работы. Эмпирическое изучение отличительных особенностей памяти студентов разных специальностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Характеристика памяти
1.1 Роль памяти в профессиональной деятельности практического психолога…………………………………………………………………….5
1.2 Роль памяти в профессиональной деятельности физика……………7
1.2 Память в юношеском возрасте ………………………………………..9
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям.
2.1 Организация и методы исследования особенностей памяти студентов, обучающихся по разным специальностям…………………...11
2.2 Характеристика памяти студентов-психологов 3-го курса…………14
2.3 Характеристика памяти студентов-физиков 3-го курса…………….18
2.4 Сравнение особенностей развития памяти студентов-психологов и памяти студентов-физиков 3-го курса…………………………………….22
Выводы ……………………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….....25
Список использованной литературы …………………………………………......27
Приложения ………………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 246.04 Кб (Скачать)

 

Итак, мы рассмотрели юношеский  возраст, в частности развитие памяти в этот возрастной период. И пришли к таким выводам:

  • Память в юношеском возрасте очень важна и играет одну из главных ролей. Им необходимо запоминать много информации, это связано, прежде всего, с тем, что юноши обретают новый статус – студент, и в учебных заведениях им преподносят массу информации.
  • Юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы.

 

 

Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям.

2.1 Организация и методы исследования особенностей памяти студентов, обучающихся по разным специальностям.

Целью нашего исследования является изучение особенности памяти у студентов-психологов и студентов-физиков 3-го курса.

В ходе нашего исследования были использованы следующие методы:

- анализ литературных  источников;

- тестирование;

- математическая статистика.

Тестирование проводилось  в Омском государственном педагогическом университете. Время, затраченное каждым респондентом на ответы вопросов анкеты, в среднем составляло 6-8 минут.

Всего в исследовании приняли  участие 26 студентов-психологов 3-го курса и 23 студента-физика 3-го курса. Тестирование проводилось три дня с 17 по 20 мая 2011 года.

Испытуемым предлагалось пройти 2 методики.

 

1. Методика. Оценка оперативной зрительной памяти.

Оперативная зрительная память характеризуется тем, насколько долго человек может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит её основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых человеком во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной в памяти нужной для решения задачи информации).

Оперативную зрительную память студента и её показатели можно определить при помощи процедуры:

 Студенту последовательно  по 15 минут каждая, предлагаются  карточки-задания, представленные  в виде шести по-разному зрительных  треугольников. После просмотра  очередной карточки она убирается  и вместо неё предлагается  матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и  6 тех треугольников, которые испытуемый  только что видел, на отдельной  карточке. Задание заключается в  том, чтобы отыскать и правильно  указать в матрице все 6 треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное  отделение времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых  в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считается неправильно  указанные в матрице треугольниками или те из них, которые студент  не смог по какой либо причине найти.

Оценка результатов.

10 баллов – получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8-и и более единицам.

8 баллов – оценивается объём кратковременной памяти, если он равен 6 или 7 единицам.

4 балла – получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.

2 балла – ставится в том случае, если объём кратковременной памяти составляет 1-3 единицы.

0 баллов – объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.

Выводы по уровням  развития.

10 баллов – хорошая развитая по объему кратковременная память.

8 баллов – среднеразвитая по объёму кратковременная память.

4 балла – не вполне достаточный по объёму уровень кратковременной памяти.

2 балла – низкий уровень кратковременной памяти.

0 баллов – очень низкий объём кратковременной памяти.

 

2. Методика. Оценка оперативной слуховой  памяти.

Этот вид памяти определяется следующим способом. Испытуемому  с интервалом в 1 сек. Поочерёдно зачитываются слова.

После прослушивания каждого  из набора слов испытуемому примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают не торопясь читать следующий  набор из 36 слов с интервалом в 5 секунд между отдельными словами.

В этом наборе из 36 слов в  случайном порядке располагаются  воспринятые на слух слова из всех 4-х прослушанных наборов, отмеченных выше римскими цифрами.

Для их лучшей идентификации  они подчёркнуты различными способами, причём каждому набору из 6 слов соответствуют  свои способы подчёркивания. Так  слова из первого малого набора подчёркнуты  сплошной ординарной чертой, слова  из второго набора – сплошной двойной  чертой, слова из третьего набора –  пунктирной одинарной чертой, и, наконец, слова из четвертого набора – двойной  пунктирной чертой.

Испытуемый должен на слух обнаружить в данном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова “да” а его отсутствие – высказыванием “нет”. На поиск каждого слова отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.

Оценка результатов.

Показатель оперативной  слуховой памяти определяется как частное  от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом  наборе (для этого общее время  работы ребёнка над заданием делится  на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые  указаны неправильно, или такие  слова, которые ребёнок не смог за отвёденное время найти, т.е. пропустил.

 

 

 

2.2. Характеристика памяти студентов-психологов 3-го курса

При обследовании памяти студентов-психологов 3-го курса по двум методикам мы получили следующие результаты.

Методика 1. Оценка оперативной зрительной памяти

Оценка оперативной  зрительной памяти студентов-психологов. Таблица 1

Ф.И.О

Возраст (лет)

Время работы (мин)

Количество допущенных ошибок

Показатель развитости оперативной зрительной памяти

Баллы по результатам

1.Елена К.

21

5

7

9

10

2.Анастасия Л.

21

7

8

7

8

3.Сергей Д.

20

5,5

5

8

10

4.Наталья К.

21

6,5

7

6

8

5.Татьяна Ш.

20

6

12

5

4

6.Валентина Р.

20

5

7

9

10

7.Махаббат Ж.

20

6,5

5

8

10

8. Айнура Ш.

21

5,5

4

9

10

9. Евгений П.

20

8

5

9

10

10. Розалия Р.

19

9

8

8

10

11. Алексей Т.

21

5,5

2

10

10

12.  Елена З.

20

6

4

9

10

13. Александр К.

20

5

6

9

10

14. Наталья Р.

19

8

5

9

10

15. Марина Н.

20

9

9

8

10

16. Светлана И.

21

6

5

9

10

17. Ольга Р.

20

5

4

9

10

18. Александр К.

20

7

7

9

10

19. Антон Е.

20

6

2

10

10

20. Айгуль Б.

19

8

6

9

10

21. Екатерина С.

19

7

7

9

10

22. Анна К.

20

6

4

9

10

23. Алексей М.

21

5

8

9

10

24. Мария М.

20

7

3

9

10

25. Екатерина Е.

19

8

5

8

10

26. Дарья Л.

20

9

8

7

8

Среднее значение

20

6,5

6

8,5

9,5


 

Из результатов этой методики (см. таблицу 1) мы видим, что у большинства студентов оперативная зрительная память хорошо развита по объёму, к числу таких студентов относится 84,5 % из всех исследуемых.

У 11,5 % исследуемых (Анастасия Л., Наталья К. и Дарья Л.) кратковременная (оперативная зрительная)  память находится на среднеразвитом уровне.

Лишь у 4 % исследуемых студентов (Татьяна Ш.) память находится на не вполне достаточном по объёму развития уровне.

 

Методика 2. Оценка оперативной слуховой памяти

Оценка оперативной  слуховой памяти студентов-психологов. Таблица 2

Ф.И.О

Возраст (лет)

Время работы (мин)

Количество допущенных ошибок

Показатель развитости оперативной слуховой памяти

1.Елена К.

21

4

0

1

2.Анастасия Л.

21

5

2

0,5

3.Сергей Д.

20

3,9

1

0,5

4.Наталья К.

21

3,5

0

0,9

5.Татьяна Ш.

20

3

3

0,2

6.Валентина Р.

20

3,8

0

0,95

7.Махаббат Ж.

20

3

0

0,75

8. Айнура Ш.

21

5

2

0,4

9. Евгений П.

20

6

0

1,5

10. Розалия Р.

19

5

1

0,6

11. Алексей Т.

21

3

1

0,4

12.  Елена З.

20

4

0

1

13. Александр К.

20

3

0

0,75

14. Наталья Р.

19

3,3

2

0,3

15. Марина Н.

20

3,7

1

0,5

16. Светлана И.

21

4

0

1

17. Ольга Р.

20

5

0

1,25

18. Александр К.

20

4,1

0

1,03

19. Антон Е.

20

3,4

1

0,4

20. Айгуль Б.

19

4

2

0,3

21. Екатерина С.

19

3,5

1

0,4

22. Анна К.

20

3,8

2

0,3

23. Алексей М.

21

4

0

1

24. Мария М.

20

5

2

0,4

25. Екатерина Е.

19

3,8

0

0,95

26. Дарья Л.

20

2,9

1

0,36

Среднее значение

20

4

0,8

0,8


 

Из результатов этой методики (см. таблицу 2) видно, что достаточно высокой оперативной слуховой памятью обладают практически все испытуемые. Допустив пару ошибок (0-2) или же вообще не допустив их из 36-ти возможных

Наиболее высокие результаты получили 46% исследуемых студентов, т.е. это те студенты, которые не допустили ни одной ошибки при тестировании. Из них самым высоким уровнем развития оперативной слуховой памятью обладают 8% исследуемых студентов (Махаббат Ж. и Александр К.), так как они за наиболее меньшее время безошибочно выполнили задание.

Наиболее низким объёмом  развития оперативной слуховой памяти обладает 4% исследуемых студентов (Татьяна Ш.). Они допустили наибольшее количество ошибок.

 

На основании результатов  теоретического и эмпирического  исследования оценки уровня развития памяти студентов-психологов, можно сделать следующие выводы.

Обработка данных показывает, что память студентов принципиально отличается. Данное исследование зрительной и слуховой оперативной памяти студентов-психологов показывает, что одним студентам лучше запоминать материал, опираясь на зрительные образы. У других преобладает слуховое восприятие и акустические образы им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. Конкретнее же, что касается исследования в данной группе показатели в методике на оперативное слуховое запоминание более высокие, чем на оперативное зрительное запоминание.

В целом оперативная слуховая память данной экспериментальной группы можно оценить как высоко развитая слуховая память, так как у большинства испытуемых не вызвало затруднения поиск слов на слух во всех четырёх наборах прослушанных слов. Что говорит о преимуществах слухового запоминания. И всё же их зрительная оперативная память оценивается как хорошая и развитая по своему объёму.

Мы выяснили, что лишь у одного студента (Татьяна Ш.) память находится на слишком низком уровне развития для выбранной профессии. Но студенту можно посоветовать, в  дальнейшем с помощью тренировок улучшать свою память, в частности  слуховую, так как она наиболее ей пригодится в будущем, нежели все  остальные виды памяти.

Состояние памяти всех остальных  исследуемых студентов-психологов находится на благоприятном уровне развития для будущей профессии  практического психолога.

 

2.3  Характеристика памяти студентов-физиков  3-го курса.

При обследовании памяти студентов-физиков 3-го курса по двум методикам мы получили следующие результаты.

Информация о работе Особенностей памяти у студентов, обучающихся по разным специальностям