Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:25, реферат
Наследственное происхождение свойств характера убедительно отвергается при изучении однояйцевых (гомозиготных) близнецов. Как уже неоднократно подчеркивалось, наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному положению, материальному и культурному уровню. По свойствам темперамента такие близнецы очень сходны. Между тем по свойствам характера они отличаются, и чем старше, тем в большей степени
Другой источник
автоматизмов способов действия - подражание.
Значение подражания в формировании характер
в большом степени объясняется влиянием
выразительных действий и движений на
эмоциональные переживания человека.
Гораздо труднее испытывать озлобленность
и недоброжелательство к людям, когда
приветливо им улыбаешься. И наоборот,
гораздо труднее испытывать симпатию
и доброжелательство, если грубо и неприветливо
разговариваешь с ними. Поэтому если ребенок
путем внешнего подражания перенимает
жесты, выражение лица, интонации голоса
доброго, отзывчивого человека, если благодаря
подражанию такие выразительные движения
и жесты становятся привычными, то тем
самым изменяется внутренний строй переживаний,
определяющих действия человека. Но именно
потому, что на основе чисто внешнего подражания
образуются только автоматизмы действия,
подражание не может играть главной и
решающей роли в развитии и воспитании
характера. Подражание только тогда становится
условием развития свойств характера,
когда оно мотивировано определенным
отношением личности к вызывающему подражание
образцу поведения. Хорошо известно, какие
значительные изменения происходят в
развитии характера благодаря подражанию
любимому учителю, или кому-либо из старших,
или литературному герою, или историческому
деятелю. Так, в развитии характера Николая
Островского большое значение имело сознательное
подражание Оводу - герою романа Войнич.
Существенную
роль в развитии характера
играют автоматизмы,
В отличие
от привычек установка - это готовность
не только к определенным движениям
и действиям, но и к определенным
образам восприятия, памяти и воображения,
к определенным понятиям и мыслям,
к определенным эмоциональным и
волевым реакциям. Зависимость происхождения
свойств характера от образования
установки выяснена в исследованиях
советского психолога В. Г. Норакидве.
Он установил, что определенным свойствам
характера соответствуют качественные
особенности установки, проявляющиеся
при лабораторном испытании зрительного,
осязательного и двигательного восприятия
величины, формы, тяжести и т. п. Так, у людей
с целостным, гармоническим характером
фиксированная установка образуется быстро.
Наоборот, у людей с неустойчивым и противоречивым
характером, действия и поступки которых
импульсивны и зависят от случайной обстановки,
фиксированная установка часто вовсе
не образуется или проявляется лишь один-два
раза и быстро исчезает. Образование установок,
так же как и других автоматизмов, только
тогда приводит к возникновению свойств
характера, когда оно связано с определенным
сознательным отношением личности. Образование
установок происходит иначе, чем образование
привычек. Установки возникают не только
после предшествовавших неоднократных
повторений какой-либо деятельности, но
и в результате один раз пережитой ситуации,
сопровождавшейся сильными и глубокими
эмоциональными переживаниями. Поэтому
изменения в характере нередко вызываются
резкими изменениями жизненных условий
и происходят сразу путем перелома.
В связи с этим особое значение в происхождении свойств характера приобретают конфликтные ситуаций. В исследованиях было установлено, какие глубокие, длительные и устойчивые изменения характера происходят благодаря конфликтам, пережитым в детстве, например когда при переходе в другую школу резко изменяется отношение к ребенку или когда он сталкивается с противоположными требованиями, предъявляемыми, с одной стороны, семьей, а с другой - школой. Характер не только яснее всего обнаруживается в трудных, критических обстоятельствах, но и формируется в них.
Свойства характера развиваются и воспитываются не только в детском возрасте, но и на протяжении всей жизни человека. Так, в одном из исследований показано, что в возрасте от 25 до 55 лет 73 % опрошенных людей замечали изменения в своем характере. В юношеском возрасте и у взрослых людей решающую роль при этом играет поступок, совершаемый в критических обстоятельствах. Так, изучались изменения характера, происходившие в результате тяжелого потрясения. При совершенно одинаковых внешних обстоятельствах, например наступлении инвалидности, перенесенной тяжелой несправедливости, у разных людей наблюдались изменения характера в совершенно противоположном направлении. Одни в таких обстоятельствах озлоблялись, замыкались, опускались на более низкий моральный уровень. Другие, наоборот, становились мягче, отзывчивее, повышался уровень их активности, и расширялись интересы.
Эти различия зависели от того, какой выход из конфликтной ситуации находил человек, на какой поступок он решался: на поступок, отчуждающий его от людей и коллектива, или, наоборот, служащий на пользу людям и коллективу, сближающий с ними.
Разумеется, поступок
человека в критических обстоятельствах
прежде всего зависит от всего предшествующего
развития и воспитания. Однако даже при
наиболее благоприятных условиях развития
и воспитания в зависимости от бесконечного
многообразия сочетаний внешних и внутренних
условий один и тот же человек может решиться
на существенно различные поступки. Формирование
характера эффективно только в той степени,
в какой человек сам создает его своими
поступками на протяжении всей своей жизни.
Воспитание характера невозможно без
самовоспитания.
Используемая
литература: