Научный вклад и теории в развитии обучения Эльконина Д.Б

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 01:12, контрольная работа

Краткое описание

С иных позиций к исследованию проблем развивающего обучения подошли Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов. В основу их концепции был положен тезис о том, что ребенок выступает не как объект обучающих воздействий учителя, а как изменяющий себя субъект учения. При этом доминанта состояла в развитии интеллектуальных способностей ребенка, в развитии логического, теоретического мышления. В качестве основных целевых установок авторами были выделены формирование теоретического сознания и мышления, выработка способов умственных действий и воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.

Оглавление

Описать и проанализировать научный вклад и теории в развитии обучения Эльконина Д.Б.
Выявить и проанализировать психологические условия развития творческого мышления и воображения.
Исследование мотивации учебной деятельности.

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 48.69 Кб (Скачать)

-     возрастные познавательные возможности производны от содержания и форм их деятельности (при изменении деятельности меняется характер и уровень интеллектуальных возможностей учащихся) [8, с. 24-25].

В рамках этих положений были разработаны программы основных предметов начальной школы, варианты соответствующих учебников, комплекс методик и методических пособий для учителей.

Сравнивая системы развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова необходимо отметить, что в конкретных теоретических предпосылках, ожидаемых результатах и путях их достижения эти системы обучения имеют принципиальные различия. Однако проведенный нами анализ показал, что закономерности процесса формирования теоретического мышления, разработка психологических аспектов содержания, структуры и этапов учебной деятельности, предложенные Д. Б. Элькониным – В. В. Давыдовым не противоречат дидактическим принципам, выдвинутым Л. В. Занковым. В частности, положение Давыдова о теоретических знаниях как основе учебной деятельности соотносятся с принципами обучения на высоком уровне трудности и ведущей роли теоретических знаний разработанными Л. В. Занковым. Формирование рефлексии, по В. В. Давыдову и Д. Б. Эльконину, подтверждается принципом осознания процесса учения Л. В. Занкова. Обе концепции противопоставляют принцип от общего к частному (Д. Б. Эльконин – В. В. Давыдов), от целого к частям (Л. В. Занков), принципу традиционного обучения – от частного к общему.

Таким образом, в 50–60-е гг. были разработаны теоретические основы развивающего обучения в области начального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Чтобы адаптироваться  в современном обществе и ориентироваться  в огромном потоке постоянно  меняющейся информации, необходимо  самостоятельно, критически, творчески  мыслить, а этому детей нужно  научить. За последнее время значительно  изменились требования к обучению  и развитию младших школьников, которые находят отражение в  ФГОС, где особое внимание уделяется  развитию логического мышления, умению решать нестандартные  задачи.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Творческое мышление - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.

О творческом мышлении написано много статей, проведено много исследований, но до сих пор нет точного и ясного ответа на вопрос о психологической природе творческого мышления. Наука располагает только данными, позволяющими описать процесс решения творческих, нестандартных задач, охарактеризовать условия, необходимые для успешного решения таких задач.

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Джой Пол Гилфорд (американский психолог). Он считал, что "творческость" мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

1.Беглость - это способность быстро генерировать поток идей и возможных решений. 
2. Гибкость - это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем. 
3. Оригинальность - это способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения. 
4. Точность (разработанность)— фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.

Так как один из признаков творчества - это создание новых полезных комбинаций, то воображение, создающее эти комбинации, является основой творческого процесса.

Из этого следует, что воображение - это необходимый элемент творческой деятельности, который обеспечивает:

1. Построение образов  продуктов труда;

2.Создание программного  поведения в неопределенных проблемных ситуаций;

3. Средства создания образов, заменяющих активную деятельность (т.е. моделирование процессов или  объектов).

Согласно Дж. Рензулли (одного из известных американских специалистов в области обучения одарённых детей) умение творчески мыслить складывается из нескольких компонентов:

  1. В первую очередь интеллектуальные особенности.

  1. Знания, имеющиеся у ребёнка.

  1. Настойчивость ( мотивация).

  1. Благоприятная окружающая среда.

Психологические исследования и опыт обучения в школах США и России показывают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. Приобретенные на занятиях по развитию творческого мышления способности, навыки и умения дети эффективно переносят на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Проблемой развития творческого мышления у младших школьников является несоответствие воображения и уровня интеллекта. Ещё Лев Семёнович Выготский отмечал, что проявления фантазии у ребёнка более ярки и неожиданны, чем у взрослого, за счёт того, что ребёнок больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует. В младшем школьном возрасте высокий уровень креативности может сочетаться с низким уровнем развития интеллекта. И без интенсивной работы по развитию последнего способность к творчеству в дальнейшем быстро снижается.

Необходимыми условиями развития творческого мышления в процессе обучения будут и формирование благоприятного эмоционального и интеллектуального фона класса. « На этом фоне учение идет куда лучше, куда увлекательнее, куда быстрее! «Интеллектуальный фон» становится мощным источником общего развития учеников, необходимого для учения. (Соловейчик С. Л. Учение с увлечением, 102с.)

Учитель, работающий над развитием творческого мышления, должен быть сам творческим человеком, умеющим находить новое в уже изученном, умеющим так организовать учебный процесс, чтобы всем детям класса было интересно в нём участвовать.

Необходимо учитывать индивидуальные психологические, возрастные и эмоциональные особенности детей, чтобы добиться положительных результатов работы.

Работая несколько лет с классами для детей с ОВЗ, очень хорошо знаю, как трудно бывает добиться правильного, осмысленного ответа или выполнения какого-либо задания. Учитывая индивидуальные особенности детей, стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы ученики чувствовали желание думать и делиться своими мыслями. Ни один ответ не должен быть неправильным, он исправляется самим учеником или его одноклассниками, но так, чтобы не обидеть ребёнка. Создаются «ситуации успеха», « ситуации сбывшейся радости», хоть это и бывает очень трудно. Приучаю с уважением и вниманием выслушивать мнение каждого ученика, показываю важность опыта самих учеников.

В настоящее время огромное значение имеет формирование у детей общеучебных умений и навыков, то есть умения учиться. Развитие творческого мышления не зависит от успеваемости ученика, но способствует повышению его успеваемости.

На различных уроках, не зависимо от предмета, нужно развивать логическое мышление, воображение, фантазию детей. Ребёнок накапливает опыт и знания, его интересы расширяются, усложняются его отношения с другими людьми - всё обогащает воображение, позволяет ребёнку строить новые комбинации образов не случайно, а с отчётливым пониманием, насколько возможно совершение того или иного события в действительности.

Использование в учебном процессе проблемно- поисковых методов, организация групповых форм работы также способствует развитию творческого мышления. Метод, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин - является метод проблемного обучения. Суть проблемного обучения заключается в следующем. Перед учениками ставят проблему, познавательную задачу, и ученики при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения. Школьники строят гипотезы, аргументируют, рассуждают, доказывают. Проблемное обучение учит детей мыслить самостоятельно, творчески, формирует у них элементарные навыки исследовательской деятельности.          

Развитие творческого мышления при проблемно-диалогическом методе обучения выражается в том, что увеличивается творческая активность детей в форме вопросов. Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Не надо готовить творческие задания персонально для наиболее способных учащихся и предлагать их вместо обычных заданий, которые даются всему классу. Такой способ индивидуализации ставит детей в неравные условия и делит их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность.

Нельзя упускать и нестандартных форм организации уроков: олимпиады, экскурсии, путешествия, концерты, спектакли, викторины, встречи и т.д. И на протяжении всего учебного процесса формировать положительную учебно-познавательную мотивацию. Всякая мыслительная деятельность начинается с вопроса, с удивления. Поскольку удивление рождает мысль, нужно стараться вызвать у ребёнка вопрос, показать предмет так, чтобы ребёнок удивился вдруг открывшейся незнакомой стороне в нём. В любой, казалось бы, давно известной вещи можно найти новые, незнакомые стороны. Это всегда вызывает удивление, пробуждает размышления.

Элис Пол Торренс (американский психолог) выделяет пять принципов, которыми должен руководствоваться учитель, чтобы поощрять творческое мышление:

1.Внимательное отношение  к необычным вопросам.

2.Уважительное отношение  к необычным идеям.

3. Показать детям, что их идеи имеют ценность.

4. Предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это.

5.Предоставлять время  для неоцениваемой практики или  обучения.

Последний принцип требует объяснения. Внешняя оценка создает угрозу и, возможно, потребность в обороне. Поэтому детям необходим какой-то промежуток времени, в течение которого они не оцениваются. Таким образом не сдерживается свобода формирования идей.

Творческое мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. В противном случае оно просто угасает.

Я думаю, что изучение всех предметов начальной школы необходимо использовать для развития мышления.Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале.

 

 В качестве препятствий развитию творческого мышления может выступать излишняя критичность, внутренняя цензура, желание найти ответ немедленно, ригидность (стремление пользоваться старыми знаниями) и конформатизм (боязнь выделиться и стать смешным для окружающих).

Формирование творческого мышления во время учебного процесса  у младших школьников через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает педагогический процесс, делает его более содержательным, влияет на развитие ребенка, как на творческую личность.

 

 

 

 

 

 

 

3.Исследование мотивации учебной деятельности, уровня тревожности и интеллектуальных особенностей младших подростков

 

 
Разделы: Школьная психологическая служба

 

Целью исследования являлось изучение реальной мотивации учения, уровня тревожности, интеллектуальных особенностей младших подростков и определение путей развития мотивов учебной деятельности.

Для решения проблемы поставлены следующие исследовательские задачи:

  1. На основе экспериментального исследования выявить реальный уровень развития мотивации учащихся.

  1. Определить уровень и характер тревожности, связанный со школой.

  1. Проанализировать зависимость между интересами детей, потребностью в успехе и степенью удовлетворенности учебной деятельностью и мотивами учения.

  1. Определить динамику развития мотивации учения от младшего к старшему возрасту.

Объект исследования - учащиеся 4, 5 и б классов НОУ - школы “Светлана”.

Используемые методики:

  1. Опросник “Мотивы учения”.

  1. Опросник “Удовлетворенность учебной деятельностью.

  1. Тест “незаконченных предложений”.

  1. Тест школьной тревожности Филлипса.

  1. Культурно-свободный тест на интеллект Кэттела (детский вариант).

Исследование проводилось в сентябре-октябре 2006 г.

Проблема учения, учебных достижений, успеваемости чрезвычайно важна в младшем подростковом возрасте. Учебная деятельность протекает успешно, если она побуждается мотивами, идущими от самой учебной деятельности и мотивами, вызываемыми позицией школьника.

Снижение успеваемости, повышенная тревожность, часто наблюдаемые у младших подростков, может быть порождены самыми разными причинами.

Наиболее массовой причиной плохого усвоения знаний в средних классах школы является отсутствие адекватной мотивации учения.

Несформированность положительно устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости детей и несформированности их познавательной сферы, т.е. снижение интеллектуальных способностей. Трудности в учении деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Создание ситуации успеха может способствовать преодолению неуверенности в себе, снятию тревожности и повышению учебной активности подростка.

Информация о работе Научный вклад и теории в развитии обучения Эльконина Д.Б