Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:47, реферат
Что есть психология? Иногда ее называют наукой о психических процессах, наукой о сознании, наукой о поведении. Это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на обширную сферу психологической практики.
Область изучаемых явлений и познание психологии.
1. Что изучает психология, и ее место в системе наук.
Что есть психология? Иногда ее называют наукой о психических процессах, наукой о сознании, наукой о поведении. Это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на обширную сферу психологической практики.
Спектр явлений изучаемых психологией, достаточно широк: одни имеют отношение к биологии, другие к социальным наукам; одни относятся к особенностям поведения животных, другие исключительно характерны для людей; некоторые касаются осознаваемого опыта, другие – бессознательных или малоосознаваемых причин поведения; некоторые связаны с поведением человека (или животного) в изоляции, другие – с тем как они ведут себя в группе, в социальном окружении, как влияют друг на друга, как относятся к другим.
Психология своими корнями уходит в философию разных стран мира и, в результате развития, стала наукой, цель которой – описание и объяснение того, как мы мыслим, чувствуем и действуем.
Одной из характерных особенностей сегодняшнего дня есть многообразие подходов к изучению человека, их глубина, какого еще никогда не знала история науки.
В связи с важными сдвигами, выдвигающими проблему человека в центр современной науки, существенно изменяется положение психологии в общей системе научного познания. На протяжении многих десятилетий положение психологии в системе наук складывалось как нельзя драматически. Ее определяли, то как науку естественную (биологическую), то как науку общественную (историческую), то как «смешанную» (биосоциальную и социобиологическую). Известны попытки, увековечить подобную двойственность психологии и констатировать существование двух психологий – объяснительной и описательной. Так или иначе, промежуточное положение психологии, относящейся к наукам об обществе и природе одновременно, всегда расценивалась как своего рода аномалия научного познания, принципиальный дефект психологического познания. Однако в настоящее время «дефект» психологии, ее «аномалия» оборачиваются принципиальными выгодами для всей современной науки.
Объединение естествознания, общественных и гуманитарных наук в значительной мере происходит на почве психологии, своеобразие которой заключается в том, что изучаемый ею человек как субъект, может быть понят как личность и индивид (целостный организм) одновременно.
Более того, психологическое
познание человека становится в современных
условиях одной из общих моделей
человекознания, поскольку исследование
многообразных отношений
Все возрастающее
многообразие аспектов человекознания
– специфическое явление
Эти приложения
связаны с так называемыми
человеческими факторами в
Среди новых гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, следует отметить эргономику, как специальную науку о трудовой деятельности человека; семиотику – дисциплину о знаковых системах (как языковых, так и не языковых), имеющую значение для изучения механизмов культурного развития человека; аксиологию – науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития человека и общества, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации. На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики – с другой, складывается эвристика – общая теория мыслительных поисков и творческого мышления человека. Развиваются более психологические дисциплины – психология науки, психология искусства, как исследования творческой деятельности и др.
Многообразие подходов современной науки к изучению человека не является только следствием все большего расчленения теоретической мысли. Это многообразие подходов есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего как вид Homo sapiens и индивид, как человечество в его историческом существовании и личность, как субъект и индивидуальность.
Проблема положения психологии в системе наук волновала многих исследователей.
Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Б.М. Кедров поместил психологию почти в центр «треугольника наук» (Рис. 1.1), сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую связь» с теорией познания. Ж. Пиаже, полемизируя с Б.М. Кедровым, поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.
Социальные науки(Социология, история, культурология и т.д.)
Естественные
науки
Рисунок 1.1 – Классификация наук по Б.М. Кедрову
На XVIII Международном психологическом конгрессе (г. Москва, 1966) выдающийся швейцарский ученый Жан Пиаже в лекции «Психология, междисциплинарные связи и система наук» в заключение сказал: «я хотел выразить чувство гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. С одной стороны, психология зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математических координаций, которые выражают структуру реальности, но овладение которыми возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в развитии».
Б.Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания.
Вслед за ним Б.Ф. Ломов выделил систему связей психологии:
Согласно точки зрения Б.Ф. Ломова, дифференциация психологии обусловлена ее отношениями с другими науками, особенно математикой и философией (Рис. 1.2).
Рисунок 1.2 – Связи психологии с другими науками (по Б.Ф. Ломову).
2. Основные задачи психологии.
Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.
Вместе с тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.
В связи
с этим возникли и развиваются
отдельные ветви психологии, или
частные психологические
1. Педагогическая психология, изучающая психологические особенности и закономерности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входит изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психологическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы воспитания личности учащихся в школьном коллективе, психологические вопросы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и т. д.
2. Детская психология, изучающая особенности психики детей разных возрастов. Задачей детской психологии является изучение процесса формирования личности ребенка, умственного развития детей, возрастных психологических особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. д.
3. Психология труда, имеющая своей задачей изучение психологических особенностей трудовой деятельности в целях рационализации процессов труда и улучшения постановки производственного обучения. Серьезного психологического изучения требуют такие вопросы, как организация места рабочего, психологические особенности рабочих операций (в том числе и навыков) в различных видах производственной деятельности, изучение психологических факторов повышения производительности труда, изучение способностей к той или другой детальной профессии и закономерностей их развития и воспитания и т. д.
4. Инженерная психология, усиленно развивающаяся в последнее время в связи с совершенствованием техники трудовых процессов. Большое значение в этой отрасли психологии приобретает проблема соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и т. д.
5. Психология искусства, изучающая психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусств (в музыке, живописи, пластике и т. д.) и особенности восприятия произведений искусства, психологический анализ их влияния на развитие личности человека.
6. Патопсихология, изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях и тем содействующая разработке рациональных методов лечения.
7. Психология спорта, изучающая психологические особенности спортивной деятельности. В задачи этой отрасли психологии входит психологическая характеристика различных видов спорта, анализ процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных процессов и волевых действий в связи с задачами обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки; психологическая характеристика спортивных соревнований, вопрос о значении спорта в формировании морально-волевых черт личности человека и др.
8. Психология космонавта, изучающая особенности психических процессов человека в условиях космического полета, в том числе влияние на психику человека больших физических перегрузок, необычных условий среды во время космического полета, состояния невесомости, особенностей работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени, и т. д.
Таким образом, психология имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в связи с задачами рационализации различных видов человеческой деятельности.
Нельзя, однако,
рассматривать эти практические
отрасли психологии как простое
применение теоретически обоснованных
психологических
Всякое научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а в связи с разрешением практических задач в тех или других видах человеческой деятельности. Изучая закономерности психики, психология делает это не в отрыве от тех или других видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать данные психологического исследования для улучшения этих видов деятельности.
3.Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Традиционно человека описывают (изучают) в проявлении его индивидных, субъектных, личностных, индивидуальных особенностей. Такое деление оправдано с точки зрения научного анализа, но нужно понимать, что мыслит, думает, борется, любит не личность, а человек, обладающий личностью, через нее, только ему, присущим образом постигающий тайны любви, жизни, борьбу.
В психологии утвердилось различение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» в описании человека. Наиболее последовательно такое различение проведено в работах Б.Г. Ананьева (1907-1972), А.Н. Леонтьева (1903-1979).
Развитие человека Б.Г. Ананьев рассматривал как единый процесс, где индивидуальность представляет собой множество общественно-природных свойств. Говоря о соотношении категорий «личность» и «индивидуальность», он отмечал, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность его глубинное измерение.
Информация о работе Область изучаемых явлений и познание психологии