Опыт социальной работы с людьми склонными к суицидальному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:40, контрольная работа

Краткое описание

ЗАДАЧИ данной курсовой работы:
1) Проанализировать основные понятия суицида и его причины, а также методы профилактики.
2) Рассмотреть основные направления социально-психологической работы в нашей стране, а также за рубежом в настоящее и прошлое время.
3) Подробно изучить практику организации психосоциальной работы с лицами, склонными к суицидальному поведению.
4) Сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации.
5) Обосновать практические рекомендации по социально-психологической работе с лицами, склонными к суицидальному поведению.

Оглавление

Введение....................................
1.Опыт социальной работы с людьми склонными к суицидальному
поведению……………………………………………………….
1.1Исторический аспект организации социальной работы с людьми
склонными к суицидальному поведению…………………………
1.2Современная ситуация...........................
2.Психосоциальная работа с людьми склонными к суицидальному поведению
на современном этапе…………………………………………………………..
2.1Факторы суицидального поведения различных групп населения………
2.2Консультирование клиентов…………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ!!!!.docx

— 59.92 Кб (Скачать)

 

 

2.2 КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТОВ

       Люди  с суицидальными намерениями  не избегают помощи, а наоборот, часто стремятся к ней, в  частности к консультированию.

      Суицидальное  поведение является динамическим  процессом, состоящим из следующих  этапов:

 

    • ЭТАП СУИЦИДАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ.

    

      Они являются  прямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении  ценности собственной жизни, утрате  ее смысла или нежелании жить. Суицидальные тенденции проявляются  в мыслях, намерениях, чувствах или  угрозах. На этом этапе осуществляется  превенция суицида, то есть  его предотвращение на основании  распознания психологических или  социальных предвестников. Главный  смысл превентивных мер состоит  в том, чтобы убедить общество, что суицидальные мысли психологически  понятны и сами по себе не  являются болезнью, ибо представляют  естественную часть человеческого  существования; что суицидальное  поведение приходящее и доступно  разрешению, а потому предотвратимо,  если у окружающих будет желание  выслушать другого человека и  помочь ему.

 

 

 

 

    • ЭТАП СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ.

     

Он начинается, когда тенденции  переходят в конкретные поступки. Под суицидальной попыткой понимается сознательное стремление лишить себя жизни, которое по независимым от человека обстоятельствам (своевременное  оказание помощи, успешная реанимация и т.д.) не было доведено до конца. Самоповреждения, впрямую не направленные на самоуничтожение, имеющие характер демонстративных  действий (шантаж, членовредительство или самоповреждение, направленные на оказание психологического или морального давления на окружающих для получения  определенных выгод), носят название парасуицида. Парасуициды обычно не предусматривают смертельного исхода, но есть случаи, когда человек гибнет, потому что «переиграл». Суицидальные тенденции могут также привести к завершенному суициду, результатом  которого является смерть.

      На этом  этапе осуществляется процедура  интервенции. Она представляет  собой процесс вмешательства  в текущий суицид для предотвращения  акта саморазрушения  и заключается  в контакте с отчаявшимся человеком  и оказании ему эмоциональной  поддержки и сочувствия в переживаемом  кризисе. Главная задача интервенции  состоит в том, чтобы переделать  структуру личности человека  или излечить его нервно-психическое  расстройства. Это самое важное  условие, без которого остальные  усилия психотерапии и методы  оказания помощи оказываются  недейственными.

 

    • ЭТАП ПОСТСУИЦИДАЛЬНОГО КРИЗИСА.

     

      Он продолжается  от момента совершения суицидальной  попытки до полного исчезновения  суицидальных тенденций, иногда  характеризуется цикличностью проявления. Этот этап охватывает состояние  психического кризиса суицидента, признаки которого (соматические, психические  или психопатологические) и их  выраженность могут быть различными. На этом этапе осуществляются  поственция и вторичная превенция  суицидального поведения.

       Поственция -  это усилия по предотвращению  повторения акта аутоагрессии, а  также предупреждение развития  посттравматических стрессовых  расстройств у уцелевших и  их окружения. Задачи поственции  состоят в облегчении процесса  приспособления к реальности  у переживающих трудности, уменьшении  степени заразительности суицидального  поведения, а также в оценке  и идентификации факторов риска  повторного суицида.

      Они решаются  путем использования таких стратегии  как: психологическое консультирование; кризисная интервенция; поиск  систем поддержки личности в  обществе;

      При обращении  суицидального клиента вначале  задача консультанта сводится  к тому, чтобы «оттянуть время»  и дождаться окончания опасного  периода. Если суицидент в поной  мере вовлечен в терапевтический  процесс, у него возникает желание  узнать, куда ведет его консультант,  и он может  решить «повременить»  с исполнением своих суицидальных  намерений. Поэтому необходимо  постоянно побуждать и поддерживать  у суицидента интерес к терапии.  При этом крайне важно соблюдать  принцип непрерывности терапии   и обеспечить преемственность  содержания сессий. Чтобы перекинуть  мостик от одной сессии к  другой, терапевт может, например, вызвать у суицидента какой-то  вопрос и отреагировать на  него приблизительно так: «Вы  затронули интересную тему. У  меня есть некоторые соображения  на этот счет, но я расскажу  вам о них на следующей сессии. Может, и вы вкратце запишите, что вы думаете по этому  поводу?».

      Наиболее  эффективный подход заключается  в том, чтобы суицидента к  объективному анализу своих суицидальных  желаний и подвести его к  осознанию того, что эти желания  могут оказаться безосновательными;  таким образом, терапевт может  создать у суицидента мотивацию  к продолжению исследования.

      При первой  встрече терапевт преследует  несколько целей:

    • Установить эмпатический контакт с суицидентом;
    • Вызвать надежду на улучшение, что, несомненно, является крайне важным в кризисной интервенции;
    • Получить от него такую информацию, которая позволила бы сделать вывод о степени суицидального риска в настоящее время и ближайшем будущем.

      Необходимо  понять, в какой степени суицидент  будет сотрудничать с консультантом,  другими словами – «бороться  за свою жизнь» в процессе  кризисной интервенции. Если консультант-психолог  понял, что имеет дело с депрессивным  суицидентом, ему следует предложить  консультацию психиатра для решения  вопроса о лечении. Это не  значит, что консультант отказывает  суициденту в кризисной помощи. Консультант делает все возможное  и зависящее от него, чтобы  помочь суициденту выжить, значит, он отвечает за то, чтобы суицидент  был проинформирован обо всех  формах необходимой ему помощи. Необходимость в медицинской  помощи возрастает при ажитированной  депрессии, а также на выходе  из депрессивного состояния, когда  повышается активность суицидента, а его эмоциональное состояние  остается подавленным.

      Поиски  альтернатив должны проводиться  в месте с суицидентом. Задачей  номер один является выработка  конкретного плана действий. Особенно  важно обсудить, чем человек будет  занят в ближайшие часы и  дни, с кем и где проведет  это время.

      В дальнейшем  направление и методы терапевтического  вмешательства будут зависеть  от того, какие мотивы лежат  в основе суицидального поведения  клиента.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Проблема  суицидального поведения никогда  не потеряет свою актуальность, потому, что суицид-это один из  признаков социализированного общества, которое динамично развивается.  В ходе исследования можно  сделать вывод о том, что  в любом ходе истории суицид  имел место быть, а его статистика  менялась в зависимости от  социально-экономических факторов.

       Исходя  из исследования можно сделать  вывод, что суицидальное

поведение - это результат  сложного взаимодействия различного рода психофизиологических, моральных, психологических, социальных, экологических и социокультурных  факторов. Суицидальное поведение является следствием физических и эмоциональных  перегрузок со снижением сопротивляемости к стрессовым воздействиям и эмоциональным  нагрузкам, неблагополучием в коммуникативных  сферах, слабостью психологической  защиты личности, снижением или утратой  ценности жизни при дефектах нравственного  воспитания личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.Амбрумова А. Г. Роль  личности в проблеме суицида//Актуальные  проблемы суицидологи. - М.: Изд-во  Московского НИИ психиатрии, 1981.

2.Амбрумова А. Г., Тихоненко  В. А. Диагностика суицидального  поведения: Методические рекомендации. - М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии, 1980.

3.Арон Р. Этапы развития  социологической  мысли. - М.:  Прогресс-Универс, 2005.

4.Безвершенко М. В., Зотов  М. В., Петрушкувич В. М. Психофизиологические  методы оценки эмоциональной  регуляции и перспективы их  использования в практике судебно-психологической  экспертизы. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

5.Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия  депрессии / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2003.

6. Бердяев Н. О. О самоубийстве. - М.: Директ-Медиа, 2008. – 52 с.

7.Бородин С. В., Михлин  А. С. Мотивы и причины самоубийств//Актуальность  проблемы суицидологи. - М.: Изд-во  Московского НИИ психиатрии, 1978.

8. Войцех В.Ф. Клиническая  суицидология. - М.: Миклош, 2008. – 280 с.

9.Гилинский Я. И., Юнацкевич  П. И. Социологические и психолого-педагогические  основы суицидологи. - СПб.: Медицинская  пресса, 1999.

10.Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. - СПб.: Союз, 1998.

11.Ефремов В. С. Основы  суицидологи. - СПб.: Диалект, 2004.

12.Ефремов В. С., Точилов  В. А. Депрессия и суицид//Современные  подходы к диагностике и лечению  нервных и психических заболеваний. - СПб.: Изд-во ВМедА, 2000.

13. Заяц О.В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. – Владивосток: Изд. Дальневосточного университета, 2004.

14. Заяц О.В. Организация,  администрирование и управление  в социальной работе. – Владивосток: Изд. Дальневосточного университета, 2004.

15.Зотов М. В. Суицидальное  поведение: механизмы развития, диагностика,  коррекция. – СПб.: «Речь»,  2006.

16.Зотов М. В., Петрукович  В. М., Сысоев В. Н., Методика  экспресс - диагностики суицидального  риска «Сигнал»: Руководство пользователя. - СПб.: Иматон, 2003.

17.Комер Р. Патопсихология  поведения. Нарушения и патологии  психики / Пер с англ. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

18.Лурия А. Р. Мозг  человека и психические процессы. Т.2. Нейропсихологический анализ  сознательной деятельности. - М.: Педагогика, 1970.

19.Павленок П. Д., Руднева  М.Я. Социальная работа с лицами  и группами девиантного поведения:  Учеб. пособие. - М.: ИНФРО-М, 2007.

20. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.- М.: ИНФРА-М, 2009.

21.Старшенбаум Г. В.  Суицидология и кризисная психотерапия. - М.: Когито-Центр, 2005.

22.Тарабрина Н. В. Практикум  по психологии посттравматического  стресса. - СПб.: Питер, 2001.

23.Тихоненко В. А., Сафуанов  Ф. С. Введение в суицидологию//Медицинская  и судебная психология/ Под ред.  Т. Б. Дмитриевой, Ф. С. Сафуанова. - М.: Генезис, 2004.

24. Шнейдман Э. Душа  самоубийцы. - М.: Смысл, 2001.

25.Шустов Д. И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. - М.: Когито-Центр, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Опыт социальной работы с людьми склонными к суицидальному поведению