Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:47, реферат
Что есть психология? Иногда ее называют наукой о психических процессах, наукой о сознании, наукой о поведении. Это огромная и сильно дифференцированная научная область, опирающаяся на обширную сферу психологической практики.
4.4. Объект и предмет педагогики.
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает осмысление ее объекта и предмета.
А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.
Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название – образование. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.
4.5. Задачи и функции педагогики.
Задачи педагогики:
Функции педагогической науки:
Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве.
Ведущая функция: познать законы воспитания, образования и обучения и на этой основе показать педагогической практике эффективные пути и способы достижения поставленных целей.
4.6. Методы педагогики.
Эти методы можно объединить в следующие группы:
4.7. Воспитание.
Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.
4.8. Образование.
Чаще всего термин «образование» рассматривается как существительное от глагола «образовывать», и имеет значение «создавать», «формировать», «выращивать», «развивать ментально», «давать вид, образ» (В. Даль), создавать нечто новое, целое.
Понятие «образование»
впервые введено в
В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.
Сегодня образование понимается как:
Образование – это процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания).
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью.
Древний афоризм гласит: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».
Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.
Обучаемость:
Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.
В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение.
5. Сущность и принципы процесса обучения.
Обучение – это конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Это процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося.
Выделяют две его части: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность ученика).
Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;
Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Существует распространенная точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности ученика.
Обучение – особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения «учитель-ученик», результат этой деятельности – обогащение учащегося знаниями, достижениями, культуры, умениями и навыками.
Знания – присвоенные человеком существующие представления об объективной действительности в форме фактов, понятий, законов.
Умения – способность к осознанному выполнению определенных действий на основе усвоенных знаний.
Навыки – умения, доведенные до автоматизма через постоянные упражнения.
Знания, умения и навыки (распространенный термин – ЗУНы) человека в сумме представляют его опыт.
В процессе обучения происходит управляемое познание.
Кроме основных понятий (воспитание, образование, обучение) педагогика оперирует общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование.
Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное); это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.
Развитие отличается от всяких других изменений объекта: объект может изменяться, но не развиваться.
Информация о работе Область изучаемых явлений и познание психологии