Психоаналитическая теория Фрейда

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:19, реферат

Краткое описание

Ещё не одно направление не привлекало столько внимания за пределами психологии, как фрейдизм, который нашел свое отражение в искусстве, литературе, медицине и многих других науках, связанных с человеком. Названо оно в честь Зигмунда Фрейда ( 6 мая 1856 - 23 сентября 1939) – австрийского психолога, психиатра и невролога. Его воззрения на природу человека были новаторскими для того времени и вызывали резонанс в научном сообществе на протяжении всей его жизни. Сам же З.Фрейд обозначил свое направление, как «психоанализ».

Файлы: 1 файл

Психоаналитическая теория реферат.docx

— 42.01 Кб (Скачать)

 

ВВЕДЕНИЕ

       Ещё не одно направление не привлекало столько внимания за пределами психологии, как фрейдизм, который нашел свое отражение в искусстве, литературе, медицине и многих других науках, связанных с человеком. Названо оно в честь Зигмунда Фрейда ( 6 мая 1856 - 23 сентября 1939) – австрийского психолога, психиатра и невролога.  Его воззрения на природу человека были новаторскими для того времени и вызывали резонанс в научном сообществе на протяжении всей его жизни. Сам же З.Фрейд обозначил свое направление, как «психоанализ».

       Психоанализ – психологическая теория, разработанная в конце XIX – начале XX века, а также влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. В психоанализе, в отличие от других направлений психологии, существенно пересмотрены не только сам предмет психологии, но и приоритеты – на первое место выходит не интеллект, а мотивация. Предметом психологии в этом направлении стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования – разработанный этим направлением психоанализ.

 

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

 

       Термин «психоанализ» Фрейд впервые употребил в 1896 году. Так что же означает этот термин?

       Сам З.Фрейд выделил три смысла этого термина. Во-первых, это способ исследования психических процессов, иными путями недоступных; во-вторых, метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; в-третьих, ряд понятий психологии, опирающихся на вышеуказанные методы исследования и лечения. В совокупности эти понятия формируют облик данного направления психологии. Если рассматривать его точку зрения, то развитие психики это приспособление и адаптация к окружающей, преимущественно враждебной среде. Этот процесс и направляет становление психики человека. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения. С точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллектуальная сфера, а эмоции и мотивы человека, познавательное же развитие является следствием мотивационного.

       З.Фрейд разделял психику в виде различных слоев ( инстанции ), имеющих свое особое местоположение, функции и закономерности развития. Данную схему называют топической. Первоначально она была представлена тремя инстанциями: сознанием, предсознательным и бессознательным, в которых располагаются основные структуры личности. Спустя некоторое время, З. Фрейд выделят в структуре психической жизни иные инстанции: Ид ( Оно ), Эго ( Я ), Супер-Эго ( Сверх-Я). Две части подсистемы , а также часть Эго, локализованы в слое «бессознательное».

 

Первая топика:

       Сознание – это поверхностный слой душевного аппарата, воспринимающий и перерабатывающий информацию во внешнем и внутреннем мире.

       Предсознательное – содержания душевной жизни, которые в данный момент неосознаваемы, но могут легко стать таковыми, если «привлекут к себе взоры сознания». «Топографически» слой предсознательного располагается между слоем бессознательного и сознания.

       Бессознательное – в широком смысле – те содержания психической жизни, о наличии которых человек либо не подозревает в данный момент, либо не знает о них в течении длительного времени, либо вообще никогда не знал. Бессознательным, в более строгом смысле, может быть названо то, осознание чего требует значительных усилий или же вообще невозможно. Бессознательное может быть, по Фрейду, как самое «низкое» ( безудержные сексуальные и агрессивные влечения Ид ( Оно ), так и самое «высокое» в душевной жизни ( деятельность Сверх-Эго ).

Вторая топика:

       Ид ( Оно ) - означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, такие как сон, еда и наполняет наше поведение энергией. Ид имеет  свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений, оно хаотично. Являясь исходной структурой психики, Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, Ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действия первичные процессы, которые формируют психические образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности.

       Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда, не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура – Эго.

       Эго ( Я ) -  подструктура  душевной жизни, выступающая посредником между Сверх - Эго и ИД, индивидом и  реальностью. Несет на себе функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему, стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, Ид и Сверх - Эго. По мнению Фрейда, Эго является врожденной подструктурой и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я». Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством «Я»», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализует свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем Эго. Эго в своих проявлениях руководствуется принципом реальности,  цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, “исполнительным органом” личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем.

Супер - Эго – последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума. Супер - Эго – неврожденнаяструктура, она формируется в процессе жизни ребенка. Будучи морально-этической силой личности, Супер - Эго является следствием продолжительной зависимости от родителей. Роль, которую позднее берет на себя Сверх - Эго, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом. Сверх - Эго, которое таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником. Далее функцию развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать Супер - Эго как индивидуальное отражение “коллективной совести” социума, хотя ценности общества бывают искажено восприятием ребенка.

Супер - Эго подразделяется на две подсистемы: совесть и Эго-Идеал.

Совесть приобретается посредством  родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и  возникновение чувства вины у  ребенка. Поощрительный аспект Супер - Эго – Эго - Идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

       Супер - Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Супер - Эго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

       Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только содержание, но инаправления их развития противоположны друг другу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер - Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер - Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.

 

ДВИЖУЩИЕ  СИЛЫ ПОВЕДЕНИЯ

 

       Этими силами Фрейд считал инстинкты, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Используя общеизвестный закон природы, – сохранение энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Таким образом, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две группы: Жизни и Смерти.

       Первая группа, под общим названием Эрос, включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида. Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт одним из ведущих; энергия этого инстинкта получила название либидо, или энергия либидо – термин, употребляемый для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо может находить разрядку только в сексуальном поведении.

       Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы.

       Вторая группа – инстинкты Смерти или Тонатос – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Правда существует мнение, что Фрейд создал теорию об этих инстинктах под влиянием смерти его дочери и страхом за своих двоих сыновей, находящихся в то время на фронте. Вероятно, поэтому это наиболее и наименее рассматриваемый в современной психологии вопрос.

       Любой инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул.

       Источник – состояние организма или потребность, вызывающая это состояние.

       Цель – инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения.

       Объект – означает любого человека, предмет в окружающей среде или в теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта. Пути, ведущие к цели не всегда одни и те же, впрочем как и объекты. Кроме гибкости в выборе объекта, индивидуумы обладают способностью откладывать разрядку на продолжительные отрезки времени.

Любой поведенческий процесс  может быть описан в терминах:

- Привязки или направление энергии на объект (катексис)

- Препятствия, мешающего удовлетворению (антикатексис)

Примером катексиса может служить эмоциональная привязанность к людям, увлечение чужими идеями.

       Стимул представляет собой количество энергии, необходимой для достижения цели, удовлетворения инстинкта.

        Для понимания динамики энергии инстинктов и ее выражения в выборе объектов является понятие смещение активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Проявления смещенной активности можно наблюдать, если выбор объекта по какой либо причине не возможен. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты из-за проблем на работе.

      По мнению Фрейда, многие социально-психологические феномены можно понять  в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать инстинктивную энергию.

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ  ЛИЧНОСТИ

 

       Одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. Психосексуальное развитие – биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от культурного уровня.

       Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях: оральной, анальной, фаллической и генитальной. При рассмотрении этих стадий надо учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом.

Фрустация. В случае фрустации психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями или воспитателями, поэтому не находят оптимального удовлетворения.

Сверхзаботливость. При сверхзаботливости ребенок не имеет возможности сам управлять своими внутренними функциями.

       В любом случае происходит скопление либидо, что в зрелые годы может привести к “остаточному” поведению, связанного с той стадией, на которую пришлась фрустация или регрессия.

Информация о работе Психоаналитическая теория Фрейда