Мотивация персонала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:49, реферат

Краткое описание

Данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с повышением эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышением уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы, с мотивицией подчиненных.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . .3

1. Управление человеческими ресурсами фирмы. . .5

2. Мотивация как процесс . . . . . . .6

3.Теории мотивации.

3.1. Теория мотивации Тейлора Ф. У. . . . . .7

3.2. Теория мотивации Элтона Мэйо . . . . .8

3.3 Теория мотивации Маслоу А.Х. . . . . .9

3.4 Теория мотивации Херцберг Ф. . . . . 10

3.5 Теория мотивации МакГрегора . . . 11

3.6 Теория мотивации МакКлелланда . . . 13

3.7 Теория ожиданий Врума В . . . . . 14

3.8 Теория справедливости . . . . . 15

3.9 Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера . . 15

3.10 Теория мотивации Выгодского. . . . . 15

4. Критерии мотивирующие организацию труда. . . 16

5. Положительная оценка коллектива и своего

места в нем . . . . . . . . 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 19

ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . 21

Файлы: 1 файл

referat.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Волжский  политехнический институт (филиал)

Волгоградского  государственного технического университета

Кафедра социально – гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

по  психологии

     Тема: «Мотивация персонала организации.»

                    Выполнил:

                    студент гр. ВАУ - 426

                    Анжауров  И. А.

                    Проверил: преподаватель

                    Самойлов Л. П. 
                     
                     
                     

Волжский-2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . .3

1. Управление человеческими ресурсами фирмы.      . .5

2. Мотивация как процесс . . . . . . .6

3.Теории  мотивации.

     3.1.  Теория мотивации Тейлора Ф. У. . . . . .7

     3.2.  Теория мотивации Элтона Мэйо . . . . .8

     3.3 Теория мотивации Маслоу А.Х. . . . . .9

     3.4  Теория мотивации Херцберг Ф. . . . . 10

     3.5  Теория мотивации МакГрегора  . . . 11

     3.6  Теория мотивации МакКлелланда  . . . 13

     3.7  Теория ожиданий Врума В . . . . . 14 

     3.8  Теория справедливости . . . . . 15 

     3.9  Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера . . 15 

     3.10  Теория мотивации Выгодского. . . . . 15 

4. Критерии мотивирующие организацию труда. . . 16 

5. Положительная оценка  коллектива и своего 

      места в нем . . . . . . . . 17  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 19

ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . 21 
 
 
 
 
 
 
 

                Введение  

      Внутренний  мир человека имеет свое специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя не полностью) независимы от мира внешнего. Человек подвержен логике удовлетворения актуальных потребностей  и его поведение сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных мотивов. Как точно заметил Гегель, обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам позволяет им это.

      У человека можно выделить три группы потребностей: биологические( сон, пища, секс), социальные(деньги, уважение, признание и.т.д.) и психологическими(потребности в суждении, воображении и символизации). Первые две из них вполне традиционны и отмечаются большинством психологов.

      В концепции американского психолога Сальвадоре Мадди описано два типа развития личности в зависимости от того, какие потребности выходят у нее на первый план. В одном случае у человека безраздельно доминируют биологические и социальные потребности, а психологические очень слабы. В этом случае человек воспринимает самого себя как не более чем воплощение набора биологических нужд и социальных ролей и ведет себя сообразно им, то есть в соответствии с логикой, которую мы можем назвать логикой удовлетворения актуальных потребностей. Мадди называет этот путь развития личности конформистским.

      При другом, индивидуалистском, пути развития личности главенствующее положение занимают психологические потребности, и это играет ключевую роль в изменении всей логики поведения. Человек выходит за пределы биологических нужд и социальных ролей, преодолевает ситуативность своего поведения именно благодаря суждению, воображению и символизации. С их помощью он строит не только картину мира как он есть, но и картину желательного мира и картины других возможных миров; он связывает в сознании актуальную ситуацию со многими другими обстоятельствами, которые не присутствуют в ней непосредственно, в том числе с ее отдаленными причинами и последствиями; он обретает целостность картины мира во временной перспективе, становится способным планировать свои будущие действия и оценивать смысл любого своего действия либо внешнего обстоятельства в контексте не сиюминутной ситуации, а всей своей жизни, а порой и в более широком контексте.

      Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных  моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.

      Слово "мотивация" используется в современной  психологии в двояком смысле: как  обозначающее систему факторов, детерминирующих  поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиск ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл?...". Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Мотивация представляется как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

      Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности.

      Данная  работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с повышением эффективности  производства за счет всестороннего  развития и разумного применения творческих сил человека, повышением уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы, с мотивицией подчиненных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Управление человеческими ресурсами фирмы. 

     При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению,должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

     Дуглас  Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:

     - задания, которые получает подчиненный;

     - качество выполнения задания;

     - время получения задания;

     - ожидаемое время выполнения задачи;

     - средства, имеющиеся для выполнения задачи;

     - коллектив, в котором работает подчиненный;

     - инструкции, полученные подчиненным;

     - убеждение подчиненного в посильности задачи;

     - убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;

     - размер вознаграждения за проведенную работу;

    - уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.

            Все эти факторы  зависят от руководителя и ,в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Влиять на работника необходимо при учете его человеческих потребностей.

      Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с  деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

      Мотивационные образования: мотивы, потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

     Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

     В психологии различают мотивацию  двух видов: положительную и отрицательную. Положительная мотивация — это стремление добиться успеха в своей деятельности. Она предполагает проявление сознательной активности и связана с проявлением положительных эмоций и чувств, например, с одобрением тех, с кем трудится данный человек.

Отрицательная мотивация — связана с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А следствием этого является нежелание трудиться в данной области

     Можно выделить два различных подхода  к управлению: первый воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам. Второй соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.

     Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления. 

       2. Мотивация как процесс. 

     Мотивация может быть представлена в качестви шести последовательных стадий.

     Первая  стадия  -  возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное  время и начинает “требовать” от  человека,чтобы он нашел возможность и  предпринял какие- то шаги  для ее  устранения. Потребности  могут быть  самыми различными. Условно можно разбить на три группы:                     

·     Физиологические 

·     Психологические

·     Социальные                                                              

     Вторая  стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.     

     Третья  стадия - определение целей (направления) действия- Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:                         

·     что я должен получить, чтобы устранить  потребность;                     

·     что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;                     

·     в какой мере я могу добиться того, чего желаю;                          

·     насколько то, что я могу получить,может  устранить потребность.                                                                 

Информация о работе Мотивация персонала организации