Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:48, контрольная работа
.
Л.С. Выготский решил эту проблему по-другому. Он показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л.С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии. Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.
Второе обстоятельство -
связано с включением в стандарты
высшего психологического образования
курса по специальной психологии
для студентов всех специализаций.
Новые вузовские стандарты, как
мы видим, ориентируют на то, чтобы
представить специальную
Под влиянием названных обстоятельств
появилось большое число
Все эти определения можно условно разделить на две группы. в одну попадут варианты, которые вносят в устоявшееся определение лишь некоторые уточнения, расширяют перечень разделов специальной психологии и заменяют термины, входящие из употребления и т.п.
Ко второй группе можно отнести все предложения выделить и назвать центральный предмет специальной психологии, характеризующий ее как целостную дисциплину. При этом обнаруживаются очень разные подходы. Водном учебнике определяют специальную психологию как психологию аномального развития, в другом - как психологию "особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение." В третьем - как психологию, изучающую различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.
Предлагаемые определения, по мнению самих авторов, носят еще рабочий характер. Внимания заслуживают не только различия в определении базовых оснований специальной психологии, но и возникающие при этом разногласия в понимании границ области, истории специальной психологии и ее места в системе наук, изучающих отклоняющееся развитие.
На наш взгляд, масса обнаруживающихся разногласий уже приближается к критической. Ситуацию усугубляют появление книг с такими названиями как "Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. "Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции", "Анормальная психология".
Цель данной публикации состояла в обнаружении этой критической ситуации и приглашением читателей к обсуждению и осмыслении этого вопроса.
(конспект)
(Р.Н. Жаворонков//
Принятая в декабре 2006 года Конвенция о правах инвалидов охватывает все права и свободы, включая право на образование. Одним из актуальных вопросов является создание механизма реализации Конвенции. В настоящей статье проанализированы документы ООН, касающиеся механизма реализации статьи 24 Конвенции, посвященной праву на образование.
Конвенция о правах инвалидов: история создания и общая характеристика.
До провозглашения Конвенции о правах инвалидов фундаментальные права людей с ограниченными возможностями теоретически регламентировались основными международными договорами в области защиты прав человека, однако элемент строгого выполнения обязательств отсутствовал, и на практике действенная защита этих прав не обеспечивалась.
В 1987 г. в Стокгольме на Глобальном совещании экспертов, посвященном оценке процесса осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов. было высказано предложение подготовить и принять Конвенцию о правах инвалидов. Однако в отношении целесообразности такой конвенции консенсуса достигнуто не было.
В 90-х годах необходимость
разработки подобного документа
вновь привлекла внимание международного
сообщества. Активную поддержку инициативам
в данном направлении оказали
ведущие представители
а) общее улучшение качества жизни инвалидов; подъем их социального уровня, избавление от пороков, бедствий и бедности;
б) образование, обучение, достойно оплачиваемая работа, участие в процессе принятия решений на всех уровнях;
в) устранение дискриминационного подхода и проявлений дискриминации, а также информационных, юридических и инфраструктурных барьеров;
г) увеличение выделяемых ресурсов для обеспечения равного участия инвалидов в жизни общества.
28 ноября 2001 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об учреждении Специального комитета для рассмотрения предложений относительно "всеобъемлющей и единой международной конвенции о поощрении и защите прав и достоинства инвалидов на основе комплексного подхода к работе в области социального развития, прав человека и недискриминации".
Конвенция состоит из 50 статей. Структурно все статьи можно разделить на 5 разделов:
Раздел 1. Вступительные статьи. Данный раздел включает 1 и 2 статью, кот-е описывают цели Конвенции и дают определение отдельным терминам.
Раздел 2. Общие статьи (ст.ст. 3-9). Наиболее важные принципы, обязанности и концепции, которые необходимы для понимания, толкования и применения всех остальных статей Конвенции.
Раздел 3. Специальные статьи. Данный раздел включает статьи с 10 по 30. В этом разделе содержатся статьи, посвященные различным правам человека и путям их реализации.
Раздел 4. Статьи, касающиеся применения и мониторинга. Данный раздел включает статьи с 31 по 40. В этом разделе описываются меры, которые необходимо предпринять для эффективной реализации Конвенции и эффективного мониторинга процесса ее реализации.
Раздел 5. Заключительные статьи. (ст.ст. 41-50), организационные вопросы, касающиеся действия Конвенции.
Факультативный протокол.
Приложением к Конвенции
Механизм реализации права на образование, заложенный в Конвенции.
Ст. 24 Конвенции: Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей, государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.
Таким образом, инклюзивное
образование рассматривается
Впервые государства признали на международном уровне наличие у человека права на образование во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята в 1948 году. В 1960 году ЮНЕСКО приняла свою Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. За этим последовало принятие нескольких имеющих обязательную силу договоров, среди которых самое прямое отношение к настоящему докладу имеет Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года.
Основными применимыми программными рамками является Всемирная конференция по образованию для всех проводившаяся в 1990 году в Джомтьене, Таиланд, где была провозглашена сейчас уже хорошо известная цель обеспечения "образования для всех" в интересах содействия равенству и универсальному доступу к образованию.
В сентябре 2006 года Комитет по правам ребенка принял общий комментарий № 9 "О правах детей-инвалидов". В этом общем комментарии инклюзивное образование конкретно рассматривается как цель обучения детей-инвалидов и указывается на то, что государства должны стремиться к обеспечению школ соответствующими помещениями и оказанию индивидуальной поддержки этим лицам.
Для дальнейшего рассмотрения механизма реализации права инвалидов на образование необходимо четко определить понятия "инклюзивное образование", "интеграция в сфере образования" и "специальное образование".
В Докладе Специального докладчика
по вопросу о праве на образование,
инклюзивное образование
"В основе инклюзивного
образования лежит принцип,
В Докладе указываются
следующие отрицательные
"Специальные школы,
в основе которых нередко
Также в докладе указано различие между интеграцией и инклюзией в сфере образования.
"Переход от раздельного
специального образования к
Анализ положений Конвенции и приведенного выше Доклада позволяет сделать следующие выводы.
Право на образование применительно к инвалидам состоит из двух элементов:
- право на получение наивысшего в соответствии со способностями и возможностями человека уровня образования независимо от категории и тяжести инвалидности;
- право на обучение в обычных учебных заведениях совместно с остальными людьми, насколько это возможно.
Для обеспечения возможности инвалида обучаться совместно с остальными людьми должно осуществляться разумное приспособление, которое в ст. 2 Конвенции определяется следующим образом: "Разумное приспособление - означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и корректив, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод...Должны быть приняты меры, направленные на преодоление внешних факторов, которые ограничивают доступ к образованию, включая изменение физической среды, такое, как создание особого дизайна коридоров, классных комнат и школьных парт, расширение дверных проемов, строительство пандусов, установка лифтов, изменение или пересмотр географического месторасположения, адаптация правил и норм приема: к числе личных факторов относятся: организация дополнительных занятий, обеспечение альтернативных дополнительных форм коммуникации, предоставление специальных репетиторов или вспомогательного персонала и организация калорийного питания".
Законодательства ряда стран устанавливает критерии, которые используются при решении вопроса о том, когда приспособление является несоразмерным. Эти критерии включают в себя определение целесообразности требуемых изменений; стоимость этих изменений; вид деятельности и размер организации; имеющиеся у организации ресурсы; степень возможности получить финансовую помощь; возможность соблюдения инструкций об охране здоровья и технике безопасности; степень влияния затрат на адаптацию и на деятельность организации. Конвенция о правах инвалидов не содержит критерии определения разумности приспособления в сфере образования.
Информация о работе Основные положения культурно-исторической концепции Выготского