Область изучаемых явлений и познание психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:47, реферат

Краткое описание

Что есть психология? Иногда ее называют наукой о психических процессах, наукой о сознании, наукой о поведении. Это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на обширную сферу психологической практики.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

Область изучаемых явлений и познание психологии.

1.  Что изучает психология, и ее место в системе наук.

Что есть психология? Иногда ее называют наукой о психических  процессах, наукой о сознании, наукой о поведении. Это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на обширную сферу психологической практики.

Спектр явлений  изучаемых психологией, достаточно широк: одни имеют отношение к  биологии, другие к социальным наукам; одни относятся к особенностям поведения  животных, другие исключительно характерны для людей; некоторые касаются осознаваемого опыта, другие – бессознательных или малоосознаваемых причин поведения; некоторые связаны с поведением человека (или животного) в изоляции, другие – с тем как они ведут себя в группе, в социальном окружении, как влияют друг на друга, как относятся к другим.

Психология  своими корнями уходит в философию  разных стран мира и, в результате развития, стала наукой, цель которой  – описание и объяснение того, как  мы мыслим, чувствуем и действуем.

Одной из характерных особенностей сегодняшнего дня есть многообразие подходов к изучению человека, их глубина, какого еще никогда не знала история науки.

В связи с  важными сдвигами, выдвигающими проблему человека в центр современной  науки, существенно изменяется положение психологии в общей системе научного познания. На протяжении многих десятилетий положение психологии в системе наук складывалось как нельзя драматически. Ее определяли, то как науку естественную (биологическую), то как науку общественную (историческую), то как «смешанную» (биосоциальную и социобиологическую). Известны попытки, увековечить подобную двойственность психологии и констатировать существование двух психологий – объяснительной и описательной. Так или иначе, промежуточное положение психологии, относящейся к наукам об обществе и природе одновременно, всегда расценивалась как своего рода аномалия научного познания, принципиальный дефект психологического познания. Однако в настоящее время «дефект» психологии, ее «аномалия» оборачиваются принципиальными выгодами для всей современной науки.

Объединение естествознания, общественных и гуманитарных наук в  значительной мере происходит на почве  психологии, своеобразие которой  заключается в том, что изучаемый  ею человек как субъект, может быть понят как личность и индивид (целостный организм) одновременно.

Более того, психологическое  познание человека становится в современных  условиях одной из общих моделей  человекознания, поскольку исследование многообразных отношений человека к миру невозможно без исследования его сложнейшей структуры, а эту структуру тем более нельзя понять вне системы отношений человека к обществу и природе, звеном которых он является.

Все возрастающее многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложениями к различным областям общественной практики.

Эти приложения связаны с так называемыми  человеческими факторами в промышленном и сельскохозяйственном производствах, в системах управления народным хозяйством, транспортом, строительством и т.д. Тот факт, что математика, физика, химия, а вслед за ними и технические науки непосредственно занялись изучением человека, имел важное значение, и для их собственного развития.

Среди новых  гуманитарных дисциплин, имеющих важнейшее значение для общей теории человекознания, следует отметить эргономику, как специальную науку о трудовой деятельности человека; семиотику – дисциплину о знаковых системах (как языковых, так и не языковых), имеющую значение для изучения механизмов культурного развития человека; аксиологию – науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития человека и общества, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации. На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики – с другой, складывается эвристика – общая теория мыслительных поисков и творческого мышления человека. Развиваются более психологические дисциплины – психология науки, психология искусства, как исследования творческой деятельности и др.

Многообразие  подходов современной науки к  изучению человека не является только следствием все большего расчленения  теоретической мысли. Это многообразие подходов есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего как вид Homo sapiens и индивид, как человечество в его историческом существовании и личность, как субъект и индивидуальность.

Проблема положения  психологии в системе наук волновала  многих исследователей.

Психология  интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Б.М. Кедров поместил психологию почти в центр «треугольника наук» (Рис. 1.1), сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую связь» с теорией познания. Ж. Пиаже, полемизируя с Б.М. Кедровым, поставил психологию в центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и многостороннюю связь с совокупностью всех научных дисциплин.

Социальные  науки(Социология, история, культурология и т.д.)

 

 

Естественные  науки                                                               Философские науки                  (Математика, химия, биология и т.д.)                                   (диалектика, этика, логика и т.д.) 

Рисунок 1.1 –  Классификация наук по Б.М. Кедрову

На XVIII Международном  психологическом конгрессе (г. Москва, 1966) выдающийся швейцарский ученый Жан Пиаже в лекции «Психология, междисциплинарные связи и система наук» в заключение сказал: «я хотел выразить чувство гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. С одной стороны, психология зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математических координаций, которые выражают структуру реальности, но овладение которыми возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в развитии».

Б.Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания.

Вслед за ним  Б.Ф. Ломов выделил систему связей психологии:

  1. с общественными науками (через отрасль психологии – социальную психологию и связанными с ней дисциплинами);
  2. с естественными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизиологию);
  3. с медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию);
  4. с педагогическими науками через психологию развития, педагогическую и специальную психологию;
  5. с техническими науками через инженерную психологию.

Согласно точки  зрения Б.Ф. Ломова, дифференциация психологии обусловлена ее отношениями с другими науками, особенно математикой и философией (Рис. 1.2).

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 –  Связи психологии с другими науками (по Б.Ф. Ломову).

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные задачи психологии.

Общая психология имеет большое теоретическое  значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и  закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.

Вместе с  тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.

В связи  с этим возникли и развиваются  отдельные ветви психологии, или  частные психологические дисциплины:

1. Педагогическая психология, изучающая психологические особенности и закономерности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входит изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психологическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы воспитания личности учащихся в школьном коллективе, психологические вопросы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и т. д.

2. Детская психология, изучающая особенности психики детей разных возрастов. Задачей детской психологии является изучение процесса формирования личности ребенка, умственного развития детей, возрастных психологических особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. д.

3. Психология труда, имеющая своей задачей изучение психологических особенностей трудовой деятельности в целях рационализации процессов труда и улучшения постановки производственного обучения. Серьезного психологического изучения требуют такие вопросы, как организация места рабочего, психологические особенности рабочих операций (в том числе и навыков) в различных видах производственной деятельности, изучение психологических факторов повышения производительности труда, изучение способностей к той или другой детальной профессии и закономерностей их развития и воспитания и т. д.

4. Инженерная психология, усиленно развивающаяся в последнее время в связи с совершенствованием техники трудовых процессов. Большое значение в этой отрасли психологии приобретает проблема соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и т. д.

5. Психология искусства, изучающая психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусств (в музыке, живописи, пластике и т. д.) и особенности восприятия произведений искусства, психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

6. Патопсихология, изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях и тем содействующая разработке рациональных методов лечения.

7. Психология спорта, изучающая психологические особенности спортивной деятельности. В задачи этой отрасли психологии входит психологическая характеристика различных видов спорта, анализ процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных процессов и волевых действий в связи с задачами обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки; психологическая характеристика спортивных соревнований, вопрос о значении спорта в формировании морально-волевых черт личности человека и др.

8. Психология космонавта, изучающая особенности психических процессов человека в условиях космического полета, в том числе влияние на психику человека больших физических перегрузок, необычных условий среды во время космического полета, состояния невесомости, особенностей работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени, и т. д.

Таким образом, психология имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в связи с задачами рационализации различных видов человеческой деятельности.

Нельзя, однако, рассматривать эти практические отрасли психологии как простое  применение теоретически обоснованных психологических закономерностей  к тем или другим случаям практической жизни. Практика не только обогащается теорией, но и сама помогает теории стать на правильный путь. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты психологические закономерности.

Всякое научное  психологическое исследование может  быть успешным лишь тогда, когда оно  строится не абстрактно, а в связи  с разрешением практических задач  в тех или других видах человеческой деятельности. Изучая закономерности психики, психология делает это не в отрыве от тех или других видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать данные психологического исследования для улучшения этих видов деятельности.

 

 

 

 

 

3.Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Традиционно человека описывают (изучают) в проявлении его  индивидных, субъектных, личностных, индивидуальных особенностей. Такое деление оправдано  с точки зрения научного анализа, но нужно понимать, что мыслит, думает, борется, любит не личность, а человек, обладающий личностью, через нее, только ему, присущим образом постигающий тайны любви, жизни, борьбу.

В психологии утвердилось различение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» в описании человека. Наиболее последовательно такое различение проведено в работах Б.Г. Ананьева (1907-1972), А.Н. Леонтьева (1903-1979).

Развитие человека Б.Г. Ананьев рассматривал как единый процесс, где индивидуальность представляет собой множество общественно-природных свойств. Говоря о соотношении категорий «личность» и «индивидуальность», он отмечал, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность его глубинное измерение.

Информация о работе Область изучаемых явлений и познание психологии