Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:47, реферат
Что есть психология? Иногда ее называют наукой о психических процессах, наукой о сознании, наукой о поведении. Это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на обширную сферу психологической практики.
В качестве особой проекции человека Б.Г. Ананьев выделял его «индивидность». Человек как индивид, по его мнению, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в динамики психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках.
Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Человек как индивид – это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости.
Другая проекция человека – это его бытие как субъекта.
Б.Г. Ананьев указывал на такие его проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Указания на субъектность как на базовую характеристику человека встречаются во многих философских и психологических работах.
Широко употребляемым в
Высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека в психологии принято считать «индивидуальность», фиксирующую одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности.
В.И. Слободчиков ввел понятие «человек как универсальность» – это особая проекция. Универсум есть полнота человеческой реальности: человек, способный совершать поступки во благо всего человечества, руководимые высшими ценностями жизни. Жертвенность, подвижнечество – формы проявления человека как универсума.
3.1. Индивид (от лат. individuum – неделимое) – человек как представитель рода, имеющий природные свойства; человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт эволюционного и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт и особенностей (задатки, влечения, темперамент и т.д.). Это есть некоторая целостность, некоторая неделимость.
Человек (или животное) рождается индивидом. Он имеет обусловленные природой особенности – генотип. Индивидуальные генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.
Изучение индивидных свойств человека проводится в пограничных с психологией областях – в дифференциальной психофизиологии, психогенетике, психосоматике, нейропсихологии.
Это природное, телесное, биологическое
существование человека. Индивид
филогенетически и
3.2.Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего, предметно-практической деятельности.
Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривается в более широком контексте – как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей.
Достижение человеком уровня субъектности
предполагает овладение им совокупностью
родовых психологических
Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения и деятельности.
3.3. Личность (от лат. persona) – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Будем отталкиваться от
На философском уровне основное отличие человека от животных определяется тем, что человек – существо общественное, то есть взаимодействует с миром не один на один, вооруженный лишь своим индивидуальным опытом, а использует опыт, накопленный человечеством и присвоенный им через социальные механизмы передачи этого опыта (общение, речь, знаковые механизмы культуры).
Вместе с тем на ранних этапах
становления человеческого
Лишь постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существование – но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ничего общего с автономным существованием животных. Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя (интериоризирует), строя на этой основе свой внутренний мир.
Обладая внутренним миром, человек становится носителем социально выработанных форм поведения и накопленного опыта. Ему уже не обязательно жить постоянно в социальном окружении; он носит свою социальность в себе. Это значит, что он обрел личность или стал личностью, что в данном случае одно и то же. Таким образом, под философским углом зрения личность – это способность человека (или человек способный) выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных форм поведения и деятельности.
Личность согласно предложенному
пониманию – специфический
3.4. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Сущностное определение индивидуальности связано с использованием понятий: целостность, самобытность, авторство, собственный способ жизни, стиль жизни, деятельности.
Индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе. Это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Человек не совпадает с обществом, с группой, с другими, а представляет собой отдельность, живущую в рамках общественного целого своей собственной жизнью. С.Л. Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств.
Индивидуальность – это
Если личность возникает во встрече человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как Другим. Индивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни.
Психологическими
Формулой индивидуальности может служить известное изречение реформатора церкви М. Лютера: «На том стою и не могу иначе».
Универсум – высшая степень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире. Универсализм человеческой жизни есть высший уровень ее духовного измерения (В.И. Слободчиков), непосредственная связь человека с миром как целым (бесконечным), обретение в понимании Человека бесконечности через усмотрение эквивалентности сторон отношения «Человек – Мир». Этот вопрос больше обсуждается на языке философии и богословия, нежели психологии. Актуальная бесконечность человека реализуется в наличном бытии в форме трансцендирования, т.е. потенциальной бесконечности (что делает наличное бытие открытым в Мир, в будущее).
4.Педагогика, как наука о воспитании.
4.1. Общее представление педагогики, как о науке.
Как особая наука педагогика впервые выделена из системы философских знаний в начале XVII века.
Педагогика – это наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя совершенствовать систему образования, деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодёжи.
Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них. Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности.
4.2. Педагогика, как наука и искусство.
Педагогика иногда рассматривается как наука и как искусство.
Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь ввиду, что оно имеет два аспекта: теоретический и практический.
Теоретический аспект является предметом
научно-педагогического
Другое дело – практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от каждого педагога овладения соответствующими умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. С семантической (от греч. semantikos – обозначающий) точки зрения необходимо различать педагогику как теоретическую науку и практическую воспитательную деятельность как искусство. В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.
4.3. Система педагогических наук.
В систему педагогических наук входят:
Информация о работе Область изучаемых явлений и познание психологии