Опыт социальной работы с людьми склонными к суицидальному поведению

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 18:40, контрольная работа

Краткое описание

ЗАДАЧИ данной курсовой работы:
1) Проанализировать основные понятия суицида и его причины, а также методы профилактики.
2) Рассмотреть основные направления социально-психологической работы в нашей стране, а также за рубежом в настоящее и прошлое время.
3) Подробно изучить практику организации психосоциальной работы с лицами, склонными к суицидальному поведению.
4) Сформулировать теоретические выводы и практические рекомендации.
5) Обосновать практические рекомендации по социально-психологической работе с лицами, склонными к суицидальному поведению.

Оглавление

Введение....................................
1.Опыт социальной работы с людьми склонными к суицидальному
поведению……………………………………………………….
1.1Исторический аспект организации социальной работы с людьми
склонными к суицидальному поведению…………………………
1.2Современная ситуация...........................
2.Психосоциальная работа с людьми склонными к суицидальному поведению
на современном этапе…………………………………………………………..
2.1Факторы суицидального поведения различных групп населения………
2.2Консультирование клиентов…………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ!!!!.docx

— 59.92 Кб (Скачать)


Оглавление:

 

Введение....................................

1.Опыт социальной работы  с людьми склонными к суицидальному          

     поведению……………………………………………………….

1.1Исторический аспект  организации социальной работы  с людьми 

     склонными  к суицидальному поведению…………………………

1.2Современная ситуация...........................

2.Психосоциальная работа  с людьми склонными к суицидальному  поведению  

   на современном  этапе…………………………………………………………..

2.1Факторы суицидального  поведения различных групп населения………

2.2Консультирование клиентов…………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

      Актуальность проблемы суицидального поведения приобрела колоссальные масштабы. За последние 15 лет количество самоубийств увеличилось в два раза в возрастной группе от 15 до 24 лет и является третьей ведущей причиной смерти у людей в возрасте от 15 до 34 лет. Сложившаяся ситуация наносит значительный ущерб здоровью общества, социальному порядку и экономике. Почти 50% людей, намеревающихся совершить самоубийство, в течение месяца ищут профессиональную помощь.

      В основе  суицидального поведения лежит  социальная дезадаптация, снижение  и неустойчивость социальной  интеграции.

По данным Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), в 2000 г. во всем мире примерно 1 миллион человек погиб в результате самоубийства, в 10-20 раз больше людей пытались покончить с собой. Это дает ежегодный уровень смертности по всему миру около 14,5 случаев на 100 тыс. человек или одно самоубийство каждые 40 секунд

       Неблагоприятная  социально-экономическая ситуация  в России, рост психической патологии,  падение уровня жизни значительной  части россиян, наркотизация, рост  преступности, девиантного поведения  и многие другие негативные  факторы оказывают неблагоприятное  влияние на суицидальную активность  различных возрастных групп населения.

         Самоубийства и суицидальное  поведение — феномены настолько  сложные и многогранные, что традиционно  рассматриваются в нескольких  плоскостях: философской, религиозной,  правовой, социологической, медицинской.

      Существуют  различные взгляды на проблему  суицидального поведения, однако  все психологи едины в одном:  суицид является добровольным  действием человека, причиной которого  является непереносимая душевная  боль. Актуальность проблемы исследования  суицида связна с тем, что  она всегда являлась актуальной  для общества в целом и на  всех этапах эволюции имела  разные трактовки.

       Еще древние философы обратили внимание на эту проблему (Сократ, Аристотель, Платон, Л.А.Сенека, Сартр, Кант и др.), однако причинами суицидального поведения интересуются и современные ученые: К.В.Зорин, В.Э.Чудновский,  Г.Чхартишвили, Ф.Арьес и др. Основной причиной суицидальности, с точки зрения философии, является проблема потери смысла жизни.  В психологии и социологии первым, кто постарался раскрыть причины суицидального поведения человека, систематизировал накопленные по данной проблеме факты, был Дюркгейм (1894).  В своей монографии «Самоубийство» он показывает, что тенденция суицидального поведения является общественным явлением.

Представления известных  психологов о суециде очень различны.

       Представления З. Фрейда о суициде основаны на концепции двух основных влечений человека: Эроса – инстинкта жизни и Танатоса – инстинкта смерти. Континуум человеческой жизни является поле битвы между ними. Человек не только хочет жить, быть любимым и продолжить себя в своих детях – бывают периоды или состояния души, когда желанной оказывается смерть. С возрастом сила Эроса убывает, а Танатос становиться все более сильным, напористым и реализует себя полностью, лишь приведя человека к смерти. По Фрейду, суицид и убийство являются проявлениями разрушительного влияния Танатоса, то есть агрессией.

      Основатель  индивидуальной психологии А.  Адлер полагал, что быть человеком  означает, прежде всего, ощущать  собственную неполноценность. Жизнь  заключается в стремлении к  цели, которая может не осознаваться, но направляет все поступки  индивида и формирует жизненный  стиль. Чувство неполноценности  возникает в раннем детстве  и основана на физической и  психической беспомощности, усугубляемой  различными недостатками. Для человека  экзистенционального важно ощущать  общность с другими людьми.      Поэтому в течении всей жизни  он находится в поиске преодоления  комплекса неполноценности, его  компенсации и сверх компенсации.  Этот поиск реализуется в стремлении  к самоутверждению, власти, которая  становиться движущей силой человеческого  поведения и делает жизнь осмысленной.

      Однако  это поиск может натолкнуться  на значительные препятствия  и привести к кризисной ситуации, с которой начинается «бегство»  в суицид. Утрачивается чувство  общности; между человеком и окружающими  устанавливается «дистанция», оправдывающая  непереносимость трудностей; В сфере  эмоций возникает нечто, напоминающее  «предстартовую лихорадку», с преобладанием  аффектов ярости, ненависти и  мщения. А. Адлер подчеркивал,  что, поскольку человеку свойственно  стремление к цели, чаще всего  бессознательной, то, зная последовательность  поступков в случае аутоагрессии, ее можно предотвратить.

На эту тему было проведено  множество исследований. Так, к примеру,  книги Эмиля   Дюркгейма,   изданные    еще    при    жизни    автора,    одна    –“самоубийство”(1897) – целиком  посвященная данной проблематике, а  в     На эту тему было проведено  множество исследований. Так, к примеру,  книги Эмиля   Дюркгейма,   изданные    еще    при    жизни    автора,    одна    –“самоубийство”(1897) – целиком  посвященная данной проблематике, а  в  “Методе социологии”(1895)  правилам,  относящимся   к   различению   нормального   и патологического, отведена 3 глава. Кроме того,  разработанные  Дюркгеймом  и ставшие  классическими  методы  установления  корреляций  между  социальными отклонениями и экономическими, социальными, демографическими, культурными  и другими  характеристиками  были  хорошо   использованы   (отчасти   уточнены   и пересмотрены) учеником и последователем мэтра  Морисом Хальбваксом и  активно  применяются в исследованиях  различных форм девиаций до сих пор.       

ОБЪЕКТОМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ЯВЛЯЮТСЯ лица, склонные к  суицидальному  поведению.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ организация социально-психологической  работы с лицами, склонными к суицидальному  поведению.

      Учитывая  вышеизложенное,  ЦЕЛЬ данной  курсовой  работы является -   изучить проблему суицидального поведения.

ЗАДАЧИ данной курсовой работы:

    1) Проанализировать  основные понятия  суицида  и его причины, а также методы  профилактики.

    2) Рассмотреть  основные направления социально-психологической  работы в нашей стране, а также  за рубежом в настоящее и  прошлое время.

   3) Подробно изучить  практику организации психосоциальной  работы с лицами, склонными к  суицидальному поведению.

  4) Сформулировать теоретические  выводы и практические рекомендации.

  5) Обосновать практические  рекомендации по социально-психологической  работе с лицами, склонными к  суицидальному поведению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА1 ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ  ПОВЕДЕНИЮ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

 

1.1ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ  ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ  С ЛИЦАМИ СКЛОННЫМИ К СУИЦИДУ

 

      Социальная  работа в различные периоды  времени велась по-разному, чаще  всего это было расчленение  и изуродование трупов самоубийц,  для наглядного обозрения, но  и встречались такие случаи, когда  суицидальное поведение расценивалось,  как жертва, например в древние  времена пожилые люди добровольно  уходили из жизни, что бы  не дать умереть с голоду  более молодому поколению ,а  теперь поподробнее.

 

  • ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА.

 

      Нам неизвестно, когда человек совершил первое  самоубийство, но известно, что намеренно  и сознательно лишать себя  жизни человек научился довольно  таки давно. Это доказали широкомасштабные  исследования антропологов, проводившиеся  в первой половине двадцатого  века. В это время на Земле  существовало достаточное количество  глухих и нетронутых уголков,  в которых еще по законам  первобытнообщинного строя жили  люди.     В результате - удалось  собрать достаточно большой материал, анализ которого дал следующий  результат. В одних общинах  и племенах самоубийство считалось  как бы «личным делом», в некоторых  - существовали религиозные обряды  и культы, связанные с самоубийством,  в других же на самоубийство  был наложено табу и его  попытки жестоко каралась. Но, так  или иначе, самоубийство присутствовало  в каждой культуре.

      Для примитивных  культов Смерть человека, в зависимости  от обстоятельств, делилась на  хорошую и на плохую. Самоубийство  обычно связывалось с плохой  смертью, в результате которой  души самоубийц превращались  в злых духов. Духов, бродившим  по ночам по земле и вмешивающихся  в дела живых. 

      Раньше, когда  человеку действительно приходилось  бороться за жизнь, у многих  народов существовал обычай, согласно  которому в голодные годы избавлялись  от слабых и увечных членов  племени. Старики, когда приходило  время, обычно уходили умирать  по своей воле. С точки зрения  современного человека, у которого  холодильник ломится от еды,  этот обычай может показаться  дикостью, но раньше он был  не более чем данью суровой  реальности.

      Например, по-эскимоской традиции их старики  просто уходили в тундру и  там замерзали. Когда первые  миссионеры увидели эту картину,  они были поражены. Один из  них, видимо посчитав, что это  «не по христиански», горячим  пастырским словом уговорил эскимосов  изменить свои традиции, и быть  более милосердными. Но когда  через несколько лет он вернулся, чтобы узнать как идут дела  в новом приходе – никто  не вышел ему навстречу –  род просто вымер. 

      У вестготов  существовала «скала предков», с  которой старики прыгали вниз. Уже в античные времена, на  острове Кеос, старики устраивали  по случаю своего ухода грандиозный  праздник, а потом надев венок,  выпивали чашу с сильным ядом - цикутой. Этот обычай дольше  всего просуществовал в Японии, где в глухих деревнях в  голодные годы старые родители  просили своих детей унести  их в горы. Недаром гора Обясутэяма  в переводе буквально означает  «гора, где оставляют бабушек».

      В первой  половине минувшего столетия  ученые наблюдали за жизнью  жителей малазийского архипелага, сохранившим племенной строй.  К фактам суицида они относились  без осуждение. Суицид даже  был узаконен, как своеобразный  способ наказания, например, за  нарушения табу. В этом случае, меланизийцы прыгали с высоких  пальм или принимали яд.

      Первые  закрепленные ограничения, связанные  суицидом, как с действием, наносящим  вред племени или общине стали  появляться еще в доклассовом  обществе. Во многих племенах  Нигерии, Уганды, Кении самоубийство  однозначно считается злом и  заслуживает наказания. Родственникам  покойного запрещается подходить  к трупу, а дерево, на котором  повесился несчастный, а также  его дом придают очистительному  огню. Родственники должны принести  искупительную жертву – быка  или овцу.

 

 

    • ЭПОХА АНТИЧНОСТИ.

 

 

      В древней Греции, давшей миру демократию, право добровольно покинуть этот мир предоставлялось гражданам лишь в некоторых случаях. Способ самоубийства мог выбрать тот, кого закон приговорил к смерти, и Сократ, выпивший яд не стал исключением. Самоубийство, совершенное без разрешения властей строго осуждалось и каралось посмертным позором – в Афинах и Фивах у самоубийцы отсекали руку и хоронили отдельно. Смерть спартанца Аристодена, который желал умереть и добился своего в Платейской битве вызвала лишь осуждение. Хотя есть и исключение. Это мудрый спартанский законодатель Пикур. Перед тем как пойти в Дельфийский оракул, он взял с граждан города клятву жить строго в соответствии с введенными им законами, до тех пор, пока он не вернется. А когда Оракул одобрил новые законы, Пикур совершил самоубийство, уморив себя голодом. Тем самым жители Спарты, вынужденные соблюдать данное слово, жили в соответствии с реформами Пикура.

      В Афинах, а так же в некоторых других греческих городах власти хранили запас цикуты. В соответствии с законом: «пусть тот, кто не хочет больше жить, изложит свои основания ареопагу и, получивши разрешение, покидает жизнь».

    Пифагор и пифагорейцы полагали, что самоубийство вносит сильный диссонанс во вселенную, полную гармонии. Аристотель полагал, что смерть приходит в урочный час, а самоубийство есть проявление трусости и малодушия, даже если оно спасает от бедности, безответной любви, душевного или телесного недуга.

      Сократ  в диалогах «Федон» неоднократно  говорит о предпочтительности  смерти перед жизнью. От таких  умозаключений «казалось один  шаг до вопроса, так почему  же в таком случае не самоубийство».  Но, продолжает он, самоубийство  недопустимо, ибо жизнь человека  зависит от богов «не по  своей воле пришел ты в этот  мир и не в праве устраниться  от собственного жребия». Однако  он полагает, что самоубийство  может быть целесообразным, если  необходимость его указана богами. Платон полагал, что разум дается  человеку, чтобы иметь мужество  пройти по жизни, полной горестей  и страданий. 

Информация о работе Опыт социальной работы с людьми склонными к суицидальному поведению