Нарушение психических процесов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:37, доклад

Краткое описание

Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования.

Файлы: 1 файл

нарушение психических процессов.docx

— 39.24 Кб (Скачать)

 При различных  формах церебральных параличей  преобладают тс или иные проявления  задержки психического развития. Так, при спастической диплегии и гемипаретической форме в общей структуре задержки психического развития преобладает несформированиость ряда высших корковых функций, в первую очередь пространственных представлений, оптико-пространственного гнозиса, конструктивного праксиса; при гиперкинетической форме в связи с частыми дефектами слуха — недостаточность вербального мышления, резко выражено нарушение памяти, внимания, умственной работоспособности; при атактической и особенно при атонически-астатической формах часто отсутствует произвольная регуляция деятельности, нарушена последовательность мышления. В ряде случаев наблюдаются расстройства поведения и эмоционально-волевой сферы в виде некритичности, импульсивности, эйфории или апатии и др. 

Олигофрения при  церебральных параличах проявляется  недоразвитием не только интеллектуальной деятельности, но и психики в целом. При этом на первый план выступает  недостаточность высших форм познавательной деятельности — абстрактного мышления и высших, прежде всего гностических, функций. Олигофрения наблюдается примерно у 50 % больных церебральным параличом (В. L. Bowser, J. S. Solis, 1985). В большинстве случаев выявляют атипичную форму, характеризующуюся неравномерной структурой интеллектуального дефекта. У одних больных неравномерность заключается в более выраженном по сравнению со степенью снижения интеллекта недоразвитии таких высших корковых функций, как оптико-пространственный гнозис, конструктивный праксис, счет. Такие больные с трудом осваивают математические категории, не выполняют задания по ручному труду (дети не могут воспроизвести на бумаге заданный образец, правильно расположив его в пространстве). В других случаях доминируют нарушение поведения и эмоционально-волевой сферы, двигательная расторможенность, недоразвитие речи. У некоторых больных олигофрения сочетается с резко выраженной неспособностью к психическому напряжению, чрезмерной отвлекаемостыо, вялостью или даже полной бездеятельностью, трудностью установления контакта с окружающими. Подобная форма олигофрении описана в литературе как атоническая (С. С. Мнухин, 1962; Д. Н. Исаев, 1982).

 Степень тяжести  олигофрении варьирует от легкой  дебильности до имбецильности; последняя преобладает при двусторонней гемиплегии и атонически-астатической формах   церебральных   параличей.

 Диагностика нарушений  познавательной деятельности должна  быть комплексной.    Важное    значение имеют данные клинико-психологического обследования и педагогической оценки, полученные с помощью специальных методик, выявляющих особенности прогностической деятельности, наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. Для диагностики нарушений познавательной деятельности у младших школьников с церебральными параличами наряду с традиционными клинико-психологическими методиками (выполнение заданий на классификацию картинок, на выделение четвертой лишней картинки, на понимание рассказов со скрытым смыслом и др.) применяют матрицы Равена и метод «Угадайка» (Е. М. Мастюкова и соавт., 1986). 

Нарушения эмоционально-волевой  сферы чаще всего проявляются  повышенной эмоциональной возбудимостью  в сочетании с выраженной неустойчивостью  вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостыо нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

 В дошкольном  возрасте дети отличаются чрезмерной  впечатлительностью, склонностью к  страхам, причем у одних преобладают  повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная  расторможенность, у других —  робость, застенчивость, заторможенность.  Чаще всего отмечаются сочетания  повышенной эмоциональной лабильности  с инертностью эмоциональных  реакций, в некоторых случаях  с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают  насильственный характер. Повышенная  эмоциональная возбудимость нередко  сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста  и отказа, которые значительно  усиливаются в новой для ребенка  обстановке, а также при утомлении.  Эмоциональные расстройства доминируют  в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей, особенно в раннем возрасте.

 Кроме повышенной  эмоциональной возбудимости можно  наблюдать состояние полного  безразличия, равнодушия, безучастия (апатико-абулический синдром). Этот  синдром, так же как и радостное,  приподнятое настроение со снижением  критики (эйфория), отмечается при  поражениях лобных долей мозга.  Возможны и другие эмоционально-волевые  нарушения: слабость волевого  усилия, несамостоятельность, повышенная  внушаемость, возникновение катастрофических  реакций при так называемых  фрустрационных ситуациях. 

Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с церебральными параличами. Повышенная впечатлительность в сочетании с эмоциональной возбудимостью и аффективной инертностью создает благоприятный фон для возникновения невроза страха. Страх может возникать даже под влиянием незначительных психогенных факторов — незнакомой ситуации, разлуки с близкими, появления новых лиц и новых игрушек, громких звуков и т. п. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других — гиподинамией, общей заторможенностью, и в обоих случаях сопровождается выраженными вегатативно-сосудистыми реакциями— побледнением или покраснением кожи, гипергидрозом, учащением пульса и дыхания, иногда ознобом, повышением температуры. В момент страха у ребенка усиливаются саливация и двигательные нарушения (спастичность, гиперкинезы, атаксия). Возможны психогенно   обусловленные   навязчивые фобии в виде страха одиночества, высоты, передвижения; в подростковом возрасте — страх болезни и смерти.

 Страхи, возникающие  спонтанно, вне связи с какими-либо  психогенными факторами, называются  неврозоподобными; они обусловлены органическим поражением головного мозга. К ним относят недифференцированные ночные страхи, появляющиеся эпизодически во время сна и сопровождающиеся криком, плачем, общим возбуждением, вегетативными расстройствами. Они характерны для детей с гипертензивно-гидроцефальным синдромом, часто возникают на фоне гипертермии. Если страхи появляются внезапно, на фоне соматического благополучия, в определенное время ночного сна, через одинаковые промежутки времени, сопровождаются двигательными автоматизмами, их следует отличать от пароксизмов эпилептического генеза, которые также наблюдаются при детских церебральных параличах.

 Эмоциональные  нарушения с соматовегетативными  расстройствами являются благоприятной  почвой для возникновения истероформных реакций. Такие реакции провоцируются обидой или неудовлетворенными требованиями и желаниями ребенка, сопровождаются бурными проявлениями — падением на пол, криком, агрессивностью по отношению к окружающим, соматовегетативными нарушениями. При неправильном воспитании эти реакции закрепляются и приобретают условно-рефлекторный характер. Превратившись в привычные формы поведения, они могут стать исходным моментом в формировании патологического характера. 

Особенности личности. Среди вариантов аномального  развития личности при церебральных параличах наиболее часто отмечают задержанное развитие по типу психического инфантилизма. В основе психического инфантилизма лежит дисгармония  созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой  сферы при преобладающей незрелости последней. Основной признак инфантилизма — недоразвитие произвольной регуляции  поведения и высших форм волевой  деятельности. В своих поступках  дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, сиюминутными желаниями. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям  коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо.

 В основе изменений  личности по типу психического  инфантилизма лежит недоразвитие  или замедленное созревание лобных  отделов коры большого мозга.  К дополнительным условиям развития  этого типа отклонений относятся  неправильное воспитание, ограничение  деятельности и общения, обусловленное  двигательной и речевой недостаточностью.

 Инфантилизм эмоционально-волевой  сферы сохраняется нередко и  в старшем школьном возрасте, проявляясь в виде повышенного  интереса к детским играм, слабости  волевого усилия и целенаправленной  интеллектуальной деятельности, повышенной  внушаемости. Больные часто двигательно расторможены, эмоционально неустойчивы, легко истощаемы, пресыщаемы и инертны. Игровая деятельность бедна и однообразна. В ряде случаев незрелость дисгармонична, сочетается с эгоцентризмом, склонностью к резонерству, ранними проявлениями сексуальности.

 В литературе  описано три варианта осложненного  психического инфантилизма (В. В.  Ковалев, 1979). Все они с некоторыми  специфическими особенностями наблюдаются  при детских церебральных параличах.  Первый, невропатический, вариант  представляет собой сочетание  психического инфантилизма с  проявлениями невропатии. Дети несамостоятельны, повышенно внушаемы, заторможены,  пугливы, не уверены в своих  силах, чрезмерно привязаны к  матери, с трудом адаптируются  к новым условиям. У детей раннего  возраста обычно выражены соматовегетативные  нарушения (расстройства сна,  аппетита, сверхчувствительность к  различным раздражителям). В новой  обстановке больные проявляют  повышенную робость, застенчивость,  трусливость, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации. В  школьном возрасте эти особенности  нередко сочетаются с повышенной  самооценкой, эгоцентризмом, в  связи с чем возникают ситуационные конфликтные переживания. Не найдя признания у сверстников, некоторые больные проявляют склонность к уходу в свой внутренний мир фантазии, у них развивается чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в развитии свойств личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды тормозные варианты поведения могут стать привычными, что способствует формированию характерологических отклонений тормозного типа.

 «Аффект неадекватности»  при невропатическом варианте  психического инфантилизма проявляется  в различных формах. Одна из  них — реакции протеста, представляющие  собой преходящие расстройства  поведения на основе аффективных  переживаний (переживания обиды,  ущемленного самолюбия и т. п.). Для реакций протеста характерны определенная избирательность и направленность. Обычно преобладают реакции пассивного протеста. Они проявляются в отказе от еды, от устного общения с определенными лицами (избирательный мутизм), в уходах из дома или из школы, иногда в виде отдельных соматовегетативных нарушений — рвоты, энуреза, энкопреза. Значительно реже результатом протеста бывает суицидальное поведение, либо только в мыслях и представлениях, либо в суицидальных действиях. Такое поведение заранее не

 обдумывается, возникает  внезапно, импульсивно, неожиданно  для окружающих. Эта форма протеста  в основном ограничена препубертатным и пубертатным возрастом и обусловлена острым переживанием чувства обиды, недовольства окружающими и самим собой; поводом для суицидального поведения могут быть незаслуженное наказание, унизительное замечание, плохая оценка успеваемости в школе, неразделенное чувство первой любви и др. Но чаще всего пассивный протест у детей с церебральными параличами проявляется отказом от выполнения требований родителей или учителя.

 К реакциям  отказа относится «аффект неадекватности»,  характеризующийся пассивностью  ребенка, отказом от его обычных  желаний и стремлений, от общения  с окружающими. Больные остро  переживают потерю перспективы  и как бы отказываются от  притязаний. Подобные реакции у  детей с церебральными параличами  могут возникать во фрустрирующей ситуации, при встрече с трудностями, неудачами. В психологическом аспекте это расстройство планов, крушение надежд, проявляющиеся растерянностью, беспокойством, ощущением беспомощности.

 Закрепление вышеописанных  форм поведения в виде пассивного  протеста, реакции отказа при  неправильном воспитании способствует  так называемому патохарактерологическому формированию личности тормозного типа, сочетающей в себе такие черты характера, как неуверенность, заторможенность, обидчивость, склонность к страхам. При церебральных параличах этому в значительной мере способствует чрезмерная опека, подавляющая естественную активность ребенка, стремление к самостоятельности, в результате чего постепенно начинают закрепляться ощущение зависимости от взрослых, неуверенность в себе, пассивность, робость как устойчивые свойства личности.

 При тяжелых  двигательных и речевых нарушениях  у детей с сохранным интеллектом  закрепление тормозных форм поведения  носит компенсаторный характер. Тормозимостью, замедленностью реакций, отсутствием активности и инициативы дети как бы стараются завуалировать свои речедвигательные дефекты.

 Второй вариант  осложненного психического инфантилизма  у детей с церебральными параличами  представляет собой сочетание  психического инфантилизма с  симптомами раздражительной слабости. Такое нарушение описано в  литературе как церебрастенический вариант осложненного инфантилизма (В. В. Ковалев, 1979). Признаки эмоционально-волевой незрелости у детей сочетаются с повышенной эмоциональной возбудимостью, нарушением внимания, нередко и памяти, низкой работоспособностью. Характерны повышенная раздражительность, несдержанность, склонность к конфликтам с окружающими, чрезмерная психическая утомляемость, непереносимость психического напряжения, неустойчивость настроения. Дети требуют к себе постоянного внимания, одобрения своих действий; в противном случае возникают вспышки недовольства, гнева, обычно заканчивающиеся слезами. Типичны аффективно-возбудимые формы поведения, однако в новой обстановке может, напротив, проявиться повышенная заторможенность.

Информация о работе Нарушение психических процесов