Основы социально-психологического тренинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:54, контрольная работа

Краткое описание

Социально-психологический тренинг – микромодель реальных жизненных процессов. Для обучения взрослого человека надо его активизировать. На уровне личности этому препятствуют психологические защиты. Процессы развития личности необходимо привести к такому состоянию, чтобы на время приостановить действие психологических защит, за счет чего человек за короткое время проведения социально-психологического тренинга смог бы освоить определенные навыки. Средством такой активизации и снятия защит является воздействие группы на личность.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по основам социально-психологического тренинга.doc

— 81.50 Кб (Скачать)
tify">     Следует отметить, что все процессы, идущие в группе, взаимосвязаны, дополняют  и усиливают друг друга. В зависимости  от целей группы акцент делается на одном из них. Так. в случае работы с управленческой командой основным является процесс развития группы. В случае отработки профессиональных навыков, например, работников сферы обслуживания, главным становится процесс обучения. Если основная цель группы - личностный рост участников, то акцент приходится на процесс развития личности.

2. Ситуации напряжения, связанные с отношением к ведущему.

     Негативное  отношение к ведущему также может  быть источником напряжения во время  групповой работы. Оно может быть связано с возрастом ведущего, например, в группе людей старшего возраста по отношению к молодому ведущему может возникнуть сомнение: "Может  ли он нас чему-то научить?". А если ведущий старше, то: "Ну вот, опять учить будет!"

     В однополой группе ведущий противоположного пола может встретить сомнения в  возможности взаимопонимания, способности  улавливать тонкости их переживаний. Наиболее эффективна поэтому ситуация, когда ведущий и ко-терапевт разного пола.

     У людей технических профессий  бывают сомнения по поводу того, что  ведущий не разбирается в их проблемах: "Ничего не понимает в нашей работе". В таком случае можно сразу заявить, что Вы и не претендуете на сферу их компетентности, поскольку они специалисты в своей профессии, в особенностях своих взаимоотношений, а вы - специалисты по групповому принятию решений, активному слушанию, эффективному поведению в сложных ситуациях и т. п. (в зависимости от программы), и группа - совместная наша работа. Значимость групповой работы повышает информация о том, что данная форма занятий широко и эффективно используется во всём мире.

     Часто негативное отношение к ведущему связано с его личностными особенностями, например, темпераментом, характером, стилем общения. Если у энергичной группы флегматичный ведущий, это вызывает напряжение. Необходимо отметить, что флегматиков и меланхоликов среди ведущих мало, однако встречаются, и им надо учитывать особенности своего темперамента при подборе, с одной стороны, группы, а с другой стороны, ко-терапевта, который компенсировал бы эти качества.

     Существуют  качества, которые вызывают напряжение практически в любой группе. Это  авторитарность, так как в группе все принципы, в том числе и принцип равенства, распространяется и на ведущих. Нарушение этого принципа, менторский тон: "Вот я Вас сейчас научу!" вызывают протесты в группе. Важно помнить, что авторитарность, менторство, нетерпимость могут проявляться как вербально, так и невербально.

     Вместе  с опытом и подготовкой для  ведущего исключительно важны личные качества: выдержка, доброжелательность, отсутствие склонности к крайностям (самобичеванию или недооценке аудитории). Не стоит расценивать вопросы аудитории, как провокационные, вступать в препирательства, бояться, доказывать, горячиться, сопротивляться. Только понимание своей позиции и логика аргументов позволит тренеру убедить самых любопытных, упрямых и настойчивых.

     Возможна  также ситуация противостояния ведущего и неформального лидера группы, который начинает соперничать с ним за власть в группе. Такой участник часто отказывается выполнять предлагаемые руководителем задания, выдвигает свои варианты развития группы.

     Представления участников, вне зависимости от правильности или неправильности, могут не совпадать с позицией и мнением тренера, что становится причиной как тихого саботажа, так открытой конфронтации в процессе тренинга. Наиболее амбициозные участники могут спровоцировать ситуацию "конкуренции" с ведущим. Однако тренер должен избегать втягивания в конкуренцию, несмотря на высокий интерес остальных участников к зрелищности подобного поединка. Ведущему важно помнить, что даже самый эрудированный участник не сможет выполнить чужие профессиональные задачи. Как и в других случаях, здесь, от него потребуется подготовленность, уверенность в себе, понимание смысла и задач своей работы и, конечно же, выдержка.

     Для рефлексии собственных индивидуальных особенностей, вызывающих напряжение в тех или иных групповых ситуациях, ведущий может использовать обратную связь от членов группы, ко-терапевтов и супервизоров.                                                                                                             ----------------------------------------------------------------------------------------------------

Короткова Е.В., Васильева О.С. Основы социально-психологического тренинга: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2009 

Информация о работе Основы социально-психологического тренинга