Наблюдение как метод социально–психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 23:56, курсовая работа

Краткое описание

Наблюдение является старым методом социальной психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальной психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, что бы прочтение протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. Иначе этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать?

Файлы: 1 файл

Наблюдение как метод социально.docx

— 36.99 Кб (Скачать)

Включенное наблюдение имеет  свои преимущества и недостатки: с  одной стороны, оно позволяет  глубже проникнуть в исследуемую  реальность, с другой — непосредственная включенность в события может  влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдения могут  представлять собой промежуточный  вариант между включенным наблюдением и наблюдением «со сторон».

В зависимости от ситуации наблюдения можно выделить наблюдение: полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях.

 Полевое наблюдение  проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого «субъекта», и его требованием является отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных «объектов» наблюдения) при минимальных искажениях, но его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю; наблюдение здесь часто является выжидательным, несистематическим. Возникают ситуации, когда отдельные члены наблюдаемой группы выпадают из поля зрения наблюдателя, либо внешние обстоятельства затрудняют фиксацию происходящего.

 В тех ситуациях,  когда требуется высокая тщательность, подробность в описании наблюдаемых  процессов, используют технические  средства фиксации (магнитофон, фото-, кино-, телеоборудование). Когда же  ставится задача разработки и  экспериментальной проверки новой  методики, применяют лабораторную  форму наблюдения.

 Систематические наблюдения  проводят регулярно в течение  определенного периода. Это может  быть длительное, непрерывно продолжающееся  наблюдение или наблюдение, проводимое  в циклическом режиме (один день  в неделю, фиксированные в году недели и т. д.). Обычно систематическое наблюдение осуществляется по достаточно структурированной методике, с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя.

 Есть еще и несистематические  наблюдения. Среди них выделяются  такие, когда наблюдателю приходится  иметь дело с заранее незапланированным  явлением, неожиданной ситуацией.  Особенно часто этот тип наблюдения  встречается в разведывательных  исследованиях.

 Подводя итоги отметим, что перечисленные выше классификации не противостоят одна другой, а отражают независимые критерии, дополняющие друг друга.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что в современной социальной психологии наблюдение как метод сбора данных широко используется в различных схемах исследований.

Наблюдение – древнейший метод познания. Оно позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников.

Основное преимущество –  это изучение социальных процессов  в естественных условиях.

Основными недостатками являются – ограниченность, частный характер каждой наблюдаемой ситуации, невозможность  повторения наблюдений, установки, интересы, личностные особенности наблюдателя. Все эти недостатки могут весьма сильно повлиять на результаты наблюдения.

Наблюдение - это самый  простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в  психологии.

Основное требование — наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким образом, объективность наблюдения зависит, прежде всего, от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение, поэтому носит избирательный, или выборочный, частичный характер.

Таким образом, используется наблюдение тогда, когда требуется  минимальное вмешательство в  естественное поведение, взаимоотношения  людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Наблюдение включено в  организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при  интерпретации результатов психодиагностических или экспериментальных процедур.

Рассмотренная классификация  наблюдений, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому  всякий раз, учитывая цель и характер планируемого исследования, решая вопрос о применении метода наблюдения, соотносят  позитивные и негативные свойства его  различных видов.

 Как видно, метод  наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом  быть применен в ряде социально-психологических  исследований.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Андрееева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.-375с.
  2. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: М.: изд-во Моск. Ун-та, 2001.- 254с.
  3. Куликов Л.В. Психологическое исследование. – М., 2001. – 184с.
  4. Рогов Е.И. Общая психология. М.:. ВЛАДОС, 2010.-556с.
  5. Шереги Ф.Е. Основы прикладной социологии. М.: ИНТЕРПРАКС, 2011. – 372с.

Информация о работе Наблюдение как метод социально–психологического исследования