Мышление младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 10:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить своеобразие мышления младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать литературу по данному исследованию.
Организовать и провести исследование уровня развития детей с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.
Проанализировать результаты обследования с точки зрения подтверждения гипотезы.

Оглавление

Введение 2 стр.
Глава I Теоретические основы исследования процесса
мышления умственно отсталых младших школьников
Особенности мышления детей младшего школьного возраста
в норме 4 стр.
Особенности формирования мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной
отсталости 7 стр.
Выводы по I главе 11 стр.
Глава II Экспериментальная работа по исследованию
мышления умственно отсталых младших школьников
Цели и задачи констатирующего этапа 13 стр.
Характеристика учеников эксперимента 14 стр.
Методика констатирующего эксперимента 14 стр.
Анализ результатов констатирующего этапа
эксперимента 19 стр.
Выводы по II главе 21 стр.
Заключение 23 стр.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая исправленна.docx

— 56.21 Кб (Скачать)

Материал: пять наборов сюжетно-связанных картинок.

Инструкция и ход  обследования:

  Перед ребенком выкладывают картинки в нарушенной последовательности, предлагают разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжета: «Положи картинки по порядку». Предложение составить рассказ по картинкам: «Художник составил рассказ про бабушку и кота, а ты расскажи, что здесь происходило». В случае отказа ведется беседа по картинкам. Фиксация деятельности испытуемого и определение одного из уровней.

Критерии оценки:

2 балла - справился с задачей без дополнительных вопросов, дав правильный четкий ответ, полное связное описание событий в рассказе, установил последовательность событий изображенных на разрезных картинках;

1 балла - справился с задачей, дав правильный, но недостаточно четкий полный ответ, сделал одну поправку, экспериментатор не задавал дополнительных вопросов;

0,5 балла -  справился с задачей с помощью наводящих вопросов, сделал две поправки и одну ошибку (экспериментатором предъявлялась вспомогательная картинка);

0,25 балл - справился с задачей после применения приема припоминания, сделал не более трех ошибок (экспериментатором предъявлялась вспомогательная картинка). Нет связного описания событий в рассказе (перечисление предметов, действий и качеств или описание каждой картинки в отдельности), ответы на поставленные вопросы;

0 баллов - справился с задачей после  применения приема припоминания, давал сбивчивые односложные  ответы на наводящие вопросы,  сделал более трех ошибок (экспериментатором  предъявлялась вспомогательная  картинка, и задавались наводящие  вопросы). Нет связного описания  событий в рассказе (перечисление  предметов), понимание простой сюжетной картинки, не в состоянии установить последовательность событий.

Максимальное  количество баллов за все задания  – 10 баллов.

Показатель успешности (ПУ) выполнения методик №2 и 3 может быть выражен в относительных единицах:

        ПУ = (X * 100%) / 10

        где, X - общая  сумма баллов, полученная при  выполнении всех заданий.

Следует отметить, что дети с нормальным психическим развитием в 90% случаев  выполняют вышеперечисленные методики с максимальным количеством баллов.

    1. Анализ результатов исследования  уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В результате исследования уровня мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости по 3 методикам, были получены следующие результаты (см. Табл. 3).

Таблица 3

Результаты  исследования уровня мыслительной деятельности детей экспериментальной группы по трем методикам 

Фамилия, имя ребенка

ПУ методика №1

ПУ методика №2

ПУ методика №3

(%)

(%)

(%)

Рыкалина Екатерина

70

50

45

Мандибура Маргарита

40

30

35

Морозова Юлия

50

30

20

Елисеева Ирина

34

30

25

Полин Алексей

20

20

35

Лозин Дмитрий

55

10

15

Новожилова Ирина

10

10

15

Пантелеева Юлия

30

20

20

Мостренко Александр

20

40

25

Костина Маргарита

60

50

50

Средний показатель

38,9

29

28,5


      Таблица показывает, что по результатам методик в исследуемой группе не обнаружилось ни одного ребенка с наивысшим уровнем развития мыслительной деятельности. Большинство детей имеют низкий уровень развития наглядно-образного, словесно-логического мышления и уровня обобщения на уровне представлений.

Результаты  исследования по методике «Матрица Равена», направленные на выяснение уровня развития наглядно-образного мышления показали, что у детей с недостатками интеллекта младшего школьного возраста вызывают большие трудности.  Дети в большинстве случаев не могут  сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно. Задания этой методики детьми либо выполнялись в наглядно-действенном  плане (вариант с передвижными вкладышами), либо не выполнялись совсем. Детей  с высоким уровнем развития  наглядно-образного мышления и со  средним уровнем в экспериментальной  группе оказалось 40% (2 ребенка со средним  уровнем и 2 с высоким).

Большую сложность для детей, участвующих  в обследовании оказались задания, выполнение которых основывалось на словесно-логическом мышлении и установлении причинно-следственных связей, отношений  между объектами и событиями. Эти задания требовали также  определенного уровня развития устной связной речи. Детей с высоким  уровнем развития данного вида мышления не было выявлено, большинство детей показали низкий уровень развития (90%). 

Деятельность  некоторых детей при выполнении задания напоминала не столько процесс  мышления, сколько припоминания.

Анализируя  общие результаты исследования, необходимо обратить внимание на качественный разброс  результатов детей одного возраста и посещающих одну и ту же группу. Это еще раз подтверждает тот  факт, что категория детей с  умственной отсталостью весьма неоднородна, как неоднородны причины и  степень повреждения, которые привели  к умственной отсталости ребенка.

В результате исследования, гипотеза о том, что  мышление детей младшего школьного  возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и  особенностями развития по сравнению  с мышлением детей с нормальным психическим развитием была подтверждена.

Выводы  по II главе

Экспериментальное исследование особенностей мыслительной деятельности умственно отсталых младших  школьников было организовано на базе специальной коррекционной школы  VIII вида г. Солнечногорска.

В исследовании использовались диагностические тестовые методики, направленные на выявление  уровня наглядно-образного и словесно-логического  мышления детей, а также исследование мыслительных процессов анализа, обобщения, сравнения, изучение соотношения уровней  развития и речи.

В результате исследования, гипотеза о том, что  мышление детей младшего школьного  возраста с интеллектуальной недостаточностью отличается выраженным своеобразием и  особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием была подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В соответствии с поставленными задачами исследования было выяснено, что мышление – это  сложный познавательный психический  процесс отражения существенных связей и отношений предметов  и явлений объективного мира. Мышление имеет целенаправленный характер, то есть непременно направлено на решение  какой-либо задачи. При этом средствами решения этой задачи выступают мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.

Исходя  из формы мыслительной деятельности (с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями  или во внутреннем плане, при помощи слов) выделяют виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Переход от низших к высшим генетическим ступеням развития мышления выражается не только в развитии новых видов мышления, но и в изменении уровня всех тех, которые возникли на предшествующих ступенях. Развивается не мышление само по себе, а человек, и по мере того как он поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимаются все стороны его сознания, все аспекты его мышления.

В ходе дальнейшего  исследования, было выяснено, что мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

Далее были исследованы история изучения, определены понятия об интеллектуальных недостатков  и причины их появления. Было выяснено, что в настоящее время под  интеллектуальной недостаточностью, или  умственной отсталостью понимают стойкое, необратимое нарушение психического (в первую очередь интеллектуального) развития, связанное с органически обусловленным недоразвитием либо ранним повреждением мозга.

Причинами, вызывающими у ребенка умственную отсталость могут быть внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы. Внешние могут воздействовать в  период внутриутробного развития плода, во время рождений ребенка и в  первые месяцы или годы его жизни.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени начала ее воздействия. Чем в более ранние сроки у ребенка возникло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия.

Далее было выяснено, что развитие мышления детей  с интеллектуальной недостаточностью подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его  последствия создают своеобразие  развития этого процесса у умственно  отсталых детей. В целом, мышление детей  этой категории характеризуется  тугоподвижностью, которая проявляется  в трудностях актуализации и привлечения  знаний, необходимых для решения  задач.

В соответствии с задачами исследования было организовано и проведено обследование уровня развития мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью. Для этого были подобраны методики, направленные на изучение уровня развития всех видов  мыслительной деятельности, выбор методик  обусловлен особенностями психического и речевого развития детей данной категории. 

Проведенное обследование уровня развития мыслительной деятельности детей младшего школьного  возраста, имеющих интеллектуальную недостаточность подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что мышление детей  этой категории отличается выраженным своеобразием и особенностями развития по сравнению с мышлением детей с нормальным психическим развитием. 

Список  использованной литературы

1

Венгер Л. А.  Восприятие и обучение. М., 1969. – 340с.

2

Венгер Л. А., Мухина В. С. Основные закономерности психического развития ребенка.— Дошкольное воспитание, 1973 № 5 с 29—38-№ 6, с. 32—39.

3

Выготский Л. С.  Мышление и речь. // Собр. соч.: в 6 т. М., 1982. – Т. 2. —361 с.

4

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т., т.3: Проблемы развития психики, т.4: Детская психология, т.5: Дефектология / Л.В. Выготский. – М.Педагогика.

5

Запорожец А. В. Избранные психологические  труды: В 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

6

Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной  школы: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г.Петровой. — М 1980.

7

Исследование познавательных процессов  детей-олигофренов: Сб. науч. тр. / Под  ред. В. Г. Петровой. — М., 1987.

8

Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие. — М., 2002

9

Матасов Ю. Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. —Л., 1986.

10

Мухина  В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество., М., 1999 г.

11

Мухина В. С.  Психология детства  и отрочества. М., 1998. – 488 с.

12

Назарова Н.М. Специальная педагогика. М., 2002г.

13

Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. — М., 1963

14

Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1988.

15

Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно  отсталых школьников. — М., 2002.

16

Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и  Г. В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 624с.

17

Психокоррекционная и развивающая  работа с детьми: Учеб. пособие для  студ. сред. пед. учеб. заведений / Под  ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998. -160 с

18

Психологические вопросы коррекционной  работы во вспомогательной школе/ Под  ред. Ж. И. Шиф, Т.Н. Головиной. — М., 1977.

19

Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. М., 1998г.

20

Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978.

21

Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях  его исследования. М., 1958.—142 с.

22

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.—704 с.

23

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.— 416 с.

24

Рубинштейн С. Я. Психология умственно  отсталого школьника. — М 1986.

25

Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. — М., 1966

26

Специальная психология: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е  изд., испр. — М.:Издательский центр  «Академия», 2005. — 464 с.

27

Стребелева Е. А.  Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М., 2004. – 184 с.

28

Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К. С.Лебединской. — М., 1979

Информация о работе Мышление младших школьников с интеллектуальной недостаточностью