Обычное и необычное состояние психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:08, доклад

Краткое описание

1) Общая характеристика и классификация психических состояний.
2) Типичные или обычные психические состояния.
3) Необычные (ИЗМЕНЁННОЕ) состояние психики.

Файлы: 1 файл

обычное и необычное состояние психики.docx

— 55.14 Кб (Скачать)

- чувство или комплекс  не полноценности и его компенсация.

- стремление к превосходтву.

- индивидуальный стиль  жизни.

- социальные инттересы.

- творческое я.

- фиктивный финализм.

Адлер утверждает что у каждого человека в его  без сознательной части психики  содержится так называемый комплекс не полноценности. Он представляет собой  совокупность физических и психологических  свойств которые человек считае ценнами но отсутсвующими или  не достаточно развитыми у него и  тяжело переживает по этому поводу. Для того чтобы частично избавиться от этих переживаний знания связанные  с комплексом частично вытисняются  из сознания человека в подсознание. Человек интуетивно стремится избавится  от комплекса неполноценности. И  один из способов избавления по Адлеру заключается в  том чтобы получить власть над людьми - комплекс неполноценности  всегда проявляется по отношению  к тем людям которые обладают теми качествами которых данному  человеку не достают или не хватает  у него если человек получает власть над этими людьми то он уже их превосходит и находится над  ними он перестаёю испытывать перед ними комплекс неполноценности поскольку может ими распаряжаться.

Фиктивный финализ  в теории Адлеера - у каждого человека в детсве формируется или складывается какая либо значимая жизненно отдалённая цель к достижению которой он стремиться иногда тратя на это всю свою жизнь  и силы. При этом человеку кажется  что если он добъётся желаемой цели то будет чувствовать себя счастливым. Однако часто бывает так что люди добившись желаемой цели вовсе не чувствуют себя счастливыми а  скорее испытывают чувство разочерования  так как цель к которой они  стремились оказывается фикцией  и не делает их счастливыми людьми. Для того чтобы не наступило чувство  разочерования человек не должен жить только далеко идущими планами  иради их достижения жертвовать или  принебрегать настоящим. Человек должен научится радоваться тому что дают ему в настоящий момент времени  а не расчитывать на получение  счастья в будущем.

Подводя итог краткому обсуждению теории Адлера можно  сделать вывод о том что  характерными для неё и вместе стем отличающими её от класического психоанализа Фрейда и работ других психоаналитиков являются следующие  положения:

1) Всё что происходит  с человеком и касается его  личности непосредственно связанно  с обществом в котором он  рождается и живёт.

2) Понять психолгию человека  как личности можно только  изучая его взаимоотношения с  другими людьми.

3) Человека как личности  необходимо принимать и расматривать  в целом не разделяя его  на составляющие.

4) Без сознательное в  личности это не главное и  оно не существует отдельно  от сознания как сознание так  и безсознательное в свою очередь  подчинены жизненным целям которые  человек ставит перед собой.

5) Познать человека как  личность значит определить стиль  его жизни организацию его  сознания и разума.

6) Поведение человека в  настоящем определяется не его  прошлым а его нынешим социальным  окружением.

7) Главная цель жизни  человека это стремление к  превосходству.

8) Человек может выбрать  для ссебя один из многих  стилей жизни и его выбор  может оказаться как удачным  так и не удачным. Удачный  выбор пораждает нормальный или  здоровый стиль жизни человека, неудачный выбор делает стиль  жизни человека аномальным или  невротическим.

9) Оптимальными или нормальными  считаются такие цели и стиль  жизни избрав которые человек  помогает не только себе но  и другим людям.Заботится о  развитии исовершенствовании всего  общества.

10) Суть психологического  роста как личности выражается  в движении от эгоцентрической  цели достич личного превосходства  и самому избавиться от комплекса  не полноценности к оказанию  помощи людям и совершенствованию  природы и общества.

 

К.Хорни (1885-1952г) была среди тех психологов которые  в составе группы из 9 человек  разорвали свои отношения с З.Фрейдом  и приступили к разработке собственных  теорий личноости. Одним из начальных  пунктов разногласий Хорни с  Фрейдом было её недовольство с тем  что класический психоанализ  строился на так называемом мужском  начале игнорируя женскую специфику. Некоторые иследователи напрямую связывают  историю возникновения фиминизма  в США с именем Хорни. Не отрицая  как и Фрейд влияние детства  на развитие личности Хорни тем не менее считала что это влияние  связанно не с беалогическими инстинктами  а с неблагоприятными отношениями  ребёнка с близкиими для него людьми в детстве прежде всего  с матерью. Эти отношения пораждают  у ребёнка так называемое базальное  чувство тревоги от которогоо  ребёнок становясь взрослым стремится  разными способами избавиться. Для  избавления от чувства тревоги человек  может использовать различные защитные методы: стремится во что бы то не стало обрести любовь окружающих людей которой ему в детстве  не хватало или уединение. Однако все эти защитные стратегии как  способы избавления от чувства базальной  тревоги обречены на неудачу и  только усиливают его. В своей  теории личности Хорни различает  защитные стратегии двух типов: межличностные  которые человек использует в  общении с людьми и внуттриличностные  которые он пременяет на себе. Пытаясь  избавится от базального чувства  тревоги человек находит решение  проблемы либо в черезмерной уступчивости принижении себя в угоду другим людям  с которыми он во что бы то ни стало  старается сохранить хорошие  взаимоотношения либо принимает  решение выступать против людей  становится агрессивным конфликтует  с ними либо предпочитает уединени уход от людей то есть психологическую  изоляцию от них. Самая известная  книга Хорни "невротическая личность нашего времени". Вней Хор7ни представляет в качестве невротических личностей  тех людей которыне используют описанные  выше защитные стратагии поведения. Таким людям согласно Хорни свойственны  невротические потребности следующего типа:

1) Потребность во что  бы то не стало любой ценой  получить любовь людей.

2) Потребность иметь так  называемого наставника которому  человек во всём подчиняется  и которы во всём им руководит.

3) Потребность в чётко  выраженных ограничениях. Она выражается  в том что человек становится  не требовательным довольствуется  малым и начинает предпочитать  строго установленный поряддок.

4) Потребность во власти. Она выражается в доминировании   человека над другими людьми  и призрительным отношении к  слабым.

5) Потребность в эксплуатировании  лдьми.

6) Потребность в общественном  признании.

8) Потребность в самолюбовании.  Она выражается в том что  человек стремиться преукрасить  свой образ восхищается и демонстрирует  полное удовлетворение самим  сабой.

9) Чистолюбие стремление  человека стать самым лучшим  не смотря ни на что и  переживание на счёт того что  эт не удалось сделать.

10) Самодостаточность и  обсалютная независимость. Избегание  любых отношений предполагающие  взятие на себя каких либо  обязательств перед другими людьми.

11) Безупречность и обсалютная  истенность. Он считает что обладает  исключительно добродетилями.

Хорни утверждает что описанные все выше потребности  встречаются у людей.Но будуче в  умереном состоянии они помагают людям справлятся с отчуждениях  и тд и тп. Однако невротическая  личность черезмерно часто демонстрируют  эти потребности и у неё  они оказываются сильно выраженными.

Люди для  того чтобы избавиться от базального чувства тревоги выбирают один из 3 путей в жизни: стремление к людям  стремление против людей и стремление от людей. Каждое из этих стремлений определяет тип личности.

 

6 стадия личностного развития  по эриксону охватывает возраст  от 20 до 40 лет. При нормальном личностном  развитии человека с ним в  это время происходят следущие  события: человек активно включается  в проффессиональную деятельность  и добиваетсяя в ней первых  существенных успехов, он обзаводится  семьёй и в это время начинается  активная нормальная семейная  жизнь, при этом человек не  ограничивает себя только работой  или общением с членами семьи  у него сохраняются отношения  со многими разными людьми  за пределами семьи и работы  и он имеет широкий кругг  общения и разнообразные интересы. При анормальном развитии личности: человек утрачивает работоспособность  качество его работы не повышается  впоследствии достигаеет средний  уровень в работе, возникают трудности  связанные с обзаведениемсемьёй  или семейной жизнью, отношения  с людьми становятся не разборчивыми, появляются трудности в характере  из зи которых осажняются отношения  с окружающими лююдьми человек  на чинает терять прежних людей  но не приобретает новых, наступает  постепенная изоляция человека  от окружающих людей иногда  вместе с ней наблюдаются и  первые симптомы психологических  растройств.

7 стадия приходится на  возраст от 40 до 60 лет. Если человек  и в эти годы продолжает  нормально развиваться как личность  то: он добивается наибольших  успехов в работе, получает признание  и авторитет как проффессионал,  в семье у него всё обстаит  благополучно он много времени  уделяет семье и продолжает  жить широкими разнообразными  интересами, жизненная перспектива  сменяется с будущей на настоящюю,  тоесть человек начинает больше  заботиться о том что с ним  происходит сейчас чем думать  о том что с было в прошлом  или может случится в будущем.  При аномальном развитии личности: наступает почти полноя изоляция  человека от окружающих людей  он замыкается в себе его  отношения с окружающими становятся  нигативными причём причиной  этого является его собственное  поведение. Человек начинает проявлять  крайне эгоистические тэндэнции  и начинает заботится только  о себе самом. Его трудоспособность  резко падает у него появляютс  много разных заболеваний которые  вызванны не благоприятным психологическим  состоянием человекка.

8 стадия приходится на  возраст старше 60 лет. В это  время при положительном личностном  развитии: человек постепенно отходит  от профессионального труда и  его заботы переключаются на  членов своей семьи, он проявляет  особую заботу о детях внуках  и других членах семьи при  этом в очередной раз меняется  егго жизненая перспектива и  теперь он является прошлой,  гораздо больше думает о прожитой жизни чем о настоящей и тем более будущей, но прожитую ими жизнь они принимают такой какая она есть, ничего не желают в ней менять и вполне удовлетворенны ею ни спокойно ожидают конца жизни понимая что смерть не страшна. Если человека ожидает негативный финал жизни: у человека возникает ощущение хаоса и беспорядка в окружающем мире ему начинает казаться что мир враждебно настроен по отношению к нему и все люди являются врагами и он начинает защищаться хотя действительно сам нападает на них. Ему также кажется что жизнь прошла зря, чо от неё не полученно то что может он получить и в оставшиеся годы человек собирается наверстать упущенное проявляя при этом только гоизм. При чём себе он разрешает и прощает то чо он не разрешает и не прощает другим людям. Он страшно боится приблежающегося конца жизни и старается отодвинуть его как можно дальше.

 

Факторно - аналитические  теории личности (теории черт личности).

 

Это новейшие теории личности которые возникли и  стали разробатываться в эксперементальный  период развития личности. Построение этих теории опералось на широкое  использование психологических  тестов для изучения личности а так  же на многочисленные эксперементальные  исследования проведённые на здоровых нормальных людях. В отличии от этих теорий гуманнистические теории личности строились на основе общих философских  размышлений о личности без использования  эксперементальных данных то есть являются чисто теоритическими конструкциями. Психоаналитические теории создавались  опытным путём но факты для  их построения брались из исследований больных или не вполне нормалных  людей в клинике.

Наибольший  вклад в разработку теорий личности внесли три учённых: Г.Оллперт, Р.Кеттел, Г.Ю.Айзенк. Американский психолог Оллперт  вместе с тем считаетсч одним  из основателей гуманнистического  направления в изучении личности по скольку он открыто критиковал психоанализ за его невнимание к  здоровой личности и бехивиоризм. Он кроме того активно выступал против необоснованного перенооса результатов  изучения поведения животных на человека.

Одна из первых задач которую Оллперт поставил перед собой заключалась в  получении полного перечня имеющихся  у человека черт личности. Он думал  что нужно просто выделить все  слова из языка которые характиризуют  человека как личность и в результате мы получим полный список черт личности. Исходя из этого Оллперт выписал  из большлго английского словаря  все слова характеризующие черты  личности и получил список 18000 слов далее они были сокращены за счёт исключения синонимов и получилось 5000 слов. Он их разделил на группы:

1) Первичные и вторичные.

2) Базисные и ситуационные.

3) Мотивационные и инструментальнве.

Первичными  он назвал черты личности которые  в онтогинезе появляются первыми  по парядку и на основе которых  у него в дальгнейшем формируются  другие или вторичные черты личности. Базисные это такие черты личности которые составляют основу личности даного человека и проявляются у него всегда и везде. Ситуационные это такие черты личности которые появляются у человека эпизодически лишь в отдельных ситуациях жизни и в целом данного человека как личноть не характеризуют. Мотивационными называются черты личности которые служат источниками или мотивами поведения человека. Они побуждают направляют и регулируют поведение человека. Инструментальные это черты личности которые придают поведению человека определённый стиль или монеру. Оллпертпопытался дать точное научное определение черте личности: это относительно автономная прижизненное психофизиологическое образование которое определяет характерное для человека мышление и поведение. В этом определение важнными для понимания черт личности человека является следдущие моменты:

1) Все черты личности  являются не врождённными а  преобретёнными.

2) Все они формируются  и развиваются относительно независимо  друг от друга.

3) Каждая черта личности  является своеобразным сплавом  или интезом психологических  и физиологических особенностей  человека.

4) Черты личности определяют  то как человек воспринимает  и перерабатывает информацию  а так же его поступки или  поведение в обществе.

Критики теории Оллпарта часто  задавали ему вопрос:"Как доказать что черты личности действительно  существуют и на этот вопрос он отвечал - "Доказательством наличия черт личности могут служить следующие  факторы:

Информация о работе Обычное и необычное состояние психики