Нарушение психических процесов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:37, доклад

Краткое описание

Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в качестве относительно изолированных объектов исследования.

Файлы: 1 файл

нарушение психических процессов.docx

— 39.24 Кб (Скачать)

нарушение психических  процессов -

Психические процессы - отдельные проявления психической  деятельности человека, (условно) вычленяемые  в качестве относительно изолированных  объектов исследования. Каждый психический  процесс имеет общий объект отражения  и единую отражательно-регуляционную  специфику.  

 Психические процессы:

- являются формами  отражения субъектом объективной  реальности в процессе деятельности  центральной нервной системы; 

- выступают в  качестве первичных регуляторов  поведения.  

Нарушения психических  процессов в организме человека приобретают в клиническом смысле различный характер. Как правило, психологические, сугубо клинические  исследования касаются изучения расстройств  познавательных, мыслительных функций. и лишь ограниченное число работ посвящено анализу нарушений мышления, умственной работоспособности, под призмой особенностей формирования личностной сферы. 

 Отдельные психические  процессы, выделяемые в психической  деятельности, определяются как  высшие психические процессы. К ним относят мышление, речь, письмо, счет, память, произвольные движения, перцептивные процессы (процессы восприятия).  

Высшие психические  процессы имеют специфические признаки и формируются на основе биологических  предпосылок. Они складываются прижизненно  во взаимодействии ребенка со взрослым и окружающим миром в целом, а потому они социально обусловлены и несут в себе отпечаток той культурно-исторической среды, в которой развивается ребенок. Кроме того, такие функции по своей природе инструментальны: они осуществляются с использованием различных средств, способов, "психологических орудий", среди которых особое место занимает речь. Используя эти орудия, человек овладевает возможностями регуляции своих отношений с предметным миром, другими людьми, овладевает собственным поведением. Например, при запоминании словесного ряда с помощью логических или образных ассоциаций человек вводит в память мышление или воображение. Таким образом, одна функция опосредует оптимальное осуществление другой; человек, по словам Л.С. Выготского, сотрудничает с самим собой. Диапазон спектра доступных индивиду способов опосредования высших психических функций является важным критерием степени развития личности. В этом контексте одной из задач психокоррекционной и психотерапевтической работы является расширение опыта человека в отношении развития арсенала способов опосредования собственной деятельности. И, наконец, высшие психические функции осознаваемы субъектом и доступны произвольной (волевой и целенаправленной) регуляции и самоконтролю.  

 Развитию высших  психических процессов свойственна  определенная динамика" более  новые и сложные функции надстраиваются  над более ранними и простыми, "вбирая" их в себя. Генезис высших психических функций идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в виде так называемых умственных действий. Этот аспект важно принимать во внимание при клинико-психологическом обследовании больного ребенка, поскольку патология высших психических функций проявляется на фоне их неполной сформированности. Кроме того, и при диагностике патологии у взрослых больных следует учитывать, что, если выполнение заданий осуществляется развернуто с применением наглядных способов решения, с участием проговаривания (т.е. наблюдается перенос умственных действий во внешний план), то это может указывать на дефицитарность, осознаваемую больным и преодолеваемую с помощью аутокомпенсации.  

 Высшие психические  процессы человека рассматриваются  с позиции структурно-функционального  подхода, в котором важным является  анализ входящих в них звеньев  (составляющих), с оценкой роли  и места каждой из них в  обеспечении психической деятельности. При этом следует отметить, что  дифференцированные структурные  составляющие высших психических  функций обеспечиваются работой  специфических (локальных) зон  мозга, но различные функции  имеют и общие звенья, пересекающиеся  на уровне определенных мозговых  структур. Примером является "сквозная" роль такой составляющей, как  пространственный анализ и синтез. Так, переработка пространственных  характеристик информации необходима  для выполнения произвольных  движении, понимания структуры многозначного  числа и его разрядного строения, для выполнения счетных операций, зрительного восприятия, решения  конструктивных задач, понимания  логико-грамматических конструкций,  отражающих пространственные отношения  в виде предлогов, падежных  окончаний и т.п.  

 Таким образом,  на пространственном анализе  и синтезе "сходятся" такие  высшие психические процесы, как произвольные движения, мышление, речь, письмо, счет и перцептивные процессы.  

 Вместе с тем  известно, что эта составляющая  психики связана с работой  теменно-височно-затылочной области левого и правого полушарий мозга. Поражение этой зоны (например, при болезни Альцгеймера) приводит к развитию комплекса симптомов, отражающих нарушения названных психических процессов, поскольку при этом становится дефицитарным общий для них фактор пространственной организации психических процессов. Другие составляющие психических процессов одновременно могут оставаться сохранными при условии нормального функционирования иных зон мозга. Таким образом, при обследовании больных становятся значимыми не столько сами симптомы нарушений психических процессов, сколько психологическая квалификация симптомов, направленная на выявление патологического звена в целостном системном строении психики. В свою очередь установление этого звена позволяет сделать вывод об общей причине нарушений различных психических процессов, т.е. сделать заключение о механизмах образования клинико-психологических симптомов и их закономерном объединении в синдром. На этом основании строится синдромальный клинико-психологический метод изучения нарушения высших психических процессов.  

При каких заболеваниях возникает нарушение психических  процессов:  

      Основные  причины нарушения психических  процессов:

- Инсульт

- Рассеянный склероз

- Деменция

- Шизофрения

- Болезнь Альцгеймера 

8 ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ 

Для детей с церебральными  параличами характерна своеобразная аномалия психического развития, обусловленная  ранним органическим поражением головного  мозга, задерживающим и нарушающим его постнатальное формирование, и различными сенсорными (патология зрения, слуха, кинестетического восприятия) и речевыми дефектами. Важную роль в генезе психических нарушений играют ограничение деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и окружения.

 Характер психического  дефекта зависит от степени  поражения мозга, времени действия  патогенного фактора. Клиническая  картина психических нарушений  на фоне раннего внутриутробного  поражения характеризуется грубым  недоразвитием интеллекта. При поражениях, развившихся во второй половине  беременности и в период родов,  психические нарушения носят  более мозаичный, неравномерный  характер.

 На первом году  жизни неблагоприятное влияние  на психическое развитие оказывают  двигательные расстройства,  нарушения   зрительного и слухового восприятия, несформированность зрительно-моторного манипулятивного поведения. Для развития умственной деятельности решающее значение имеет образование комплексных ассоциаций. Чтобы познать окружающие предметы, ребенок должен составить представление об их внешнем виде, форме, вкусе, цвете, уметь манипулировать с ними. В процессе практической деятельности (игры) с участием речи обогащается комплекс образующихся временных связей, расширяется объем знаний и представлений об окружающем, формируются память, воображение, мышление.

 У детей с церебральными параличами в связи с двигательной недостаточностью ограничена манипуляция с предметами, затруднено их восприятие на ощупь. Сочетание этих нарушений с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию предметного восприятия и познавательной деятельности. Чувственное познание окружающей действительности уже с первых месяцев жизни развивается аномально и в сочетании с ограниченностью практического опыта становится одной из причин расстройств высших корковых функций.

 В дошкольном  возрасте психические нарушения  обусловлены недостаточной сформированностью представлений, которые играют особо важную роль в развитии познавательной деятельности ребенка и составляют базис памяти, воображения, мышления. В определенной степени аномальное развитие представлений связано с неполноценным восприятием зрительных образов, пространственными нарушениями, ограниченной игровой деятельностью и речевыми расстройствами.

 Важную роль  в формировании психических расстройств  играют своеобразные нарушения  онтогенетически ранних форм памяти—двигательно-кинестетической и эмоциональной. Дети плохо запоминают комплексы упражнений лечебной гимнастики, утренней зарядки и т. п. Те же особенности проявляются в «запоминании» движений артикуляционных мышц. В основе таких специфических затруднений лежит низкий уровень кинестетического восприятия как в мышечной системе в целом, так и в артикуляционных мышцах. Недостаточность двигательной кинестетической памяти задерживает развитие праксиса, поэтому движения обычно выполняются медленно, неловко, неточно, с большим мышечным усилием, все двигательные навыки приобретаются с трудом. Больные в течение длительного времени не умеют пользоваться освоенными навыками в новой ситуации.

 Эмоциональная  память формируется на основе  положительного или отрицательного  подкрепления от различных раздражителей.  Отрицательные эмоции, возникающие  у ребенка в ответ на частые  болезненные процедуры, помещение  в специализированные учреждения  и отрыв от матери и близких  фиксируются его эмоциональной  памятью, а в дальнейшем могут  стать источником страхов, неуверенности,  тормозных черт характера.

 Отрицательное  воздействие па нервную систему  может оказать психологическая  обстановка в семье. Родители  в связи с болезнью ребенка  находятся в состоянии эмоционального  стресса, испытывают чувство неуверенности, беспокойства, избегают общения с близкими. Общее тревожно-беспокойное настроение окружающих запечатлевается в эмоциональной памяти ребенка в виде диффузного чувства беспокойства и страха и в дальнейшем способствует формированию тревожных черт характера, невротических и неврозоподобных проявлений.

 Немалую роль  в патогенезе психических нарушений  при детских церебральных параличах  играют также условия воспитания. Недостаточность коммуникативных  связей, невозможность полноценной  игровой деятельности, педагогическая  запущенность способствует задержке  психического развития, чрезмерная  опека или излишняя требовательность  формируют патологические черты  личности ребенка.

 Аномалии развития  психики при детских церебральных  параличах включают нарушения  формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и  личности.

 Нарушение познавательной  деятельности. Контингент детей  с церебральными параличами по  уровню мыслительной деятельности  крайне неоднороден. Одни из  них близки к нормально развивающимся  сверстникам, другие, составляющие  большинство, отличаются низкой  познавательной активностью, проявляющейся  в отсутствии интереса к заданиям, в недостаточном уровне психического  напряжения, плохой сосредоточенности,  медлительности и пониженной  переключаемости психических процессов.  Низкая умственная работоспособность  отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий; в результате снижается способность к запоминанию и концентрации внимания, усиливаются зрительно-моторные расстройства, психическая медлительность, эмоциональная лабильность, двигательная расторможенность или, наоборот, гиподинамия, учащается головная боль. Нарушается целенаправленная деятельность: дети не анализируют исходные условия задачи, не планируют и не контролируют свои действия.

 Важным звеном  нарушений познавательной деятельности  является несформированность отдельных корковых функций, которая проявляется прежде всего в недостаточности пространственных представлений. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между и т. п.) усваиваются с трудом. Дети не могут сложить из частей целое (например, собрать разрезанную картинку, выполнить постройки из кубиков по образцу, сложить кубики Кооса, решить детский вариант матриц Равена). Другие расстройства корковых функций проявляются в форме недостаточности развития фонематического слуха, зрительного и кинестетического гнозиса, оптико-пространственного синтеза, всех видов праксиса, процессов сравнения и обобщения. Характерна парциальность, мозаичность нарушений отдельных корковых функций.

 Таким образом,  при церебральных параличах часто  не формируются основные предпосылки,  на которых базируется логическое  мышление, что в сочетании с  эмоционально-волевой незрелостью  определяет структуру специфической  задержки   психического   развития. 

Задержка психического развития при детских церебральных параличах возникает на фоне раннего  органического поражения мозга, которое в литературе описывают  под различными названиями: «психоорганический синдром», «синдром органического дефекта» (G. G61lnitz, 1970), «инфантильный и ювенильный органический синдром» (Н. Stutte, 1967), «синдром резидуальной церебрастении с запаздыванием школьных навыков» (С. С. Мнухин, 1968). Этот клинический симптомокомплекс включает нарушение памяти и внимания, перцептивные расстройства, эмоциональную лабильность с чертами однообразия и назойливости, замедленность психических процессов и некоторую их инертность, проявления гипертензивного синдрома, специфические затруднения в усвоении школьных навыков. Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно-действенное мышление (решение каких-либо практических задач путем внешних действий с предметами). Задержано формирование наглядно-образного и словесно-логического мышления, в становлении которых важнейшая роль принадлежит речи, общению с другими людьми. Только усваивая словесные обозначения предметов, их признаки, отношения, ребенок приобретает способность осуществлять мыслительные действия с образами предметов.

Информация о работе Нарушение психических процесов