Дается инструкция удобно
устроиться в кресле и закрыть
глаза: «Внимательно прислушивайтесь
ко всем своим ощущениям; описывайте
все изменения в ощущениях, которые
сейчас происходят сейчас. Внимательно
наблюдайте за ними и рассказывайте.
Какие образы возникают перед
внутренним взором? Какие чувства
и эмоции возникают по этому поводу?»
Одновременно большое
внимание уделяется дыханию пациента.
Предлагаем сосредоточиться на дыхании:
«Как Вы ощущаете свое дыхание? Какие
ощущения на вдохе, какие на выдохе?
На что похожи эти ощущения? Внимательно
наблюдайте и рассказывайте. Какие
чувства они вызывают? Какие образы
возникают при этом?»
Работа проводится в спонтанно
возникающем измененном состоянии
сознания, которое наступает во время
концентрации внимания пациента на своих
телесных ощущениях, чувствах и эмоциях,
вызванных этими ощущениями и
мысленных образах, возникающих
в связи с этими переживаниями.
Любые ощущения и переживания,
возникающие во время сеанса, имеют
значимый характер, поэтому появляется
возможность выявить травмирующие
ситуации, являющиеся причинами проблемы;
отреагировать «блокированные»
эмоции и помочь организму «включить»
ресурсные возможности.
Практически во всех наблюдениях
отмечается усиление напряжения в отдельных
мышечных группах и участках тела.
Эти ощущения становятся все более
полиморфными и интенсивными по мере сосредоточения
внимания.
В связи с этим возникает
необходимость использовать приемы
телесно-ориентированной терапии: легкий
массаж воротниковой зоны и спины, наложение
рук на участки мышечного напряжения,
что, как правило, вызывает ощущения
тепла, чувства доверия к терапевту
и происходящим при терапии изменениям.
В ряде случаев возникает состояние
возрастного регресса, что позволяет
глубже войти в состояние измененного
сознания.
Если несовершеннолетний
воздерживается от выражения своих
образов-представлений, каких-либо мыслей
или чувств, то он непроизвольно
задерживает дыхание, так как
это форма сопротивления. В этом
случае предлагаем глубоко и медленно
дышать животом, что, как правило, оживляет
подавленные эмоции.
Наблюдаются следующие формы
реагирования:
- комплекс сенсорных ощущений;
- зрительно-образные представления, отражающие проблемы, и напоминающие трансперсональные переживания;
- смешаный тип реагирования.
1. Комплекс сенсорных
ощущений. При этом, как правило,
возникают эмоциональные (чувство
тоски, тревоги со слезами или
чувство уверенности, эмоционального
подъема, радости...) и мышечные (от
легких форм мышечного напряжения
до мышечных спазмов) ощущения.
Одновременно наблюдается экспрессивная
мимика, выразительность жестов, стереотипная
повторяемость движений, например
как при плавании или ходьбе.
Тактильные ощущения характеризуются
чувством жара, холода, реже ощущением
«холодного потока», проходящего сквозь
тело, покалыванием, жжением, онемением
на определенных участках тела, ощущением
«свинцовой» тяжести или легкости, как
бы невесомости и так далее.
2. Зрительно-образные представления
- трансперсональные переживания, отражающие
проблемы. Основным признаком данной формы
реагирования является обилие зрительных
образов, сменяющих один другой. Представления
воспринимаются несравненно чувственнее,
острее, чем при самом образном воображении
у конкретных пациентов. Они часто имеют
сценоподобный характер, сопровождаются
живым личностным участием. Это поражает
воображение пациентов, поэтому они активно
начинают давать трактовку этих переживаний,
связывая их с проблемами и событиями
в своей жизни.
3. Смешанный тип реагирования
- комплекс сенсорных ощущений
и ярких трансперсональных переживаний
(экстатические переживания свободы, невероятной
мощи, космических полетов; битв и сражений
по мифологическим сюжетам, ощущение
перевоплощения себя в сказочные персонажи,
в животных, в неодушевленные предметы
и так далее).
Характер переживаний
в основном зависит от исходного
уровня тревожности и во многом ею
определяется.
Задача специалиста - в
измененном состоянии сознания оживить
и усилить подавленные чувства,
эмоционально выразить их и тогда
через соматотелесное реагирование
происходит восстановление функций организма,
слом старых сложившихся стереотипов
в поведении и сложившихся психологических
защит. Одновременно происходит скачкообразный
выход на новые формы адаптации к социуму.
В качестве промежуточных
выводов по материалам главы можно
сформулировать следующие положения:
- на современном этапе развития социальной психиатрии возможно планирование и реализация дифференцированных по структуре и форме реабилитационных программ, направленных на предотвращение повторных правонарушений у подростков; использование той или иной программы зависит от нозологического и социального статуса подростка;
- в рамках психотерапевтической коррекции и лечения наиболее оправдано использование групповых форм терапии, однако в ряде случаев целесообразно прибегать к индивидуальной работе;
- наиболее часто для психотерапевтической групповой работы используются: тренинговые группы, гештальт-группы, группы арт-терапии, психодраматические группы, группы трасактного анализа, группы телесно-ориентированной терапии;
- для работы с подростками должны функционировать бригады специалистов, включающие по крайней мере: педагога, патопсихолога, социального работника, врача-психиатра и юриста.
Заключение
Завершая
работу, подведем некоторые итоги. Прежде
всего, на основе актуального для
социальной работы понятия личности
мы проанализировали содержание основных
этапов социализации. Отсюда появилась
возможность построить адекватную
задачам работы систему возрастной
периодизации развития личности, которая
стала основой для выделения
основных возрастных периодов, наиболее
ярко выражающих специфику необходимой
им социальной помощи. Наиболее подробно
были рассмотрены социальные проблемы
детского, молодежного, среднего, зрелого
и пожилого возрастов и пути их
решения.
Далее.
Поэтапное изучение деятельности учреждений,
оказывающих социальную помощь личности,
показало различия в конкретных методах
этой помощи, обусловленные возрастом
и степенью развития клиента социальной
службы. Сказанное касается деятельности
детских домов, центров реабилитации молодежи,
домов-интернатов и т. д.
К сожалению, возможности
психотерапевтической, психолого-педагогической
коррекции не безграничны, во многих
случаях психотерапия должна проводиться
параллельно с психофармакологическим
лечением. Для обеспечения комплексного
лечения и реабилитации несовершеннолетних
правонарушителей в условиях спецшколы,
спецПТУ, коррекционной школы или социального
приюта необходимо взаимодействие нескольких
специалистов, между которыми с одной
стороны, происходит распределение функций,
а с другой стороны – взаимообмен информацией.
В состав группы должны входить: педагог,
патопсихолог, социальный работник, врач-психиатр
(психотерапевт), юрист. В ряде случаев
для диагностики необходимо приглашать
дополнительных специалистов или пользоваться
услугами дистанционного консультирования.
Не следует забывать, что значительная
нагрузка по работе с несовершеннолетними
ложиться на плечи воспитателей, среднего
и младшего медперсонала. Среди них не
должно оказаться случайных людей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Аршава И. Ф., Тихая Э. В. Психотерапия при социальной дезадаптации подростков в условиях пенитенциарных учреждений // Медицинские исследования.2001. Т. 1, вып. 1. С. 47–48.
- Вострокнутов Н. В., Дозорцева Е. Г., Пережогин Л. О., Русина В. В. Социальная и психиатрическая помощь детям с риском безнадзорности и криминальной активности. Методические рекомендации. М.: РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. 2002. – 24 с.
- Вострокнутов Н. В., Харитонова Н. К., Пережогин Л. О., Морозова Н. Б. Профилактика и реабилитация несовершеннолетних с психическими расстройствами и криминальной активностью. Пособие для врачей. М.: РИО ГНЦ ССП им. В. П. Сербского. 2004. – 84 с.
- О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2002 год. М.: Министерство труда и социального развития РФ, 2002. 120 с.
- Пережогин Л. О. Тренинговая профилактика синдрома зависимости у детей и подростков. // Материалы XI международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации». 27-28 января 2003 г., Москва. М.: РУДН, 2003. – 678 с. С. 412-413
- Петрушин С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 256 с.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994 320 с.
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М., 1994.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
- Бабкин Н.И. Хрестоматия и комментарий по социальной педагогике. – М., 1999.
- Вакулина О.С. Семейное консультирование и семейная терапия в рамках социальной работы с семьей // Российский журнал социальной работы. – 1998. - №2/8.
- Кузнецова В.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам // Социальная работа. – 1992. – Вып. 1.
- Куган Б.А. и др. Социально-психологческие требования к воспитанникам и воспитателям детских домов. – Курган, 1997.
- Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми людьми / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: Ин-т соц. Работы, 1995.
- Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 395с.
- Обухова. Л.Д. Возрастная психология. Учебник;
- Изд. «Роспедагенство». - М., 1996
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480с.
- Павленок П.Д. Девиантное поведение: сущность, содержание, виды и меры по преодолению // Российский журнал социальной работы: 1998. - №2/8.
- Петровский В.А. и др. Построение развивающейся среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.
- Ржаницына Л. Работающие женщины в России в конце 90-х // Вопросы экономики. – 2000. - №3.
- Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987.