Ошибочные действия в психоаналитической теории З.Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 01:11, реферат

Краткое описание

Невозможно переоценить вклад Фрейда в науку о природе человека. Ему удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он на практике сблизил понятия лечения и исследования. Его выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.
В ту пору, когда Фрейд обратился к психологии, она считалась наукой о сознании. Под ним понималось прямое знание субъекта о том, что происходит в его собственной душе. Именно это знание принималось за незыблемый краеугольный камень психологии.
Фрейд, опираясь на свой клинический опыт, его подорвал. Ведь его больные страдали именно от того, что не знали о своих влечениях, о том, что некогда вызвало душевную боль. Лишь подавив контроль сознания (в частности, применив гипноз), удавалось найти следы некогда травмировавших личность событий. В смелом вторжении в дебри бессознательной психики и заключался пионерский шаг Фрейда.

Файлы: 1 файл

Ошибочные действия в психоаналитической теории З.docx

— 34.69 Кб (Скачать)

 

5.Забывание

Забывание, но не длительное, а временное, когда человек не может вспомнить, например, имени , которое он наверняка знает и обычно затем вспоминает, или забывает выполнить намерение, о котором позднее вспоминает, а забывает лишь на определенный момент. Забывание намерений как раз однозначно, его толкование, как мы уже знаем, не оспаривается даже неспециалистами. Нарушающая намерение тенденция всякий раз является противоположным намерением, нежеланием выполнить первое, и нам остается только узнать, почему оно не выражается по-другому и менее замаскированно. Но наличие этой противоположной воли несомненно. Иногда даже удается узнать кое-что о мотивах, вынуждающих скрываться эту противоположную волю, и всякий раз она достигает своей цели в ошибочном действии, оставаясь скрытой, потому что была бы наверняка отклонена, если бы выступила в виде открытого возражения. Если между намерением и его выполнением происходит существенное изменение психической ситуации, вследствие которого о выполнении намерения не может быть и речи, тогда забывание намерения выходит за рамки ошибочного действия. Такое забывание не удивляет; понятно, что было бы излишне вспоминать о намерении, оно выпало из памяти на более или менее длительное время. Забывание намерения только тогда можно считать ошибочным действием, если такое нарушение исключено.

 

7. Запрятывание и затеривание в психоаналитической теории З.Фрейда

К ошибочным действиям  они относятся тогда, когда какой-либо предмет куда-то убираешь, так что не можешь его больше найти, или при совершенно аналогичном затеривании. Здесь перед нами забывание, к которому относишься иначе, чем к забыванию другого рода; оно вызывает удивление или досаду, вместо того чтобы мы считали его естественным.

Мотивом затеривания и запрятывания вещи (а также их порчи) является желание отделаться от нее: например, от какой-то вещи с изъяном, которую хочется заменить лучшей, или от предмета, напоминающего о человеке, с которым испортились отношения. Затеривание порой объясняется желанием сделать по-своему или мотивом самонаказания, оно может даже иметь магическое значение: человек, стремясь избежать других потерь, приносит вещь в жертву судьбе. Иногда, при наличии символической мыслительной связи, склонность терять вещи переносится с одного предмета на другой; бывает, что потерянный предмет символически отображает вытесненную мысль.

Захватывание вещей по ошибке часто используется для того, чтобы желание, встретившее отказ, все-таки выполнилось. Овладение предметом  подается как счастливая случайность. Фрейд запретил одному пациенту звонить  своей возлюбленной, но тот, под предлогом  необходимости позвонить Фрейду, «нечаянно» набрал не тот номер и  попал прямо к своей пассии.

Некоторые из названных групп  или видов ошибочных действий в сочетании друг с другом могут  образовывать ошибочные действия смешанного типа.

9. Ошибки- заблуждения

Ошибки- заблуждения, это те ошибочные действия, которые также имеют временной аспект, когда на какое-то время веришь чему-то, о чем до и после знаешь, что это не соответствует действительности, и целый ряд подобных явлений, имеющих различные названия. Заблуждения  памяти отличаются от забывания с ошибочным воспоминанием лишь одной чертой: ошибка (неправильное воспоминание) не воспринимается как таковая и находит себе веру. Употребление слова «ошибка» связано, однако, с другим условием. Мы говорим об «ошибке» вместо того, чтобы говорить о «неправильном воспоминании» тогда, когда в воспроизводимом психическом материале должен быть подчеркнут характер объективной реальности, когда, стало быть, воспоминанию подлежит не факт моей внутренней психической жизни, а нечто, поддающееся подтверждению или опровержению при помощи воспоминаний других людей. Противоположностью ошибкам памяти в этом смысле является незнание. Среди всех ошибочных действий механизм ошибки-заблуждения обнаруживает наименьшую связанность; иными словами, наличие ошибки свидетельствует лишь в самой общей форме о том, что соответствующей душевной деятельности приходится выдерживать борьбу с какой-либо помехой, причем самый характер ошибки не детерминируется свойствами скрытой расстраивающей идеи. Следует, однако, задним числом заметить, что во многих несложных случаях обмолвок и описок надо предположить то же самое.

Заключение 

Трудно дать оценку современным  психологическим теориям, не отдав  должного признания теории Фрейда. Независимо от того, принимаем мы или  отвергаем какие-то (или все) его  идеи, невозможно оспорить тот факт, что влияние Фрейда на западную цивилизацию XX века было глубоким и прочным.

Можно утверждать, что во всей истории человечества очень  немногие идеи оказали столь широкое  и мощное воздействие. Это, конечно, сильное утверждение, но трудно представить, что у Фрейда найдется много конкурентов. Его взгляд на природу человека нанес  ощутимый удар господствовавшим в то время представлениям викторианского общества; он предложил трудный, но притягательный путь к достижению понимания  таких аспектов психической жизни  человека, которые считались темными, скрытыми и, по-видимому, недоступными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература

  1. Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010.
  2. Кун Д . Основы психологии : Все тайны поведения человека . – СПб .:

Прайм -Еврознак , 2005. – 420 с .

  1. .Секун В .И . Психология активности . – Мн .: Адукація і выхаванне ,

1996. – 280 с .

  1. Фурманов И .А . Психологические основы поведения . Курс лекций . –

Мн ., 2002. – 93 с .

  1. Хайкин В .Л . Активность (характеристики и развитие ): Учебно методическое пособие . – М .: МПСИ , 2000. – 448 с .
  2. Хекхаузен . Мотивация и деятельность – СПб .: Питер , 2003. — 860 с .
  3. З.Фрейд «Психопатология обыденной жизни», 1901.

(источник- http://www.zigmund.ru/osnovnye_trudy.html )


Информация о работе Ошибочные действия в психоаналитической теории З.Фрейда