Область изучаемых явлений и познание психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:47, реферат

Краткое описание

Что есть психология? Иногда ее называют наукой о психических процессах, наукой о сознании, наукой о поведении. Это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на обширную сферу психологической практики.

Файлы: 1 файл

Психология.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

4.4. Объект и предмет педагогики.

Для определения педагогики как науки важно установить границы  ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В  свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.

А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название – образование. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

4.5. Задачи и функции педагогики.

Задачи педагогики:

  1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
  2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
  3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
  4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
  5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
  6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
  7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Функции педагогической науки:

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.

  • Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
    1. Описательном или объяснительном – изучение передового и новаторского педагогического опыта;
    2. Диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
    3. Прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.
  • Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
    1. Проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный и регулятивный» план педагогической деятельности, ее содержание и характер;
    2. Преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции;
    3. Рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Ведущая функция: познать законы воспитания, образования и обучения и на этой основе показать педагогической практике эффективные пути и способы достижения поставленных целей.

4.6. Методы педагогики.

  1. Методы педагогического исследования – это способы изучения опыта педагогической деятельности, а также педагогических фактов и явлений, установления между ними закономерных связей и отношений с целью дальнейшей научной разработки теории воспитания и совершенствования его практики.

Эти методы можно  объединить в следующие группы:

    • эмпирические методы – беседа, наблюдение, изучение документации и результатов деятельности, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), естественный эксперимент, социологические методы (социометрия, анкетирование и т.д.);
    • теоретические методы – моделирование педагогических ситуаций и процессов, теоретический анализ педагогических фактов и явлений;
    • методы количественной и качественной обработки педагогической информации – методы математической статистики, шкалирование, ранжирование и т.д.
  1. Методы воспитания (по Г.И. Щукиной):
    • методы формирования сознания личности – «убеждение» (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
    • методы организации деятельности и формирования опыта поведения – «упражнение» (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации);
    • методы стимулирования поведения и деятельности – «мотивация» (соревнование, поощрение, наказание).
  1. Методы обучения:
    • по доминирующим средствам: словесные, наглядные, практические;
    • по дидактическим задачам: методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
    • по характеру учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.

4.7. Воспитание.

Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.

  • В широком социальном значении воспитание – это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);
  • В узком социальном значении воспитание – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание);
  • В широком педагогическом значении воспитание – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);
  • В узком (локальном) педагогическом значении воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

4.8. Образование.

Чаще всего термин «образование» рассматривается как существительное от глагола «образовывать», и имеет значение «создавать», «формировать», «выращивать», «развивать ментально», «давать вид, образ» (В. Даль), создавать нечто новое, целое.

Понятие «образование»  впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827) его сущность он понимал как формирование образа. Долгое время понятие «образование» употреблялось как синоним понятия «воспитание» в широком смысле.

В советской  педагогике это понятие сузили и  стали понимать под ним процесс  вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.

Сегодня образование  понимается как:

  • ценность развивающегося человека и общества;
  • процесс обучения и воспитания человека;
  • результат процесса обучения и воспитания человека;
  • система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня).

Образование – это процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания).

Образование в  буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью.

Древний афоризм  гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

Образование связано  со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.

Обучаемость:

  • это способность учащихся овладеть содержанием образования,
  • это потенциальные возможности обучаемых,
  • это общие умственные способности к усвоению знаний, умений,
  • это восприимчивость, податливость обучению.

Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.

В образовании  выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и  приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Сущность и принципы процесса  обучения.

Обучение – это конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Это процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося.

Выделяют  две его части: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика).

Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;

Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Существует  распространенная точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности ученика.

Обучение –  особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой  возникают типичные отношения «учитель-ученик», результат этой деятельности – обогащение учащегося знаниями, достижениями, культуры, умениями и навыками.

Знания – присвоенные человеком существующие представления об объективной действительности в форме фактов, понятий, законов.

Умения – способность к осознанному выполнению определенных действий на основе усвоенных знаний.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма через постоянные упражнения.

Знания, умения и навыки (распространенный термин – ЗУНы) человека в сумме представляют его опыт.

В процессе обучения происходит управляемое познание.

Кроме основных понятий (воспитание, образование, обучение) педагогика оперирует общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.

Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное); это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.

Развитие отличается от всяких других изменений объекта: объект может изменяться, но не развиваться.

Информация о работе Область изучаемых явлений и познание психологии