Для стоиков
и эпикурейцев самоубийство было
приемлемым. Например. Плиний маладший,
считал, что именно в этом –
преимущество человека перед
богами.
В «Дигестах»
Юстиана, являющимися классическим
сводом римского права, осуждается
самоубийство «без причины», поскольку
«тот кто не жалеет себя, не
пожалеет и других». При императоре
(Тарквиние Триске) трупы самоубийц
распинали или отдавали на
съедение диким зверям, при Андриане
суицид был приравнен к преступлению
– за него полагалось конфискация
имущества, запрет на траур
и предание тела земле. В
Древнем Карфагене женские самоубийства
пресекались угрозой выставить
после смерти их обнаженные
тела на всеобщее обозрение.
Поскольку Римский император
был по сути богом на земле,
не редки были случаи, когда
по его приказу кто-нибудь из
граждан кончал с собой. Самый
известный пример – смерть
Сенеки. По приказу Нерона Сенека
принял смерть - он сделал это
с гордо поднятой головой, перерезав
вены в теплой ванне, в то
время как рабы записывали
последние слова великого философа.
Все сказанное
выше относилось, естественно, только
к гражданам - многочисленных
рабов империи это не касалось.
Для них существовал другой
закон, согласно которому если
раб покончил жизнь самоубийством
в течении шести месяцев с
момента заключения сделки, то
продавец был обязан вернуть
все деньги, т.к. продал «негодный»
товар.
Иудеи относились
к самоубийству отрицательно. Изначально
Бог дал человеку свободу принимать
решения и следовать им. Иудеи
относились к жизни творчески,
как к величайшей ценности, а
человек в некотором смысле
был не соперник Богу, а партнером
в продолжающейся работе творения.
Закон утверждал, что жизнь
надо ценить, не отчаиваться, видя
во всех явлениях промысел
божий. Самоубийство было непростительной
роскошью – у маленького кочевого
народа каждая жизнь была ценна.
В Талмуде
попытка самоубийства рассматривается,
как преступление., подлежащее суду
и наказанию. Однако допускалось,
что самоубийца мог действовать
в состоянии исступления и
больше нуждался в жалости,
чем в преследовании по закону.
Тем не менее первый царь
иудеев Саул покончил с собой,
бросившись на меч. В 73 н.э.
защитники крепости Масада и
Йотама перед угрозой обращения
в чужую веру покончили с
собой. Через тысячу лет также
поступила иудейская община в
Йорке, не желая принимать насильственное
крещение.
Самые большие
изменения произошли с приходом
христианства. Вернее в то время,
когда оно достаточно широко
распространилось и стало официальной
религией Римской империи. Взяв
за основу постулат «Кесарю
кесарево», а «Богу Богово»,
согласно которому бессмертной
душей мог распоряжаться только
тот, кто ее дал – то есть
Всевышний, Церковь повела плотное
наступление на самоубийство, как
явление.
В 452 году
на Арльском соборе самоубийцы
были заклеймены, как «объятые
дьявольским безумством», в 533
Орлеанский собор отказал в
христианском погребении преступников,
совершающий самоубийство, поскольку
совершив самосуд, они уходили
от наказания, в 563 году Бражский
собор выступил уже против
всех самоубийц, отказав им
в отпевании и погребении, и,
наконец, в 693 году от церкви
отлучались не только самоубийцы,
но и те кто остался жив.
В Европе
началась настоящая война против
самоубийц. В «Канонах» английского
короля Эдуарда XI самоубийц приравнивали
к разбойникам и ворам. В
Дании было запрещено выносить
тело самоубийцы через дверь
– для этой цели использовали
окно, потом тело сжигалось, что
должно символизировать вечное
горение души в адском огне.
В Бордо – самоубийц вешали
за ноги и выставляли на
всеобщее обозрение, в Аббервиле
– тащили лицом вниз на рогоже
по улице. В законах Людовика
Святого (13 в) имущество самоубийцы
конфисковали, если же это был
дворянин – его герб ломали,
замок разрушали, все остальное
становилось достоянием казны.
Часто самоубийц
хоронили на перекрестках дорог,
забивая в сердце осиновый
кол, поскольку по поверьям
их души, не найдя успокоения
на небесах, бродили по земле,
пугая живых. Нередки были случаи,
когда просто за подозрение
в самоубийстве тело могли
выкопать из могилы и выставить
на обозрение. Россия в этом
смысле не сильно отличалась
от Европы – в военном морском
артикуле Петра I было сказано:
«ежели кто себя убьет, то
мертвое тело, привязав к лошади,
волочить по улицам, за ноги
повесить, дабы смотря на то, другие
такого беззакония над собой
чинить не отваживались». Естественно,
что при таком жестком контроле
со стороны государства число
самоубийц было крайне низким.
Но время шло, наступал период
ренессанса, зарождался гуманизм. Наступали...
Первым, решившим
посмотреть на самоубийство с
другой стороны, был Монтень,
писавший об этом «благородном
средстве». Девид Юм в 1777, спустя
лишь 20 лет после написания, решился
опубликовал свою работу «О
самоубийстве». Книга сразу же
попала в список запрещенных
изданий. Поскольку отношение
к самоубийству как явлению
постепенно менялось, те кто, его
совершал часто признавались
психически ненормальными.
Постепенно стали отменять законы,
уголовно наказывающие самоубийц.
Первым это сделала Франция
во время Французской революции.
В Америке, еще в 1881 году
собрание штата Нью-Йорк определяло
срок 20 лет тем, чья попытка
самоубийства была неудачной.
Дальше всех, наверное, пошли англичане
- раньше по английским законам,
в случае неудавшегося самоубийства,
государство доводило начатое
дело до конца. А уголовный
преступлением самоубийство перестало
считаться в Великобритании не
так давно – в 1961 году, а
еще в 1955 году состоялся процесс,
по итогам которого подсудимого
приговорили к двум годам тюрьмы.
1.2СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ
Россия
в последние годы находилась
в мировых лидерах по количеству
самоубийств. Всего с 1995 по 2003
год в России покончили с
собой 500 тыс. человек. В начале
2008 года сайт телекомпании BBC писал,
что по этому показателю (36 самоубийств
в год на 100 тысяч населения)
Россия занимает четвертое место
в мире, а Казахстан — пятое
место (30 самоубийств в год
на 100 тысяч населения ) и вдвое
превосходит США, а по абсолютному
числу самоубийств (почти 60 тысяч
ежегодно) уступает лишь Китаю.
Однако
в последние годы в России
наблюдается постепенное снижение
количества случаев самоубийств
как в абсолютном, так и в
относительном выражении. К 2008
году число самоубийств упало
до 27 на 100 000.
Вряд
ли кто-либо знает, что смертность
в результате самоубийства составляет
около 3% от общего числа смертей
в России.
Надо
отметить, что больше всего самоубийств
в России было зафиксировано
в 1994 году. И тому существует
вполне очевидное объяснение, базирующееся
на внешних причинах, сложившихся
в тот период в стране. В
первую очередь, 1994 год был ознаменован
пиком инфляции, что означало
резкое снижение благосостояния
и уровня жизни населения. Во-вторых,
с 1994 годом значительная часть
населения связывает крушение
надежд на реальность проведения
реформ во имя стабильности. В-третьих,
именно тогда остро встала
проблема социального и экономического
неравенства, произошло резкое
расслоение общества на богатых
и бедных. С того периода прошло
достаточно много времени, и
большинство приспособилось к
"новой" жизни, научившись
выживать в сложных условиях.
Зачастую многие уже даже не
задумываются о том, что все
могло бы быть иначе, сосредоточившись
на зарабатывании денег для
обеспечения достойного существования
себя и своих детей. Уровень
завершенных суицидальных попыток
снизился, но проблема осталась,
и вероятно, именно в сегодняшней
ситуации стоит говорить о
ее обострении.
Как отмечалось
выше, феномен суицида - это неотъемлемая
часть любого индустриально развитого
общества, груз, который накладывает
на человечество цивилизация.
Напомним, что самоубийства как
таковые существовали во все
времена (вспомним харакири, совершаемые
японскими самураями, или акты
самосожжения тибетских монахов),
однако тогда подобный поступок
расценивался во многом как
проявление смелости и чести,
и не мог подвергаться осуждению
со стороны общества. Сейчас же
положение резко изменилось.
Социологи
рассматривают самоубийство как
барометр социального напряжения.
Психологи интерпретируют его
как реакцию давления на личность.
Однако и те и другие согласны,
что самоубийство возникает, если
у человека появляется чувство
отсутствия приемлемого пути
к достойному существованию. Вместе
с тем далеко не каждый, у
кого нарушены связи с обществом
или возникли неудачи на работе,
становится жертвой самоубийства
.
Нарушение
нравственных внутренних ограничений
на лишение себя жизни, фактическое
исчезновение общественных запретов
на самоубийство, технократизация
и дезинтеграция общества, игнорирование
проблемы государственными институтами
и общественностью, а также
рост алкоголизма, наркомании, усугубление
психосоциальных, экономических,
экологических и других факторов
привели к тому, что начался
резкий рост числа самоубийств
во всем мире, и особенно ощутимо
это произошло в нашей стране.
В настоящее время средняя
цифра по России составляет 36
на 100 тысяч населения.
Каждую
минуту кто-то предпринимает попытку
преднамеренного самоубийства. Эти
попытки 120 или 130 раз в день
оканчиваются успешно. При этом
необходимо учитывать, что на
каждое завершенное самоубийство
приходится от 10 до 100 суицидальных
попыток, которые нередко заканчиваются
психическими и соматическими
осложнениями, инвалидностью. Другой
особенностью суицидов в нашей
стране является преобладание
суицидов среди трудоспособного
возраста. При этом отмечается
явное преобладание мужских самоубийств
над женскими в соотношении
4:1.
Многочисленные
исследования показывают, что суицидальное
поведение - результат сложного
взаимодействия различного рода
психофизиологических, моральных, психологических,
социальных, экологических и социокультурных
факторов. Суицидальное поведение
является следствием физических
и эмоциональных перегрузок со
снижением сопротивляемости к
стрессовым воздействиям и эмоциональным
нагрузкам, неблагополучием в
коммуникативных сферах, слабостью
психологической защиты личности,
снижением или утратой ценности
жизни при дефектах нравственного
воспитания личности.
Попытки
объяснить увеличение числа самоубийств
только социально-экономическими
трудностями не всегда оправданы
.
В современном
обществе попытки суицида резко
осуждаются и проводятся всевозможные
профилактические меры по его
предотвращению. Своевременно, оказанная
помощь специалиста, поможет вывести
человека из неустойчивого психического
состояния и поможет навсегда
отказаться от самоубийства. Так
же, как известно , суицид является
одним из страшнейших грехов
в христианской вере и по
библии человек, покончивший жизнь
самоубийством попадёт в ад. Как
правило, глубоковерующие люди
не допускают и мыслей о
добровольном уходе из жизни,
а просто на все жизненные
невзгоды отвечают смирением.
Резервы
и возможности человеческого
организма практически безграничны,
что особенно проявляется в
стрессовых ситуациях, к которым
можно отнести и суицидальные
попытки. Лишить жизни человека
(тем более себя самого) крайне
сложно, равно, как и выжить
при этом, ничем не навредив
организму. В большинстве случаев
попытки суицидов заканчиваются
тяжелой травматизацией и последующей
инвалидизацией.
Происходит
это отчасти и потому, что попытки
покончить собой производят, опираясь
только на информацию из средств
массовой информации, художественных
фильмов и литературы, не зная
даже основ анатомии и физиологии
человеческого организма. С другой
стороны, даже если знать физиологию,
реакция организма на то или
иное воздействие бывает непредсказуемой.
Это относится
и к попыткам только «напугать»
окружающих. При таких действиях,
где основной целью является
имитация суицида, а не лишение
жизни, рассчитывая на своевременное
обнаружение и спасение, предусмотреть
всё практически невозможно. Окружающие
могут слишком поздно обнаружить
или неадекватно отреагировать
на происходящее. А несколько
лишних минут в петле или
с другой травмой могут привести
к тяжелым последствиям и смерти.
Для
выживших после попытки суицида
нахождение в отделении реанимации
– это не картинка из телесериала,
где вокруг больного сидят
сочувствующие ему родные и
суетится медперсонал. Картина
скорее противоположная: одна
медсестра реанимации на несколько
пациентов. Так как уследить
за всеми одновременно она
не в состоянии, а люди после
суицидальной попытки часто ведут
себя неадекватно, то их раздевают,
фиксируют (привязывают) к кровати
за руки и ноги. Для профилактики
аспирации (чтобы пациент не
захлебнулся своими рвотными
массами, так как лежит он
на спине, а повернуться не
может) ему устанавливают трубку
в трахею, через которую он
дышит. При этом, естественно,
попросить о чем-либо или пожаловаться
на боли больной не может.
Так как человек привязан и
не может самостоятельно есть
и ходить в туалет, ему устанавливают
катетеры в мочевой пузырь, зонд
в желудок и прямую кишку.
Таким образом, практически во
всех естественных отверстиях
человеческого тела стоят трубки,
придавая ему очень неприглядный
вид. Родственников же в реанимацию
вообще не пускают, так что
о сочувствии со стороны родных
можно не думать.