Основы предупреждения конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:24, реферат

Краткое описание

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому конфликт определяют как отсутствие согласия между двумя или более сторонами -- лицами или группами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 КОНФЛИКТ: ЕГО ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
2 СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
3 СПОСОБЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
3.1 Профилактика и прогнозирование конфликтов
3.2 Технология предупреждения конфликтов
3.3 Приемы предупреждения конфликтов
4 ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

основы предупреждения конфликтов.docx

— 36.89 Кб (Скачать)

 

- понимать партнера по  взаимодействию и не идти на  конфликт, если нет уверенности  в том, что партнером его  мотивы правильно поняты.

 

- проявлять терпимость  к инакомыслию. 

 

- заботиться о снижении  своей относительно устойчивой  тревожности и агрессивности. 

 

- управлять своим текущим  психическим состоянием, избегать  предконфликтных ситуаций при переутомлении или перевозбуждении.

 

- быть внутренне готовым  к решению возникающих проблем  путем сотрудничества, компромисса,  избежание или уступки. 

 

- общаться с людьми, проявляя  искреннюю заинтересованность в  партнере по общению. 

- сохранять конструктивные  способы взаимодействия с окружающими  вопреки воздействию конфликтогенных факторов, т.е. обладать высокой конфликтоустойчивостью.

4 ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК СПОСОБ  РАЗРЕШЕНИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ  КОНФЛИКТОВ

В научной литературе толерантность  рассматривается, прежде всего, как  уважение и признание равенства  мнений партнеров, отказ от доминирования  и насилия.

Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать  с ними на основе согласия. При этом толерантность не является отношением безразличия (индифферентности) или  приспособления к другому (конформизма). Она не предполагает и жертвенной позиции -- полного отказа от собственных интересов, или альтруизма. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, сотрудничестве. В слове «сотрудничество» изначально заложен смысл-- достижение определенного совместного результата. Этот результат должен способствовать пониманию, развитию отношений и т.д.

Толерантность в общении -- позиция личности зрелой, самостоятельной, имеющей собственные ценности и интересы, готовой их защищать и одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Толерантный человек хорошо знает себя и признает других, замечая их раньше, чем об этом попросят. Понимание толерантности достигается путем сравнения ее с интолерантностью -- нетерпимостью. Как отмечают многие отечественные и зарубежные авторы, проявлениями нетерпимости являются:

* предубеждения, предрассудки, негативные стереотипы (мнение о  человеке как о представителе  определенной группы -- представителе  иной культуры, национальности, расы, пола, религии и т.д.) -- национализм,  шовинизм, расизм;

* насилие в поступках  и в речи -- преследования, запугивания,  угрозы; репрессии; геноцид; оскорбления,  насмешки, ярлыки, прозвища;

* экстремизм во взглядах  и поступках -- терроризм, фашизм, осквернение религиозных и культурных символов;

* эксплуатация;

* дискриминация, изоляция  в обществе -- по половому признаку, мигрантофобия.

Нетерпимость носит зачастую не открыто высказанную позицию, а скрытую, неявную. При изучении толерантности наших студентов, например, задавали всем один и тот  же вопрос: следует ли человеку соблюдать  законы, должен ли человек в нашей  стране подчиняться определенным правилам, нормам поведения? Почти все отвечали утвердительно. Когда же задавали вопросы более конкретные, касающиеся каждого лично (как поступить с тобой, если ты нарушил правила дорожного движения; как ты будешь действовать, за категоричностью правильных суждений появлялись двойственные позиции, за осуждением другого человека проступала нетерпимость. Причем речь идет не о юношеской нетерпимости, а о категоричности суждений.

 

Основные критерии толерантности:

* позиция на равных  и учет интересов другого;

* отказ от насилия;

* осознанное отношение  к себе, к другому, к обществу;

* подчинение правилам, законам  (по доброй воле);

* позитивные цели (нацеленные  на результат и выраженные  позитивной лексикой);

* способность сохранять  внутреннюю устойчивость, равновесие  в трудных ситуациях;

* способность личностного  выбора.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Конфликт - это наличие  противоречия, которое принимает  форму разногласий, если речь  идет о взаимодействии людей.  Конфликт представляет собой  явление, которое играет особую  роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми и в жизни общества в целом.

2. В основе предупреждения  конфликтов лежат нравственные  нормы и моральные ценности  человека, которые обозначают наши  представления о добре и зле,  правильном и неправильном поведении,  справедливости и порядочности. Порядочный и хорошо воспитанный  человек просто не будет доводить  ситуацию до конфликта, а постарается  его предупредить.

3. Профилактика конфликта  важна как в социальном плане,  так и в личностном. Одним из ее условий является конфликтологическая грамотность, предполагающая овладение стратегиями эффективного взаимодействия, способами разрешения и предупреждения конфликтов, возможности перевода конфликта из деструктивного русла в конструктивное, навыками саморегуляции в конфликте и т.д.

4. Важной составляющей  предупреждения конфликта также  является осознанное отношение  к собственным психологическим  проблемам, понимание важности  самоисследования и самоизменения, свободное и осознанное принятие толерантности как нормы существования и сосуществования.

5. Толерантность предполагает  готовность человека принять  других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними  на основе согласия. Это активная  позиция сторон, заинтересованных  в совместном результате, который  должен способствовать пониманию,  развитию отношений и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Асмолов А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности . - 2006. - № 1.

2. Войтова С.А., Зубань Е.Н. Конфликтология. Спб., 2001.

3. Гришина Н. В. Психология  конфликта. -- СПб., 2000.

4. Гришина Н. В. Психология  конфликта. -- СПб., 2003.

5. Емельянов СМ. Практикум по конфликтологии. -- 3-е изд. -- СПб., 2004.

6. Конфликты: борьба, взаимодействие, сотрудничество: Учеб. пособиe / Под ред. Г.М.Потанина. -- М., 2007.

7. Майерс Д. Социальная психология. -- СПб., 1997.

8. Мириманова М. С. Конфликтология: Учебник. - 3-изд., исправ. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

9. Мириманова М. С. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -- 2002. -- № 2.

10. Мольц М, Я -- это Я, или Как стать счастливым. -- СПб., 1992.

11. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: Тренинг разрешения конфликтов. -- СПб., 2001.

12. Скотт Д. Г. Конфликты:  пути их преодоления. -- Киев, 2001.

13. Скотт Д. Г. Сила  ума: Способы разрешения конфликтов. -- СибВИС, 1994.

14. Солдатова Г. У., ШайгероваЛ.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. -- М., 2000.

15. Социальная психология  личности в вопросах и ответах  / Под ред. В.А.Лабунской. -- М., 2004.


Информация о работе Основы предупреждения конфликтов