Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 16:59, курсовая работа
Изучение сложившейся практики воспитательно-профилактической работы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних показывает, что одним из слабых мест в деятельности системы как общих, так и специальных органов ранней профилактики являются достаточно часто встречающиеся ошибки в диагностике степени социальной запущенности несовершеннолетних, и в связи с этим неадекватно выбранные средства и методы вое питательно-профилактического воздействия. 15-летний подросток сбежал из дому и перестал посещать школу после того, как в классе, на глазах девушки, в которую он был тайно влюблен, его оскорбил учитель, и влепила пощечину мать.
Обвал привычных представлений требует быстрой адаптации к изменившимся условиям. Следует отметить, что выбор первого - конструктивного пути «активного принятия, критического отношения к изменившимся внешним нормам» (Т.И.Ронгинская) встречается крайне редко, куда чаще мы с горечью видим опустившихся людей с потухшим взглядом или «не узнаём» своих знакомых, переродившихся под знаменем «изменившихся времён».
Адаптивность, подчёркивает Г.П.Иржевская, следует понимать не как приспособленчество, а как способность ориентироваться в любой обстановке, как ощущение среды и места. Как показали исследования финских психологов, для стратегии приспособления характерно принятие изменившейся жизненной ситуации как таковой. В соответствии с ней человек пытается изменить свой образ жизни. Приспособление может происходить пассивно (когда человек смиряется со своей судьбой и передаёт функции контроля за своей жизнью внешним инстанциям) и активно (когда человек способен изменять отношение к своим занятиям и принимать новые способы действия с учётом ограничений, накладываемых ситуацией).
Немногие взрослые смогли адаптироваться к изменившимся социальным условиям, проявляя душевную стойкость и незначительную эмоциональную чувствительность к жизненным нагрузкам. Так, Т.С.Вешугина пишет об особенностях социально-психологической адаптации: «У психически здоровых уровень адаптации оказывается тем ниже, чем в большей степени у личности выражена чувствительность, эмоциональность и тенденция к тревожности в трудной ситуации». Не способствующее активному совладанию с проблемами и трудностями, «преодолевающее» поведение нередко проявляется в виде подавления эмоций, покорности, самообвинения, отчаяния, безнадёжности - целого комплекса тревожно-избегающих реакций на всякое новое явление, требующее интеллектуальной, волевой мобилизации или перестройки поведения. По нашим наблюдениям, индивидуальные личностные особенности coping behevior актуализируются достаточно ясно уже в раннем возрасте человека.. Р.В.Жяльвис также обращает внимание на особенную значимость психологической коррекции именно в подростковом возрасте, когда отношения становятся всё более стойкими и превращаются в черты характера.
А.В.Веденов занимает близкую позицию во взгляде на условие формирования адаптивных и дезадаптивных черт личности: «Первым и важнейшим условием нравственного развития ребёнка являются строгие нравственные устои и традиции в непосредственно окружающей ребёнка среде, а также единство нравственных представлений и суждений составляющих эту среду людей». М.А.Алемаскин, анализируя путь «трудного» подростка от трудновоспитуемого ребёнка до несовершеннолетнего правонарушителя, указывает на связь отклоняющегося поведения с отклонениями в нравственном развитии. В детском, подростковом и юношеском возрасте, охватывающем обычно период школьной жизни человека, социально-психологическая адаптация, которая и составляет конкретный способ социализации, всегда проходит неоднозначно, а у современных перенапряжённых детей - чаще всего обострённо.
Изучение адаптации человека
к стрессовым условиям ведётся на
различных уровнях, в том числе
и на уровне психиатрической службы.
Последствия длительной экстремальной
ситуации в стране сопоставляются с
явлениями, описанными П.Б.Ганнушкиным,
Ф.Д.Зарубиным в конце 20-х годов
как синдром нажитой
С.К.Нартова-Бочавер подчеркнула, что в переходном периоде между детством и зрелостью ещё активно продолжается процесс обучения способам психологического преодоления жизненных трудностей, и главная роль в успешности данного процесса принадлежит совместной деятельности со значимым взрослым. Именно в этом и состоит, по мнению автора, предназначение старших в период, который большинство психологов характеризуют как ориентированный на нормы группы сверстников. Автор, опираясь на исследования польских психологов, подчёркивает особое значение для детей и подростков эмоциональной поддержки взрослых.
«Однако социально-демографические показатели отражают лишь формальное состояние семьи. Более содержательную информацию можно получить при анализе нравственно-психологического климата в той или иной семье, особенностей взаимоотношений детей и родителей», - совершенно справедливо отмечалось в задачах создания Московского Центра социально-психологической поддержки детей и подростков. С этой точки зрения интересно мнение Г.Г.Бочкарёвой о глубинной обусловленности детской девиации особенностями системы отношений, потребительским стилем воспитания в семье, столь распространённым теперь: «Эмоциональные отношения благополучные, но в семье преобладают мещанские, стяжательские интересы. В такой неблагоприятной нравственной обстановке у ребёнка с детства формируется эгоистическая направленность, вещизм, потребительское отношение к жизни, утилитарная мораль - комплекс этих качеств и в дальнейшем их гипертрофическое развитие может явиться психологическим механизмом правонарушений». «Характер взаимоотношений, продолжает ту же мысль Т.П.Гаврилова, стиль воспитания, принятые в семье ценности определяют отношение ребёнка к себе и другим людям».
Анализ причин отклонений, приведших к социальной дезадаптированности, требует исторического рассмотрения личностного развития. Недостаточно чёткое следование ему в ряде работ, обращение к социально-психологическому явлению дезадаптированности с позиций феноменологического подхода представляется их значительным недостаткомТаким образом, формирование социально дезадаптивных черт личности девиантной молодёжи отражает выраженную сниженность моральной регуляции поведения в обществе и является частным преломлением общего процесса интериоризации нравственно деформированных социальных отношений, окружающих ребёнка: невыгодность придерживаться нравственных принципов, усвоение эгоцентрической иерархии ценностей и принятие духовно обеднённых установок, направляющих все силы, способности на приобретение престижных предметов, оправдывающих любые источники обогащения.
В то же время, по оценке А.А.Бодалёва, человек в коллективе нуждается в общении с товарищами, испытывает потребности в привязанности и дружбе, а характер взаимоотношений в коллективе выступает как фактор, влияющий на микроклимат группы. Стремление к взаимодействию, по мнению этнопсихологов, является прирождённым. Значимость более близких человеческих связей, подчёркивает и Р.С.Немов: «Если межличностные отношения опосредованы ценностным содержанием деятельности, то тесные эмоционально-межличностные связи начинают выступать в качестве весомого положительного фактора групповой эффективности». «Сравнивая себя с другими членами коллектива, - пишет Н.ДЛевитов, - человек лучше понимает и правильнее оценивает свою личность; в коллективе он находит побудительные средства к улучшению своей работы, видит хорошие примеры для подражания». Приобретение жизненного опыта происходит в процессе непосредственного взаимодействия со значимыми товарищами. Их оценки обеспечивают обратную связь, необходимую для самопознания, ликвидации так называемых «слепых пятен», под которыми исследователями понимаются неосознанные особенности собственной личности.
Блестящий опыт А.С.Макаренко по перестройке отношений личности через коллектив подтверждён не только психолого-педагогической, но и медицинской практикой. Методы коллективной и групповой психотерапии в самых различных её видах получили широкое распространение.
Сравнивая эффективность
коллективного и
Углублённое осознание себя
через оценку других, помощь в освоении
новых вариантов поведения
«Трудные» дети и подростки, имея обострённость чувств, реакций, импульсивные в своих поступках, демонстративные в поведении, оказываются малосостоятельными в занятиях искусствами - театре и ссоре. Их перевозбуждённая и перенапряжённая нервная система, способна реагировать лишь на очень сильные раздражители. Неслучайно популярнейший способ времяпрепровождения современной молодёжи - дискотека - это в первую очередь большие децибелы звука и яркие всполохи света.
Механизм реального построения отношений между ребятами описали Т.В.Драгунова и Д.Б.Эльконин, отметив, что строятся эти отношения по тем или иным образцам морали из жизни взрослых. Носителями таких образцов, как правило, бывают ребята (старшие товарищи или сверстники) более взрослые, чем остальные. Своим поведением они как бы «задают тон»; остальные на них «равняются». Именно в процессе подравнивания своего поведения под эти образцы, в практике реальных взаимоотношений с товарищами происходит усвоение новых для ребёнка моральных норм поведения из жизни взрослых, формирование его собственной взрослости и чувства взрослости.
Во многих работах, посвященных
социально-психологическим
При осуществлении влияния коллектива на развитие мировоззрения учащихся особо важное значение, отмечает А.Л.Шнирман, имеет именно «сочетание разнообразных форм деятельности коллектива, обеспечивающее развитие различных сторон сознания и самосознания школьника». С другой стороны, по мнению А.А.Русалиновой, от того, насколько насыщена жизнь коллектива важными и интересными событиями, в значительной степени зависит и отношение личности к коллективу, принятие его требований и принципов, которое порой весьма нелегко даётся личности распущенной, привыкшей «повелевать», попирая других и потакая себе.
Психолого-педагогическая цель упрочения социальной адаптированности строго требует создания для эффективного воздействия на человека специально организованной среды коллектива, пронизанной взаимными положительными связями ответственности каждого перед всеми. Ответственности за свои чувства, которыми нужно научиться владеть, за свои мысли, которые нужно научиться держать чистыми, за свои поступки, которые должны соответствовать ценностным ориентациям уважаемого коллектива друзей. Исследования психологов показали, что дети, прошедшие «атрибутивную терапию» (когда они терпели неудачи, их заставляли почувствовать ответственность за свой провал, приписывая его их собственным недостаточным усилиям) позже «демонстрировали улучшение своих достижений в ситуации неудачи» (Х.Хекхаузен).
В.М.Бехтерев, переосмысливая
закон сохранения энергии по отношению
к нервно-психической
В плане осуществления
реабилитационной психолого-педагогической
программы большинство авторов
указывает на необходимость учёта
того, что развитие и реабилитация
ребёнка может успешно
Информация о работе Организация психологической помощи дезадаптивной личности