Область изучаемых явлений и познание психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:47, реферат

Краткое описание

Что есть психология? Иногда ее называют наукой о психических процессах, наукой о сознании, наукой о поведении. Это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на обширную сферу психологической практики.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

В качестве особой проекции человека Б.Г. Ананьев выделял его «индивидность». Человек как индивид, по его мнению, предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в динамики психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках.

Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных  основ человеческой жизни, его психологии. Человек как индивид – это  существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости.

Другая проекция человека – это  его бытие как субъекта.

Б.Г. Ананьев указывал на такие его проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Указания на субъектность как на базовую характеристику человека встречаются во многих философских и психологических работах.

Широко употребляемым в психологии является понятие «личность». Этим понятием обозначается наиболее развитый уровень человеческой субъективности. В силу того, что все три проекции являются целостными формами, постоянно происходит смешение и отождествление этих категорий: индивид, субъект, личность. «Понятие личности, – писал А.Н. Леонтьев, – выражает целостность субъекта жизни… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека».

Высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека в психологии принято считать «индивидуальность», фиксирующую одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности.

В.И. Слободчиков ввел понятие «человек как универсальность» – это особая проекция. Универсум есть полнота человеческой реальности: человек, способный совершать поступки во благо всего человечества, руководимые высшими ценностями жизни. Жертвенность, подвижнечество – формы проявления человека как универсума.

3.1. Индивид (от лат. individuum – неделимое) – человек как представитель рода, имеющий природные свойства;  человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт эволюционного и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт и особенностей (задатки, влечения, темперамент и т.д.). Это есть некоторая целостность, некоторая неделимость.

Человек (или животное) рождается  индивидом. Он имеет обусловленные  природой особенности – генотип. Индивидуальные генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Изучение индивидных свойств человека проводится в пограничных с психологией  областях – в дифференциальной психофизиологии, психогенетике, психосоматике, нейропсихологии.

Это природное, телесное, биологическое  существование человека. Индивид  филогенетически и онтогенетически  формируется в системе естественных природных связей субъекта с окружающим его предметным миром 

3.2.Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Понимание субъекта в психологии связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным, способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего, предметно-практической деятельности.

Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.) значит освоить эту деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию. Вместе с тем понятие субъекта в психологии рассматривается в более широком контексте – как творец собственной жизни, как распорядитель душевных и телесных способностей.

Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью  родовых психологических способностей: мышления, сознания, желаний, воли, чувств т т.д. Понятие субъектности включает в себя всю совокупность проявлений человеческой психологии и представляет собой особого рода целостность.

Человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения и деятельности.

3.3. Личность (от лат. persona) – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

 Будем отталкиваться от четырех  простых аксиом.

  1. Личность присуща каждому человеку.
  2. Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.
  3. Личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества.
  4. Личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы, прежде всего, ориентируемся на особенности их личностного склада.

На философском уровне основное отличие человека от животных определяется тем, что человек – существо общественное, то есть взаимодействует с миром  не один на один, вооруженный лишь своим  индивидуальным опытом, а использует опыт, накопленный человечеством и присвоенный им через социальные механизмы передачи этого опыта (общение, речь, знаковые механизмы культуры).

Вместе с тем на ранних этапах становления человеческого общества социальные узы были столь прочны, что человек не обладал отдельным существованием в отрыве от социальной группы. У него не было еще ни осознания себя как отдельного человека, ни механизмов регуляции его индивидуального поведения, отличных от групповых механизмов социальной регуляции.

Лишь постепенно общественный человек начинает заново обретать автономное существование – но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ничего общего с автономным существованием животных. Человек не отрывается от социального опыта и социальных механизмов регуляции поведения, а вбирает их в себя (интериоризирует), строя на этой основе свой внутренний мир.

Обладая внутренним миром, человек  становится носителем социально  выработанных форм поведения и накопленного опыта. Ему уже не обязательно  жить постоянно в социальном окружении; он носит свою социальность в себе. Это значит, что он обрел личность или стал личностью, что в данном случае одно и то же. Таким образом, под философским углом зрения личность – это способность человека (или человек способный) выступать автономным носителем общечеловеческого опыта и исторически выработанных форм поведения и деятельности.

Личность согласно предложенному  пониманию – специфический инструмент развития человека и оценивается  в зависимости от того, как служит своему назначению, т.е. способствует или  нет приобщению человека к его человеческой (в отличие от животного) сущности. В свою очередь, личность необходимо разделять, разводить с «психическим»: человек может быть вполне психически здоровым (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, быть деятельным, руководствоваться осознанными мотивами, достигать успехов, избегать неудач) и одновременно быть личностно ущербным, больным (не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, разобщаться с ней, довольствоваться суррогатами). И если говорить о тенденциях современного общества, то надо признать, что для большого количества людей характерным является именно этот диагноз: психически здоров, но личностно болен.

3.4. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Сущностное определение индивидуальности связано с использованием понятий: целостность, самобытность, авторство, собственный способ жизни, стиль жизни, деятельности.

Индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе. Это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Человек не совпадает с обществом, с группой, с другими, а представляет собой отдельность, живущую в рамках общественного целого своей собственной жизнью. С.Л. Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств.

Индивидуальность – это авторство  собственной жизни: в миропонимании, в стилях деятельности, в социальном поведении.

Если личность возникает во встрече  человека с другими людьми, то индивидуальность – это встреча с самим собой, с собой как Другим. Индивидуальность предполагает тотальную рефлексию  всей своей жизни, обращение вглубь себя, выработку критического отношения к способу своей жизни.

Психологическими образованиями  индивидуальности человека выступают  система смысловых отношений  и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера.

Формулой индивидуальности может служить известное изречение реформатора церкви М. Лютера: «На том стою и не могу иначе».

Универсум – высшая степень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире. Универсализм человеческой жизни есть высший уровень ее духовного измерения (В.И. Слободчиков), непосредственная связь человека с миром как целым (бесконечным), обретение в понимании Человека бесконечности через усмотрение эквивалентности сторон отношения «Человек – Мир». Этот вопрос больше обсуждается на языке философии и богословия, нежели психологии. Актуальная бесконечность человека реализуется в наличном бытии в форме трансцендирования, т.е. потенциальной бесконечности (что делает наличное бытие открытым в Мир, в будущее).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Педагогика, как наука о воспитании.

4.1. Общее представление педагогики, как о науке.

Как особая наука педагогика впервые  выделена из системы философских  знаний в начале XVII века.

Педагогика – это наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Педагогика сегодня является фундаментальной  наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя совершенствовать систему образования, деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодёжи.

Народная педагогика, возникнув  как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную  развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них. Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности.

4.2. Педагогика, как наука и искусство.

Педагогика иногда рассматривается  как наука и как искусство.

Когда речь идет о воспитании, то необходимо иметь ввиду, что оно имеет  два аспекта: теоретический и  практический.

Теоретический аспект является предметом  научно-педагогического исследования. В этом смысле педагогика выступает  как наука и представляет собой  совокупность теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Другое дело – практическая воспитательная деятельность. Ее осуществление требует от каждого педагога овладения соответствующими умениями и навыками, которые могут иметь различную степень совершенства и достигать уровня педагогического искусства. С семантической (от греч. semantikos – обозначающий) точки зрения необходимо различать педагогику как теоретическую науку и практическую воспитательную деятельность как искусство. В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

 

 

4.3. Система педагогических наук.

В систему педагогических наук входят:

  • История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования в различные исторические эпохи;
  • Общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний, включает: общие основы педагогики, дидактику (теория обучения), теорию воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом);
  • Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности воспитания человека различного возраста: преддошкольная, дошкольная, школьная, андрогогика (обучение взрослых), геронтогогика (педагогика старости);
  • Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика учреждений начального профессионального образования, средних профессиональных учебных заведений, высшей школы, педагогика труда;
  • Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.);
  • Социальная педагогика (семейная, перевоспитания, трудовых коллективов) – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности;
  • Коррекционная педагогика (специальная) – изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми);
  • Этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания;
  • Сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах мира путем сопоставления и нахождения сходств и различий;
  • Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений;
  • Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.
  • Педагогика неформального образования – отрасль педагогической науки, изучающая неформальные (нетрадиционные) методы и способы обучения и воспитания.

Информация о работе Область изучаемых явлений и познание психологии