Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:49, реферат
Данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с повышением эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышением уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы, с мотивицией подчиненных.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . .3
1. Управление человеческими ресурсами фирмы. . .5
2. Мотивация как процесс . . . . . . .6
3.Теории мотивации.
3.1. Теория мотивации Тейлора Ф. У. . . . . .7
3.2. Теория мотивации Элтона Мэйо . . . . .8
3.3 Теория мотивации Маслоу А.Х. . . . . .9
3.4 Теория мотивации Херцберг Ф. . . . . 10
3.5 Теория мотивации МакГрегора . . . 11
3.6 Теория мотивации МакКлелланда . . . 13
3.7 Теория ожиданий Врума В . . . . . 14
3.8 Теория справедливости . . . . . 15
3.9 Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера . . 15
3.10 Теория мотивации Выгодского. . . . . 15
4. Критерии мотивирующие организацию труда. . . 16
5. Положительная оценка коллектива и своего
места в нем . . . . . . . . 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . 19
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . 21
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Волжский политехнический институт (филиал)
Волгоградского государственного технического университета
Кафедра социально – гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
по психологии
Тема: «Мотивация персонала организации.»
Выполнил:
студент гр. ВАУ - 426
Анжауров И. А.
Проверил: преподаватель
Самойлов Л. П.
Волжский-2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . .3
1. Управление человеческими ресурсами фирмы. . .5
2. Мотивация как процесс . . . . . . .6
3.Теории мотивации.
3.1. Теория мотивации Тейлора Ф. У. . . . . .7
3.2. Теория мотивации Элтона Мэйо . . . . .8
3.3 Теория мотивации Маслоу А.Х. . . . . .9
3.4 Теория мотивации Херцберг Ф. . . . . 10
3.5 Теория мотивации МакГрегора . . . 11
3.6 Теория мотивации МакКлелланда . . . 13
3.7 Теория ожиданий Врума В . . . . . 14
3.8 Теория справедливости . . . . . 15
3.9 Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера . . 15
3.10 Теория мотивации Выгодского. . . . . 15
4.
Критерии мотивирующие
организацию труда. . . 16
5. Положительная оценка коллектива и своего
места
в нем . . . . . . . . 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . .
ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . .
Введение
Внутренний мир человека имеет свое специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом (хотя не полностью) независимы от мира внешнего. Человек подвержен логике удовлетворения актуальных потребностей и его поведение сводится к реагированию на стимулы и удовлетворению сиюминутных мотивов. Как точно заметил Гегель, обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам позволяет им это.
У человека можно выделить три группы потребностей: биологические( сон, пища, секс), социальные(деньги, уважение, признание и.т.д.) и психологическими(потребности в суждении, воображении и символизации). Первые две из них вполне традиционны и отмечаются большинством психологов.
В концепции американского психолога Сальвадоре Мадди описано два типа развития личности в зависимости от того, какие потребности выходят у нее на первый план. В одном случае у человека безраздельно доминируют биологические и социальные потребности, а психологические очень слабы. В этом случае человек воспринимает самого себя как не более чем воплощение набора биологических нужд и социальных ролей и ведет себя сообразно им, то есть в соответствии с логикой, которую мы можем назвать логикой удовлетворения актуальных потребностей. Мадди называет этот путь развития личности конформистским.
При другом, индивидуалистском, пути развития личности главенствующее положение занимают психологические потребности, и это играет ключевую роль в изменении всей логики поведения. Человек выходит за пределы биологических нужд и социальных ролей, преодолевает ситуативность своего поведения именно благодаря суждению, воображению и символизации. С их помощью он строит не только картину мира как он есть, но и картину желательного мира и картины других возможных миров; он связывает в сознании актуальную ситуацию со многими другими обстоятельствами, которые не присутствуют в ней непосредственно, в том числе с ее отдаленными причинами и последствиями; он обретает целостность картины мира во временной перспективе, становится способным планировать свои будущие действия и оценивать смысл любого своего действия либо внешнего обстоятельства в контексте не сиюминутной ситуации, а всей своей жизни, а порой и в более широком контексте.
Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.
Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиск ответов на вопросы типа "почему?", "зачем?", "для какой цели?", "ради чего?", "какой смысл?...". Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Мотивация представляется как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности.
Данная
работа охватывает широкий спектр проблем,
связанных с повышением эффективности
производства за счет всестороннего
развития и разумного применения
творческих сил человека, повышением
уровня его квалификации, компетентности,
ответственности, инициативы, с мотивицией
подчиненных.
1.
Управление человеческими
ресурсами фирмы.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению,должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Дуглас Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:
- задания, которые получает подчиненный;
- качество выполнения задания;
- время получения задания;
- ожидаемое время выполнения задачи;
- средства, имеющиеся для выполнения задачи;
- коллектив, в котором работает подчиненный;
- инструкции, полученные подчиненным;
- убеждение подчиненного в посильности задачи;
- убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
- размер вознаграждения за проведенную работу;
- уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Все эти факторы зависят от руководителя и ,в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Влиять на работника необходимо при учете его человеческих потребностей.
Целью
называют тот непосредственно
Мотивационные образования: мотивы, потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.
В психологии различают мотивацию двух видов: положительную и отрицательную. Положительная мотивация — это стремление добиться успеха в своей деятельности. Она предполагает проявление сознательной активности и связана с проявлением положительных эмоций и чувств, например, с одобрением тех, с кем трудится данный человек.
Отрицательная мотивация — связана с применением осуждения, неодобрения, что влечет за собой, как правило, наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Боязнь наказания приводит обычно к возникновению отрицательных эмоций и чувств. А следствием этого является нежелание трудиться в данной области
Можно выделить два различных подхода к управлению: первый воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам. Второй соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.
Обе
теории имеют равное право на существование,
но, в силу своей полярности, в чистом виде
на практике не встречаются. Как правило
в реальной жизни имеет место комбинация
различных стилей управления.
2.
Мотивация как процесс.
Мотивация может быть представлена в качестви шести последовательных стадий.
Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать” от человека,чтобы он нашел возможность и предпринял какие- то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно можно разбить на три группы:
· Физиологические
· Психологические
·
Социальные
Вторая стадия - поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья
стадия - определение целей (направления)
действия- Человек фиксирует, что и какими
средствами он должен делать, чего добиться
что получить для того, чтобы устранить
потребность. На данной стадии происходит
увязка четырех моментов:
·
что я должен получить, чтобы устранить
потребность;
·
что я должен сделать, чтобы получить
то, что желаю;
·
в какой мере я могу добиться того,
чего желаю;
·
насколько то, что я могу получить,может
устранить потребность.