Научный вклад и теории в развитии обучения Эльконина Д.Б
Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 01:12, контрольная работа
Краткое описание
С иных позиций к исследованию проблем развивающего обучения подошли Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов. В основу их концепции был положен тезис о том, что ребенок выступает не как объект обучающих воздействий учителя, а как изменяющий себя субъект учения. При этом доминанта состояла в развитии интеллектуальных способностей ребенка, в развитии логического, теоретического мышления. В качестве основных целевых установок авторами были выделены формирование теоретического сознания и мышления, выработка способов умственных действий и воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.
Оглавление
Описать и проанализировать научный вклад и теории в развитии обучения Эльконина Д.Б. Выявить и проанализировать психологические условия развития творческого мышления и воображения. Исследование мотивации учебной деятельности.
При изучении и формировании
мотивации ученика важно видеть не его
застывшие психологические особенности,
т.е. то, что уже достигнуто учеником, а
самое главное - процесс становления мотивации,
зону ее “ближайшего развития”.
Формирование мотивов учения
- это создание в школе условий для развития
мотивов, целей, интересов в учении, осознание
их учеником и дальнейшее развитие им
своей мотивационной сферы. Учителю необходимо
подходить к формированию мотивации учения,
снятию тревожности с оптимистической
гипотезой, т.е. определить оптимальную
зону, где ученик, несмотря на внешне небольшие
успехи, добивается несколько лучших результатов.
Успешному развитию мотивов
учения у конкретного ученика будет способствовать
определение у него зоны “ближайшего
развития”.
Напряженная умственная деятельность,
положительная эмоциональная атмосфера
учения, включение ребенка в различные
виды деятельности и общения способствуют
развитию мотивации учения. Чтобы мотивация
была устойчивой, важно подчеркивать все
положительные сдвиги, передвижение в
освоении учеником учебного материала,
выявлять пути устранения недостатков.
Для определения школьной тревожности
необходимо обратить внимание на формирование
адекватной самооценки младших подростков,
на развитие реального отношения к результатам
своей деятельности, ориентации не на
ошибку, а на получение новых знаний.
Пути становления и особенности
мотивации каждого ученика индивидуальны
и неповторимы. Задача учителя состоит
в том, чтобы, опираясь на общий подход,
выявить, какими сложными, иногда противоречивыми
путями происходит становление индивидуальной
мотивации и познавательных процессов
и помочь подростку в этом становлении.
Анализ результатов исследования
мотивов учебной деятельности, уровня
тревожности и интеллектуальных особенностей
младших подростков.
Исследование реальной мотивации
учения у младших подростков 4, 5 и 6 классов
показало следующее:
МОТИВЫ УЧЕНИЯ
УЧАЩИЕСЯ
4 класс
5 класс
6 класс
хочу больше знать
100%
95%
70%
интересно учиться
100%
95%
70%
легко будет устроиться на работу
или поступить в ВУЗ
100%
95%
70%
из-за любопытства
70%
55%
65%
люблю заниматься самообразованием
50%
35%
25%
неприятно испытывать наказание
за плохую учебу
45%
10%
22%
сейчас все учатся
5%
25%
2%
Эти данные говорят о том, что
учеба имеет достаточно важное значение
для этой группы детей, что наличие интереса
к учению мало связано с принуждением
к этому виду деятельности.
Можно сделать заключение, что
школа является местом получения новых
знаний, поднятием социального статуса
учеников и дальнейшего определения в
профессиональной сфере.
Однако присутствует мотивация
принуждения (“неприятно испытывать наказание
за плохую учебу”, “сейчас все учатся”),
что свидетельствует в большинстве случаев
о принятии детьми обязательности учения.
При планировании исследования
предполагалось, что удовлетворенность
учебной деятельностью зависит от мотивации
учения, т.е., чем выше степень познавательной
мотивации, тем выше степень удовлетворенности
учебной деятельностью.
Опрос учащихся показал следующее:
4 КЛАСС - 40% учащихся полностью
удовлетворены своей учебной деятельностью;
35% учащихся - удовлетворены, но есть источник
неудовлетворения; у 15% учащихся - низкая
удовлетворенность учебной деятельностью
и 10% - не удовлетворены учебной деятельностью.
5 КЛАСС - 55% учащихся - полностью
удовлетворены своей учебной деятельностью;
30% учащихся - удовлетворены, но есть источник
неудовлетворения; у 10% учащихся - низкая
удовлетворенность учебной деятельностью
и 5% - не удовлетворены учебной деятельностью.
6 КЛАСС - 50% учащихся - полностью
удовлетворены своей учебной деятельностью;
30% учащихся - удовлетворены, но есть источник
неудовлетворения; у 18% учащихся - низкая
удовлетворенность учебной деятельностью
и 2% - не удовлетворены.
Анализ мотивов учения, присущий
каждой из названных групп детей показывает
следующее: младшие подростки, которые
удовлетворены учебной деятельностью,
отметили мотив “хочу больше знать”,
“интересно”, “нравится учиться”, “люблю
заниматься самообразованием”, “потом
будет легко поступить в ВУЗ”. Эти дети
любознательны, хорошо учатся, у них высокие
познавательные интересы и интеллектуальные
способности.
Некоторая неудовлетворенность
учебной деятельностью связана у детей
с тем, что много времени нужно отдавать
предметам, которые эти учащиеся не считают
любимыми и интересными, нет возможности
полно изучать то, что нравится.
В группе подростков, имеющих
низкую удовлетворенность учебной деятельностью
также отмечены мотивы: “хочу больше знать,
“привлекает сам процесс учебы”, “люблю
заниматься самообразованием”, но наряду
с названными мотивами присутствуют мотив
“неприятно испытывать наказание за плохую
учебу”. Эта группа детей считает, что
школа - это место, где можно получать хорошие
оценки, за которые хвалят взрослые, можно
проводить время с друзьями и узнавать
что-либо интересное и новое.
И немногочисленная группа
учащихся, которые неудовлетворенны учебной
деятельностью - их не увлекает процесс
учебы, они слабоуспевающие, испытывают
ситуацию неуспеха, не верят в свои силы
и возможности.
Судя по результатам исследования,
степень удовлетворенности учебной деятельностью
не зависит прямо от уровня развития мотивации
учения. На удовлетворенность учебой влияют
и другие факторы, в частности - личность
учителя. Дети отметили, что получают удовлетворение
и удовольствие от уроков, которые ведут
хорошие учителя, знающие свой предмет,
а также от уроков, соответствующих их
интересам и склонностям.
Анализ индивидуальной картины
мотивации учения показал некоторые тенденции
ее связи со степенью удовлетворенности
учебной деятельностью: чем ниже степень
удовлетворенности учением, тем больше
степень принуждения учащихся к этому
виду деятельности.
Исследование уровня и характера
тревожности, связанной со школой позволило
определить эмоциональное состояние младших
подростков.
Испытывают общую тревожность,
связанную со школой 37% учащихся 4-го
класса, 26% учащихся 5-го класса, 28% учащихся
6-го класса;
переживания социального
стресса - испытывают 31% учащихся 4-го
класса, 20% учащихся 5-го класса, 18% - учащихся
6 класса; фрустрацию потребности в достижении
успеха - 38% учащихся 4-го класса, 29% учащихся
5-го класса, 9% - учащихся 6-го класса;
проблемы и страхи
в отношениях с учителями - 20% - учащихся 4-го класса, 27%
- 5-го класса, 25% - 6-го класса.
Особое внимание следует обратить
на учащихся 4-го класса, где все параметры
по исследованию тревожности, несколько
завышены. Учитель и школа в большей степени
ориентированы на контроль за знаниями
учащихся и их поведением, т.е. школа постоянно
учит как себя вести, что следует знать,
на что обратить внимание, к чему следует
стремиться, а это ведет к проявлению тревоги
и напряжения. Учащиеся 4-го класса говорят
о том, что взрослые часто ругают их за
учебу и поведение, что в свою очередь
определяет их повышенную тревожность.
Единые требования, которые
предъявляются к учащимся в процессе обучения,
не совпадают, как правило, с реальными
и весьма различными способностями подавляющего
большинства детей. Некоторым детям учеба
дается с легкостью, а некоторые испытывают
перегрузку и постоянную тревожность.
Если в учебных ситуациях существует
позитивная обратная связь (похвала, одобрение,
переживания успеха и т.п.) от самой деятельности,
тревожность снижается. Если же преобладает
негативная обратная связь (порицание,
критические ситуации и оценки), то негативное
эмоциональное состояние усиливается.
Одной из важных причин повышенного
уровня тревожности является отношения
“учитель-ученик”, проявляется зависимость
эмоционального состояния учащихся от
гуманного отношения к ним учителя. Большинство
детей считают, что учителя относятся
к ним хорошо, с уважением, не называют
несправедливого и безразличного учителя.
Пример учителя - важный аспект полноценного
обучения, еще один из путей развития внутренней
мотивации. Учителя, получающие подлинное
удовлетворение от своей работы, способны
передать учащимся свое внутреннее мотивированное
отношение к знаниям, к своему предмету,
к процессу обучения в целом.
Имеет место психологическая
зависимость познавательных процессов
от уровня тревожности. Чем выше общая
тревожность в школе, тем ниже уровень
познавательных процессов и интеллектуальных
показателей.
Общий уровень тревожности
в 4 классе - 37% - уровень интеллектуального
развития 68%;
Общий уровень тревожности
в 5 классе - 26% - уровень интеллектуального
развития 75%;
Общий уровень тревожности
в 6 классе - 28% - уровень интеллектуального
развития 82%.
Методические рекомендации
по формированию мотивации учебной деятельности,
снятию тревожности и повышению интеллектуальной
активности учащихся.
Учитывая психолого-педагогическое
исследование, учащиеся младшего подросткового
возраста характеризуются, с одной стороны,
некоторым снижением интереса к учению,
с другой - повышением внимания к своей
личности, активным процессом самосознания.
Это определяет особую важность
формирования у детей личностно значимого
учебно-познавательного интереса.
Работа учителя, прямо направленная
на упрочнение и развитие мотивационной
сферы, включает в себя следующие виды
воздействия: актуализация уже сложившихся
у школьника ранее позитивных мотивационных
установок, которые надо укрепить и поддержать;
создание условий для появления новых
мотивационных установок (новых мотивов,
целей) и появление у них новых качеств,
устойчивости, осознанности, действенности,
коррекция дефективных мотивационных
установок.
При этом необходимо учитывать
индивидуальный подход в обучении, который
состоит в обеспечении самораскрытия
ребёнка, помощи ему в использовании своих
возможностей, склонностей, способностей,
интересов, избегать пробелов в знаниях,
развивать познавательный интерес, индивидуальность
ребенка, смягчать недостатки семейного
воспитания.
Возникновение устойчивого
уровня мотивации способствует возможности
включения ребенка в такие виды учебной
деятельности, где он может достичь успеха
и вместе с тем, где возникает ощущение
преодоления трудностей и препятствий.
Учителю необходимо на уроке постоянно
поддерживать положительную эмоциональную
атмосферу, для этого надо укреплять уверенность
ученика в своих силах, снижать отрицательное
влияние стресса во время контрольных
работ и зачетов, всевозможных помех и
усталости; создавать ситуацию успеха,
что возможно при отношениях сотрудничества
учителя и ученика и взаимоуважении.
Проблемное, развивающее обучение
на достаточном уровне трудности способствует
творческой активности школьников, предоставляет
ученику возможность развивать свой потенциал.
Интерес ребенка к общению со
сверстниками может быть использован
для развития мотивов совместной учебной
деятельности. Через интерес к конкретному
предмету, который сам является мотивом
учения, можно развивать широкие познавательные
мотивы и снимать тревожность. Изучение
преподавателями реального уровня развития
мотивов учения, интеллектуальных особенностей
и эмоционального состояния ребенка, учет
возрастных и индивидуальных особенностей
необходимы для разработки программы
развития познавательного интереса в
учебе, учет склонностей и способностей
учеников способствует формированию положительного
отношения к учению.
Учителям необходимо развивать
у подростков ответственность за себя
и свои поступки, чаще показывать значимость
и смысл учебной деятельности, потому
что основной причиной потери интереса
к учебе является отсутствие цели в учении.