Наследственность и характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:25, реферат

Краткое описание

Наследственное происхождение свойств характера убедительно отвергается при изучении однояйцевых (гомозиготных) близнецов. Как уже неоднократно подчеркивалось, наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному положению, материальному и культурному уровню. По свойствам темперамента такие близнецы очень сходны. Между тем по свойствам характера они отличаются, и чем старше, тем в большей степени

Файлы: 1 файл

Наследственность и характер.docx

— 29.15 Кб (Скачать)
  1. Наследственность  и характер
 

    Каково происхождение свойств характера? Чем объяснить, что не существует двух людей в мире с одинаковым характером? Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различные тем, что люди неодинаковы от природы по своим наследственным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). В действительности, однако, наследственные свойства организма только одно из условий происхождения свойств характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями.

    Наследственное  происхождение свойств характера  убедительно отвергается при  изучении однояйцевых (гомозиготных) близнецов. Как уже неоднократно подчеркивалось, наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному положению, материальному и культурному уровню. По свойствам темперамента такие близнецы очень сходны. Между тем по свойствам характера они отличаются, и чем старше, тем в большей степени. Следовательно, даже при совершенно одинаковых наследственных свойствах организма у людей, развивающихся и воспитывавшихся в разных социальных условиях,  образуются разные свойства характера. Люди не рождаются правдивыми или лживыми, лентяями или прилежными, добрыми или злыми – люди становятся такими. Зависимость характера от прижизненных условий подтверждается и его физиологической основой – условнорефлекторными функциональными состояниями, образующимися благодаря определённой системе внешних воздействий. 

  1. Закономерности  формирования характера

    Каждое свойство характера обусловлено отношениями  личности. Но отношения личности сами, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального положения приобретают разные свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда или обеспеченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство – все это накладывает глубокий отпечаток не только на социально-типичные свойства личности, но и на образование индивидуальных свойств характера.

    В условиях весьма сложной опосредствованной зависимости  от общественных отношений складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах – отношения симпатии, товарищества, взаимопомощи, солидарности или,

    наоборот, деспотизма. Они оказывают значительное влияние на формирование существенно важных черт характера человека. Специфические свойства характера развиваются в семье, где все заботы сосредоточены на одном - единственном ребенке, и в многодетной семье, у детей-погодков или у детей с большой разницей лет, в семьях с постоянными конфликтами между родителями и в дружных семьях. Точно так же и межличностные отношения в детском саду и в школе формируют целый ряд специфических свойств характера. Даже в зрелом возрасте обнаруживаются заметные сдвиги в свойствах характера, когда человек попадает из одного трудового коллектива в другой, с резко отличающимися межличностными отношениями.

    Известно, что  нервные процессы в раннем детстве  отличаются наибольшей инертностью. Поэтому  свойства характера, сложившиеся в  раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы  и гораздо труднее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились  в более позднем возрасте. Основываясь  на таком явлении, некоторые американские психологи утверждают, что свойства личности предопределены на всю жизнь отношениями, которые сложились в раннем детстве в зависимости от удовлетворения и неудовлетворения влечений ребенка. В действительности, однако, глубина, устойчивость и постоянство свойств характера в большой степени зависят также от степени сознательности тех отношений личности, которыми эти свойства определяются. Наиболее сознательны те отношения личности к окружающей  действительности, которые складываются на основе идейной направленности человека, на основе коммунистического мировоззрения. Поэтому активным и устойчивым свойство характера становится также тогда, когда оно мотивировано коммунистическими сознательными взглядами и убеждениями.

     Если добросовестность  и трудолюбие сложились у человека  не стихийно и соответствуют  его сознательным взглядам и  убеждениям, тогда они проявляются  в любых наиболее трудных и  критических обстоятельствах. Источник  силы и стойкости характера  советских людей, так поразивших  мир в годы гражданской и  Великой Отечественной войн, — в коммунистическом мировоззрении. Поэтому юношеский возраст, когда становление сознательных взглядов и убеждений протекает особенно отчетливо, есть вместе с тем период резких сдвигов в характере, период второго рождения характера.

    Общественные  и межличностные отношения в социальной группе сходны для всех членов данного общества или данной группы. Поэтому и обусловленные ими отношения личности социально - типичны. Каким же образом в результате одинаковых социальных условий возникают неповторимые индивидуально-своеобразные свойства характера? Почему даже в одной к той же семье дети отличаются по характеру? Объясняется это тем, что одно и то же отношение личности может осуществляться в совершенно различных индивидуальных действиях. Например, добросовестное коммунистическое отношение к труду у одного человека выражается в том, что он работает порывисто, страстно, другого с таким же добросовестным коммунистическим отношением к труду работает размеренно, спокойно.

    В каких именно индивидуально-своеобразных способах действия выразится отношение личности, зависит от врожденных особенностей нервной системы и приобретенных индивидуальных особенностей психики. Поэтому одни и те же социальные условия и обусловленные ими социально-типичные отношения личности определяют совершенно разные индивидуально-своеобразные свойства характера. Вместе с тем одни и те же индивидуальные качественные особенности психики возможны при различном, даже противоположном отношении личности. Страстными или спокойными, терпеливыми или нетерпеливыми, порывистыми или плавными в движениях могут быть люди и добросовестные и недобросовестные. Поэтому индивидуальные качественные особенности психики только тогда определяют свойства характера, когда сочетаются с соответствующим социально-типичным отношением личности.

  1. Характер и темперамент

    Среди индивидуальных качественных особенностей психики особо важное значение имеют свойства темперамента. Взаимосвязь характера и темперамента определяется физиологической основой того и другого. Мы видели, что тип нервном системы влияет на индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражаются свойства характера. Этому соответствует и влияние типа темперамента. От него зависит протекание внешних проявлений свойств характера во времени. В зависимости от типа темперамента определенные характерные способы действия могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом, при сильных или при слабых внешних и внутренних побуждениях. Так, было показано, что при наличии стремления к общению сангвиники обычно первые начинают разговор, тогда как флегматики более пассивны в общении, хотя охотно откровенно и искренне делятся с товарищами и подругами своими переживаниями, но редко делают это по собственной инициативе. Сангвиники легко завязывают новые знакомства, но вместе с тем легко прекращают старые. Флегматики с трудом вступают в знакомства и прекращают их. Такого рода различия в протекании внешних проявлений свойств характера могут быть названы динамическими особенностями. От свойств темперамента зависят динамические особенности свойств характера.

    Роль типа темперамента сказывается еще и иначе. Мы видели, что свойства типа нервной системы могут благоприятствовать или противодействовать образованию определенной системы условных рефлексов, лежащих в основе свойств характера, например, пассивно-оборонительных или агрессивных. Соответственно этому и свойства темперамента могут благоприятствовать или противодействовать развитию определенной системы свойств характера. Так, при неблагоприятных объективных условиях меланхолику легче стать трусам, чем холерику. Но при благоприятных условиях, наоборот, холерику легче стать храбрым, чем меланхолику. При этом ни один тип темперамента не может фатально предопределить храбрость или трусость, ка и другие черты характера.  
     

  1. Характер  и деятельность

    Социальные  условия развития и воспитания и  их взаимоотношение с наследственными  индивидуальными особенностями  психики определяют свойства характера  не прямо и непосредственно, а  через посредство деятельности. В  зависимости от действий и поступков  человека при одних и тех же социальных условиях и наследственных особенностях возникают разные свойства характера. С наибольшей очевидностью это обнаруживается при изучении развития и формирования характера  у гомозиготных близнецов, воспитывающихся  в родной семье.

    В исследованиях  обнаружено, что гомозиготные близнецы, воспитывающиеся в родной семье, гораздо более отличаются друг от друга по характеру, чем в том  случае, если они были взяты на воспитание в разные семьи. Объясняется это  тем, что когда близнецы растут вместе, то постоянное общение порой с  необходимостью требует от них различных  поступков. Если один из них проявляет  инициативу, то второй принужден следовать  за ним. Если один из них помогает другому, то другой принимает эту помощь. Именно это различие в действиях и поступках близнецов порождает у них разные свойства характера. Между тем если близнецы воспитываются в разных семьях, они не зависят друг от друга в своих действиях и поступках. Благодаря одинаковости наследственных задатков они склонны в одинаковых обстоятельствах совершать одинаковые поступки. Поэтому у них обнаруживается большее сходство в свойствах характера. Следовательно, различия в характере гомозиготных близнецов формируются в зависимости от различия в их действиях и поступках.

    У гомозиготных близнецов различие действий и поступков  зависит от случайных обстоятельств. Поэтому и различия в характере  гомозиготных близнецов, воспитывавшихся  в родной семье, весьма незначительны. Но если взять детей вообще, то различия в условиях их, развития и воспитания бесконечно разнообразны. Различны общественные условия школы, класса, семьи, друзья и товарищи, история жизни. Поэтому так же бесконечно разнообразны действия и поступки детей и порождаемые ими различия в характере.

    Таким образом, развитие характера происходит в  процессе активной деятельности человека, в зависимости от его действий и поступков.

    Своеобразие активной деятельности ребенка определяется возрастными особенностями. В дошкольном возрасте наибольшее значение в развитии характера имеет игровая деятельность - сюжеты детских игр, игровые роли, взаимоотношения детей в игре. Уже в старшем дошкольном возрасте воспитательное значение приобретают трудовые поручения и дидактические занятия. В школе формирование характера происходит вначале преимущественно в учебной деятельности, а затем - все в большей степени - и в труде на пришкольном участке, и в учебных мастерских, в общественной деятельности пионерской и комсомольской организаций. Наконец, у взрослого человека трудовая деятельность выполняет главную роль в формировании характера.

    Роль активной деятельности в формировании характера  заключается в том, что именно в ней образуются те индивидуально-своеобразные способы действия, в которых выражается характер. Но для того чтобы примененные  человеком действия в процессе деятельности стали устойчивыми и постоянными, чтобы они всегда применялись  в типичных обстоятельствах, эти  действия должны приобрести особое качество. Они должны стать автоматизмами. Автоматизм способов действия - необходимое  следствие физиологической основы характера - условнорефлекторного функционального связанного с образованием определенного динамического стереотипа. Благодаря этому в критических условиях, когда необходимо быстро решиться на что-то, действия и поступки, в которых выражается характер, возникают без предварительного размышления и без колебаний. Человек бросается в воду, чтобы спасти утопающего, подвергает себя смертельному риску, чтобы предотвратить аварию.

    Как образуются такие автоматизмы способов действия? Можно наблюдать несколько различных  психологических механизмов таких  автоматизмов. Одни из них - привычки. Трудолюбие как черта характера невозможно без привычки к труду. Чистоплотность невозможна без соответствующих  привычек поведения. Привычки образуются в результате многократного повторения одних и тех же действий. Следовательно, одно из важнейших условий формирования свойств характера - это повторное  и настойчивое упражнение в соответствующих  действиях и поступках.

    Однако привычки только тогда становятся основой  определенных свойств характера, если они образуются и проявляются  при соответствующем сознательном отношении личности. Так, систематически заставляя ребенка работать, наказывая  его каждый раз, когда он не выполнит работы, можно воспитать у него привычку к труду. Но если труд для ребенка тягостен, если труд не доставляет ребенку радости, если он не видит смысла в труде, то, несмотря на привычку к труду, мы не сможем воспитать у ребенка трудолюбия как черты характера.  

Информация о работе Наследственность и характер