Взаимоотношения
с коллективом сверстников у
больных этой группы часто
складываются неправильно, это
неблагоприятно сказывается на
дальнейшем развитии их личности,
становится основанием для неправильной,
завышенной самооценки и не
соответствующего возможностям
больного уровня притязаний. В повседневной
жизни такие дети стремятся быть во всем
первыми, занять лидирующее положение
в коллективе. Отсутствие возможностей
для реализации их желаний приводит к
отрицательному отношению к школе и к
коллективу сверстников, к снижению эмоционального
тонуса деятельности вообще. Аффективные
переживания усиливают церебрастенические
проявления, что еще более увеличивает
разрыв между реальными возможностями
ребенка и предъявляемыми к нему требованиями.
За этим неизбежно следует цепь неудач,
которые приводят к новым конфликтам.
Ребенок начинает игнорировать отсутствие
успеха, обвиняя в неудаче не себя, а окружающих,
становится застенчивым. В качестве защитной
реакции у мальчиков возникает агрессивность
или нарочито дурашливое поведение, у
девочек постепенно формируются и закрепляются
черты неуверенности в своих силах, занижается
самооценка. Подобная динамика развития
личности неблагоприятно сказывается
на школьной и социальной адаптации детей.
Третий вариант
осложненного психического инфантилизма
у детей с церебральными параличами
— это так называемый органический
инфантилизм, описанный отечественными
психиатрами (Г. Е. Сухарева, 1965;
С. С. Мнухин, 1968, и др.). В основе
органического инфантилизма лежит
сочетание незрелости эмоционально-волевой
сферы с нарушением интеллектуальной
деятельности, проявляющимся в виде
инертности, тугоподвижности мышления,
низкого уровня операций обобщения. Дети
обычно двигательно расторможены, благодушны,
у них грубо нарушена целенаправленная
деятельность, снижен уровень критического
анализа своих действий и поступков. Повышенная
внушаемость сочетается с проявлениями
упрямства, плохой переключаемостью внимания,
выраженным снижением памяти и работоспособности.
Эмоционально-волевые
расстройства при органическом
инфантилизме характеризуются резкой
дисгармонией. Наряду с чертами
«детскости», повышенной внушаемостью,
несамостоятельностью, наивностью
суждении для этих детей характерны
склонность к «расторможению»
влечений, недостаточная критичность;
элементы импульсивности сочетаются
с проявлениями инертности. Самооценка
и уровень притязаний обычно
завышены, отсутствует адекватная реакция
на неуспех. При воздействии дополнительных
неблагоприятных факторов окружающей
среды формируются характерологические
отклонения возбудимого типа. Дети проявляют
двигательное беспокойство, раздражительность,
импульсивность, неспособны адекватно
учитывать ситуацию, некритичны к себе
и своему поведению. Подобные формы поведения
имеют тенденцию к закреплению. Проявления
органического инфантилизма чаще наблюдаются
при атонически-астатической форме церебрального
паралича.
Помимо различных
проявлений психического инфантилизма,
у детей с церебральными параличами
возможны варианты психастенического
(тревожно-мнительного), астенического
и аутистического развития личности.
Психастенический (тревожно-мнительный)
вариант характеризуется выраженной
склонностью к возникновению
страхов, опасений, боязнью всего
нового, колебаниями настроения. В
подростковом возрасте страхи приобретают
навязчивый характер, сопровождаются
болезненной нерешительностью, склонностью
к постоянным сомнениям и колебаниям,
мнительностью, ипохондрическими опасениями.
При астеническом
варианте преобладают робость,
застенчивость, неуверенность в
себе, повышенная впечатлительность,
обидчивость; в подростковом возрасте
формируется чувство неполноценности,
неспособность преодолевать житейские
трудности, раздражительность.
При аутистическом
варианте дети сознательно избегают общения,
отличаются замкнутостью, обидчивостью,
настороженностью к окружающим в связи
с переживанием своей неполноценности,
у многих из них возникают гиперкомпенсаторные
фантазии, в которых они представляют
себя сильными, уверенными, активными,
окруженными друзьями. В целом больные
стремятся «отгородиться» от непосильных
для них требований повседневной жизни,
сохраняя повышенную ранимость и привязанность
к близким.
Проведенное нами
исследование (Е. М. Мастюкова, 1985)
показало, что процесс формирования личности
детей с церебральными параличами связан
с ранним органическим поражением мозга,
так и с особенностями их восприятия и
окружения. Специфика детского церебрального
паралича, тяжесть и характер двигательных
нарушений определяют некоторые особенности
формирования личности. При более тяжелых
формах заболевания, когда ребенок длительное
время нуждается в уходе и помощи со стороны
взрослых, резко ограничен в социальных
контактах и предметно-манипулятивной
деятельности, отклонения в развитии личности
по типу осложненного психического инфантилизма
оказываются более глубокими.
Специфика двигательного
поражения, связанная с вовлечением
в патологический процесс различных
мозговых структур, также оказывает
определенное влияние на особенности
развития личности. Так, для спастической
диплегии наиболее характерны проявления
невропатической формы осложненного инфантилизма
и психастенический вариант с преобладанием
тормозимости, повышенной пугливости,
неуверенности в своих силах, ипохондрических
опасений. При гиперкинетической форме
заболевания с преимущественным поражением
подкорковых мозговых структур преобладают
церебрастеническая форма осложненного
психического инфантилизма с различными
проявлениями аффективного поведения
и астенический вариант развития личности.
Особенности личности
медицинского работника.
Следует отметить,
что предпосылкой возникновения
положительных психологических
отношений и доверия между
медработниками и больными является
квалификация, опыт и искусство
врача и медсестры. При этом
результатом расширяющихся и
углубляющихся сведений в современной
медицине является повышенное
значение специализации, а также
создание различных ответвлений
медицины, направленных на определенные
группы заболеваний в зависимости
от локализации, этиологии и
способов лечения. Можно отметить,
что при этом специализация
несёт с собой определенную
опасность суженного взгляда
врача на больного.
Сама медицинская
психология может помочь выровнять
эти отрицательные стороны специализации
благодаря синтетическому пониманию
личности больного и его организма.
А квалификация является только
инструментом, больший или меньший
эффект применения которого зависит
от других сторон личности
врача. Можно отметить определение
доверия больного к врачу, данное
Гладким:
«Доверие к врачу
– это положительное динамическое
отношение больного к врачу, выражающее
предыдущим опытом обусловленное ожидание,
что врач имеет способности, средства
и желание помочь больному наилучшим
образом».
Для проявления
доверия к медработнику имеет
значение первое впечатление,
возникающее у пациента при
встрече с ним. При этом значение
для человека имеет актуальная
мимика медицинского работника,
его жестикуляции, тон голоса, выражения
лица, вытекающие из предыдущей
ситуации и не предназначенные
для больного, употребление сленговых
речевых оборотов, а также его
внешний вид. Например, если больной
человек видит врача неопрятного,
заспанного, то он может потерять
веру в него, часто считая, что
человек, не способный заботиться
о себе, не может заботиться
о других. Различные отклонения
в поведении и во внешнем
виде пациенты склонны прощать
только тем медработникам, которых
они уже знают и к которым
испытывают доверие.
Медработник приобретает
доверие больных в том случае,
если он как личность гармоничен,
спокоен и уверен, но не надменен.
В основном, в тех случаях, когда
его манера поведения – настойчивая
и решительная, сопровождающаяся человеческим
участием и деликатностью. Следует отметить,
что принимая серьёзное решение, врач
должен представлять себе результаты
такого решения, последствия его для здоровья
и жизни пациента и повышать в себе чувство
ответственности.
Особые требования
к медработнику предъявляет необходимость
быть терпеливым и владеть
собой. Он должен всегда предусмотреть
различные возможности развития
заболевания и не считать неблагодарностью,
неохотой лечиться или даже
личным оскорблением его со
стороны больного, если состояние
пациента не улучшается. Бывают
ситуации, когда уместно проявить
чувство юмора, однако, без тени
насмешки, иронии и цинизма. Такой
принцип, как «смеяться вместе
с больным, но никогда –
над больным», известен многим. Однако
некоторые больные не переносят
юмора даже с добрым намерением
и понимают его как неуважение
и унижение их достоинства.
Имеются факты,
когда люди с неуравновешенными,
неуверенными и рассеянными манерами
постепенно гармонизировали своё
поведение по отношению к другим.
Это достигалось как путем
собственных усилий так и при помощи
других людей. Однако, это требует определённых
психологических усилий, работы над собой,
определённого критического отношения
к себе, которая для медработника есть
и должна быть сама собой разумеющейся.
Отметим, что
медработник – молодой специалист,
о котором больные знают, что
он обладает меньшим жизненным
опытом и меньшеё квалификацией,
находится при поиске доверия
больных и в более невыгодном
положении по сравнению со
своими старшими коллегами, имеющими
опыт работы. Но молодому специалисту
может помочь сознание того, что
этот недостаток переходящий,
который можно компенсировать
добросовестностью, профессиональным
ростом и опытом.
Следует отметить,
что личные недостатки медработника
могут привести пациента к
мысли, что врач или медсестра
с такими качествами не будут
добросовестными и надежными
и при исполнении своих непосредственных
служебных обязанностей.
Вообще, уравновешенная
личность медработника является
для пациента комплексом гармонических
внешних стимулов, влияние которых
принимает участие в процессе
его лечения, выздоровления реабилитации.
Медработник может воспитывать
и формировать свою личность,
в том числе и наблюдая за
реакцией на свое поведение
непосредственно. Скажем, по разговору,
оценке мимики, жестов больного.
Также и косвенно, когда о взгляде
на своё поведение он узнаёт
от своих коллег. Да и сам
может помогать своим коллегам направлять
их в сторону более эффективного психологического
взаимодействия с пациентами.
Тактика медицинского
работника.
Общение с пациентом
– важнейший элемент процесса
лечения.
Искусство собирания
анамнеза – нелёгкое искусство.
Выражаясь языком психологов, это
управляемый разговор, предназначенный
для сбора анамнестических данных,
причем управлять разговором
следует незаметно. Больной, с
которым проводится беседа, не
должен этого чувствовать. В
процессе сбора анамнеза у
него должно создаваться впечатление
непринуждённой беседы. При этом
врачу необходимо оценить серьёзность
жалоб, манеру их предъявления,
отделить главное от второстепенного,
убедиться в достоверности показаний,
не обижая больного недоверием,
помочь вспомнить, не внушая. Всё
это требует большого такта,
в особенности, когда речь идёт
о выяснении душевного состояния,
психических травм, играющих большую
роль в развитии болезни.
Во время расспроса
больного нужно всегда учитывать
его культурный уровень, степень
интеллектуального развития, профессию
и другие обстоятельства. Следует
избегать пустых, ничего не значащих
слов, потворства неразумным капризам
и требованиям некоторых больных.
Иными словами, нельзя предложить стандартную
форму разговора медработника с пациентом.
Здесь необходимы изобретательность и
творческое отношение.
Особое внимание
следует обратить на больных
престарелого возраста и детей.
Отношение врача или медсестры
к ребёнку, пациенту зрелого
возраста и старику, даже при
одинаковой болезни, должно быть
совершенно различным, что обусловлено
возрастными особенностями этих больных.
Особенности личности
медицинского работника.
Следует отметить,
что предпосылкой возникновения
положительных психологических
отношений и доверия между
медработниками и больными является
квалификация, опыт и искусство
врача и медсестры. При этом
результатом расширяющихся и
углубляющихся сведений в современной
медицине является повышенное
значение специализации, а также
создание различных ответвлений
медицины, направленных на определенные
группы заболеваний в зависимости
от локализации, этиологии и
способов лечения. Можно отметить,
что при этом специализация
несёт с собой определенную
опасность суженного взгляда
врача на больного.
Сама медицинская
психология может помочь выровнять
эти отрицательные стороны специализации
благодаря синтетическому пониманию
личности больного и его организма.
А квалификация является только
инструментом, больший или меньший
эффект применения которого зависит
от других сторон личности
врача. Можно отметить определение
доверия больного к врачу, данное
Гладким: