Организация психологической помощи дезадаптивной личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа

Краткое описание

Изучение сложившейся практики воспитательно-профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних показывает, что одним из слабых мест в деятельности системы как общих, так и специальных органов ранней профилактики являются достаточно часто встречающиеся ошибки в диагностике степени социальной запущенности несовершеннолетних, и в связи с этим неадекватно выбранные средства и методы вое питательно-профилактического воздействия. 15-летний подросток сбежал из дому и перестал посещать школу после того, как в классе, на глазах девушки, в которую он был тайно влюблен, его оскорбил учитель, и влепила пощечину мать.

Файлы: 1 файл

основа.docx

— 72.83 Кб (Скачать)

 

  • Группы арт-терапии.

Арт-терапия (терапия искусством, терапия творчеством) является одним из наиболее доступных и весьма продуктивным методом работы с подростками. Основу работы составляет не столько сам процесс творчества, сколько общение с терапевтом на уровне символов, образов.

Кроме работы с образами, сам процесс выполнения задания (картины, скульптуры, рисунка и т.д.) способен решить ряд проблем на пути к следующим целям:

  • наладить отношения между пациентом (группой) и терапевтом. Идеальный вариант – когда терапевт ведет занятия по арт-терапии один, если же ему помогает котерапевт (художник) то их отношения должны быть гармоничными;
  • сконцентрировать внимание на собственных чувствах, переживаниях, проработать как зрительные, так и кинестетические ощущения;
  • повысить самооценку по мере достижения успехов в искусстве, приобретения технических навыков живописи, ваяния;
  • получить материал для психологической и психотерапевтической оценки, интерпретации рисунков;
  • проявить (пускай в символах) чувства и ощущения, которые пациент привык подавлять или не склонен делиться ими с терапевтом открыто.

Задания в ходе терапевтической  работы носят характер спонтанного  творчества или выполнения сформулированных терапевтом сюжетов. Следует учитывать, что арт-терапия является не столько самостоятельным направлением в терапии, сколько представляет собой реализацию основных идей психоанализа, гештальт-терапии, гуманистического направления психотерапии в целом. Этим определяется практически неограниченный набор упражнений и техник, которые могут быть использованы. В работе с подростковыми группами арт-терапия является одним из перспективных направлений.

В ряде случаев арт-терапевтический эффект реализуется спонтанно, например, в процессе обучения подростков рисованию, шитью, лепке, резьбе по дереву. Приходилось наблюдать занятия кружков резьбы и мягкой игрушки в спецшколе для подростков с девиантным поведением (г. Анна Воронежской обл.). За год занятий в группе подростков, систематически посещающих занятия, наблюдались классические процессы групповой динамики, при самостоятельной работе по мере освоения техники появлялись символические сюжеты, творческая реализация подростков находила выход в конструировании и воплощении принципиально новых моделей, что сопровождалось в ряде случаев осознанной личностной оценкой символов и образов, использованных в авторской работе. В целом можно было констатировать, что работа группы привела к личностному росту ее участников, в значительной мере обогатила их внутренний мир, способствовала смягчению, гуманизации отношений. Для некоторых подростков появилась возможность профессиональной реализации, что сопровождалось ростом самооценки. Вероятно, привлечение к работе профессионального психотерапевта позволило бы получить еще более значимые результаты.

  • Группы психодрамы.

Центральное место в психодраме занимает ролевая игра. В какой-то мере психодрама опирается на имеющиеся у каждого человека актерские способности, но между театром и ролью в психодраматической постановке существует принципиальное различие: в психодраме нет сценария, царит спонтанность, произвольный выбор ролей, достигающих гротескного воплощения. Итогом психодраматических упражнений должны являться катарсис и инсайт, т.е. внезапное обретение понимания сути проблемы, ключа к разгадке. В процессе классической психодрамы последовательно осуществляются три стадии: разминки (предшествующая действию стадия релаксации и вживания в роли), собственно действия и интеграции (анализ действия). Как правило, в подростковых группах реализовать все приемы психодрамы не представляется возможным, но часть техники и методов можно перенести в другие формы групповой и индивидуальной терапии.

Для терапии используются техники картино-образной психотерапии, занимающей промежуточное положение между символодрамой и техниками визуализации при эриксоновском гипнозе. В этом случае психокоррекционный подход предполагает направленную проработку (свободное фантазирование) на определенные темы, являющиеся символическим отражением основных проблем ребенка (проблем общей адаптации).

Целенаправленное визуально-образное представление глобальных «архитипических», символических образов всегда носит глубоко индивидуальный характер, отражает личностно значимые стороны ребенка и, естественно, его основные проблемы. Данный терапевтический подход прекрасно зарекомендовал себя в современной психотерапии, являясь одним из наиболее признанных методов личностного роста, а также лечения детских невротических расстройств.

После 10-15 минутного знакомства - разговора о школе, проблемах, интересах, текущих событиях, приступают к занятию. Ребенка просят максимально расслабить руки, ноги, как будто он собирается немного подремать, сделать несколько  глубоких вдохов. Такие инструкции на релаксацию даются в течение 2 - 4 минут. Затем дается вводная инструкция типа: «теперь попробуем проверить, как ты умеешь рассказывать истории, фантазировать».

Предлагается первый сюжет: «я прошу тебя представить какое-нибудь открытое место - поле, луг или поляну»;  «ты можешь представлять это с открытыми или с закрытыми глазами, как тебе удобнее». После короткой паузы ведущий спрашивает у ребенка, что ему удалось представить. Дети легко выполняют просьбу, воображая предлагаемый сюжет. В дальнейшем ведущий задает наводящие вопросы, как бы подталкивая цепь воображаемых представлений ребенка, не давая наводящей информации. Все вопросы носят общий, не конкретный характер: например, если ребенок сказал, что он представил себе луг, следует попросить описать его подробно, что он там видит, помогая ему репликами типа «что ещё?...,  что впереди?..., по бокам?..., сзади?..., какое время года?..., какое у тебя настроение?...». 

Не следует индуцировать ответы ребенка вопросами типа: «есть  ли где-то лес..., трава под ногами зеленая?..., много ли цветов на лугу?...», то есть постараться обеспечить максимальную спонтанность ответов. Если ассоциации ребенка «уводят» его от предлагаемой фабулы, следует вернуть его к заданной теме поля, луга. При  этом предлагается полная свобода поведения на этом лугу; его просят рассказать о том, что он бы стал там делать - «загорать», «рвать цветы», «бегать» и т.д.

Первые занятия такого типа продолжаются 10-15 минут, в дальнейшем их можно увеличить до 20 минут. Занятие  заканчивается пятиминутной беседой  о самочувствии, настроении, планах.

Сюжет поля, луга является базовым, символически отражающим «поле жизни», пространство индивидуального существования. В норме здоровые люди, в том  числе и дети, представляют зеленый  луг или поле в середине лета, с яркими цветами в солнечный  день. Сюжет поля (как любой другой) сочетает в себе желания и мечты: радость, безмятежность, безоблачность  существования, что даруется зеленью, цветами, ярким солнцем.

Состояние хронического стресса, тревога, депрессия четко отражаются на характере воображаемых представлений.

На втором занятии ведущим  сюжетом является представление  ручья. Как и в сюжете «поле», ведущий  направляет воображение ребенка  репликами: «какой ручей?...», «какая глубина?...», «что там ещё?...» и т.д. Если ребенок ярко представляет себе сюжет, легко фантазирует, можно попробовать искупаться в чистой воде, попить её, спрашивая при этом, какие ощущения он испытывает. Сюжет ручья, воды является не только важным вводным упражнением, но и может давать информационно-диагностический материал. Так, если ручей представляется пересохшим, или мутным - это может указывать на серьезные проблемы во взаимоотношениях раннего детства, связанных с недостатком любви, защищенности.

Воображаемое купание, питье  чистой воды, имеют определенный целительный  смысл, символически «очищая» ребенка.

К третьему занятию вся  процедура сеанса становится для  ребенка привычной. Ведущий просит его устроиться удобнее и вновь  представить картину луга, что  дети делают без затруднений. После  короткого вводного представления  поля, луга просят ребенка «увидеть»  на этом поле «фигурку человечка или  какого-либо иного существа». Представление  человека, символически выражающего  внутреннее «я» ребенка, его собственный  собирательный образ, вынесенный вовне, иногда встречает внутреннее сопротивление. В традиции психоанализа считается, что это связано с негативным и аутоагрессивным самовосприятием, бессознательным нежеланием смотреть правде в глаза в отношении самого себя. Этот барьер  легко преодолим, и, когда ребенок начинает уверенно фантазировать на тему «человека», следует попросить его руководить этой фигуркой: дать команду ему (воображаемому существу) поднять руку, опустить, попросить его пройтись влево, затем направо и т.п. К концу занятия ребенок обычно легко воображает на данную тему, с интересом манипулируя фигуркой. Воображаемый образ в процессе занятий быстро приобретает те черты и качества, которые ребенок хотел бы видеть в себе. Дети легко «примеряют» к себе этот образ, активно вживаются в него, получая ощущение защищенности и уверенности.

Занятие четвертое и пятое  посвящено формированию в образе «идеального Я», чаще всего проецируемого  в будущее, признаков «сильного  и доброго начала». Ребенка просят в деталях описать этот новый  сильный образ, который он сам  чувствует и строит, наделяет телесными, физическими чертами с чувством уверенности в себе, внутренней и  внешней силы. Во время занятия  ставится задача максимально наполнить  этот образ чувственным компонентом  и сделать близким реальному  пациенту.

В течение занятия несколько  раз через интервалы релаксации возвращаем ребенка к позитивному  образу и закрепляем его.

Шестое занятие чаще всего  является итоговым, так к этому  периоду дети легко включаются в  воображаемую ситуацию. Фабула занятия  представляет собой проигрывание сближения  «Я реального» и «Я позитивного», символизирующего успешность, силу, уверенность в  себе. К этому занятию оба образа, связанные с ними ощущения становятся максимально конкретными: «позитивный» - сильный, крепкий, с соответствующими чертами уверенного поведения и  «Я - реальный» со своими слабыми  и сильными сторонами. Вместо боя на протяжении всего занятия отрабатывается в чувственно конкретной форме «растворение» «Я - позитивного» в «Я - реальном», устанавливая между ними возможность внутреннего диалога. По нашему мнению внутренняя диалогичность является тем костяком будущей критичности поведения и состояния, которая создает предпосылки для уверенного в себе, овладевающего поведения.

Шесть занятий представляют тот минимум, который предусматривает  психотерапевтическая часть психокоррекционной программы.

В психокоррекционной программе заложены следующие основания:  аспекты поведения прорабатываются в символической, близкой ребенку образно-сюжетной форме; учитываются основные направления мотивационного характера - стремление обрести силу, значимость и защищенность в мире;  формируются чувственно-образные позитивные установки  в силу интенсификации процессов активного и пассивного воображения; через игровую ситуацию создаются условия для раскрытия здоровых, естественных ресурсных возможностей организма.

Техника сравнительно легка  для освоения и может широко использоваться как врачами, так и педагогами и психологами после их соответствующего обучения.

Группы трансактного анализа.

Трансактный анализ создавался и получал распространения в основном благодаря работам Э. Берна. С точки зрения Э. Берна, каждая личность осуществляет свою деятельность в одной из трех ипостасей: ребенка, взрослого и родителя. Обмен взаимодействиями между состояниями личности людей и принято называть трансакциями. Совокупность трансакций, в результате которых человек добивается желаемого результата, манипулируя другими, как правило, в ущерб последним – это и есть игра (в том смысле, который вкладывал в это понятие Э. Берн). Э. Берн предполагал, что жизнь – это реализуемый человеком сценарий, сформированный в детском возрасте. Поэтому, если основной сценарий жизни искажен, непродуктивен или приводит (почти неизбежно) к печальным последствиям, то работа в группе трансактного анализа должна помочь осознать сценарий и переориентировать его. Часто для этой цели используются ролевые игры.

В середине 1970-х годов  группы трансактного анализа были созданы в США в центрах по реабилитации заключенных. Систематическое противоправное поведение является одной из форм «игр, в которые играют люди»; продолжительная работа в группах дала хороший результат: уровень рецидивной преступности среди правонарушителей, проходивших реабилитацию в группах трансактного анализа, оказался почти вдвое ниже, чем в контрольной группе.

Трансактный анализ хорошо подходит для работы с подростками: это динамичная, оптимистичная и увлекательная форма групповой работы. Отчасти недостатком трансактного анализа является игнорирование (формальное, по крайней мере) процессов групповой динамики. Часто сеансы трансактного анализа проводят параллельно в группах детей и родителей. Это позволяет достичь взаимодействия, реконструирует семейные отношения.

  • Телесно-ориентированная терапия.

Телесно-ориентированная  терапия – широкое понятие. Различные  формы терапевтической работы объединяются в это направление благодаря  тому, что первичное внимание здесь  уделяется реакциям со стороны тела пациентов. Особое внимание в ходе работы уделяется дыханию, позам, мышечному  тонусу и двигательным упражнениям. В ряде случаев в ходе групповой  работы применяют упражнения в парах, иногда группа выполняет упражнение, предложенное одним из участников. В выборе упражнения отражается зачастую скрытый символизм, поэтому у  многих членов группы упражнение может  вызвать глубокие переживания. В  ряде случаев для снятия мышечного  напряжения в процессе работы приходится использовать массаж или подобное массажу  воздействие.

Индивидуальные занятия  проводятся в уютном помещении, относительно изолированном от внешних раздражителей, не напоминающем обстановку класса или  учительского кабинета. Ребенку предлагают сесть в мягкое кресло и чувствовать  себя  непринужденно. После 10 - 15 минутного  знакомства - разговора о школе, проблемах, интересах, текущих событиях, приступают к занятию. Ребенка просят  максимально  расслабить руки, ноги, как будто  он собирается немного подремать, сделать  несколько глубоких вдохов. Такие  инструкции на релаксацию даются в  течение 2 - 4 минут.

После знакомства и выяснения  проблемы подросткам объясняют, что  их собственный организм обладает мощными  ресурсными возможностями и поэтому  в процессе психокоррекционного сеанса им необходимо довериться своему телу, своим ощущениям и просто наблюдать за ними. Таким образом, перед началом сеанса, осуществляется психотерапевтическое наведение, создающее установку на восстановление нарушенных  функций и общее укрепление организма. Данная процедура, по сути, является сочетанием внушения в бодрствующем состоянии и рациональной разъяснительной психотерапии.

Информация о работе Организация психологической помощи дезадаптивной личности