Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:08, доклад
1) Общая характеристика и классификация психических состояний.
2) Типичные или обычные психические состояния.
3) Необычные (ИЗМЕНЁННОЕ) состояние психики.
В традиционном или класическом его понимании гипноз представляет собой состояние психики человека характеризующиеся временным отключением его воли и частично сознанием. Ихнем участии в регуляции как пихических процесах так и поведении человека. Одним из первых исследователей гипноза Антуан Месмер рассматривал его как процесс переносящий человека из обычного в необычное состояние сознания или разума. Состояние гипноза может быть вызвано разными причинами воздействие монотонных звуков периодически повторяющихся образов внушением со стороны и самовнушением. По своим внутренним (психологическим) признакам и по внешним проявлениям (физическим симтомам) состояние гипноза представляет собой нечто среднее между сном и бодрствованием. По этой причине некоторые учённые до сих пор считают гипноз одной из разновидностей сна. В состоянии гипноза у человека действительно проявляются некоторые физиодогические признаки сна. Находясь в состоянии гипноза человек становится очень внушаемым некретичиски воспренимает происходящщее с ним и вокруг него бесприкословно выполняет команды других людей прежде всего гипнотезёра а по выходу из этого состони не помнит того что с ним происходило в состоянии гипноза. В понимании сущности или природы гипнотического состония до сих пор нет достаточной ясности. То что на это сказаноо и написанно в лучшем случае представляют собой гипотезы требующее серьёзной проверки а не научно обаснованной теории. Тем не менее во взглядах многих учённых на природу гипноза можно обнаружить не мало общего:
1) Гипноз действительно в чём то напоминает состояние сна.
2) Разум и сознание человека
в состоянии гипноза не
полностью контролирует его
3) Во время гипноза у человека отсутствует волевой контроль поведения.
4) Вданном состоянии человек сравнительно легко поддаётся внушающему воздействию.
5) Внимание человека становится избирательным и воспреимчевым только к сигналам гипнотезёра.
6) В состоянии гипноза
человек сравнительно легко
Следует вместе
с тем иметь ввиду что
Ещё одно необычное
психическое состояние
1) Человек утрачивает интерес
к данной деятельности
1) Чувство физичекого и психического истощения.
2) Безразличное или
3) Снижение общего уровня
мастерства что в свою очередь
негативно сказывается на
Чаще всего
синдром эмоционального выгорания
встречается в
Свой вклад в разработку гуманнистических теорий личности внёс Австрийский психолог и врач психиатр Виктор Франкл (1905 - 1997). С именем Франкла связанно введение в гуманистическую психологию личности понятие цели или смысла жизни. Учёный считал что жизнь человека может быть нормальной только в том случае если у него имеется чёткая долеко идущая и значимая жизненная цель. Тогда человек сосредотачивает все свои усилия и всё своё сознание на достижение этой цели иему в голову не приходят не приятные мысли и его не охватывает не приятные переживания. Однако если человек утрачивает цель или смысл жизни его жизнь соответственно обезсмысливается и обезценивается и в этом случае у человека возникают серьёзные проблемы психологического характера. Для того чтобы их решить или избавится от них человек вновь должен приобрести утраченную цель или смысл жизни.
Эту идею Франкл реализовал в новом предложенном им методе психотерапии который он назвал логотерапия. Этот метод ориентирован на то чтобы во первых выяснить есть ли у человека конкретная цель или смысл жизни. Во вторых если у человека их нет то надо оказать ему помощ в обретении цели или смысла жизни.
Определённый
вклад в развитие гуманистичекой
психологии личности внёс Э.Фромм. С
его именем связывают понятие
отчуждение. Под ним Фромм понимает
такой способ восприятия оценки личностью
того что происходит с ней и
вокруг неё при котором всё
это человек воспринимает и оценивает
как чужое или не имеющее к
ниму никакого отношения. Психологически
в ощущениях или переживаниях
человека в его отношениях с миром
и с людьми отчуждение проявляется
в следующих характерных
1) Человек чувствует что
всё что происходит в мире
вокруг него и даже с ним
самим случается без его
2) У человека имеется чувство того что происходящее с ним и вокруг него лично его не касается.
3) Человек утрачивает связи с самим собой оказывается не в состоянии влиять на себя а так же связи другими людьми в том числе разрывает с ними те отошения которые раньше поддерживал.
4) Собственная деятельность
чеовека и её результаты
5) Любовь как естественное
и глубокое личностноечувство
нередко утрачивается и
Фромм считал
сто отчуждённость в нашем
обществе носит почти всеобщий характер
и пораждает большинство
Психоаналитические или глубинные теории личности.
Учение в своё время созданное З.Фрейдом получило название психоанализ или класический психоанализ. В этом учении было много спорных и не приемлимых для многих учённых положений с которыми были не согласны не только большинство врачей и психологов но так же многие последователи самого З.Фрейда. Однако Фрейд был личностью не принимавшей критику в свой адрес поэтому у него и многих его учеников возникли конфликты которые привели к полному разрыву отношений между ними и Фрейдом. Ими были: Карл Юнг, Альфрэд Адлер, Карэн Хорни и Эрик Фромм. У них были общие идеи по по воду которых они были не согласны с Фрейдом. Эти идей оказались следующими:
1) Придание слишком большой
роли сексуальному инстинкту
и сведение к нему почти
всего в психологии и
2) Игнорирование положительной роли общества в формировании человека как личности.
3) Игнорирование роли разума
и сознания человека в
Вместе с тем каждый из названных выше авторов предпринял попытку разработки собственной теории личности то есть их взгляды на личность отличались не только от взглядов Фрейда но и дркг от друга. По началу всех их называли неофрейдистами но потом обнаружилось что это название не вполне подходит для обозначения созданных ими теорий личности. В них почти ничего общего с теорией Фрейда нет. Более того некоторые из этих учёных например Адлер категорически возражали против того чтобы их считали учениками и последователями Фрейда. Поэтому современные учёные предпочитают созданные ими теории личности называть глубинной психологией. Подчёркивая тем самым что все они существенное значение придавали безсознательному.
З.Фрейд родился в 1856г. и умер в 1939г. Он в основном жил в Австрии в 1938г эмигрировал в англию. Не в Австрии не в Европе его взгляды не были популярными по крайней мере до начала второй половины 19 века. Признание его учение получило только тогда когда Фрейд приехал в США и выступил там с публичными лекциями (1909 - 1910г).
В структуру личности по Фрейду входят 3 состовляющих которые он обозначил словами: id ego super - ego. Безсознательной части личности или id он предовал решающее значение в управлении психикой и поведении человека и включал в неё два инстинкта. id по Фрейду действует изходя из так называемого принципа удовольствия то есть заставляет человека максимально полно и не считаясь ни с чем удовлетворять свои инстинкты однако человек не может это делать в обществе поскольку оно ставит моральные, социальные и правовы ограничения на проявление инстинктов человеческих отношений. Поэтому между id и syper - ego существует изначальный и неразрушимый конфликт. Имено этот конфликт является причиной всех невротических отклонениях в личности и поведении человека. Поскольку данный невроз вызван ограничениями накладываемыми на человека со стороны общества то фрейд считал общество враждебным в личности человека и игнорировал его положительное воздействие наличность. Со средней частью личности ego Фрейд связывал сознание и самосознание человека здесь по его мнению находится представление человека о себе как о личности и здесь же находится сознание и разум человека который он использует для сохранения и поддержания положительногоо образа "Я" а с другой стороны для снятия конфликта между id и syper - ego. Этот конфликт по Фрейду пораждает у человека неприятное чувство которое он называет тревогой. В ego находятся психологические средства способные уменьшить состояние тревоги. Их Фрейд называет психологическими защитными механизмами. В его работах встречаются описания многих таких защитных механизмов но сам Фрейд ни где не предложил их полное систематическое изложение. За него это было сделанно его дочерью Анной Фрейд уже после ухода Фрейда из жизни.
Основные пихологические защитные механизмы личности являются следующими:
1) Отрицание. Когда реальная
действительность оказывается
2)
Карл Юнг
вынужден был прикратить работу с
З.Фрейдом и начал собственную
работу которая называлась - "аналитическая
психология". Карл Юнг (1875-1961г). В класическом
психоанализа Фрейда и аналитической
психологии Юнга есть немало общего но
и немало различного. Безсознательную
часть психики человека Юнг разделил
на 3 составляющих: индивидуальное безсознательное
и коллективное безсознательное. В
понимании индивидуального без
сознательного взгляды Юнга во многом
совпадают со взглядами Фрейда хотя
для обозначения
Главные идеи Юнга касающиеся динамики личности состоит в том что сознание и без сознательное не конфликтуют между собой а взаимно дополняют друг друга и находятся в некотором единстве.
А.Адлер (1870-1937г).
Создал свою оригинальную теорию личности
и назвал её индивидуальной психологией
личности. Она практически ни чего
общего с психоанализом не имеет.
Совокупность взглядов Адлера на личность
человека включает 4 основных составляющих:
целостность, индивидуальный стиль
жизни, социальный интерес и целенаправленность.
Под целостностью понимается некоторые
внутренние непротиворечевые единства
человека ккак личности между элементами
которого нет конфликтов. Индивидуальным
стилем жизни называется образ жизни
характерный для данного
1) Адаптируясь к окружающей среде человек стремится к тому что бы улучшить эту среду превзойти на личный уровень её существования.
2) Человек стремится к
тому что бы превзойти самого
себя то есть
Все люди как
личности утверждает Адлер обладают
индивидуальной творческой силой или
потенцией которая позваляет
им не только управлять собственным
личностным развитием но и самостоятельно
распоряжаться своей жизнью. Свободная
осознаная деятельность человека является
определяющей чертой его личности.
Эти взгляды Адлера делают его
теорию личности гораздо более близкой
к современной гуманнистической
психологии личноси чем класическому
психоанализу Фрейда. Одной из главных
идей в теории Адлера является положение
о том что общество и личность
функционально связанны друг сдругом
и суть человеческой личности можно
постич только через анализ его социальных
отношений. Эти отношения в свою
очередь могут быть позитивными
способствующими развитию человека
как личности и негативными препятствующими
его развитию. Позитивные связи личности
с обществом Адлер предстовляет
через понятие социального