Обычное и необычное состояние психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:08, доклад

Краткое описание

1) Общая характеристика и классификация психических состояний.
2) Типичные или обычные психические состояния.
3) Необычные (ИЗМЕНЁННОЕ) состояние психики.

Файлы: 1 файл

обычное и необычное состояние психики.docx

— 55.14 Кб (Скачать)

В традиционном или класическом его понимании  гипноз представляет собой состояние  психики человека характеризующиеся  временным отключением его воли и частично сознанием. Ихнем участии в регуляции как пихических процесах так и поведении человека. Одним из первых исследователей гипноза Антуан Месмер рассматривал его как процесс переносящий человека из обычного в необычное состояние сознания или разума. Состояние гипноза может быть вызвано разными причинами воздействие монотонных звуков периодически  повторяющихся образов внушением со стороны и самовнушением. По своим внутренним (психологическим) признакам и по внешним проявлениям (физическим симтомам) состояние гипноза представляет собой нечто среднее между сном и бодрствованием. По этой причине некоторые учённые до сих пор считают гипноз одной из разновидностей сна. В состоянии гипноза у человека действительно проявляются некоторые физиодогические признаки сна. Находясь в состоянии гипноза человек становится очень внушаемым некретичиски воспренимает происходящщее с ним и вокруг него бесприкословно выполняет команды других людей прежде всего гипнотезёра а по выходу из этого состони не помнит того что с ним происходило в состоянии гипноза. В понимании сущности или природы гипнотического состония до сих пор нет достаточной ясности. То что на это сказаноо и написанно в лучшем случае представляют собой гипотезы требующее серьёзной проверки а не научно обаснованной теории. Тем не менее во взглядах многих учённых на природу гипноза можно обнаружить не мало общего:

1) Гипноз действительно  в чём то напоминает состояние  сна.

2) Разум и сознание человека  в состоянии  гипноза не  полностью контролирует его психику  и поведение.

3) Во время гипноза у  человека отсутствует волевой  контроль поведения.

4) Вданном состоянии человек  сравнительно легко поддаётся  внушающему воздействию.

5) Внимание человека становится  избирательным и воспреимчевым  только к сигналам гипнотезёра.

6) В состоянии гипноза  человек сравнительно легко берёт  на себя и иполняет роли  других людей.

Следует вместе с тем иметь ввиду что боддающимися гипнозу или внушаемыми являются только некоторые люди. Их по статистике не более 10. Зигмунт Фрейд который  вначале своей профессиональной карьеры в качестве врача психиаора  использовал для лечения технику  гипноза открыл и описал нечто  новое. Оно заключалось в том  счто в состоянии  гипноза при  частично отключоном сознании человека его психика и поведением начинает управлять то что находится в  его подсазнании. Вторая важная идея высказанная Фрейдом заключалаь в том что у челловека существуют не осозноваемые мотивы поведения которые  также могут актуализироваться  в состоянии гипноза однако выйдя  из состояние гипноза человек  уже не помнит о том что  и  как он делал находсь в состоянии  гепноза.

Ещё одно необычное  психическое состояние занимающее промежеточное положение межде  нормой и отклонением называется эмоциональное выгорание. Данное состояние  обычно связанно с каким либо делом  или видом деятельности с которым  часто приходится заниматься человеку. Проявляется в следующих признаках  или симптомах:

1) Человек утрачивает интерес  к данной деятельности начинает  выполнять её не в удовольствие  а в тягость. Она перестаёт  приносить ему моральное удовлетворение. Оказавшись в состоянии эмоционального  выгарания человук начинает плохо  выполнять свои обязанности безразлично  относится к тому что происходит  с ним и вокруг него причём  это сопровождается заметными  негативными изменениями в его общем физическом и психичеком самочувствии. Всостоянии эмоционального выгорания у человека могут наблюдаться следующие характерные симптомы:

1) Чувство физичекого и  психического истощения.

2) Безразличное или отрицательное  отношение к людям с которыми  человеку приходится заниматься  совместной работой или какой  либо другой деятельностью.

3) Снижение общего уровня  мастерства что в свою очередь  негативно сказывается на качестве  выполняемой работы.

Чаще всего  синдром эмоционального выгорания  встречается в проффессиональной  деятельности.

 

 

 

 

Свой вклад  в разработку гуманнистических теорий личности внёс Австрийский психолог и врач психиатр Виктор Франкл (1905 - 1997). С именем Франкла связанно введение в гуманистическую психологию личности понятие цели или смысла жизни. Учёный считал что жизнь человека может  быть нормальной только в том случае если у него имеется чёткая долеко идущая и значимая жизненная цель. Тогда человек сосредотачивает  все свои усилия и всё своё сознание на достижение этой цели иему в голову не приходят не приятные мысли и  его не охватывает не приятные переживания. Однако если человек утрачивает цель или смысл жизни его жизнь  соответственно обезсмысливается и  обезценивается и в этом случае у  человека возникают серьёзные проблемы психологического характера. Для того чтобы их решить или избавится  от них человек вновь должен приобрести утраченную цель или смысл жизни.

Эту идею Франкл реализовал в новом предложенном им методе психотерапии который он назвал логотерапия. Этот метод ориентирован на то чтобы во первых выяснить есть ли у человека конкретная цель или  смысл жизни. Во вторых если у человека их нет то надо оказать ему помощ  в обретении цели или смысла жизни.

Определённый  вклад в развитие гуманистичекой психологии личности внёс Э.Фромм. С  его именем связывают понятие  отчуждение. Под ним Фромм понимает такой способ восприятия оценки личностью  того что происходит с ней и  вокруг неё при котором всё  это человек воспринимает и оценивает  как чужое или не имеющее к  ниму никакого отношения. Психологически в ощущениях или переживаниях человека в его отношениях с миром  и с людьми отчуждение проявляется  в следующих характерных симптомах:

1) Человек чувствует что  всё что происходит в мире  вокруг него и даже с ним  самим случается без его личного  участия а сам он не может  никак повлиять на соответствующие  процессы.

2) У человека имеется  чувство того что происходящее  с ним и вокруг него лично  его не касается.

3) Человек утрачивает связи  с самим собой оказывается  не в состоянии влиять на  себя а так же связи другими  людьми в том числе разрывает  с ними те отошения которые  раньше поддерживал.

4) Собственная деятельность  чеовека и её результаты становятся  чуждыми для него утрачивают  личностный смысл. Любая  работа  выполняется без интереса без  интузиазма  только по необходимости  или по принуждению.

5) Любовь как естественное  и глубокое личностноечувство  нередко утрачивается и человек  оказывается не в состоянии  любить ни других ни себя.

Фромм считал сто отчуждённость в нашем  обществе носит почти всеобщий характер и пораждает большинство психологических  проблем с которыми сталкиваются современные люди.

 

Психоаналитические или  глубинные теории личности.

 

Учение в  своё время созданное З.Фрейдом  получило название психоанализ или  класический психоанализ. В этом учении было много спорных и не приемлимых для многих учённых положений  с которыми были не согласны не только большинство врачей и психологов но так же многие последователи самого З.Фрейда. Однако Фрейд был личностью  не принимавшей критику в свой адрес поэтому у него и многих его учеников возникли конфликты  которые привели к полному  разрыву отношений между ними и Фрейдом. Ими были: Карл Юнг, Альфрэд  Адлер, Карэн Хорни и Эрик Фромм. У них были общие идеи по по воду которых они были не согласны с  Фрейдом. Эти идей оказались следующими:

1) Придание слишком большой  роли сексуальному инстинкту  и сведение к нему почти  всего в психологии и поведении  человека в обществе.

2) Игнорирование положительной  роли общества в формировании  человека как личности.

3) Игнорирование роли разума  и сознания человека в управлении  его поведением.

Вместе с  тем каждый из названных выше авторов  предпринял попытку разработки собственной  теории личности то есть их взгляды  на личность отличались не только от взглядов Фрейда но и дркг от друга. По началу всех их называли неофрейдистами но потом  обнаружилось что это название не вполне подходит для обозначения  созданных ими теорий личности. В  них почти ничего общего с теорией  Фрейда нет. Более того некоторые  из этих учёных например Адлер категорически  возражали против того чтобы их считали  учениками и последователями  Фрейда. Поэтому современные учёные предпочитают созданные ими теории личности называть глубинной психологией. Подчёркивая тем самым что  все они существенное значение придавали  безсознательному. 

З.Фрейд родился  в 1856г. и умер в 1939г. Он в основном жил в Австрии в 1938г эмигрировал  в англию. Не в Австрии не в  Европе его взгляды не были популярными  по крайней мере до начала второй половины 19 века. Признание его учение получило только тогда когда Фрейд приехал  в США и выступил там с публичными лекциями (1909 - 1910г).

В структуру  личности по Фрейду входят 3 состовляющих которые он обозначил словами: id ego super - ego. Безсознательной части  личности или id он предовал решающее значение в управлении психикой и поведении  человека и включал в неё два  инстинкта. id по Фрейду действует изходя из так называемого принципа удовольствия то есть заставляет человека максимально полно и не считаясь ни с чем удовлетворять свои инстинкты однако человек не может это делать в обществе поскольку оно ставит моральные, социальные и правовы ограничения на проявление инстинктов человеческих отношений. Поэтому между id  и syper - ego существует изначальный и неразрушимый конфликт. Имено этот конфликт является причиной всех невротических отклонениях в личности и поведении человека. Поскольку данный невроз вызван ограничениями накладываемыми на человека со стороны общества то фрейд считал общество враждебным в личности человека и игнорировал его положительное воздействие наличность. Со средней частью личности ego Фрейд связывал сознание и самосознание человека здесь по его мнению находится представление человека о себе как о личности и здесь же находится сознание и разум человека который он использует для сохранения и поддержания положительногоо образа "Я" а с другой стороны для снятия конфликта между id и syper - ego. Этот конфликт по Фрейду пораждает у человека неприятное чувство которое он называет тревогой. В ego находятся психологические средства способные уменьшить состояние тревоги. Их Фрейд называет психологическими защитными механизмами. В его работах встречаются описания многих таких защитных механизмов но сам Фрейд ни где не предложил их полное систематическое изложение. За него это было сделанно его дочерью Анной Фрейд уже после ухода Фрейда из жизни.

Основные  пихологические защитные механизмы  личности являются следующими:

1) Отрицание. Когда реальная  действительность оказывается не  приятной для человека вызывает  у него повышенное состояние  тревоги он как бы закрывает  на неё глаза старается не  замечать отрицает сам факт  её сущесвования. Поэтому большенство  людей не понимают и не воспринимают  критику в свой адрес.

2)

Карл Юнг  вынужден был прикратить работу с  З.Фрейдом и начал собственную  работу которая называлась - "аналитическая  психология". Карл Юнг (1875-1961г). В класическом  психоанализа Фрейда и аналитической  психологии Юнга есть немало общего но и немало различного. Безсознательную  часть психики человека Юнг разделил на 3 составляющих: индивидуальное безсознательное  и коллективное безсознательное. В  понимании индивидуального без  сознательного взгляды Юнга во многом совпадают со взглядами Фрейда хотя для обозначения индивидуального  без сознательного Юнг использует другие понятия чем те которыми пользовался  Фрейд. Что касается понимания колективного без сознательного то здесь точка  зрения Юнга то здесь точка зрения Юнга радикально отличается от точки  зрения Фрейда и других психоаналитиков. Вместо понятия личность Юнг использует такое понятие как душа вкладывает в него такое же содержание как  и понятие личность. Душа и личность по Юнгу состоит из 3 относительно независимых  но взаимодействующих друг с другом структур: эго, личное без сознательное и коллективное без сознательное. Эго является центром сознания и  самосознания человека. Личностное безсознательное  включает в себя конфликты и комплексы  которые когда то осознавались человеком  но в настоящие время подавлены  и вытиснены из его сознания. Содержание личного без  сознательного у  каждого человека своё индивидуальное и зависит от его прошлого опыта. Содержание личного без сознательного  по Юнгу потонциально доступно осознанию. Коллективное без сознательное включает в себя опыт накопленный многими  поколениями людей и их животных предков которые каким то образом  зафиксирован на гинетическом уровне и в практически не изменном виде передаётся из покаления в покаление. Человек по Юнгу раждается не только с биологическим но так же и  с психологическим наследством  которое содержится в коллективном без сознательном. Оно состоит  из так называемых архитипов. Они представляют собой враждённые идеи или воспоминания которые предрасполагают людей определённым образом воспринимать переживать и реагировать на различные события в их жизни. Каждый архитип связан стенденцией определёным образом выражать чувство и мысли человека в отношении соответствующего объекта, события или ситуации. Архитипы по Юнгу представляют собой наследуемые образования которые делают человека склонным определённым образом реагировать на те или иные события в его собственной или окружающей изни. Архетипы могут иметь различную форму: обрразную, мысленную или чувственую и проявляся в разных характерных для человека психических явлениях. Все архитипические образы имеют так же своё древнее выражение и представлены например в мифах, религиозных обрядах. При всём многообразии психики и поведении отдельных людей в них много общего и это общее как раз и определяется архитипами. С каждым из архитипов связанно большое разнообразие символов. Символом Юнг называет некоторого рода знак или изображение которое представляет данный архитип иего содержание. Архитипические образы и идеи нередко отображаются в сноведениях человека встречаются в культуре в виде символов используемых в живописи литературе и религии. Юнг подчёркиввал сто символы характерные для разных культур обнаруживают поразительное сходство именно по тому что являются общими для людей представляющих разные культуры. Согласно Юнгу конечная жизненная цель человека или его развитие как личности это полное реализация им своего я то есть становление единого неповторимого и целостного индивида. Реализация каждого человеа в данном направлении уникальна и продолжается на протяжении всей его жизни. Она включает в себя процесс обозначаемый Юнгом как индивидуация. Индивмдуация представляет собой динамичиский и эволюционирующий процесс интеграции многих продеводействующих сил и тенденций. Вконечном счёте индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей личностной уникальности полное развитие всех состовляющих личности. Всё это вмевте взятое Юнг обозначает специальным термином "самость" и утверждает что существует архитип самости. Примерно это понятие по своему содержанию соответствует тому что психологи называют осознанием человека своеобразие своей личности как объединение многих противоричивых тенденций. Кроме архитипа самости в структуру личности Юнг включает ещё два архитипа: анима и анимус. Анима это женское начало в мужчине а анимус мужское начало в женщине.

Главные идеи Юнга касающиеся динамики личности состоит  в том что сознание и без  сознательное не конфликтуют между  собой а взаимно дополняют  друг друга и находятся в некотором  единстве.

А.Адлер (1870-1937г). Создал свою оригинальную теорию личности и назвал её индивидуальной психологией  личности. Она практически ни чего общего с психоанализом не имеет. Совокупность взглядов Адлера на личность человека включает 4 основных составляющих: целостность, индивидуальный стиль  жизни, социальный интерес и целенаправленность. Под целостностью понимается некоторые  внутренние непротиворечевые единства человека ккак личности между элементами которого нет конфликтов. Индивидуальным стилем жизни называется образ жизни  характерный для данного человека и отличающего его от других людей. В так понимаемый индивидуальный стиль жизни входят следующие  моменты: жизненные интересы человека его потребности способы их удовлетворения. Словосочитание социальный интерес  указывает на то что каждый человек  нормально развивающийся как  личность естественно заинтересован  в том чтобы и другие люди жили хорошо и нормально развивались  как личности. Целенаправленность означает что у каждого человека есть сознательная жизненная цель к достижению которой  он стремиться. Адлер был активным сторонником теории эволюции Чарльза  Дарвина и считал что адаптация человека к окружающей среде к его заваеманию является фундаментальным законом жизни. Представление так пониманмой адаптации Адлер в своей теории личности сочитал о том что человек стремится не только адаптироваться к окружающ ей действительности но и развиваться. Эту мысль Адлер выразил во введёном понятии "стремление к превосходству". Под ним понимались 2 вещи:

1) Адаптируясь к окружающей  среде человек стремится к  тому что бы улучшить эту  среду превзойти на личный  уровень её существования.

2) Человек стремится к  тому что бы превзойти самого  себя то есть усовершенствевать  себя как личность.

Все люди как  личности утверждает Адлер обладают индивидуальной творческой силой или  потенцией которая позваляет  им не только управлять собственным  личностным развитием но и самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Свободная  осознаная деятельность человека является определяющей чертой его личности. Эти взгляды Адлера делают его  теорию личности гораздо более близкой  к современной гуманнистической психологии личноси чем класическому психоанализу Фрейда. Одной из главных  идей в теории Адлера является положение  о том что  общество и личность функционально связанны друг сдругом  и суть человеческой личности можно  постич только через анализ его социальных отношений. Эти отношения в свою очередь могут быть позитивными  способствующими развитию человека как личности и негативными препятствующими  его развитию. Позитивные связи личности с обществом Адлер предстовляет через понятие социального интереса. Объясняя поведение человека в обществе Адлер высказывает предположение  о том что люди действуют не только на  основе того как они  понимают и воспринимают окружающий мир но и на базе собственных уеждений внезависимости от того насколко правельными  они являются. Всю теорию личности Адлера можно в её предельном локаничном выражении свисти к её следующим  явлениям:

Информация о работе Обычное и необычное состояние психики