Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:24, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами -- лицами или группами.
ВВЕДЕНИЕ
1 КОНФЛИКТ: ЕГО ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
2 СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
3 СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
3.1 Профилактика и прогнозирование конфликтов
3.2 Технология предупреждения конфликтов
3.3 Приемы предупреждения конфликтов
4 ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- понимать партнера по взаимодействию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том, что партнером его мотивы правильно поняты.
- проявлять терпимость к инакомыслию.
- заботиться о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.
- управлять своим текущим психическим состоянием, избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.
- быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса, избежание или уступки.
- общаться с людьми, проявляя
искреннюю заинтересованность
- сохранять конструктивные
способы взаимодействия с
4 ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства мнений партнеров, отказ от доминирования и насилия.
Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. При этом толерантность не является отношением безразличия (индифферентности) или приспособления к другому (конформизма). Она не предполагает и жертвенной позиции -- полного отказа от собственных интересов, или альтруизма. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, сотрудничестве. В слове «сотрудничество» изначально заложен смысл-- достижение определенного совместного результата. Этот результат должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д.
Толерантность в общении -- позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантный человек хорошо знает себя и признает других, замечая их раньше, чем об этом попросят. Понимание толерантности достигается путем сравнения ее с интолерантностью -- нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные и зарубежные авторы, проявлениями нетерпимости являются:
* предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о человеке как о представителе определенной группы -- представителе иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) -- национализм, шовинизм, расизм;
* насилие в поступках
и в речи -- преследования, запугивания,
угрозы; репрессии; геноцид;
* экстремизм во взглядах и поступках -- терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов;
* эксплуатация;
* дискриминация, изоляция в обществе -- по половому признаку, мигрантофобия.
Нетерпимость носит зачастую не открыто высказанную позицию, а скрытую, неявную. При изучении толерантности наших студентов, например, задавали всем один и тот же вопрос: следует ли человеку соблюдать законы, должен ли человек в нашей стране подчиняться определенным правилам, нормам поведения? Почти все отвечали утвердительно. Когда же задавали вопросы более конкретные, касающиеся каждого лично (как поступить с тобой, если ты нарушил правила дорожного движения; как ты будешь действовать, за категоричностью правильных суждений появлялись двойственные позиции, за осуждением другого человека проступала нетерпимость. Причем речь идет не о юношеской нетерпимости, а о категоричности суждений.
Основные критерии толерантности:
* позиция на равных и учет интересов другого;
* отказ от насилия;
* осознанное отношение к себе, к другому, к обществу;
* подчинение правилам, законам (по доброй воле);
* позитивные цели (нацеленные на результат и выраженные позитивной лексикой);
* способность сохранять внутреннюю устойчивость, равновесие в трудных ситуациях;
* способность личностного выбора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Конфликт - это наличие
противоречия, которое принимает
форму разногласий, если речь
идет о взаимодействии людей.
Конфликт представляет собой
явление, которое играет
2. В основе предупреждения
конфликтов лежат нравственные
нормы и моральные ценности
человека, которые обозначают наши
представления о добре и зле,
правильном и неправильном
3. Профилактика конфликта важна как в социальном плане, так и в личностном. Одним из ее условий является конфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте и т.д.
4. Важной составляющей
предупреждения конфликта
5. Толерантность предполагает
готовность человека принять
других такими, какие они есть,
и взаимодействовать с ними
на основе согласия. Это активная
позиция сторон, заинтересованных
в совместном результате, который
должен способствовать
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности . - 2006. - № 1.
2. Войтова С.А., Зубань Е.Н. Конфликтология. Спб., 2001.
3. Гришина Н. В. Психология конфликта. -- СПб., 2000.
4. Гришина Н. В. Психология конфликта. -- СПб., 2003.
5. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. -- 3-е изд. -- СПб., 2004.
6. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество: Учеб. пособиe / Под ред. Г.М.Потанина. -- М., 2007.
7. Майерс Д. Социальная психология. -- СПб., 1997.
8. Мириманова М. С. Конфликтология: Учебник. - 3-изд., исправ. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
9. Мириманова М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -- 2002. -- № 2.
10. Мольц М, Я -- это Я, или Как стать счастливым. -- СПб., 1992.
11. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: Тренинг разрешения конфликтов. -- СПб., 2001.
12. Скотт Д. Г. Конфликты: пути их преодоления. -- Киев, 2001.
13. Скотт Д. Г. Сила
ума: Способы разрешения
14. Солдатова Г. У., ШайгероваЛ.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. -- М., 2000.
15. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А.Лабунской. -- М., 2004.