Мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:04, реферат

Краткое описание

Мотивационное возбуждение можно рассматривать как особое, интегрированное состояние мозга, при котором на основе влияния подкорковых структур осуществляется вовлечение в деятельность коры больших полушарий. В результате живое существо начинает целенаправленно искать пути и объекты удовлетворения соответствующей потребности.

Оглавление

Содержание
Введение……………………………………………………………………………….2
1.Мотивации…………………………………………………………………………...3
1.1.Биологические…………………………………………………………….4
1.2.Идеальные…………………………………………………………………6
1.3.Социальные………………………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

Биологические мотивации.docx

— 32.15 Кб (Скачать)

 

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВАЦИИ

Поведение личности в каждом конкретном случае имеет  свои причины. То, что побуждает личность действовать именно так, а не иначе, представляет собой мотивацию ее деятельности. Выявление мотивов  деятельности людей - чрезвычайно трудная  задача. Во-первых, потому что сложные  виды активности личности (например, трудовая) вызваны к жизни не одним, а  несколькими факторами (потребностями). Во-вторых, потому, что мотивы могут  быть не только осознанными, но и неосознанными. Обсуждая социальную мотивацию, следует  подчеркнуть, что в ее основе лежат  не врожденные, а приобретенные потребности. Они формируются в результате воспитания, обучения, воздействия  на индивида других людей и групп. Конечно, биологические основы человека могут проявляться и в социальной мотивации. Так, стремление какого-либо человека к социальному доминированию  имеет определенное, хотя и поверхностное, сходство с удовлетворением врожденных потребностей некоторых животных. Однако, в конечном итоге, огромное влияние  социальных и культурных факторов на мотивацию человеческой личности неоспоримо. Имеется ряд экспериментальных  данных, показывающих различное мотивационное  значение некоторых воздействий  для различных культурных групп.

Представители многих психологических школ интересуются социальными мотивами прежде всего  потому, что такие мотивы на практике являются, вероятно, самыми мощными  силами, управляющими поведением человека. Именно социальные мотивы побуждают  нас достигать определенного  социального статуса, носить модную одежду и действовать таким образом, чтобы получать одобрение со стороны  своей социальной группы, соответствовать  требованиям общественной морали.

Как отмечалось выше, люди в различных социальных группах, а также в обществе в  целом, находясь во взаимозависимости  друг с другом, выполняют те или иные социальные роли. При этом они различным образом оценивают позиции (статусы), которыми обладают. Данная оценка подразумевает сравнение своей собственной социальной роли со всеми другими. Одни члены общества воспринимаются как обладающие примерно равным статусом, другие - более высоким, некоторые - сравнительно низким. Человеку, как члену общества, присущ такой сильный социальный мотив, как переход в более высокий социальный слой. Люди в обществе стремятся к повышению своего социального статуса, поскольку это дает более высокий общественный престиж и уровень дохода. Так, нередко медсестра хочет получить диплом врача, ассистент кафедры в вузе - стать профессором, рядовой служащий фирмы - управляющим. Безусловно, сила и характер потребностей, лежащих в основе мотивации повышения своего социального статуса, будут различны у разных людей, например, у двух юношей, один из которых вырос в крестьянской семье в Рязанской области, а другой является сыном крупного московского предпринимателя. Каждый из них будет по-разному понимать повышение своего социального статуса, и их станут удовлетворять совершенно различные достижения на своем жизненном пути.

Социальные мотивы людей могут иметь либо конкретный (соперничающий), либо кооперативный (сотрудничающий) характер. Тот или иной социальный статус обычно обретается посредством  конкуренции или кооперации. Согласно экспериментальным данным (было сопоставлено поведение обезьян и маленьких  детей) кооперация невозможна без соответствующего развития речи.

К социальным мотивам  относят также конформность личности, ее стремление соответствовать неким  образцам, принятым в определенной группе или данном обществе. Следование моде в одежде, прическе, даже образе жизни также представляет собой  важный социальный мотив человеческого  поведения. Далеко не всякий из нас  согласится с тем, чтобы окружающие считали его «старомодным». Молодежь особенно склонна подражать своим кумирам, в роли которых могут выступать как реальные люди - популярные актеры, певцы, политики, так и герои фильмов, спектаклей, книг.

Среди важнейших  социальных мотивов необходимо выделить подчинение авторитету. Повиновение  официальной власти является неотъемлемой характеристикой любого общества, и  его социальные институты функционируют  именно благодаря соответствующей  мотивации большинства людей. Обычно мы признаем необходимость легитимной (законной) власти и считаем себя обязанными ей подчиняться. Это происходит нередко даже в тех случаях, когда  требования власти не соответствуют  убеждениям и ценностям людей, противоречат им. Так, следуя приказу директора  предприятия, работники выпускают  в реку ядовитые отходы производства. Помощники политического деятеля, руководствуясь его распоряжениями, используют «грязные технологии», чтобы  дискредитировать соперника. Когда  такие случаи становятся известными общественности, то исполнители обычно проявляют стремление снять с  себя вину полностью или, по крайней  мере, частично, делая акцент на том, что они лишь следовали приказу  свыше.

Стремление личности к подчинению авторитету объясняется, как считает Милграм, огромным значением  социализации подчинения. Напомним, что  социализацией называется процесс, в ходе которого индивид усваивает определенный социальный опыт и адаптируется к своему социальному окружению. С раннего детства в течение всей жизни человека учат подчиняться власти и вознаграждают за такое поведение. Подчинение становится бесспорной действующей нормой в учреждениях и социальных институтах вообще: в военной, медицинской, правовой, образовательной, религиозной, индустриальной и других сферах. Успешный результат действий личности в самых различных обстоятельствах часто является следствием мотивации подчинения авторитету, независимо от того, идет ли речь о школьных оценках, здоровье, продвижении по службе, медалях за боевые заслуги, признании и т. д. Таким образом, в ходе своей жизни человек учится ценить подчинение, даже если это порой бывает не очень приятно.

Вопрос об основных социальных мотивах человека является открытым, и каждый из исследователей по-своему подходит к его рассмотрению. Выше уже освещалась теория «иерархии  мотивов» Маслоу, который выделял  потребности по степени их приоритета для личности. К числу социальных Маслоу относил потребности в  принадлежности и любви, в уважении и самоуважении, в самоактуализации. Спустя несколько лет после появления  данной работы Маслоу американский антрополог Линтон, изучавший особенности культуры различных народов, назвал три основные потребности, которые, на его взгляд, являются наиболее общими и наиболее значимыми для понимания человеческого  поведения.   
  

 
  
  
  
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержательные теории мотивации основаны на идентификации  внутренних побуждений, заставляющих человека поступать определенным образом. Эти теории связаны с изучением  человеческих потребностей и механизма влияния на них в процессе мотивации. При этом под потребностью понимается физиологическое или психологическое ощущение человеком недостатка чего-либо. Потребность невозможно непосредственно наблюдать, но о ее существовании можно судить по тому, что делает человек, поскольку именно потребности во многом определяют поведение людей.  Согласно процессуальным теориям мотивации поведение человека - это результат его восприятия окружающего мира и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией и возможных последствий его поступков. В основе этих теорий лежит исследование трудового поведения работников, механизма распределения их усилий в процессе достижения различных целей. Сторонники этих теорий не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими.   
  
  
  
  
  
  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Психофизиология О. Ф. Алексеева, Н. Р. Пашина, А. Ю. Федотов Современный Гуманитарный Университет 1999 с-302
  2. Кроль В. Психофизиология  человека  ,Питер 2003 с-304
  3. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман Психология мотивации и эмоций АСТ, Астрель 2009 с- 704
  4. Основы психофизиологии: Учебник / Отв. ред. Ю.И. Александров. - М.:        ИНФРА-М, 1997. - 349 с.

 


Информация о работе Мотивации