Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:47, реферат
Что есть психология? Иногда ее называют наукой о психических процессах, наукой о сознании, наукой о поведении. Это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на обширную сферу психологической практики.
Известный немецкий философ Адольф Дистервег говорил: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…».
Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.
Движущие силы развития – это противоречия между возникающими потребностями и возможностями их удовлетворения.
Л.С. Выготский выделял два уровня развития детей:
Л.С. Выготскому принадлежит приоритет постановки проблемы соотношения обучения и развития в отечественной педагогической психологии: обучение должно идти впереди развития.
Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др.
Например, целенаправленное формирование личности (воспитание) осуществляется на основе формирования:
Педагогический процесс – это процесс взаимодействия (взаимодеятельности) педагогов и учащихся, в процессе которого решаются главные задачи образования – обучение, воспитание и развитие, овладение соответствующими знаниями, умениями, навыками, мировоззрениями и поведенческими качествами личности – это реализующий этап движения от цели к результату путем обеспечения единства обучения и воспитания.
Основными компонентами педагогического процесса являются:
Эффективность результата процессов воспитания, образования и обучения невозможна без активности самого человека, его стремления к самосовершенствованию: самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.
Самовоспитание – целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
Исходным компонентом самовоспитания, как любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы – осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.
Содержательная сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности человека: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, правовой, эстетический, физический и др.
Каждый из них требует:
Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах.
Самообразование – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых знаний, умений и навыков.
Главная задача
самообразования – это
Для запуска процесса самообразования необходимо возникновение потребности в самообразовании, осознание необходимости в знаниях, далее следуют:
Содержание самообразования определяется индивидуально и включает: общее, профессиональное, психолого-педагогическое, художественное и т.д. образование.
К категориям педагогики относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства, они связывают все научное знание и связывают его в целостную систему. Педагогика – бурно развивающаяся отрасль человеческого знания, имеющая обширный категориальный аппарат, к которому, наряду с перечисленными выше, можно отнести и следующие понятия:
Педагогическая система задает целевые, содержательные и собственно процессуальные (технологические) компоненты формирования качеств личности.
К видам педагогической деятельности относится:
Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач.
Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения и воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.
У человека, как субъекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знаний, умений или качеств личности.
Существует два класса задач:
На практике можно наблюдать дифференциацию стилей педагогического общения (В.А. Кан-Калик):
В различных ситуациях могут проявляться такие стили поведения как:
Все возможные стили поведения и общения сопутствуют какому-то виду деятельности, составляя фон и образуя соответствующую эмоционально-нравственную среду взаимодействия.
Список использованной литературы:
Информация о работе Область изучаемых явлений и познание психологии