Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:24, реферат
Любые социальные организмы, будь то фирма, социальный институт или государство на определенном этапе своего развития сталкиваются с неизбежным барьером предельной производительности. Исходящий продукт уже не может быть усовершенствован как в количественном, так и в качественном уровне.
Введение 3
Раздел 1. Понятие и теории мотивации. 5
Сущность мотивирования человека. 5
Содержательные теории мотивации. 9
Процессуальные теории мотивации 11
Раздел 2. Системно-функциональная теория мотивации 17
Раздел 3. Проблемы теории и практики мотивации в Украине. 23
Заключение. 25
Список использованной литературы 27
Введение 3 Раздел 1. Понятие и теории мотивации. 5 Сущность мотивирования человека. 5 Содержательные теории мотивации. 9 Процессуальные теории мотивации 11 Раздел 2. Системно-функциональная теория мотивации 17 Раздел 3. Проблемы теории и практики мотивации в Украине. 23 Заключение. 25 Список использованной литературы 27 Введение Любые социальные организмы, будь то фирма, социальный институт или государство на определенном этапе своего развития сталкиваются с неизбежным барьером предельной производительности. Исходящий продукт уже не может быть усовершенствован как в количественном, так и в качественном уровне. Совершенствование технологий и повышение заработной платы обычно не имеет в этом случае существенного эффекта, поскольку эти процедуры исчерпали себя на предыдущем этапе. Вот тут то речь и заходит о человеческом факторе, т.е. о мотивации. В последнее время термин «мотивация» прочно вошел в терминологию многих общественных наук. Постепенно и к отечественным управленцам (не только теоретикам, но и практикам) приходит осознание того, что человек на позициях винтика в машине не будет трудиться достаточно эффективно. Такая политика может держаться лишь на энтузиазме или на репрессиях, что, как показала история, не слишком эффективно: энтузиазм быстро улетучивается, а страх от репрессий проходит. Учитывая нынешнюю ситуацию
в Украине, рассматривая особенности
экономического и функционального
развития ее структур, можно прийти
к выводу, что время мотивации,
основанной лишь на денежном поощрении,
постепенно уходит в прошлое. Поэтому
так необходимо сейчас знание и совершенствование
существующих теорий мотивации. Разработанные
на базе западной научной парадигмы,
эти теории являются классическими
в истории развития моделей мотивации.
Но, изучая их, не следует также забывать,
что любые слепо перенятые
схемы редко приносят пользу. К
тому же самая молодая из этих теорий
была разработана более десятилетия
назад, а это значит, что требуются
более новые, адекватно отражающие
реальность модели. Все это красноречиво
свидетельствует о Объектом данного исследования
будет выступать мотивация, как
процесс и функциональная система
организации, во всем многообразии проявлений,
во множестве внутрифирменных Предметом – конкретные теории мотивации, их сходство и различие, особенности рассмотрения и степень развитости. Цель исследования: выявить актуальность классических мотивационных схем и их применимость к сегодняшним реалиям, а также определить их недочеты и доказать необходимость выработки новейших теорий мотивации, которые сгодились бы как для отечественной, так и для мировой теории управления. Гипотезой работы будет предположение
о назревании необходимости В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
В соответствии с этим данная работа будет состоять из трех разделов: первый будет содержать в себе разбор исторического развития мотивационных теорий; второй раздел будет посвящен современному взгляду на проблему мотивации; а третий – будет рассматривать состояние этого вопроса в пределах нашей страны на современном этапе. Раздел 1. Понятие и теории мотивации. Сущность мотивирования человека. Содержание того, что в принципе способно мотивировать человека, буквально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом, как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете, людьми, которые к неисчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать данный, содержательный, аспект мотивации человека, – значит воспроизводить в мотивационных терминах все разнообразие его бытия, тех задач и ролей, которые он воспроизводит, а это значит, что здесь будет отражено только частное, что само по себе не выделит существенные черты мотивации как таковой. Не намного сужает эту проблему ограничение всей многогранности мотивационного процесса мотивацией лишь трудовой деятельности. Для того, чтобы составить достаточно полное общее представление о мотивации, необходимо ответить на вопросы, касающиеся сущности, содержания и структуры мотивации, а также сущности, содержания и логики процесса мотивации. Одно из самых простых
и распространенных определений
мотивации: мотив – это внутренняя
ценность выполняемой деятельности.
В самом приблизительном Исходя из этого, можно
предположить, что процесс мотивации
человека подвержен как внутренней,
так и внешней детерминации. Отсюда
выделяется понятие мотивирования.
Мотивирование это процесс В зависимости оттого, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы. Второй тип мотивирования
своей основной задачей имеет
формирование определенной мотивационной
структуры человека. Этот тип мотивирования
носит характер воспитательной и
образовательной работы и часто
не связан с какими-то конкретными
действиями или результатами, которые
ожидается получить от человека в
виде итога его деятельности. Второй
тип мотивирования требует Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять, так как в современной практике управления прогрессивно управляемые организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования. Особую роль в процессе мотивации труда играют стимулы. Стимулы – это специфические внешние раздражители, которые играют роль «рычагов» воздействия, актуализирующих те или иные мотивы человека. Специфика стимулов в том, что сами по себе они не могут вызвать определенный вид деятельности, они могут лишь выполнять роль «катализатора» активности работников, направленность которой уже будет определяться внутренней мотивационной структурой личности. Стимулы эффективны лишь в том случае, если они способны вызвать реакцию со стороны человека. Процесс использования различных
стимулов для мотивирования людей
называется процессом стимулирования.
Стимулирование имеет различные
формы. В практике управления одной
из самых распространенных его форм
является материальное стимулирование.
Однако очень важно учитывать
ситуацию, в которой материальное
стимулирование осуществляется, и стараться
избегать преувеличения его Классификация мотивационных моделей, действующих в управлении Ни одна система управления
не станет эффективно функционировать,
если не будет разработана эффективная
модель мотивации, так как мотивация
побуждает конкретного индивида
и коллектив в целом к Эволюция применения различных моделей мотивации показала как положительные, так и отрицательные аспекты их применения, и это естественный процесс, так как в теории и практике управления нет идеальной модели стимулирования, которая отвечала бы разнообразным требованиям. Существующие модели мотивации весьма различны по своей направленности и эффективности. Результаты изучения моделей мотивации не позволяют с психологической точки зрения четко определить, что же побуждает человека к труду. Изучение человека и его поведения в процессе труда дает только некоторые общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте. Из всей гаммы разработанных учеными-управленцами мотивационных моделей можно выделить, с нашей точки зрения, наиболее жизненные и оправдавшие себя на практике. Эволюция их зарождения и функционирования весьма и весьма многообразна. Ниже приводится классификация, выделенная Кокоревым[8, 175], которая, по его мнению, широко используемая фирмами ряда стран. Это такие модели, как:
Самой древней и по праву классической схемой мотивации труда может считаться теория мотивации по принципу «кнута и пряника». Возникнув еще до появления теории управления как науки, можно даже сказать на бессознательном уровне, когда о проблеме мотивации еще не было и речи, эта теория воздействия на человеческий труд и до сих пор заявляет о своих правах на существование. Вкратце ее суть известна практически каждому: человек реагирует на поощрение (в основном материальное) повышением производительности труда или, по крайней мере, закрепляет у себя уверенность в том, что данный тип поведения, который повлек за собой награду желателен в организации. А наказание служит индикатором недопустимого результата или качества работы со стороны подчиненного. Эффективность данного способа мотивации подтвердила себя за долгие годы существования, однако, у этой теории есть и существенные недостатки, а точнее, оговорки или определенные условия, которые необходимы для ее нормального функционирования:
По сути, эта теория даже не является мотивационной моделью, поскольку она работает лишь по принципу стимулирования подчиненных, но ее простота и, с определенными оговорками, эффективность делает ее актуальной и по сей день. Теориями мотивации в
подлинном смысле слова можно
считать уже ставшие Содержательные теории мотивации. Содержательные теории мотивации
основываются на идентификации тех
внутренних побуждений (называемых потребностями),
которые заставляют людей действовать
так, а не иначе. Предпосылкой появления
содержательных теорий мотивации стало
осознание менеджерами Соотнесение различных содержательных схем мотивации можно представить в виде таблицы:
Теория Маслоу:
Теория Мак-Клелланда
Теория Герцберга
Не смотря на тот существенный
шаг вперед в развитии теории мотивации,
который совершили
Эти недостатки, которые неизбежно заключали в себе все содержательные теории мотивации, попытались преодолеть другие исследователи в данной области, которые разрабатывали иные мотивационные модели, названные процессуальными. Процессуальные теории мотивации Содержательные теории мотивации базируются на потребностях связанных с ним факторах, определяющих поведение людей. Процессуальные теории рассматривают мотивацию в другом плане, в них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с дани ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера. Теория ожиданий Теория ожиданий базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения ведет к удовлетворению или приобретению какого либо блага, которое ему необходимо в данный момент или имеет для него личную ценность. Поведение человека постоянно связано с выбором из двух или нескольких альтернатив. От того, чему человек отдает то или иное предпочтение, зависит что и как он делает, как он себя ведет и каких результатов он добивается. Теория ожидания разработана для того, чтобы дать ответ на вопрос, почему человек делает тот или иной выбор, сталкиваясь с несколькими альтернативами, и насколько он смотивирован добиваться результата в соответствии со сделанным выбором. Процесс мотивации по теории ожидания складывается как бы из взаимодействия трех блоков: 1) усилия, 2) исполнение, 3) результат. Теория ожидания изучает и описывает взаимодействие этих трех блоков. При этом усилия рассматриваются как следствие и даже результат мотивации. Исполнение рассматривается, как следствие взаимодействия усилий, личных возможностей и состояния среды, а результат, как функция, зависящая от исполнения и от степени желания получить результаты определенного типа. Основные положения теории
ожидания состоят в следующем. Во-первых,
так как данная теория подчинена
идее поиска ответа на вопрос, как мотивация
влияет на выполнение работы, то исходный
постулат состоит в том, что исполнение
определяется произведением значения
двух факторов: возможности человека
и его мотивация. Во-вторых, утверждается,
что мотивация задается произведением
величины ожидания результатов первого
уровня на величину валентности результатов
первого уровня. И наконец, в-третьих,
валентность результатов На практике это означает, что работник должен иметь устойчивое представление о том, что от его усилий зависят результаты его труда, что из результатов его труда вытекают для него определенные последствия, а также то, что результаты, получаемые им в конечном счете, имеют для него ценность. При отсутствии одного из этих условий процесс мотивирования становится исключительно сложным или же даже неосуществимым. Делая общий вывод относительно теории ожидания, необходимо отметить, что она исходит из того, что люди осуществляют свои действия в соответствии с тем, к каким возможным последствиям для них эти действия могут привести. Люди на основе доступной им информации делают выбор .одной из альтернатив действия, исходя из того, что они получат в результате и какие усилия они должны будут затратить, чтобы достичь этого результата. То есть, по теории ожидания, человек ведет себя в соответствии с тем, что, по его мнению, произойдет в будущем, если он произведет определенные затраты усилий. Теория справедливости Теория справедливости является одной из наиболее красивых и потому наиболее известной теорией мотивации в западном менеджменте. Ее основные постулаты: 1. Люди оценивают свои
взаимоотношения путем 2. Неэквивалентность вклада и отдачи является источником дискомфорта (вины или обиды). 3. Люди, не удовлетворенные своими отношениями, стремятся восстановить справедливость. Проще говоря, ситуация знакома, наверное, всем: работодатель и работники оценивают свой вклад совершенно по-разному. Сотрудники чувствуют неадекватность того, как их оценивают, и начинают требовать иного к себе отношения. О том, что происходит дальше,
говорят три способа 1. Если человек получает
меньше, чем отдает, он начинает
уменьшать свой вклад. 2. Сотрудники начинают требовать повышения зарплаты, продвижения по службе, повышения премии и т.п. 3. Кардинальный способ
представляет собой разрыв Почему же возникает нарушение справедливости? Существуют четыре причины: 1. Неправильная психологическая валюта. В этом случае или не понимается вклад или он не получает признания. Что хотят работники?
Часто в качестве отдачи они получают только деньги. Возможно, прежде чем сделать свой вклад в отношения, стоит подумать, что является ценностью для другого человека, и предлагать ему именно это. 2. Другой причиной, в силу
которой трудно сохранить 3. Скрытые внутренние
ожидания. Благословен тот, кто
ничего не ждет, т. к. ему
не грозят разочарования. Мы
быстро привыкаем к тому, что
те или иные наши потребности
всегда удовлетворялись и, 4. Накопление обид. Мы
склонны предоставлять людям
некоторый кредит доверия и
стараемся не замечать И, наконец, самое главное: как может менеджер исправить ситуацию, когда происходит нарушение баланса справедливости? Первое, что нужно сделать,
- внимательно выслушать Обращайтесь с людьми так, как будто они уже такие, какими хотят быть, и вы поможете им стать такими. Менеджер должен передавать окружающим положительные ожидания, вызывать в людях ощущение собственной компетентности, значимости, статуса, уверенности, избранности. Однако, являясь сильным побудительным началом, положительные ожидания не являются гарантом успеха. Если, несмотря на ваши позитивные ожидания, человека постигла неудача, в ней он будет винить и себя, и вас. Люди, имеющие четкие цели, сами их добиваются. Но для того, чтобы поставить точную (не слишком трудную и не слишком легкую) цель, необходимо очень хорошо знать конкретного человека. Вот почему легче ставить цели совместно. Как это ни странно, человек выбирает более сложную цель, чем ему хотят поручить. Справедливость - очень тонкая
грань. Ее поддержание требует Еще одной процессуальной схемой мотивации является модель Портера-Лоулера, однако, в задачи данного исследования не входит подробное рассмотрение всех существующих на данный момент теорий мотивации, тем более, что модель Портера-Лоулера содержит в себе черты теории ожиданий и теории справедливости. Нашей целью было выявить общее и различное во всех мотивационных теориях, которые уже стали классическими в теории управления. Однако, если присмотреться повнимательнее, эти теории несут в себе явный отпечаток психологизма, т.е. пытаются оценить мотивацию лишь из психологических особенностей или процессов, происходящих внутри человека. Но такой метод не совсем корректен если речь идет о мотивационных процессах в организации. Особенностью Раздел 2. Системно-функциональная теория мотивации Разработка концепций
мотивации как структурной Свою оригинальную концепцию
организационной структуры Подуровень простейших производственных организмов появляется в результате особого процеса, который называется органоценоз. Не углубляясь в тонкости концептуальных разработок, укажем лишь, что новизна идеи состоит в том, что на этом уровне противоречие между личностью и обществом протекает в организационной форме, имеющей следующий вид (Рис. 1). Где: ВФИ – внутрифирменная идеология;
ВФСЦ – внутрифирменная Э А И П экономические, антропологические, идеологические и политологические ценности организации, включающие ее в организм страны. Из представленной модели
хорошо видно, что механизм самодвижения
простейшего социального
С истема у правления
П Стимул И Т овар/УслугаВФСЦ П отребностьМотив А ( Ц Е Л Ь ) Э
ВФИ Рисунок 1. Эвристическая модель организма фирмы. Внутрифирменная идеология
есть момент духовного производства
и воспроизводства простейшего
социального организма, а мотивация
выступает моментом материального
производства, в ходе которого работники
предприятий, организаций или учреждений
производят товар или услугу. Стимулирование,
как функция системы Система управления – внутрифирменный орган, который определяет структуру, цели организации, а также пути и способы их достижения, в связи с чем имеет возможность воздействовать на все структуры организации. Стимул – это прямое (чаще всего материальное) воздействие на человека. Стимул характеризуется тем, что он дает лишь побудительный толчок к поведению, не определяя в какую сторону будет направлена активность работников. Направленность производственного поведения будет определяться также внутренним отношением работников к исполняемым обязанностям, а это уже определяет мотив их трудовой деятельности. Мотив – ценностное отношение человека к своей работе в организации, внутреннее побуждение, существующее на основе ценностей как личных, так и организационных. Н
Рисунок 2. Функциональная модель мотивации. Здесь общественная потребность представлена как начальное звено функционирования всей системы. Выступая как основа саморазвертывания всего организма фирмы, она является внешним толчком к ее функционированию. Потребности общества в данном случае делают необходимой и возможной любую мотивацию вообще. Личные потребности выступают
также основой и базой Эти потребности имеют многоуровневый, иерархичный характер, о чем еще говорил А. Маслоу и зачастую могут вступать в противоречие не только с потребностями общества, но и внутри своей иерархии. Выделяют следующие уровни потребностей, которые заучаствованы во внутрифирменной деятельности:
Снятие противоречия между
общественными и Такое разрешение противоречий
возможно лишь при предварительной
«обработке» индивидуальных целей
в системе внутрифирменных Результат труда является материальным показателем эффективно или неэффективно построенной мотивационной среды в организации. Это продукт, который организация получает на выходе. С получением результата можно говорить о завершении цикла функционирования мотивационной структуры. Здесь либо полностью удовлетворяется какая-либо потребность(что бывает крайне редко) и исчезает сама необходимость дальнейшего существования организации, либо начинается качественно новый виток, т.е. обратная фаза функционирования мотивационного процесса. Важнейшую роль в этой схеме играет система управления, которая координирует практически все процессы, происходящие в организации. В мотивационной сфере ее функции можно свести к трем основным: стимулирование, обучение, оценка. Прежде чем рассмотреть эти функции следует оказать, что мотивация, как и все остальные структуры организации, также требует централизованного управления. Это управление может осуществляться через властные полномочия, через традицию и через личное влияние. Стимулирование – это основное и прямое воздействие системы управления на мотивационный процесс. Однако при этом нужно учитывать и внутреннюю мотивацию сотрудников фирмы. Разделение мотивации на внешнюю (т.е. прямое стимулирование) и внутреннюю, которое имело место раньше уже не актуально сегодня, равно как и разделение управленческой парадигмы на японскую и американскую. Сегодня большинство фирм руководствуются формулой: стимулирование с целью роста производительности плюс личный интерес к работе. Обучение – это очень
тонкая и многогранная функция системы
управления, которая означает воздействие
на внутрифирменную систему Оценка означает осуществление надзора и контроля за реализацией целей информации, которая одновременно выступает индикатором эффективности стимулирования и обучения работников. Существенным замечанием будет также то, что во всех воздействиях системы управления должна присутствовать обратная связь для четкого реагирования на все изменения. В целом к функциям системы мотивации в организационной структуре можно отнести:
Таким образом, нам удалось выяснить, что мотивация выступает в организации как раз тем стержнем, который пронизывает все ее уровни, позволяет всем органам взаимодействовать между собой и обеспечивает нормальную жизнедеятельность системы в целом. Раздел 3. Проблемы теории и практики мотивации в Украине. Сам термин «мотивация труда» относительно нов для отечественной науки, хотя и на практике тоже не является пока что слишком популярным. Поэтому неудивительно, что такое малое количество научных статей посвящено данной проблеме. Хотя о том, что сейчас в Украине жизненно необходимы новейшие и действенные теории мотивации спорить мало кому придет в голову. Каково же в действительности состояние теории мотивации в Украине, если учесть что на практике эта проблема еще долго будет ждать своего разрешения. Учитывая то, что наряду с другими немаловажными проблемами в отечественной науке пока что малое внимание уделяется мотивации, особенно интересной будет статья доктора экономических наук Бугуцкого А.А. [4, 19] Суть сегодняшней практики мотивирования работников можно отразить в условной схеме соотношения факторов мотивации и зависящего от них роста производительности труда. Фактором мотивации в данном случае будет выступать любой аспект деятельности, прямо или косвенно воздействующий на результативность труда.
Как видно из этой таблицы,
наиболее существенное воздействие
на производительность труда оказывает
именно внутренняя мотивация личности.
Если рассматривать схему
Сегодняшнее положение вещей
в украинской экономике красноречиво
свидетельствует о Личный, внутренний интерес к работе также существенно снизился наряду с разрушением моральных стимулов труда, которое было связано с девальвацией общественных ценностей в целом. Ввиду аномии и роста недовольства большинства населения своим социальным статусом увеличивается склонность к личному труду и недоверие к коллективным производственным отношениям. Пока государство не в состоянии обеспечить большинству работающих социальную защищенность, бесплатное повышение квалификации и т.д., будет неизбежно падать популярность государственных предприятий. Тогда как фирмы, которые смогут обеспечить своим работникам условия для социальной адаптации, выработать новые ценности труда, тем самым существенно повысят свой мотивационный потенциал. Заключение. В ходе данного исследования удалось выявить следующее:
Список использованной литературы
|
Зак