Область изучаемых явлений и познание психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:47, реферат

Краткое описание

Что есть психология? Иногда ее называют наукой о психических процессах, наукой о сознании, наукой о поведении. Это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на обширную сферу психологической практики.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Известный немецкий философ Адольф Дистервег говорил: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…».

Источником  и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между  старым и новым.

Движущие  силы развития – это противоречия между возникающими потребностями и возможностями их удовлетворения.

Л.С. Выготский выделял два уровня развития детей:

  1. уровень актуального развития – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
  2. зону ближайшего развития – это зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми. Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

Л.С. Выготскому принадлежит приоритет постановки проблемы соотношения обучения и развития в отечественной педагогической психологии: обучение должно идти впереди развития.

Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др.

Например, целенаправленное формирование личности (воспитание) осуществляется на основе формирования:

  • определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
  • мировоззрения;
  • поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Педагогический  процесс – это процесс взаимодействия (взаимодеятельности) педагогов и учащихся, в процессе которого решаются главные задачи образования – обучение, воспитание и развитие, овладение соответствующими знаниями, умениями, навыками, мировоззрениями и поведенческими качествами личности – это реализующий этап движения от цели к результату путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Основными компонентами педагогического процесса являются:

  • Целевой компонент – предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности.
  • Содержательный компонент – предполагает определение содержания педагогического процесса на основе поставленных целей.
  • Операционно-деятельностный компонент – предполагает организацию деятельности педагогов и учащихся.
  • Аналитико-результативный компонент – включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

Эффективность результата процессов воспитания, образования и обучения невозможна без активности самого человека, его стремления к самосовершенствованию: самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.

Самовоспитание – целенаправленная активная деятельность человека по формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Исходным компонентом  самовоспитания, как любого другого вида деятельности, являются потребности и мотивы – осознанные внутренние побуждения к систематической и активной работе над собой.

Содержательная  сторона процесса самовоспитания включает в себя различные аспекты развития личности человека: идейно-политический, профессиональный, нравственный, этический, правовой, эстетический, физический и др.

Каждый  из них требует:

  • специальной практической работы по самовоспитанию у себя специфических качеств и связан с составлением программы по самовоспитанию, которая предусматривает развитие ума, чувств, воли, формирование убеждений и привычек поведения;
  • самоанализа человеком своих действий, поступков, поведения, которые предполагают критическое отношение к себе, к уровню развития своих личностных качеств, к состоянию, возможностям, духовным и физическим силам.

Это, в свою очередь, связано с самооценкой, без которой невозможно самоопределиться и самоутвердиться в жизни, в социальной среде и социальных группах.

Самообразование – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых знаний, умений и навыков.

Главная задача самообразования – это самостоятельное  развитие и совершенствование личности.

Для запуска процесса самообразования необходимо возникновение потребности в самообразовании, осознание необходимости в знаниях, далее следуют:

  • самооценка подготовленности,
  • постановка целей и задач самообразования,
  • планирование работы по самообразованию,
  • определение форм, методов и средств,
  • действия,
  • постоянный самоконтроль и самооценка,
  • коррекция своих действий по самообразованию.

Содержание  самообразования определяется индивидуально  и включает: общее, профессиональное, психолого-педагогическое, художественное и т.д. образование.

К категориям педагогики относятся наиболее емкие и общие  понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства, они связывают все научное  знание и связывают его в целостную  систему. Педагогика – бурно развивающаяся  отрасль человеческого знания, имеющая обширный категориальный аппарат, к которому, наряду с перечисленными выше, можно отнести и следующие понятия:

  • Педагогическая система – соответствующие образовательные стандарты (учебный план, учебная программа), цели, содержание, методы, средства и организационные формы обучения, воспитания и развития учащихся.

Педагогическая  система задает целевые, содержательные и собственно процессуальные (технологические) компоненты формирования качеств личности.

  • Педагогическая деятельность – управление деятельностью ученика (воспитанника) и процессом взаимодействия с ним.

К видам  педагогической деятельности относится:

    • практическая деятельность по обучению и воспитанию человека;
    • методическая деятельность специалиста по изложению материалов педагогической науки (связана с методикой учебного предмета или методикой проведения воспитательной работы);
    • управленческая деятельность (эта функция педагога, наряду с организационной, сегодня является главной);
    • научно-педагогическая деятельность.

Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач.

  • Педагогическая задача возникает тогда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.

Педагогическая  задача – это результат осознания  педагогом цели обучения и воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

У человека, как  субъекта взаимодействия с педагогом  в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знаний, умений или качеств личности.

Существует  два класса задач:

    • задачи по обучению;
    • задачи по воспитанию.
  • Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность, проявляющуюся в ответных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Педагогическое взаимодействие по своей сути шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», которые являются следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых (Ю.К. Бабанский).

На практике можно наблюдать дифференциацию стилей педагогического общения (В.А. Кан-Калик):

    • стиль увлеченности совместной деятельностью,
    • стиль дружеского расположения,
    • стиль общения – дистанции,
    • стиль устрашения,
    • стиль заигрывания.

В различных  ситуациях могут проявляться  такие стили поведения как:

    • конфликтный,
    • конфронтационный,
    • сглаживающий,
    • сотруднический,
    • компромиссный,
    • приспособленческий,
    • стиль избегания,
    • подавления,
    • соперничества,
    • защиты.

Все возможные стили поведения и общения сопутствуют какому-то виду деятельности, составляя фон и образуя соответствующую эмоционально-нравственную среду взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб., 2000.
  2. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. – М., 2000.
  3. История социальной педагогики. Хрестоматия-учебник. – М., 2000.
  4. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. /А.Н. Леонтьев – М., 2001.
  5. Маклаков, А.Г. Общая психология. /А.Г. Маклаков – СПб., 2002.
  6. Психология сознания. Хрестоматия. – СПб., 2001.
  7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., Питер, 2001.
  8. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб., Питер, 2000.

 


Информация о работе Область изучаемых явлений и познание психологии