При различных 
формах церебральных параличей 
преобладают тс или иные проявления 
задержки психического развития. 
Так, при спастической диплегии 
и гемипаретической форме в общей структуре 
задержки психического развития преобладает 
несформированиость ряда высших корковых 
функций, в первую очередь пространственных 
представлений, оптико-пространственного 
гнозиса, конструктивного праксиса; при 
гиперкинетической форме в связи с частыми 
дефектами слуха — недостаточность вербального 
мышления, резко выражено нарушение памяти, 
внимания, умственной работоспособности; 
при атактической и особенно при атонически-астатической 
формах часто отсутствует произвольная 
регуляция деятельности, нарушена последовательность 
мышления. В ряде случаев наблюдаются 
расстройства поведения и эмоционально-волевой 
сферы в виде некритичности, импульсивности, 
эйфории или апатии и др. 
Олигофрения при 
церебральных параличах проявляется 
недоразвитием не только интеллектуальной 
деятельности, но и психики в целом. 
При этом на первый план выступает 
недостаточность высших форм познавательной 
деятельности — абстрактного мышления 
и высших, прежде всего гностических, 
функций. Олигофрения наблюдается примерно 
у 50 % больных церебральным параличом (В. 
L. Bowser, J. S. Solis, 1985). В большинстве случаев 
выявляют атипичную форму, характеризующуюся 
неравномерной структурой интеллектуального 
дефекта. У одних больных неравномерность 
заключается в более выраженном по сравнению 
со степенью снижения интеллекта недоразвитии 
таких высших корковых функций, как оптико-пространственный 
гнозис, конструктивный праксис, счет. 
Такие больные с трудом осваивают математические 
категории, не выполняют задания по ручному 
труду (дети не могут воспроизвести на 
бумаге заданный образец, правильно расположив 
его в пространстве). В других случаях 
доминируют нарушение поведения и эмоционально-волевой 
сферы, двигательная расторможенность, 
недоразвитие речи. У некоторых больных 
олигофрения сочетается с резко выраженной 
неспособностью к психическому напряжению, 
чрезмерной отвлекаемостыо, вялостью 
или даже полной бездеятельностью, трудностью 
установления контакта с окружающими. 
Подобная форма олигофрении описана в 
литературе как атоническая (С. С. Мнухин, 
1962; Д. Н. Исаев, 1982).
 Степень тяжести 
олигофрении варьирует от легкой 
дебильности до имбецильности; последняя 
преобладает при двусторонней гемиплегии 
и атонически-астатической формах   
церебральных   параличей.
 Диагностика нарушений 
познавательной деятельности должна 
быть комплексной.    Важное    
значение имеют данные клинико-психологического 
обследования и педагогической оценки, 
полученные с помощью специальных методик, 
выявляющих особенности прогностической 
деятельности, наглядно-действенного, 
наглядно-образного и словесно-логического 
мышления. Для диагностики нарушений познавательной 
деятельности у младших школьников с церебральными 
параличами наряду с традиционными клинико-психологическими 
методиками (выполнение заданий на классификацию 
картинок, на выделение четвертой лишней 
картинки, на понимание рассказов со скрытым 
смыслом и др.) применяют матрицы Равена 
и метод «Угадайка» (Е. М. Мастюкова и соавт., 
1986). 
Нарушения эмоционально-волевой 
сферы чаще всего проявляются 
повышенной эмоциональной возбудимостью 
в сочетании с выраженной неустойчивостью 
вегетативных функций, общей гиперестезией, 
повышенной истощаемостыо нервной системы. 
У детей первых лет жизни стойко нарушен 
сон (трудности засыпания, частые пробуждения, 
беспокойство в ночное время). Аффективное 
возбуждение может возникать даже под 
влиянием обычных тактильных, зрительных 
и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь 
в непривычной для ребенка обстановке.
 В дошкольном 
возрасте дети отличаются чрезмерной 
впечатлительностью, склонностью к 
страхам, причем у одних преобладают 
повышенная эмоциональная возбудимость, 
раздражительность, двигательная 
расторможенность, у других — 
робость, застенчивость, заторможенность. 
Чаще всего отмечаются сочетания 
повышенной эмоциональной лабильности 
с инертностью эмоциональных 
реакций, в некоторых случаях 
с элементами насильственности. 
Так, начав плакать или смеяться, 
ребенок не может остановиться, 
и эмоции как бы приобретают 
насильственный характер. Повышенная 
эмоциональная возбудимость нередко 
сочетается с плаксивостью, раздражительностью, 
капризностью, реакциями протеста 
и отказа, которые значительно 
усиливаются в новой для ребенка 
обстановке, а также при утомлении. 
Эмоциональные расстройства доминируют 
в структуре общего дезадаптационного 
синдрома, характерного для этих детей, 
особенно в раннем возрасте.
 Кроме повышенной 
эмоциональной возбудимости можно 
наблюдать состояние полного 
безразличия, равнодушия, безучастия 
(апатико-абулический синдром). Этот 
синдром, так же как и радостное, 
приподнятое настроение со снижением 
критики (эйфория), отмечается при 
поражениях лобных долей мозга. 
Возможны и другие эмоционально-волевые 
нарушения: слабость волевого 
усилия, несамостоятельность, повышенная 
внушаемость, возникновение катастрофических 
реакций при так называемых 
фрустрационных ситуациях. 
Фобический синдром, 
или синдром страхов, характерен для многих 
детей с церебральными параличами. Повышенная 
впечатлительность в сочетании с эмоциональной 
возбудимостью и аффективной инертностью 
создает благоприятный фон для возникновения 
невроза страха. Страх может возникать 
даже под влиянием незначительных психогенных 
факторов — незнакомой ситуации, разлуки 
с близкими, появления новых лиц и новых 
игрушек, громких звуков и т. п. У одних 
детей он проявляется двигательным возбуждением, 
криком, у других — гиподинамией, общей 
заторможенностью, и в обоих случаях сопровождается 
выраженными вегатативно-сосудистыми 
реакциями— побледнением или покраснением 
кожи, гипергидрозом, учащением пульса 
и дыхания, иногда ознобом, повышением 
температуры. В момент страха у ребенка 
усиливаются саливация и двигательные 
нарушения (спастичность, гиперкинезы, 
атаксия). Возможны психогенно   обусловленные   
навязчивые фобии в виде страха одиночества, 
высоты, передвижения; в подростковом 
возрасте — страх болезни и смерти.
 Страхи, возникающие 
спонтанно, вне связи с какими-либо 
психогенными факторами, называются 
неврозоподобными; они обусловлены органическим 
поражением головного мозга. К ним относят 
недифференцированные ночные страхи, 
появляющиеся эпизодически во время сна 
и сопровождающиеся криком, плачем, общим 
возбуждением, вегетативными расстройствами. 
Они характерны для детей с гипертензивно-гидроцефальным 
синдромом, часто возникают на фоне гипертермии. 
Если страхи появляются внезапно, на фоне 
соматического благополучия, в определенное 
время ночного сна, через одинаковые промежутки 
времени, сопровождаются двигательными 
автоматизмами, их следует отличать от 
пароксизмов эпилептического генеза, 
которые также наблюдаются при детских 
церебральных параличах.
 Эмоциональные 
нарушения с соматовегетативными 
расстройствами являются благоприятной 
почвой для возникновения истероформных 
реакций. Такие реакции провоцируются 
обидой или неудовлетворенными требованиями 
и желаниями ребенка, сопровождаются бурными 
проявлениями — падением на пол, криком, 
агрессивностью по отношению к окружающим, 
соматовегетативными нарушениями. При 
неправильном воспитании эти реакции 
закрепляются и приобретают условно-рефлекторный 
характер. Превратившись в привычные формы 
поведения, они могут стать исходным моментом 
в формировании патологического характера. 
Особенности личности. 
Среди вариантов аномального 
развития личности при церебральных 
параличах наиболее часто отмечают 
задержанное развитие по типу психического 
инфантилизма. В основе психического 
инфантилизма лежит дисгармония 
созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой 
сферы при преобладающей незрелости 
последней. Основной признак инфантилизма 
— недоразвитие произвольной регуляции 
поведения и высших форм волевой 
деятельности. В своих поступках 
дети руководствуются в основном 
эмоцией удовольствия, сиюминутными 
желаниями. Они эгоцентричны, не способны 
сочетать свои интересы с интересами 
других и подчиняться требованиям 
коллектива. В интеллектуальной деятельности 
также выражено преобладание эмоций 
удовольствия, собственно интеллектуальные 
интересы развиты слабо.
 В основе изменений 
личности по типу психического 
инфантилизма лежит недоразвитие 
или замедленное созревание лобных 
отделов коры большого мозга. 
К дополнительным условиям развития 
этого типа отклонений относятся 
неправильное воспитание, ограничение 
деятельности и общения, обусловленное 
двигательной и речевой недостаточностью.
 Инфантилизм эмоционально-волевой 
сферы сохраняется нередко и 
в старшем школьном возрасте, 
проявляясь в виде повышенного 
интереса к детским играм, слабости 
волевого усилия и целенаправленной 
интеллектуальной деятельности, повышенной 
внушаемости. Больные часто двигательно 
расторможены, эмоционально неустойчивы, 
легко истощаемы, пресыщаемы и инертны. 
Игровая деятельность бедна и однообразна. 
В ряде случаев незрелость дисгармонична, 
сочетается с эгоцентризмом, склонностью 
к резонерству, ранними проявлениями сексуальности.
 В литературе 
описано три варианта осложненного 
психического инфантилизма (В. В. 
Ковалев, 1979). Все они с некоторыми 
специфическими особенностями наблюдаются 
при детских церебральных параличах. 
Первый, невропатический, вариант 
представляет собой сочетание 
психического инфантилизма с 
проявлениями невропатии. Дети несамостоятельны, 
повышенно внушаемы, заторможены, 
пугливы, не уверены в своих 
силах, чрезмерно привязаны к 
матери, с трудом адаптируются 
к новым условиям. У детей раннего 
возраста обычно выражены соматовегетативные 
нарушения (расстройства сна, 
аппетита, сверхчувствительность к 
различным раздражителям). В новой 
обстановке больные проявляют 
повышенную робость, застенчивость, 
трусливость, отсутствие инициативы, 
низкий уровень мотивации. В 
школьном возрасте эти особенности 
нередко сочетаются с повышенной 
самооценкой, эгоцентризмом, в 
связи с чем возникают ситуационные конфликтные 
переживания. Не найдя признания у сверстников, 
некоторые больные проявляют склонность 
к уходу в свой внутренний мир фантазии, 
у них развивается чувство одиночества. 
Все это приводит к еще большей дисгармонии 
в развитии свойств личности. При длительных 
неблагоприятных воздействиях окружающей 
среды тормозные варианты поведения могут 
стать привычными, что способствует формированию 
характерологических отклонений тормозного 
типа.
 «Аффект неадекватности» 
при невропатическом варианте 
психического инфантилизма проявляется 
в различных формах. Одна из 
них — реакции протеста, представляющие 
собой преходящие расстройства 
поведения на основе аффективных 
переживаний (переживания обиды, 
ущемленного самолюбия и т. п.). Для реакций 
протеста характерны определенная избирательность 
и направленность. Обычно преобладают 
реакции пассивного протеста. Они проявляются 
в отказе от еды, от устного общения с определенными 
лицами (избирательный мутизм), в уходах 
из дома или из школы, иногда в виде отдельных 
соматовегетативных нарушений — рвоты, 
энуреза, энкопреза. Значительно реже 
результатом протеста бывает суицидальное 
поведение, либо только в мыслях и представлениях, 
либо в суицидальных действиях. Такое 
поведение заранее не
 обдумывается, возникает 
внезапно, импульсивно, неожиданно 
для окружающих. Эта форма протеста 
в основном ограничена препубертатным 
и пубертатным возрастом и обусловлена 
острым переживанием чувства обиды, недовольства 
окружающими и самим собой; поводом для 
суицидального поведения могут быть незаслуженное 
наказание, унизительное замечание, плохая 
оценка успеваемости в школе, неразделенное 
чувство первой любви и др. Но чаще всего 
пассивный протест у детей с церебральными 
параличами проявляется отказом от выполнения 
требований родителей или учителя.
 К реакциям 
отказа относится «аффект неадекватности», 
характеризующийся пассивностью 
ребенка, отказом от его обычных 
желаний и стремлений, от общения 
с окружающими. Больные остро 
переживают потерю перспективы 
и как бы отказываются от 
притязаний. Подобные реакции у 
детей с церебральными параличами 
могут возникать во фрустрирующей 
ситуации, при встрече с трудностями, неудачами. 
В психологическом аспекте это расстройство 
планов, крушение надежд, проявляющиеся 
растерянностью, беспокойством, ощущением 
беспомощности.
 Закрепление вышеописанных 
форм поведения в виде пассивного 
протеста, реакции отказа при 
неправильном воспитании способствует 
так называемому патохарактерологическому 
формированию личности тормозного типа, 
сочетающей в себе такие черты характера, 
как неуверенность, заторможенность, обидчивость, 
склонность к страхам. При церебральных 
параличах этому в значительной мере способствует 
чрезмерная опека, подавляющая естественную 
активность ребенка, стремление к самостоятельности, 
в результате чего постепенно начинают 
закрепляться ощущение зависимости от 
взрослых, неуверенность в себе, пассивность, 
робость как устойчивые свойства личности.
 При тяжелых 
двигательных и речевых нарушениях 
у детей с сохранным интеллектом 
закрепление тормозных форм поведения 
носит компенсаторный характер. 
Тормозимостью, замедленностью реакций, 
отсутствием активности и инициативы 
дети как бы стараются завуалировать свои 
речедвигательные дефекты.
 Второй вариант 
осложненного психического инфантилизма 
у детей с церебральными параличами 
представляет собой сочетание 
психического инфантилизма с 
симптомами раздражительной слабости. 
Такое нарушение описано в 
литературе как церебрастенический 
вариант осложненного инфантилизма (В. 
В. Ковалев, 1979). Признаки эмоционально-волевой 
незрелости у детей сочетаются с повышенной 
эмоциональной возбудимостью, нарушением 
внимания, нередко и памяти, низкой работоспособностью. 
Характерны повышенная раздражительность, 
несдержанность, склонность к конфликтам 
с окружающими, чрезмерная психическая 
утомляемость, непереносимость психического 
напряжения, неустойчивость настроения. 
Дети требуют к себе постоянного внимания, 
одобрения своих действий; в противном 
случае возникают вспышки недовольства, 
гнева, обычно заканчивающиеся слезами. 
Типичны аффективно-возбудимые формы 
поведения, однако в новой обстановке 
может, напротив, проявиться повышенная 
заторможенность.